|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Значение конструирования в формировании личности ребенкаКонструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других. Каковы же некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности взрослых, особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей? Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерна тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов. Конструктор должен уметь представить не только структуру машины, конструкции, но и техническую сторону их: как, с помощью чего скрепляются части? Какая из них является основной для всей конструкции? Какими средствами достигается подвижность частей, конструкции в целом? Как размещаются все части конструкции не только во фронтальной плоскости, но и в пространстве трех измерений? Конструктивно-техническая деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим точный расчет, продуманность, при выполнении ее требуется определенная последовательность и точность в работе. Любая неточность ведет к серьезным просчетам. Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерно развитое пространственное воображение, выражающееся в способности к произвольному оперированию образами пространственного воображения в соответствии с поставленной целью. Прежде чем сконструировать новую машину, создатель должен отчетливо представить ее и мысленно проследить за работой машины. Только убедившись в удачном решении конструктивной задачи в целом, конструктор дает согласие на претворение мысленно созданного в реальный продукт.
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью и графикой Общие положения ознакомительной работы Дети дошкольного возраста по-разному воспринимают произведения живописи, поскольку живопись требует длительного сосредоточения при изучении деталей картины, для того чтобы выделить целостность живописного образа. Поэтому знакомство детей с художественно-выразительными образами рекомендуется начинать с рассматривания иллюстраций детских книг, которые служат первыми средствами постижения основ изобразительной грамоты. В процесс ознакомления дошкольников с живописью и графикой решаются следующие задачи: 1. Вызвать интерес у детей к произведениям живописи и графики, а также образам, раскрываемым в их произведениях. Стимулировать желание внимательно рассматривать произведения живописи и графики, эмоционально откликаться на настроение художественно-изобразительного образа и учиться чувствовать красоту. 2. Формировать у детей представление о способе отражения окружающего мира, передаче художником своего отношения к этому миру, внутренних переживаний, чувств. 3. Познакомить детей с выразительными средствами живописи и графики, благодаря которым становится возможным создание художественно-изобразительного образа на плоскости. 4. Обогатить словарь детей понятиями изобразительной грамоты, которые дошкольники могут активно использовать в своих эстетических оценках и при анализе произведений. Дети передают в рисунке все то, что видят вокруг (небо над головой, землю внизу, под ногами), но они не способны фиксировать взглядом пространство неба от края горизонта в высь небесного купола. Это связано с тем, что ребенок, живущий в городской местности очень долго, может не видеть линию горизонта, а поэтому ему бывает сложно передавать на своем рисунке пространство. В этом случае произведения живописи способствуют ликвидации данного пробела в знаниях. “Если научное наблюдение иногда называют “думающим восприятием”, то эстетическое восприятие можно назвать “чувствующим восприятием”, эмоциональным восприятием. Понять художественное произведение – значит почувствовать, эмоционально пережить его и на этом основании поразмыслить над ним” (Теплое Б. М. Избранные труды: в 2 т. – М., 1985. – Т. 1. – С. 20). Именно через эмоциональное, чувственно-конкретное содержание дети воспринимают произведение. Однако не всякое восприятие является эстетическим. Эстетическое восприятие обусловлено не только наличием внешней гармонии, но и раскрытием внутреннего смысла. В старшем возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для формирования эстетического восприятия содержания картины. С возрастом изменяется характер воображения, увеличивается объем образной и логической памяти. Чем старше становятся дети, тем осознаннее они подходят к анализу произведений живописи. Однако для того чтобы дошкольники научились анализировать содержательную и художественно-изобразительную стороны живописных образов, необходимо вести планомерную работу, начиная с младшей возрастной группы. На основе наглядно-действенного мышления у детей формируются наглядно-образные формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, образа. Развиваемое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать свои суждения и делать выводы. Ребенок-дошкольник достаточно легко может установить связи между предметами и явлениями, отображенными в произведении, но значительно труднее он раскрывает пространственные, временные отношения, композиционные закономерности. Уровни восприятия дошкольниками произведений живописи (См.: Кузин В. С. Психология: учебник. – М., 1997): Первый уровень – эмоционально-личностный, который обусловлен личным отношением ребенка к произведению, он характеризуется первой эмоциональной реакцией на увиденный образ, связан с эмоциональным опытом самого ребенка, на основе которого формируются знания, умения и навыки. Второй уровень – личностно-эстетический. Дошкольники демонстрируют эстетическое отношение к произведениям живописи, дают им оценку с точки зрения содержания, художественной выразительности образов. А главное – на этом уровне проявляется способность детей соотносить воспринимаемый образ с внутренними эстетическими установками. Третий уровень – созидательно-преобразовательный. Дети стремятся перенести усвоенные знания и полученные эстетические впечатления в собственное творчество. Именно по этому уровню можно судить о степени эстетического воздействия на детей воспринимаемых произведений. Условия формирования эстетического восприятия и отношения детей дошкольного возраста к произведениям живописи и графики: 1. Наличие у детей интереса и эмоционально-эстетического отклика на воспринимаемые живописные и графические образы. 2. Доступность произведений восприятию и изучению детьми дошкольного возраста. 3. Яркая эмоциональная выразительность образов в произведении. 4. Соответствие содержательной стороны произведений возрастным и индивидуальным особенностям детей. 5. Учет эмоциональной стороны восприятия живописи при определении задач и схемы анализа дошкольниками произведений живописи и графики. 6. Профессионализм педагога. 7. Эстетическое оформление используемого демонстрационного материала и его разнообразие. 8. Соответствие содержания, структуры художественно-изобразительного образа характеру и задачам ознакомления. 9. Соблюдение педагогом педагогических принципов (научности, систематичности, вариативности, последовательности, целесообразности, природосообразности, преемственности) в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи и графики. Сформулируем некоторые эстетические потребности: – усвоить своеобразие произведений живописи и графики с целью изучения их выразительных средств; – познания с помощью произведений живописи и графики многообразия реального мира и способов его отображения на плоскости; – в сотворчестве с автором художественного произведения живописи или графики; – интерпретировать произведения живописи и графики, переводить их из одного ряда восприятия в другой с целью раскрытия структуры художественно-изобразительного образа; – в собственном творчестве на основе воспринятых произведений живописи или графики. Принципы отбора произведений изобразительного искусства: – произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по форме выражения; – художественные образы картин, понятные детям, соответствующие особенностям их художественно-эстетического восприятия, опыта и интересов, оказывающие эмоциональное воздействие, вызывающие живой отклик, ассоциации и интерес; – картины, разнообразные как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка; – учет принципа сезонности, краеведения при подборе картин. Прежде чем рассматривать то или иное сезонное, временное, погодное явление, изображенное художником, следует дать детям возможность пронаблюдать его в жизни, а после этого обратить внимание дошкольников на то, как художник передал это явление в своей картине. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |