АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности творческих проявлений и способностей детей

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  3. I. Рвота, причины рвоты. Особенности ухода при рвоте: пациент без сознания, в сознании, ослабленный. Возможные осложнения.
  4. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  5. IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  6. V. Особенности развития предпринимательства
  7. V3: Основные черты и особенности политики военного коммунизма
  8. VI. Меры обеспечения безопасности детей на воде
  9. А. Основные особенности административной ответственности коллективных субъектов (организаций)
  10. А.2. СИЗ органов дыхания для детей.
  11. Аграрная реформа 1861 г., ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях.
  12. Агрегатный индекс цен: особенности построения с учетом разных весов

Наверное, все педагоги знают как важно, чтобы на уроках изобразительного искусства детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта?

Как видно из опыта работы, одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственнсть детского восприятия и деятельности.

Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно изучать, не для того, чтобы унифицировать манеру изображения, а чтобы эффективно организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у каждого ребенка складывается свой стиль, проявляется собственный творческий почерк.

Индивидуальный подход - одно из важных условий развития личности ребенка, который базируется на знании специфических особенностей каждого ребенка. Одни дети спокойны, уравновешенны; все, за что берутся, делают серьезно, основательно. Другие дети подвижны, легко возбудимы, у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое. Индивидуальные различия определяются также способами восприятия, которыми овладел ребенок. Есть дети, которые, посмотрев на предмет, как бы сразу делают с него снимок, что в дальнейшем помогает им создавать отчетливые изображения. Другие не выносят из краткосрочного восприятия достаточно ярких представлений и испытывают затруднения при воспроизведении объекта. Все особенности тесно связаны с индивидуальным сенсорным опытом детей и сказываются на содержании работ. Например, по-разному относятся дети к передаче в рисунке цвета. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других цвет как бы не существует, они все решают одним тоном. Различается и манера исполнения рисунка: одни рисуют достаточно крупно, создают обобщенное изображение, лишенное деталей, у других предметы получаются маленькие, зато прорисовываются характерные особенности. Движения рук детей отличаются различным характером: силой, быстротой, размахом, слитностью или, наоборот, прерывистостью.

Индивидуальные различия проявляются и в самом характере действий детей в процессе рисования, что связано с особенностями развивающейся личности.

Одни дети работают смело и уверенно даже тогда, когда их навыки и умения находятся на невысоком уровне. Им приносит радость сам факт активного действия. Они не требовательны к своей работе, их устраивает любой рисунок. Создав изображение, даже очень несовершенное, такой ребенок не выражает желания что-то дополнить, исправить в нем. Другие дети требовательны к себе, не сдают рисунки, пока не изобразят задуманное. Как правило, они самостоятельны и не обращаются ко мне за помощью, хорошо овладевают изобразительными навыками и умениями; у них хорошо развито восприятие, большой запас представлений. Чаще всего их рисунки интересны, выразительны, разнообразны по содержанию, а если что-то получается не так, как хотелось, эти дети особенно не огорчаются, но ошибки и промахи запоминают и в дальнейшем стараются их не повторять. Некоторые ребята переживают неудачи, но зато преодоление трудностей, исправление ошибок вызывают у них радость. С моей стороны требуется лишь поддержка их уверенности. Иногда мне нужно только вовремя подсказать, как исправить ошибку, улучшить рисунок, уточнить детали, внести дополнение. Я стараюсь приучать детей к самостоятельности, быть активными. Вселяю в них уверенность, сознание того, что они смогут всё выполнить, как следует. Развиваю у детей стремление выполнить рисунок полнее и лучше, обращаю внимание на недостатки их работ. Я считаю, что необходимо отмечать даже самые успехи детей при всех во время просмотра работ. При анализе учитываю, какие усилия вложил в работу тот или иной ребенок.

Просмотр и анализ детских работ - важное условие успешного развития детсккоо изобразительного творчества. Рассматривая свои и чужие творения дети прежде всего должны получить удовольствие от них. Поэтому я обращаю внимание детей на то, какими замечательными получились работы, предлагаю полюбоваться ими, отмечаю, что делает изображения красивыми: необычное цветовое решение, интересная композиция, удачное выполнение характерных деталей, разнообразие замыслов.

Просмотр и анализ работ ценен прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности. Рассматривая с детьми их работы, я побуждаю их к рассказам и оценкам. Таким образом, ребята продолжают учиться решению изобразительных задач.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детских работ которые я систематически организую. При этом я выставляю произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо владеет навыками изобразительной деятельности.

33. Скульптура. Средства выразительности скульптуры.

Скульптура - это вид изобразительного искусства, в котором, так же как и в других видах, художник выражает свое мировоззрение, идеалы эпохи, создавая образ в своеобразных формах. Она дает объемно-пространственное изображение и может быть выполнена как в мягком материале - глине, пластилине, так и в твердом - дереве, камне. Скульптуру в мягком материале называют лепкой, пластикой, в твердом - ваянием.

Своеобразие скульптуры проявляется в содержании и в средствах выражения. Основным ее содержанием является изображение прежде всего человека.

Объектами скульптурного изображения могут быть и животные. Так, скульптор-анималист В. А. Ватагин посвятил свое творчество изображению животного мира.

Чем же вызвана эта специфическая сторона содержания скульптуры? Форма всех живых существ характеризуется объемностью, пластичностью, гармоничностью частей, многообразием движений. Спецификой скульптуры является возможность передавать все особенности формы с разных сторон. Неживая природа, среда, окружающая человека, изображаются в пластике крайне редко. Растения, вещи и прочие предметы иногда включаются в скульптуру как детали, дополняющие основной образ, или служат декоративными элементами. Показ неживого предмета, в особенности машины, крайне не благодарен - это всегда шестерня, которая не крутится, это ремень, который не тянет. Для скульптуры важно изобразить внутреннее состояние человека, управляющего этими машинами.

И скульптор, и живописец изображают объемность предметов. В живописи это выражается на плоскости, имеющей два измерения, благодаря чему живописцу приходится пользоваться условными средствами в передаче объема. Иллюзию трехмерности ему помогает создать правильное использование света и тени.

Скульптурные произведения существуют в пространстве и обладают реальной объемностью. Эта особенность отражается и на восприятии зрителем. Обходя скульптуру со всех сторон, он воспринимает ее с разных позиций; рассматривая с одной позиции, он не может представить себе ее решение в целом.

Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное пространство.

Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет.

Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения в скульптуре – человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.

Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Нет случайности в том, что одна работа выполняется в дереве, другая – в мраморе, третья – в бронзе. Бронза, например, дает возможность большой детализации; дерево обладает пластичностью, мрамор – теплотой, камень – образным обобщением. Однако работа не сразу появляется в материале. Вначале скульптор уточняет свой замысел на бумаге, затем лепит в глине, пластилине или гипсе. И лишь после этого переводит замысел в окончательную жесткую пластику выбранного материала.

Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Эта особенность мрамора использовалась древними художниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечивающий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передает нежность и упругость тела женщины.

Скульптура как вид искусства имеет большую художественную и историческую ценность в эстетическом воспитании. В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несущий на себе печать всего предшествующего и последующего. Пластическая выразительность скульптуры передает красоту движения и тела и способна оказывать сильное эмоциональное влияние на человека.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)