|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 10. Общество: основы философского анализа10. 1. _Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая модель Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира. Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая "безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена. Все это превращает системное философско-социологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии. Понятно, что философско-социологический анализ общества не должен вести к узурпации прав и территории других наук об обществе. Это должен быть именно философский анализ общественной жизни под углом зрения основного вопроса философии, с позиций выявления не частных, а общих законов движения и развития общества и т. д. Исходным пунктом философского анализа общества, построения его теоретической, идеальной модели является рассмотрение общества как особой, специфической подсистемы объективной реальности. Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего. Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т. е. его движение, реализуется через деятельность. В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими, особенным и специфическим законам. Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т. д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения. Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку она вскрывает и представляет сущность реального общества, индивидуальное оставлено в стороне, связи и зависимости представлены в чистом, свободном от деталей и случайных наслоений виде и т. д. Основания выработки подобной модели в различных философских учениях неодинаковы. В основном можно говорить о трех главных позициях. Натурализм в своих построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями (кровообращение - торговля, головной мозг - правительство). Идеализм в своих моделях общества исходит из духовного, идеального начала. Так, Н. А. Бердяев утверждает, что историческая действительность есть "... особая и высшая духовная действительность" (Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. С. 14). Наконец, материалистическая модель имеет своим исходным моментом социальную форму материи. Но возникает законный вопрос: зачем нужна подобная логизированная модель общества? Прежде всего она задает исходные принципы подхода к изучению реальной истории общества. Она дает вместе с тем руководящую нить, позволяющую сознательно продвигаться в лабиринте фактов, событий и т. д. Логическая схема, естественно, беднее живой истории, но она схватывает ее суть, что и позволяет, отталкиваясь от этой сущности, глубже разобраться в конкретном историческом материале, помогает найти правильное решение той или иной проблемы, вставшей на повестке дня в определенной конкретной ситуации. Философская методология сама по себе не претендует на непосредственное раскрытие причин тех или иных социальных процессов и явлений во всем их конкретном многообразии, но она помогает правильно поставить проблему и дает ориентиры в научном поиске ее решения. Взять хотя бы соотношение материальной основы общества и сознания. Различное решение вопроса об этом соотношении - необходимый компонент построения идеальной модели общества. Если за исходное берется сознание и в нем видится конечная причина всего происходящего в истории, то это один исходный пункт в анализе определенной ситуации, а значит, и в решении той или иной возникшей проблемы. Напротив, если за основу общества берутся его материальные устои, то и результаты анализа и предлагаемые пути решения той же проблемы окажутся совершенно иными. Все это превращает выработку идеальной модели общества в задачу первостепенной важности. Понятно, что речь идет не об использовании теоретической модели общества как мертвой схемы, под которую остается лишь подгонять живые факты, а тем более не о ее применении для оправдания сомнительных установок тех или иных деятелей, случайно оказавшихся у кормила правления. Речь идет о том, чтобы философско-социологическая теория общества, его идеализированная модель применялись в ходе конкретного анализа каждой конкретной ситуации как путеводитель в сложных лабиринтах общественной жизни. В процессе выработки теоретической модели общества мы будем двигаться от наиболее общих, абстрактных построений ко все более конкретным и богатым по содержанию. Сделаем лишь самые первые шаги на этом пути. Начнем с самого общего: что такое общество? Ясно прежде всего, что общество - это определенная целостность, особая подсистема объективной реальности. Но если это система, то ее основу как всякой системы составляют элементы, требования к которым должны, по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать простота, во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах системы и, в-третьих, они должны выступать в качестве своеобразных первокирпичиков системы. Что же это за элементы? Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как субъект истории, выполняющий эту роль действительно на всех этажах общественного здания. Можно сказать, что человек- это главный, краеугольный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной системы - общественные отношения, складывающиеся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Именно деятельность как способ существования социального объединяет социальные атомы, цементирует их, превращая через систему общественных отношений простую сумму индивидов в нечто большее - в некоторую органическую целостность, в общество. Но что такое общественные отношения? Общественные отношения это многообразные связи между членами общества, социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной жизни и деятельности. При этом общественные отношения не однородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания общественные отношения. К их числу в первую очередь относятся производственные, экономические отношения (наряду с этим могут быть выделены и такие виды материальных отношений, как организационно-технические и социально-бытовые). Вторичный уровень образуют идеологические отношения, которые в отличие от отношений первого уровня складываются, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Но к этим проблемам мы еще вернемся в дальнейшем, здесь же подчеркнем еще раз: человек, деятельность, общественные отношения - такова триада определяющих элементов общества как системы. Таким образом, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. 10. 2. _Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу Выше были очерчены исходные принципы выработки философско-социологической модели общества. Обратимся к ключевой проблеме формирования диалектико-материалистической концепции общество к поиску материального основания общества и решению вопросов о соотношении этого основания с сознанием. Сложность решения этой задачи связана уже с тем, что история общества, его развития есть результат деятельности людей, наделенных сознанием. В итоге при анализе общественных явлений возникает своеобразный оптический обман: кажется, что в обществе все происходит совсем не так, как в природе, что здесь первопричину всего происходящего следует искать, в отличие от природы, не в материальных основаниях, а в головах людей, в их воле, в их мыслях и желаниях. Условия и предпосылки для выработки материалистического понимания истории подготавливались и развитием общественно-политической мысли в конце XVIII века и в особенности сдвигами, происшедшими в обществе с переходом к капитализму. Их суть состояла в том, во-первых, что капитализм обнажил материальные, экономические основания общественной жизни, которые при феодализме были скрыты под идеологическими наслоениями. Во-вторых, наряду с этим, при капитализме ускорился, причем многократно, ход истории, что в определенной степени облегчило проникновение в механизм развития общества и действия его движущих сил. Все это и дало возможность открыть подлинную основу общественной жизни в социальной форме материи. Сыграл свою роль, в частности, и тот факт, что с развитием общества, с радикальными изменениями условий жизнедеятельности людей менялись сами люди и их взгляды, теоретические концепции. Суть зависимости сознания от бытия Маркс выразил: так: "Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни". Но что же представляет собой социальная материя, объективная общественная реальность, то, что обычно характеризует как реальный процесс жизни людей? Главные условия, которым должна удовлетворять эта объективная реальность, эта основа общества, по-видимому, должны быть следующие: во-первых, она не должна быть духовной субстанцией; во-вторых, должна складываться независимо от сознания, в-третьих, определять общественное сознание. Попытаемся найти основные составляющие этой основы общества, причем такие, которые отвечали бы очерченным выше условиям. Ядро этой особенной формы материи образуют материальное производство и отношения, складывающиеся в его процессе, то, что Маркс характеризовал как "способ производства материальной жизни". Наряду с этим к материальной основе общественной жизни относится и воспроизводство самих людей, а значит, и потребление как условие воспроизводства, а также материальная сторона быта, природная среда и народонаселение. Именно эту, материальную сторону общественной жизни, очевидно, и имел в виду Маркс, когда он вел речь об общественном бытии и об определяющей роли этого бытия по отношению к общественному сознанию. Общественное же сознание, в свою очередь, представляет собой осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Бытие общества включает в себя и материальные, и духовные явления. Социальное, общественное вообще всегда содержит в себе и материальную сторону, и сторону духовную. Вот почему, когда мы ведем речь об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, это бытие следует понимать лишь как социальную форму материи. Наряду с этим необходимо уточнить понятия материального и идеального применительно к общественной жизни. Материальное здесь существует не только в его привычной, вещной, предметной форме, но и в виде материальных, прежде всего производственных отношений. Что касается идеального, то оно в обществе представлено не только в виде мыслей, чувств, взглядов определенных людей, т. е. в виде явлений индивидуализированного сознания, но наряду с этим и в виде объективированного духовного, т. е. в форме идей, мыслей, ценностей, смыслов и т. д., материализованных в вещах, книгах, учреждениях, произведениях искусства, а также в виде своеобразной общей духовной атмосферы, складывающейся в обществе в виде нравственных нормативов, правовых установок и т. д. Материалистическое решение вопроса о состоянии социальной формы материи, общественного бытия и общественного сознания не только противопоставляет материализм идеализму в понимании истории, но и дает возможность распространить на явления общественного сознания принципы социального детерминизма, причинной обусловленности явлений. Тем самым создаются условия для научного анализа духовной жизни общества, объяснение явлений сознания из особенностей общественного бытия. Так, сословная иерархия, отличающая феодализм от капитализма, во многом объясняет своеобразие сознания феодальной эпохи, где не могло быть и речи об идеях свободы, равенства, справедливости, свойственных периоду становления буржуазного общества. Материалистическое решение вопроса об общественном бытии и общественном сознании - важный методологический принцип анализа и тех процессов, которые происходят в настоящее время в нашем обществе. Духовный кризис в обществе стал своеобразным отражением негативных явлений в его материальной основе, так как: уравниловка в сфере распределения, отчуждение людей труда от собственности в условиях тотального огосударствления производства и безраздельного господства командно-административной системы управления экономикой и т. д. И выход из этой ситуации один - осознание противоречий действительности и необходимости ее практического преобразования, а главное - реальное решение этой задачи, переделка как экономического фундамента общества, так и его верхних этажей. Особо следует подчеркнуть, что общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, в то же время имеет внутреннюю логику своего развития, является относительно самостоятельным. Это прослеживается и в преемственности, проявляющейся в развитии его форм, а главное - в обратном воздействии общественного сознания на все стороны общественной жизни, в его активности. Иными словами, вторичность, производность общественного сознания от общественного бытия вовсе не означает его второсортности, а тем более второстепенности его роли в истории. Одна из причин кризисных явлений в духовной сфере нашего общества - низведение диалектико-материалистического понимания истории до уровня вульгарного, экономического материализма, пренебрегающего ролью и значением духовных богатств общества, его интеллектуальным потенциалом, подменяющего научный подход в управлении методом проб и ошибок. ВО времена культа Сталина, в эпоху застоя все это нашло выражение и в массовом истреблении интеллигенции, и в возвеличивании сермяжной псевдонауки типа лысенковской "мичуринской биологии", и в насаждении административно-командных методов в науке, в искусстве, в духовной культуре в целом и т. д. Все это сказалось, причем крайне отрицательно, на развитии и состоянии общественного сознания. Атмосфера страха, искусственных запретов, отсутствие свободы творчества - все это не могло не наложить тяжелого отпечатка на развитие науки и искусства, да и самих общественных наук. Важным условием преодоления кризисных явлений в духовной сфере является поэтому восстановление в правах подлинно диалектико-материалистического понимания истории, признание действительно великой роли духовных факторов в историческом процессе. Одна из ключевых проблем сегодня - снятие всех препон на пути возвышения интеллектуального потенциала общества, создание атмосферы творчества во всех областях духовной жизни, поскольку без этого нам не решить всей суммы задач по переделке экономических основ общества и его социально-политической надстройки. 10. 3. _Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма Мы уже отметили, что историю творят сами люди, что именно они являются подлинным субъектом истории. Практическая деятельность, общественно-историческая практика - вот тот фактор, который обеспечивает движение человеческого общества и лежит в основе его истории. Это прежде всего материально-производственная практика, образующая фундамент общественной жизни, это социальная практика, суть и смысл которой состоит в преобразовании общественных отношений, наконец, эксперимент как особый вид практики, практики научной. Именно практика как предметная материальная деятельность, преобразующая природу и общество в целях удовлетворения общественных потребностей, и составляет ядро общественного бытия, основной способ существования и развития общества. Вместе с тем в общественной практике органически слиты объективное и субъективное. Практика объективна как предметная, материальная преобразующая деятельность людей, но она в то же время всегда дана в единстве с субъективной стороной, поскольку это деятельность преследующего свои цели человека, т. е. деятельность осознанная. Общество - самоизменяющаяся и саморазвивающаяся система. Источники его саморазвития (как и развития мира в целом) заключены в диалектических противоречиях, приобретающих в обществе характер специфических, социальных противоречий. Ядро же самодвижения общества образует деятельность, выступающая в качестве способа существования социального, поскольку всякое изменение общества реализуется через деятельность. Деятельность - основная и решающая сфера проявления социальной активности субъектов истории, начиная с отдельных индивидов и кончая человечеством в целом. Но что же побуждает людей к деятельности, питает их социальную активность? Социологи до Маркса, полагали, что все дело в свободной воле, в желаниях, мыслях и идеалах, которые рождаются в головах людей и движут их поступками, их действиями. Здесь есть доля истины. "Все, что приводит людей в движение, - справедливо отмечал Ф. Энгельс, - должно пройти через из голову". Но сами воля, желания, мысли людей детерминированы материальными факторами, за ними следует видеть их материальную объективную основу в виде потребностей и интересов масс, социальных групп, отдельных личностей. Роль потребностей и интересов в побуждении к деятельности отчетливо просматривается в самое ее структуре, основными соподчиненными элементами которой выступают: потребность интерес - цель деятельности - ее мотив - собственно деятельность результат. Обратимся к анализу роли и значения исходных звеньев этой цепочки - потребностей и интересов. Потребность выступает как исходный момент в пусковом механизме развития общества. Потребность - это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности выступают в качестве внутреннего побудителя активности. Это верно по отношению к биологическим (витальным) потребностям (в воздухе, воде, пище и т. д.), и еще более правильно по отношению к потребностям социальным, которые, как известно, производятся также, как и предметы для их удовлетворения. При этом объем и характер потребностей зависят как от уровня развития общества и общественного производства, так и от условий деятельности и места различных групп людей в системе общественных отношений. В обществе складывается своеобразная иерархия потребностей - основу этой иерархии составляют материальные, прежде всего экономические потребности, они определяют потребности духовные. Потребности через потребление диалектически связаны с производством. Потребление не только удовлетворяет потребности, но и воспроизводит их, побуждая к повторению производственного цикла, превращает производство в постоянный процесс, в воспроизводство. При этом производство и потребление в их диалектической взаимосвязи обеспечивают не только удовлетворение потребностей, но и их развитие. В истории общества в целом прослеживается действие закона возвышения потребностей. Действие этого закона обнаруживается в том, что повторение циклов общественного производства приобретает характер расширенного воспроизводства, поступательного движения производства, а значит и общества. Поэтому возвышение потребностей выступает как одна из важнейших движущих сил истории. Через возвышение потребностей разрешается противоречие между производством и потреблением с тем, чтобы вновь быть воспроизведенным и вновь разрешенным и т. д. Общественные потребности не ограничиваются индивидуальными потребностями, вновь выступают и как потребности социальных групп, общества в целом. Они и побуждают не только отдельные личности, но и большие группы людей либо поддерживать старое, либо выступать за его устранение, за утверждение нового, побуждают к разрешению назревших противоречий. При этом потребности выступают и в конечном счете осознаются как интересы. Интересы выражают отношение общества, данного класса, социальной группы ко всей совокупности общественных институтов, материальных и духовных ценностей на определенном этапе развития. Можно сказать, что интересы представляют важнейший элемент механизма, посредством которого объективные, сложившиеся в обществе потребности осваиваются социальными группами, социальными силами и превращаются в мощный фактор, побуждающий их к социальному действию. Интересы имеют объективное основание в системе общественных отношений. "Экономические отношения каждого данного общества проявляются, - писал Ф. Энгельс, - прежде всего как интересы". Поскольку положение социальных групп, индивидов в системе общественных отношений неодинаково, различны и их интересы. Больше того, на каждом этапе истории складывается сложная, многомерная система интересов. Прежде всего многообразие мест в системе общественных отношений определяет существование целого веера интересов различных классов и других социальных групп, этнических образований, социально-профессиональных групп, групп социально-демографических, региональных образований и т. д. И на каждом уровне нет мертвого тождества интересов, а наоборот - всегда есть различия, достигающие нередко уровня противоположности. Многообразие интересов характеризует не только этот, горизонтальный срез, но и срез вертикальный. С одной стороны, интересы всегда разделяются по степени их существенности для того или иного субъекта. Особо важные интересы, с которыми связано само существование данного субъекта, обычно называют основными или коренными. Правильное определение веса и значения интересов предельно важно в политике, равно как и для трезвой самооценки личных интересов. С другой стороны, система интересов образует своеобразную пирамиду от экономических интересов, лежащих в ее основании к интересам социально-политическим и, наконец, венчающим эту пирамиду интересам духовным. Сложность взаимосвязей и системы детерминации в этой своеобразной иерархии требует в каждый период истории конкретного анализа. Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению движущих сил развития общества на разных этапах истории. Будучи пружиной самодвижения социума, приводя в движение субъектов исторического процесса интересы способствуют обновлению общества и лежат в конечном счете в основе собственного самоотрицания. Смена общественных форм, смена этапов истории - это и переход от одной системы общественных потребностей и интересов к иной, соответствующей новому состоянию общества. А сам этот переход осуществляется в процессе практической, преобразующей деятельности, подчиненный реализации определенных общественных потребностей и интересов. При этом на всех ступенях практики, начиная с осознания потребности и вплоть до результата, присутствует и субъективное начало. В природе действуют слепые, стихийные силы, они сталкиваются, начинается жизнь природы. Совсем не так обстоит дело в обществе. Движение истории определяется практической деятельностью, в которой материальное, объективное всегда сочетается с духовным, субъективным. Это и порождает неправильное представление о том, что понятие закономерности, "работающее", когда речь идет о природе, теряет смысл, как только речь заходит об обществе, поскольку здесь замешаны сознание, свободная воля и произвол людей - вещи, с идеей закономерности вроде бы несовместимое. Можно ли с этим согласиться? Для ответа на этот вопрос обратимся к соотношению в истории объективных условий и субъективного фактора. Под объективными условиями мы понимаем состояние общества и прежде всего его экономический фундамент, а также его социальную, политическую и духовную сферы. Субъективный же фактор - это более или менее осознанная деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы, классы, партии и отдельные люди. Понятия объективного и субъективного в истории не тождественны понятиям материального и идеального. С одной стороны, к объективным условиям относятся не только материально-предметная среда и материальные общественные отношения, но и духовный климат, духовная атмосфера времени и другие явления, которые отнести к материальным нельзя. С другой стороны, и сам субъект, и его деятельность отнюдь не сводятся к его сознательности, к чему-то духовному, хотя их роль, когда речь идет о субъективном начале в истории, громадна. При всей значимости субъективного начала в истории решения и свободно избранные поступки людей в принципе не могут носить произвольный характер. Это объясняется уже тем, что каждое новое поколение застает определенное состояние общества - известный уровень развития производства, определенную социальную структуру общества, систему общественных отношений, исторически конкретное государственное устройство, наконец, то или иное состояние духовной атмосферы, духовной жизни общества и т. д. В конечном счете объективные условия - это тот трамплин, от которого только и может отталкиваться субъективный фактор, та база, которая предопределяет социально-типичные формы, способы и направления деятельности масс, классов, социальных групп в тот или иной период. Уже поэтому люди не вольны по своему произволу и разумению изменять ход истории. Все это заставляет усомниться в отсутствии определенной упорядоченности и даже закономерности исторического процесса. Но к чему же в таком случае сводится роль субъективного фактора - сознательной, целенаправленной деятельности людей? Прежде всего к учету реального положения вещей, реальных возможностей, сложившихся в обществе, к выбору одной из этих возможностей и, наконец, к деятельности, направленной на ее реализацию. Иными словами, механизм исторического действия не так прост. Здесь формула "мое желание - закон" не подходит. Конкретное историческое действие не представлено во всех деталях заранее, оно не исключает и других вариантов, но веер этих вариантов ограничен объективными условиями, а в конечном счете исторической закономерностью, определяющей основную линию общественного развития. Это однако, не отрицает всего многообразия деятельности каждого отдельного индивида, его права на свободу выбора, а, напротив, предполагает его способность к выбору целей деятельности и путей их достижения, хотя свобода выбора ограничивается объективными условиями. Как же совместить свободу выбора своих действий и идею объективной закономерности исторического процесса? Линию закономерного хода истории можно представить как своеобразную равнодействующую разнонаправленных действий членов общества. При всей вариативности этих действий объективные условия, как уже отмечено выше, детерминируют типичные для данной эпохи форму и направленность действий преобладающей части участников социального процесса. Историю движут те побуждения, которые приводят в движение большие массы людей, целые народы, а в каждом данном народе, в свою очередь, - целые классы. Так, сливаясь в единый поток, внешне кажущиеся неупорядоченными действия миллионов индивидов дают в итоге достаточно стройную линию закономерного движения истории как естественно-исторического процесса. Учение о закономерном характере общественной жизни, истории и составляет ядро социального детерминизма, противостоящего различным вариантам индетерминистских концепций исторического процесса. Итак, развитие общества - такой же закономерный процесс, как и процесс развития природы. Законы истории так же объективны, как и законы природы, их действие не зависит от воли и желаний людей, люди не в силах ни отменить их, ни вызвать их к жизни по собственному произволу. Но законы истории в то же время существенно отличаются от законов природы. Прежде всего тем, что это особые законы, законы социальной формы движения материи, не сводимые ни к законам физики и химии, ни даже к законам биологии. Законы развития общества реализуются в деятельности людей и через их деятельность. Как законы природы не могут действовать без материи, так и законы истории не действуют помимо людей, хотя сами "деятели" законов могут этого и не ощущать. Еще один существенный момент: в истории большую, чем в природе, роль играют случайности, в силу чего законы истории действуют как тенденции, практически не поддающиеся точному количественному измерению. Наконец, это законы, которые в отличие от законов природы не могут претендовать на титул вечных законов. Время их действия очерчено историческим временем, а если говорить о специфических законах, то еще более ограниченными временными отрезками. Теперь на очереди следующий вопрос. Если, как мы уже отметили, законы истории объективны, то как соотносятся историческая закономерность и сознательная деятельность людей? На первый взгляд кажется, что это вещи несовместимые. Однако такой взгляд поверхностен. Конечно, вряд ли кто взялся бы ускорять наступление лунного затмения, поскольку деятельность людей не имеет к наступлению этого события и законам, управляющим им, ровным счетом никакого отношения. (Как скажем, и созвездие Козерога к судьбе родившегося под эти созвездием субъекта, что, однако, не мешает последнему, особенно в наши дни, притом довольно часто, интересоваться пророчествами астрологов). К законам истории дело обстоит по-иному; их действие реализуется только через деятельность людей и иначе реализоваться не может. Поэтому осознание назревшей общественной потребности, организация, объединение на этой основе усилий определенных социальных сил - все это вместе взятое ускоряет реализацию назревших закономерно преобразований, а сам их закономерный характер не только не умаляет энергии и воли участников этих преобразований, а, наоборот, укрепляет у них уверенность в их осуществлении. Деятельность масс, классов, партий становится подлинно свободной, когда она основана на знании законов истории и сознательной реализации их требований. Поэтому справедлива мысль о том, что чем масштабнее преобразования, которые мы намерены осуществить, тем большую массу людей можно убедить в их необходимости, чтобы сделать их сознательными участниками этих преобразований. Масштабность идущих в стране процессов не вызывает сомнений, и успех дела во многом зависит от их теоретического обеспечения, от сознательности и организованности их участников. Здесь мы сталкиваемся еще с одной проблемой - диалектикой стихийности и сознательности в историческом процессе. Сознательное начало присутствовало в истории всегда, особенно когда речь шла о ближайших целях. А человек не только в далеком прошлом, но и сегодня чаще всего в жизни руководствуется как раз своими непосредственными интересами и целями. В то же время иные крупные события и повороты истории вызревают как бы за его спиной, оказываются чем-то неожиданным и непредвиденным для него, короче говоря, дело дойдет до штурма Бастилии, Декларации прав человека и казни членов королевской фамилии. Все это вызревало исподволь, стихийно, хотя в этот процесс и пытались внести сознательную струю французские просветители. Вместе с тем мы бы погрешили против истины, утверждая, что сознательность, ее роль не проявляется, скажем, в развитии капитализма, в частности, в регулировании движения экономики или в удивительном умении опытного менеджера ориентироваться в сложнейшей конъюнктуре рынка. В целом сфера действия стихийности с ходом истории сужается, а сфера сознательности и организованности соответственно расширяется. Мы рассмотрели целую группу вопросов, касающихся самого механизма исторического развития, и показали, что оно представляет собой закономерный, естественно-исторический процесс. При этом диалектико-материалистическое понимание исторического процесса несовместимо ни с фатализмом, ни с субъективизмом и волюнтаризмом. Да, история развивается по своим законам, однако в ходе истории нет, во-первых, ничего фатального, заранее предопределенного. Но дело еще и в том, во-вторых, что люди вовсе не марионетки, приводимые в движение кем-то или чем-то, неспособные на какие бы то ни было самостоятельные движения, а активные деятели, субъекты истории, способные. опираясь на знание законов, ускорять ее ход либо даже ограничивать сферу действия тех или иных законов и т. д. Не в меньшей мере чужды духу диалектико-материалистического понимания истории субъективизм и волюнтаризм, отрицающие закономерность истории, поскольку ее ход якобы определяют субъективные желания лидеров того или иного движения либо их ничем не ограниченный произвол. Именно субъективизм и волюнтаризм являются теоретической основой авантюризма в политике. Подведем итоги. Диалектико-материалистическое понимание истории имеет своим исходным пунктом установление того фундаментального положения, что основу общества образует особая социальная форма материи, ядро которой образует способ производства материальной жизни. Общественное же сознание отражает эту материальную основу и определяется ею. Эти установки и являются в диалектико-материалистической социологии базовыми при построении идеальной модели общества как системы, первоэлементами которой являются человек, деятельность и общественные отношения. Человек как субъект истории через деятельность реализует свои потребности и одновременно вступает в особые социальные связи с другими людьми - в общественные отношения. Сам исторический, социальный процесс в итоге предстает перед нами как результат деятельности общественного человека и как сама эта деятельность, а потому представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного. Реализация диалектики субъективного и объективного в истории находит свое выражение в закономерности исторического процесса, познание которой лежит в основе сознательной деятельности людей по преобразованию общественной жизни. Таковы те опорные пункты диалектико-материалистического понимания истории, которые были намечены выше. В дальнейшем предстоит существенно обогатить идеальную модель общества, формируемую на основе философского анализа исторического процесса с диалектико-материалистических позиций.
Тема 11. Проблемы материалистического понимания истории
11. 1. _Основные принципы и специфические особенности материалистического понимания истории.
Общество - часть материального мира, социальная форма движения материи. Знание о законах материализма и диалектики в применении к общественным процессам полагает выявить сущность материалистического понимания истории, специфические законы общественного развития. Применение материализма в объяснении исторического процесса дело чрезвычайно сложное и трудное, общефилософские принципы материализма автоматически не ведут к материалистическому объяснению истории. Можно, например признавать, что сознание есть продукт высокоорганизованной материи, что оно вторично, оставаясь при этом идеалистом в понимании истории, считая общественное сознание первичным по отношению к материальному бытию. В обществе действуют конкретные люди, преследующие определенные цели. Будучи сознательными существами, обладающими волей, они стремятся к осуществлению своих интересов. Роль сознания в их деятельности трудно переоценить. Однако наряду с верным отражением действительности, общественное сознание содержит в себе и идеалистические представления. Основной гносеологической причиной существования исторического идеализма является абсолютизация роли сознания (идей) в исторических событиях. Поверхностный, обыденные взгляды на вещи не позволяют проникнуть в сущность происходящего, увязать его с развитием общества в целом и сделать необходимые для себя практические выводы. Тезис "идеи правят миром" не просто жив, но проявляет себя сегодня в безответственных субъективистских, популистских заявлениях и действиях, в стремлении некоторой части общества волюнтаристски разрешать социально-экономические проблемы, не считаясь с объективными закономерностями. Конечно, общество есть продукт исторической жизнедеятельности людей, связанной с человеческим сознанием. Однако все более и более убеждаемся в правильности основного материалистического положения о том, что в конечном счете "не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Общественное же бытие, это прежде всего производство материальных условий жизни человека и те отношения, которые складываются между людьми. Человеческая история - это не только история возникновения и смены философских теорий и политических учений, моральных норм и эстетических представлений, это не только возникновение, расцвет и падение государств, жизнь и деятельность выдающихся личностей. За всем этим лежит некая основа, придающая связь и непрерывность человеческой истории. Такой основой служит материальное производство - необходимое условие общественной жизни. Непреходящая материалистическая ценность марксизма заключается в том, что он не остановился на констатации эмпирической очевидности, а пошел дальше, увидев за повторением событий и процессов подлинные законы развития человеческой истории. В Марксизме содержатся подлинно научные утверждения, прошедшие проверку общественной практики, которые как научные, должны использоваться в объяснении общественных явлений и общественной практике. Ф. Энгельс писал: "… Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор". (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 350-351). Материалистические положения, объясняющие практику не из идей, а идейные образования из практики, являются основой научного подхода к пониманию исторических процессов, познанию объективных законов развития общества. Вот почему анализу материального производства, его источникам и движущим силам, одним словом - проблемам труда в материалистическом понимании истории уделяется исключительное внимание. Познание диалектики производительных сил и производственных отношений позволяет проникнуть в сущность материального производства, понять законы его самодвижения и саморазвития, увидеть, что развитие общества есть естественно-исторический процесс, для которого происходящий по своим особым объективным законам. В не должно быть места ни субъективизму, ни волюнтаризму, ни фатализму. Исследование этих проблем показывает так же, что способ производства является определяющим фактором развития других сфер общественной жизни, определяет социальную структуру общества, его политической организации, влияет на развитие различных форм общественного сознания. Это имеет огромное значение не только для понимания прошлого, но является так же необходимым условием для современной успешной общественно-производственной деятельности людей. Социально-философский материалистический анализ развития материального производства должен помочь обоснованию необходимых путей и средств социально-экономических преобразований в стране,
11. 2. _Материальное производство
Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы: 1) труда, как комплексного социального явления; 2) способа производства материальных благ; 3) закономерностей и механизмов функционирования материально-производственной сферы в целом. Труд - явление сложное, многокачественное и многоуровневое, требующее изучения с самых различных позиций. Важнейшей основой анализа труда является характеристика труда как природного процесса. Природную основу имеет и сам субъект труда - человек, ее сохраняют и все материальные, внешние факторы труда, орудия и средства производства. Но объективные условия труда - не простые предметы природы, а предметы природы уже преобразованные человеческой деятельностью. Сам процесс труда так же опирается на природные преобразования, включает их в себя. Изменяя всего лишь формы природного вещества, он постоянно в процессе этого формирования опирается на содействие природы. Результаты труда - материальные блага, представляют собой обработанное, подчиненное воле человека действие природных закономерностей. Таким образом процесс труда, с самого начала производства и заканчивая произведенным продуктом включает в себя природное основание. Природное в процессе труда выступает не в "чистом виде", оно неразрывно связано с социальным в самых различных "пропорциях". Тем не менее природное всегда сохраняет в труде свое фундаментальное значение. Поэтому есть все основания рассматривать труд и как природный процесс. Сказанное имеет большое значение для диалектико-материалистического понимания общества. Хотя человек в процессе своего общественного развития создал социальный мир, "вторую природу", общество это совсем не отдельное и самостоятельное образование. Подчеркивая природную суть общественного труда мы, тем самым, указываем на неразрывность связи общества и природы. Это ориентирует общество на усиление внимания к вопросам рационального использования природных ресурсов, решению проблем экологии, которые в настоящее время, благодаря интенсивному "наступлению" человека на природу стали глобальными. Очень важно рассмотреть труд и с позиции диалектики материального и идеального. Конечно, в процессе труда следует прежде всего вычленить материальную сторону. Средства труда представляют собой материальные условия производства. Вместе с тем необходимо видеть и роль сознания, идеального как важного и отличительного компонента трудовой деятельности. Если материальность труда в определенной мере связана с природным бытием, то идеальность труда проистекает из того, что это - деятельность человека, общественного субъекта, наделенного сознанием и стремящегося к осуществлению поставленных целей. Труд - это взаимосвязи, взаимопереходы материальной и идеальной сторон. Идеальное через живую деятельность человека материализуется, воплощается в изменении материальных факторов труда. Природа не строит городов и машин - все это продукты человеческого труда, овеществленная сила знания. В свою очередь материальные факторы труда, отражаясь в сознании субъекта, становятся основой нового целеполагания труда. Весь трудовой процесс поэтому, следует рассматривать как развивающуюся, обогащающуюся диалектику материального и идеального, их непрерывного взаимопревращения. Результаты труда так же являются воплощением и материальных, и идеальных факторов труда, материальное и идеальное превратились в разветвленную общественную систему, охватывающую все стороны жизнедеятельности людей. Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, реализации поставленных целей, он есть процесс созидания, положительная творческая деятельность. Продуктами труда являются материальные (продукты питания, жилье, транспорт, одежда, услуги, без которых немыслима жизнь) так и духовные (достижения науки, искусства, идеологии и т. д.) блага. Но продукты труда не исчерпываются материальными и духовными благами. Новые политические, организационные формы человеческой жизни, более эффективные механизмы общественного управления также являются результатами труда. Созидаемые в труде предметы разнообразны, как разнообразны потребности и запросы людей, вся их общественная жизнь. Но труд несет в себе и другой, не менее важный, социальный результат. В процессе труда развивается сам субъект труда, человек. Таким образом человек, общество, общественные отношения являются всегда конечными результатами труда. Только в процессе труда, напрягая постоянно свои физические и духовные силы, ставя перед собой новые более масштабные цели и задачи растет и развивается человек. Роль труда в развитии человека огромна. Труд не только создал человека, но его непрерывно совершенствует. Поэтому действительным богатством, создаваемым в труде, является не только мир материальной и духовной культуры, но и человек - субъект и продукт своей трудовой деятельности. Следует особо сказать об объективности трудовой деятельности. На любом отрезке истории трудовая деятельность развертывается в рамках определенного наличного уровня предметной вооруженности человека, воплощенной в системе орудий и средств производства, в рамках развития самого человека как субъекта труда. Этот объективный уровень и определяет масштабы, возможности его трудовой деятельности. Люди правда, всегда стремятся выйти за пределы достигнутого. Но даже выходя за пределы наличного материального производства, несмотря на полеты фантазии человек практически вынужден исходить все же из возможностей самого этого уровня. Он меняет орудия и средства производства ровно настолько насколько они позволяют это делать, т. е. исходя из объективных условий, достижений своих предшественников. Трудовая деятельность человека многопланова и разнообразна. На этой основе раскрывается вся мощь и сила человеческого разума, воли, желания, целей. Воплощая в жизнь объективные возможности труда, развивая свои способности, люди через свой труд постоянно идут к поставленным ими целям. В этом и проявляется развитие общества, оно раскрывается именно как общество - высшая форма движения материи. Общественный характер труда заключается в исторической его перманентности, непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъекта труда - народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Только труд как совокупная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ является основной причиной общественного богатства. Люди взаимодействуют друг с другом не только в силу общественного разделения труда, что заставляет их, с одной стороны, индивиду анализировать, а с другой стороны, кооперировать свою деятельность, но и потому, что в процессе труда, в своей непосредственной жизненной практике они приобретают и используют знания, навыки, умения, полученные другими людьми, предшествующими поколениями. Они приобщаются к опыту прошлого, т. е. социализируются. Производство всегда является общественным потому, что люди не могут производить не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена этой деятельностью. Каждая ступень общественного производства всегда связана с определенным способом совместной деятельности людей, которая свое реальное выражение получает в развитии общественного разделения труда и его интеграции сначала внутри отдельного предприятия, начинаясь на каждом рабочем месте, а затем продолжаясь в масштабе отрасли, региона, государства и наконец, в системе мирового хозяйства на основе международного разделения труда. Итак, труд, являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой: 1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир; 2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей; 3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний; 4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности. Будучи вечным естественным условиям жизни человека, труд всегда осуществляется в рамках определенной формы общества и посредством нее. Практическое воплощение это получает в таком фундаментальном явлении общественной жизни как способ производства. Производство всегда осуществляется производителей с техникой в процессе их совместной деятельности. При этом первое составляет содержание, а второе - социально-экономическую форму процесса производства. Этот двуединый процесс фиксируется в понятие "способ производства". Оно обозначает тот общественный вид и способ, которым люди производят материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей. Способу производства материальных благ принадлежит особая роль в общественной жизни - он является основным фактором, определяющим развитие взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т. д. Материализм подчеркивает, что в конечном счете именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. история общества рассматривается в первую очередь как история способов производства. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, и как производится, какими средствами труда. Каждый способ производства, развивая способности человека является определенным видом и способом производства субъективных человеческих сил, способом развития производительно действующего индивида. Способ производства в конце концов утверждает и определенный образ жизни людей. В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений. Способ производства определяется как противоречивое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы составляют содержание способа производства, а производственные отношения его форму. Производительные силы - это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Кроме того производительные силы можно характеризовать как одну из сторон развития общественного индивида. Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей. Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе и соответствующем этому базису типе труда. Истории известны три типа труда: ручной, машинный, автоматизированный. Данным типам труда исторически соответствуют и вполне определенные типы общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). К производительным силам относятся все факторы, которые определяют уровень производительности труда: это все субъективные (личностные) и материальные (вещественные) элементы процесса труда, а так же их взаимодействие в производстве материальных благ. К ним принадлежит прежде всего человек, как главная производительная сила с его трудовым опытом, уровнем образования и квалификации, а также средства труда и предметы труда. К производительным силам относят также науку в ее технологическом применении, обобществление производства посредством разделения труда, кооперации, специализации, а также возникающие из них организацию и управление производством. Природные богатства и природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда они благодаря человеческому труду являются элементами общественного производства. Таким образом, производительные силы охватывают весь комплекс различных, взаимозависимых и постоянно развивающихся элементов, которые выполняют специфическую функцию в процессе производства. Основой любой системы производительных сил являются человеческая рабочая сила, предмет труда и средства труда. Рабочая сила, есть совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости (предметы, способные удовлетворить определенные потребности). Использование рабочей силы в качестве осознанной и целенаправленной деятельности именуется трудом. Он может выступать только во взаимодействии со средствами труда и предметами труда. Последние, таким образом, становятся производительными силами только тогда, когда они охвачены человеческим трудом. Предметами труда являются вещи, которые обрабатываются человеком в процессе трудовой деятельности. Предметами труда могут быть: сама природа, насколько она охвачена человеческим трудом; сырье, которое уже отделено от природы; обработанный материал и полуфабрикаты. Предмет труда оказывается, таким образом, вовлеченной в производство и преобразованной частью природы. Предмет труда не пассивный объект, он играет в системе производительных сил определенную активную роль. Он постоянно предъявляет требования к рабочей силе, к инструментам и технологии производства. В условиях НТР эта активная роль предмета труда повышается благодаря развитию науки (химии), появляются совершенно новые предметы труда. Средства труда - есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на этот предмет. Последним источником труда является природа. Человек пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи. В форме средства труда человеком создаются такие силы, которые далеко превосходят его собственные. Без этого общество не могло бы достичь современных успехов в производстве. Состав средств труда весьма разнообразен и меняется от эпохи к эпохе. Главными их элементами являются орудия труда, техника и постоянно развивающаяся по мере усложнения производства инфраструктура, то есть комплекс отраслей хозяйства обслуживающих производство (дороги, мосты, каналы, склады, энергетическое хозяйство, транспорт, получающая все большее развитие компьютерная сеть и т. д. Техника - это прежде всего совокупность различных устройств созданных человеком (машин, инструментов, компьютеров, транспортных средств и т. п.), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в целях развития производства, удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный продукт результат производственной деятельности людей. Она поэтому составляет важнейший элемент производительных сил, определяющих в конечном счете характер и содержание способа производства. Но технику нужно еще понимать и как совокупность различных навыков устойчивых образцов деятельности, особого рода умений. Те или иные устройства, созданные человеком, могут практически применяться для соответствующих целей лишь при наличии определенного уровня профессиональных умений. И, наоборот, навыки, профессиональная подготовка и умения определяются и ограничиваются соответствующим типом и уровнем, созданных человеком устройств и, в свою очередь, содействуют или препятствуют их совершенствованию. Техническая деятельность в условиях НТР носит сложный, противоречивый характер. Но современная техника не просто является "продолжением руки человека", многократным "усилием" его мускульной энергии, но и средством позволяющим выполнять с помощью компьютеров целый ряд интеллектуальных задач. Передавая ряд рутинных интеллектуальных операций компьютерам, человек высвобождается для специфической человеческой, конструктивной и проективной деятельности. Опосредованно через систему общественных отношений техника влияет на весь образ жизни и мировоззрение человека. Таким образом производительные силы всегда образуют систему взаимодействия человечески-субъективных и вещественно-предметных элементов в реально существующем общественном процессе производства. Человеческая рабочая сила создает все производительные силы, организует их взаимодействие. Она осуществляет функцию целеполагания для деятельности и дальнейшего развития производительных сил, роста производительности труда. Вместе с тем технический базис производства предъявляет к человеку свои особые возрастающие требования. С развитием производительных сил происходит и совершенствование механизма их взаимосвязи. Это практически реализуется в разделении и кооперации труда через организацию и управление производством. Процесс труда всегда имел кооперативную основу, т. к. люди могли и могут эффективно производить только постоянно взаимодействуя в труде. Однако, эффективность кооперации всецело зависит от степени разделения труда и развития обмена деятельностью, т. е. от индивидуализации и специализации производителей. Разделение и кооперация общественных производительных сил способствует развитию материального производства и общества и таким образом становится важной производительной силой. Организация и управление развитием ПС так же становится производительной силой, если они всесторонне учитывают разделение (дифференциацию) и обобществление (интеграцию) труда в соответствии с закономерностями развития общественного производства. Через управление и организацию осуществляется непосредственно связь производительных сил и производственных отношений, а сами они, входя в систему производительных сил одновременно становятся элементами соответствующих производственных отношений. Люди не могут производить не соединяясь известным образом для совместной деятельности. При этом они вступают в определенные связи и отношения, производственно-технические и экономические. Производственно-технические связи и отношения обусловлены объективными потребностями технологии и организацией самого производственного процесса. Они возникают между работниками различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанными технологическим разделением труда внутри производства, отрасли, между отраслями, в масштабе страны, в системе мирового хозяйства (производства). Технико-технологические отношения и связь, присущие тому или иному типу труда, обусловливают экономические производственные отношения, в которые так же вступают люди. В отличие от производственно-технических, экономические производственные отношения - это отношения по поводу собственности на средства производства, обмена деятельностью, распределения и потребления. Главную роль в системе экономических отношений играют отношения собственности на средства производства. Пронизывая все сферы экономических отношений, они обусловливают характер и содержание обмена деятельностью распределения и потребления материальных благ, формируют определенную социально-классовую структуру общества, его политическую систему, влияют на развитие различных форм общественного сознания (политических, правовых, философских, моральных, эстетических и других взглядов, отношений и учреждений). Главное, что следует вновь особо подчеркнуть: производственные (экономические) отношения являются материальными, объективными. Их характерная черта состоит в том, что они складываются как определенные, необходимые, от воли людей независящие. Их характер определяется конкретно-исторически достигнутым уровнем развития производительных сил, т. е. наличным техническим базисом производства. Но поскольку эти отношения складываются под формирующим воздействием производительных сил и зависят от них, являясь формой их функционирования, попытка "внедрить" производственные отношения, противоречащие естественно-историческому процессу смены типов труда тормозит НТП, порождает кризисные явления в обществе. На этой основе сложился и функционирует объективный исторический закон соответствия по характеру и уровню развития производительных сил. Источниками и движущими силами развития производства являются потребности людей и следующее за этим общественное разделение труда, обеспечивающее прогрессивное развитие материального производства путем создания новых видов труда, его специализации и кооперации. Чтобы удовлетворить потребности, люди совершенствуют орудия труда, его организацию, специализируют труд. Разделяя, дифференцируя труд, производители решают две основные задачи: создают новые виды труда для того, чтобы производить новую продукцию в соответствии с возникшей потребностью, а так же повышают его производительность. Специализация приводит к углублению знаний людей в той или иной отрасли общественного производства, созданию более производительных средств труда, возникновению передового опыта. Но специализируясь в изготовлении какого-нибудь продукта, производители испытывают необходимость в постоянном обмене деятельностью с теми, кто производит другие блага, которых они не производят сами. Так, например, люди производя машины испытывают потребность в хлебе, молоке, текстильной продукции, различных духовных благах. Чтобы иметь их, они стремятся достичь в своей сфере наибольшей производительности, наивысшей эффективности своей производственной деятельности, высокого качества продукции с тем, чтобы затем обменять результаты своего труда на нужные им материальные и духовные блага. Люди не могут производить, если они не объединяются для этого в общественном производстве на основе обмена деятельностью. Такое общественное взаимодействие производителей осуществляется с помощью прямого товарообмена или товарно-денежных отношений. Каждый производитель предъявляет в соответствии с существующим спросом произведенную им продукцию и реализует ее в борьбе с конкурентами. Конкуренция стимулирует людей на достижения высокого качества и необходимого количества пользующихся спросом товаров, способствует дальнейшему разделению труда, его специализации, постоянно ставит перед производителями новые производственные задачи. Тот, чья продукция не пользуется спросом, вынужден либо вообще устраниться из конкурентной борьбы, либо перестроить, усовершенствовать производство, чтобы в последующем превзойти конкурентов. Прямое влияние на развитие производственных сил и производства в целом оказывает распределение материальных благ, оплата труда. Оно может быть рыночным или централизованным (командно-административным), нерыночным. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.033 сек.) |