АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Теория легизма Шан Яна

Читайте также:
  1. ERG – теория Альдерфера
  2. I. Теория естественного права
  3. I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. V. Социологическая теория
  6. V2: Специальная теория относительности
  7. А) Теория иерархии потребностей
  8. Административная теория А. Файоля
  9. Аналитическая теория личности
  10. АТОМНАЯ ФИЗИКА. БОРОВСКАЯ ТЕОРИЯ АТОМА
  11. Безработица и ее виды. Теория естественной безработицы. Конъюнктурная безработица. Закон Оукена.

Основателем легизма считают Шан Яна (390—338 гг. до н.э.), правителя области Шан. Мысли его изложены в трактате «Книга правителя области Шан».

1). Шан Ян констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие — земледелие, предается побочным занятиям, доходы от которых не поступают в казну, и в результате государство клонится к упадку.

2). Государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях. Если этого не сделать, развращенный народ подомнет под себя государство и оно погибнет.

3). Нужно укреплять чиновничий и карательный аппарат, вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием. Эти новые нормы называются законом — фа, в отличие от обычных норм ритуала — ли. Отсюда и латинизированное название школы — легизм.

4). «Государство, в котором унификация осуществлялась год, — рассуждает Шан Ян, — будет сильным 10 лет; если унификация осуществлялась 10 лет, будет сильным столетие». Унификация предполагала строгую систему наказаний, пресечение частнособственнических тенденций, приводящих к накоплению богатств у подданных, а не в казне, систему доносов и даже круговой поруки, т.е. коллективной ответственности, освободить от которой мог только своевременный донос. 5). В идеологии легизма государство превращалось в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества. Это была теоретическая схема восточной деспотии, но лишенная инертности, активно себя защищающая.

 

№8 Политическая доктрина в древнеиндийском трактате «Артхашастра»

Предназначался специально как учебник для наследников, и представлял собой сборник сложившихся в разных научных школах, идей о праве и политике.

"Артхашастра" содержит немало политических советов всем участникам государственного управления, объединенных тем, что счастье царя – в счастии подданных, в пользе подданных – его польза” К числу основных здесь отнесены следующие рекомендации субъектам политических отношений.

1. Если руководитель деятелен, "то деятельны и его под­чиненные. Нужна напряженность в работе.

2. Правитель должен в совершенстве овладеть полит. знаниями, т.к он не сможет выбрать их массы советов ценный.

3. Принадлежащую ему власть нужно применять ко всем одинаково, в соответствии с их поступками.

4. Политическому руководителю следует бороться с противниками, - привлекая все силы и средства своих подчиненных, а не часть таких ресурсов.

5. То, что противник может отнять силой, государю над­лежит надо отдать самому из политических соображений.

6. Советнику следует гово­рить неприятное своему начальнику наедине. Нужно так поступать лишь в случае, если начальник слушает его и соглашается с ним.

7. Если правитель «имеет пристрастие к охоте, игре, вину или женщинам», то приближенный «должен сообразоваться с его желаниями и хвалить».

8. Руководитель государства не должен заставлять дожидаться у дверей тех, кто к нему пришел по делам.

 

№9 Древнегреческие софисты, Сократ и Демокрит
о закономерностях политической организации общества

1. Кто думает, что он может причинить зло своим ближним и при этом он сам не испытывать зла, тот неразумен».

2. Политическая организация общества и право – это музыка и ноты.

3. Согласно учению софиста Крития бога выдумали древние политики для усиления контроля над действиями своих подчинённых, приписав ему роль надзирателя.

Политическое учение Сократа характеризуется теоретическими представлениями о правильном образе жизни человека в государственной организации.

1. Человек, став правителем государства должен улучшать качество жизни граждан и все делать им во благо.

2. Сократ говорил, что если государство проигрывает в соревновании с соперниками, то надо взять за образец тех, кому теперь принадлежит первое место, и завести такие же порядки, что у них. Тогда при одинаковом укладе жизни» ваше государство «было бы ничуть не хуже» любого другого, «а при более строгом даже и лучше».

3. Сократ советовал пренебрегать общественными делами, если можно способствовать их улучшению.

4. Согласно убеждению Сократа, работающий человек более нравственен, чем праздный. Самые лучшие люди в государстве – те, которые хорошо выполняют свою работу.

5. Сократ выражал мысль, что функции политического деятеля есть сводничество. Хороший политический деятель не тот, кто разжигает борьбу различных политических партий и фракции, а тот, кто водворяет между ними согласие.

Почти всё содержание политических произведений Демокрита утрачено. Сохранилось лишь несколько небольших отрывков.

Благодаря правопорядку граждане не тратят время на свою защиту, а тратят на обслуживание жизненных потребностей. И могут посвящать себя занятию, которое им наиболее нравится.

№10 Платон о государстве, праве и политике

Учение Платона о государстве, праве и политике изложено в его работах «Государство», «Законы»:

1. Основа государства – это кооперация людей при разделении труда.

2. Цель гос-ва и законодательства: не сделать кого-то особенно счастливым, а сделать счастливыми всех.

3. Если ошибется сапожник – страдает один человек, если ошибется правитель страдают все.

4. Необходимые качества правителя: правитель должен страстно стремиться к познанию, быть исключительно любопытным, должен обладать способностью абстрактного мышления.

5. Необходимо всемирно вовлекать в политическую жизнь женщин.

6. Достигнуть общей пользы можно только с помощью законов.

7. Законодатель не должен пренебрегать мелочами, он врач, которому доверен весь организм.

8. Гражданам необходимо заниматься политическими делами, чтобы они были сами себе хозяевами.

9. Законы правильные если делают счастливыми тех, кто ими пользуется, предоставляя им все блага.

Есть два рода благ: одни - человеческие, другие - божественные

Меньший блага - это те, во главе которых стоит здоровье, затем идет красота, сила в беге и в остальных телесных движениях, богатство.

Первое же и главенствующее в божественных благ - это разумение. Второе – соответствующее разуму здравое состояние души. Из их смешения с мужеством возникает третье благо - справедливость. Четвертое благо - мужество.

 

№11 Политическое учение Аристотеля.

1)Гос-во – есть существующая на определенной территории самоуправляющаяся общность людей, которая удовлетворяет все потребности своих членов.

2)Политика- наука, призванная предлагать совокупность средств для достижения цели гос-ва. Политика по существу выступает в качестве науке о здоровье гос-ва.

3)Цель гос-ва достигается, если гос.органы посредством правового регулирования проводят в жизнь распределяющую и уравнивающую справедливость.

Проблема распределяющей справедливости возникает, когда совместный труд ряда людей создал благо, которое следует распределить. Вопрос об уравнивающей справедливости встает при специализации деятельности людей, когда обменивают продукты труда специалисты разных профессий. Обе справедливости следует применять всегда вместе, это делает гос-во правильным.

4)Совершенствованию гос. строю способствует реализация в политике ряда теоретических положений:

· счастливая жизнь гражданина гос-ва складывается из 3-х видов благосостояния: внешнего, физического и нравственного.

· деятельность гражданина складывается из труда и досуга, где труд существует для досуга.

· жизнь гос-ва есть жизнь не для других гос-в, а для себя самого. И жизнь составляющих гос-во лиц, также есть жизнь для себя самих.

· все связи граждан в гос-ве базируются на взаимности. Ты гос-ву – гос-во тебе.

· гос-во есть такая форма общежития, в которой люди «сошлись вместе, чтобы жить хорошо».

· всю власть отдать достойным, а массе простых граждан предоставить право избирать правительственных лиц и контролировать их.

· в гос-ве в случае разногласий решение должно быть принято и в основу его положено мнение большинства.

· законы должны быть приспособлены к образу жизни людей, а не гос. устройство к законам.

· лучше будет устроено то гос-во в к. средний класс будет сильнее остальных двух, или,по крайней мере, одного из них.

№12 Кснофонт Афинский о политическом управлении

Ксенофонт Афинский - видный древнегреческий политолог, один из учеников Сократа. Ксенофонт придерживайся мнения, что политическому деятелю нужно быть сведущим в науке управления людьми вообще, поскольку политическое управление - вид социального управления и подчиняется общим закономерностям последнего. Поэтому Ксенофонт сформулировал ряд правил руководства людьми, следование которым, по его убеждению, поможет политическому деятелю добиться успеха. Основные из них Ксенофонт изложил в своей работе "Киропедия":

1. Ближайших помощников следует одаривать духовными и материальными благами, искренне интересоваться их жизнью.

2. В работе правитель должен быть первым в труде и перенесении решений

3. Своих ближайших помощников руководитель должен сделать более друзьями себе, чем друг-другу.

4. Правитель должен установить порядок открытого доступа к себе и выслушать каждого (кто заявляет, что видел или слышал что-либо достойное внимания руководителя)..

5. Для стимулирования посещения совещаний присутствующим следует давать самые легкие и выгодные поручения, а отсутствующим тяжелые.

6. В качестве помощников нужно брать компетентных специалистов, квалифицированных каждых в своей области, не взирая на национальность, возраст и т.д.

Помощник должен обладать качествами: 1. не дожидаться вызова начальника, а самим к нему приходить, 2. не ограничиваться выполнением приказов, а выполнять еще другие полезные начальнику задачи, 3. всегда довольствоваться тем, что у них есть, не просить ничего лишнего, но оказывать услуги начальнику.

 

№13 Полибий о закономерностях гос.организации

Идея о формах гос-ва:

Царство (управление избранного)

Аристократия (управление меньшинства)

Демократия (управление по воле большинства) = правильные формы.

Монархия (управление избранных)

Олигархия (управление меньшинства)

Олхократия (управление по воле большинства) = не правильная форма пр.

Он говорил, что в истории каждого гос-ва происходит последовательная смена форм правления.

Лучшая форма гос-ва – смешанная.

Причины возвышения римского государства:

1. Сформировался яркий пример смешанной формы

2. Способность римлян лучше других менять свои привычки и заимствовать чужое.

3. Римляне увековечивали славных и достойных людей, тем самым поощряли на гражданские подвиги.

4. Обязанность мужчин для занятия гос.должности совершить не менее 10 подвигов.

5. Для римлян нет ничего постыднее чем поддаться подкупу или обогащаться непристойными средствами.

6. При отборе кандидатов на гос.должность смотрели как хорошо человек ведет свое дело (хозяйство).

7. Основа жизни римлян религия и богобоязнь.

 

№14. Эпикурейство и стоицизм как направления политической идеологии.

Эпикурейская политическая доктрина названа по имени её основоположника - известного древнегреческого мыслителя Эпикура.

1)Справедливость - от природы есть договор о полезном - с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда. Кто такие договоры не может заключать, для того нет ничего справедливого и несправедливого.

2)Если закон не на пользу людей, то он несправедлив.

3)У него было 3 требования человеку: 1-е живи незаметно. 2-е освободись от общественного давления ограничившись дружбой достойных людей, 3-е довольствуйся тем, что имеешь

4)Дар обезопасить себя от людей, тот, у кого он есть, может сделать любого другом, а кого не может сделать другом, с тем прекращает общение.

Термин стоицизм происходит от древнегреческого слова «стоя»(сооружение, в котором основоположник стоицизма Зенон обучал своих учеников (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)). Их политическое учение резко отличалось от эпикурейцов и требовало от гражданина активного участия в политической жизни.:

1) о большом и малом государствах. Сенека: «Два гос-ва объемлем мы душою: одно поистине общее, вмещающее богов и людей, и другое, к которому мы приписаны рождением». Марк Аврелий: «Мы причастны к какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен гос-ву»..

2) о естественном праве. Всякое малое гос-во – часть большого, любая правовая система малого гос-ва должна соответствовать естественному праву. В правовых системах малых гос-в следует обеспечить главенствующее положение лучших людей.

3) о вечности гос. организации. Всё развивается закономерно, таким образом, мы можем предвидеть и будущее (государственные перевороты, смена режимов)

4). о благодеяниях как принципе человеческих отношений в гос-ве. Сенека: «Благодеяние – это то, что более всего связывает человеческий род … нужно жить для другого, если хочешь жить для себя… для человека всякое благодеяние есть тот добродетельный поступок, награда которого – в нем самом». Марк Аврелий: «Ничто не вредит гражданину, что не вредит гос-ву, и ничто не вредит гос-ву, что не вредит закону».

5) о мировоззрении политика. Убеждения политика: а) в гос-ве все, что полезно одному – полезно всем, б) если один делает зло другому, то он этого не понимает.

6) о позиции большинства в политических вопросах. Сенека: «Одобрение толпы - доказательство полной несостоятельности». Мы не должны следовать стадному инстинкту.

7) о наилучшем образе жизни гражданина гос-ва. Марк Аврелий: «Каждый день проводить как последний в жизни, быть чуждым суетливости, бездеятельности, лицемерия» – совершенный характер гражданина гос-ва.

 

№15. Учение Лукреция и Цицерона о государстве и праве

Лукреций: сначала человеческая жизнь была примитивной> благодаря более даровитым людям начала совершенствоваться(огонь, судостроение, обработка полей…)>»дружба» с соседями>царская власть+богатство>смуты(каждый стремился к власти). Люди устали и согласились на иго законов. Страх наказания омрачает все соблазны.

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до. н.э.). Он впервые дал юридическое определение государства, охарактеризовал сущность и природу правового государства.

§ Государство– вещь общественная – дело (достояние) народа. Народ – не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Государство выступает в 3-х формах (простые). Критерием является количество властвующих (один, меньшинство, большинство): 1)царская власть; 2)аристократия (власть оптиматов); 3)демократия (всё находится в руках народа). Эти формы не совершенны, но терпимы. Идеальна форма государства – смешанная (как у Полибия). Он употребляет такое выражение, как «равновесие» этих властей. Права должны быть разделены, чтобы было достаточно власти у всех.

§ Цицерон сформулировал требования, которым должен соответствовать деятель:1)воздержанный; 2)красноречивый; 3)справедливый; 4)должен видеть и предугадывать пути и повороты дел государства; 5)должен владеть основами права.

§ Справедливость заключается в следующем: никому не вреди, если только не будешь спровоцирован на это; все пользуются общей собственностью как общей, а частной – как своей;

§ Законы должны отражать естественное право, воплощающее справедливость, заложенную природой, а не человеческой волей.

§ Писаное право Цицерон делит на частное, общее и право народов.

№16. Политико-правовая идеология христианства

Источники: Ветхий и Новый завет.

Содержание:

1) Образ полит.руководителя

2) Легитимация его власти «правителя нужно избирать такого, какого избирает сам бог», критерием богоизбранности считается исполнение слова, сказанного претендентом от имени бога

3) Гос-во носит иррациональный характер – внешне, и рациональный на деле

4) Как приобрести полит.авторитет: «хочешь быть первым, будь всем слуга», «просящему всегда дай», «прощай долги всем, кто не в состоянии их отдать», следовательно «давай всем в займы и будешь над всеми господствовать»

5) О межнациональных отношениях: «во множестве народа величие царя, а при малолюдстве народа – беда царю», следовательно, нужно повышать демографию и не притеснять приезжих (пришельцев)

6) О правильном образе жизни человека: «возлюби ближнего своего как самого себя», «начальника в народе не поноси», «не следуй за большинством на зло», «не повторяй дурных примеров», «не льсти», «бойся царя, с мятежниками не общайся», «нет ничего лучшего как веселиться и делать добро в жизни»

7) О насильственных действиях с целью захвата власти: «если в стране вспыхнула гражданская война, то царство разрушается», «для того, чтобы одолеть мятежников придерживайся формулы: поражай пастыря и рассеются овца стадам».

Раннее христианство. Самым ранним памятником является Апокалипсис (Откровения Иоанна) (68-69 гг.). Существует 4 Евангелия, обосновывающих христианскую религию, содержащие послания апостолов. Часть произведений из них была канонизирована (послания Марка, Иоанна, Луки).

В ожидании пришествия ранние христиане объединялись в общины, в которых воплотилась идеология христиан. Они основывались на демократических началах. Все, кто вступал в них обобщали своё имущество с общинным. В них существовал общий труд.

Основные идеи:

§ равенство;

§ непротивление насилию;

§ всеобщность труда;

§ воздаяние равным за равное.

Официальное христисанство. Оно восприняло позицию непротивления насилию. Выделялось духовенство, которое стояло над верующими, господствовало над ними. Учреждалась должность патриарха, архиерея, папы, митрополита. В офиц.христианстве при возникновении иерархии всех, кто выступал против нового порядка, объявляли еретиком. подготавливалась почва для превращения христианской религии в религию государственную. Право рассматривалось как справедливость, идущая от бога.

 

№17. Политико-правовые взгляды Августина.

Аврелий Августин один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. «О граде Божием», «О свободной воле».

1). В мире существует 2 царства – «град божий» (на небе) и «град земной» (основан Кайном).

2). Град божий выполняет определенную миссию – обеспечение хоть какого-то порядка на земле и приближение людей к граду божьему. Самым главным проводником в божий град является церковь. И в зависимости от этого земные гос-ва делятся на 2 типа.

— гос-ва, основанные братоубийцами: в них присутствует грех, несправедливость, насилие, не признается церковь;

— христианское гос-во: забота о подвластных, добро, справедливость, общество верующих, церковь признается.

3). Разбойные и грешные гос-ва следует насильственно приобщать к церкви, вооруженным путем искоренять ересь

4). Августин оправдывает рабство, источником являлась вина людей и их грехи.

5). Оправдывая деление на бедных и богатых, он говорит, что бедные нужны, чтобы испытать богатых, а богатые, чтобы помогать бедным.

6). Августин выделяет шесть периодовв жизни человечества: младенческийпериод, детство, юность, зрелость,начало старости - время,когда душа постигает бога

7). Вместо одной мировой державы лучше было бы существование множества маленьких государств, живущих между собой в мире.

Государство, в котором игнорируется право – погиб­шее государство.

Божественным и челове­ческим законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия вечного закона. Вечный закон определяет естественный порядок и естествен­ное право. Тем самым естественное право возводится к богу. В языческом обществе и у языческих народов нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности.

 

№18. Политическое учение Фомы Аквинского.

8в. н.э. «Сумма теологии».

В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в госу­дарстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребнос­ти не может. По этой естественной причине и возникает поли­тическая общность (государство).

Наилучшая форма правления та, которая является частично аристократией, монархией, демократией, т.е одна стоит над всеми в силу своего превосходства, несколько обладает управленческими полномочиями в силу своей добродетели. Все граждане имеют право быть избранными на руководящую должности, причем правитель выбирается всеобщим голосованием.

Цель государственности — «общее благо».

Право – это некий план действия по достижению данной цели. Он один из основоположников теории общественного права.

Теория естественного права: согласно этой теории существует некое всеобщее и неизменное право, установленное свыше (указ разума). Земные правители полномочны конкретизировать это право в своих законах, но они не должны противоречить естественному праву.

Отличие права от др.соц.норм: право создается только гос.органами, правовые нормы общеобязательны для исполнения, земные законы склонны к изменению (модернизируется человеческий разум, изменяются жизненные обстоятельства), всякое изменение права вредно для общества.

О формах правотворческой деятельности: из 2х форм создания норм – путем принятия (издания законов) и путем вынесений судебных решений более эффективна 1ая форма т.к: легче найти немного мудрых для создания законов, чем много мудрых для правосудия; легче отличить правильное от неправильного при рассмотрении многих случаев, чем одного; при вынесении судебного приговора больше вероятности субъективизма и отклонения от главной цели гос-ва – общего блага граждан.

 

№19. Исламская политическая доктрина.

Основы исламской политической доктрины изложены в священной книге мусульман Коране. Здесь Бог определен как «истина». Причем предполагается, что ею проникнуто все содержание Корана, в том числе и те его фрагменты, которые посвящены закономерностям гос-ва и права.

Положения политической теории. 1.О необходимости повиновения народа политическим руководителям и отрицании принципа принятия политических решений по большинству голосов. Люди должны подчинятся разумным власть имущим на земле. Неразумные среди политических руководителей – не от Бога, а самозванцы.

2.О справедливости в гос-ве. Бог «дал преимущество перед сидящими со сложенными руками в великой награде…и прощении, и милости».

3. О принципах примерной жизни людей в политической организации общества:

— люби ближнего; все, что потратил из блага воздаться тебе.

— граждане гос-ва обязаны выполнять договоры друг с другом.

— политической организации общества необходим неэквивалентный обмен материальными благами между бедными и богатыми, дающий большую выгоду бедным.

— граждане гос-ва не должны разрушать окружающую их природную среду.

— кто стремится к усовершенствованию, тому будет воздано более, чем тому, кто живет сегодняшним днем.

4.О задачах политических руководителей. Правители обязаны примирять ссоры в гос-ве и обеспечивать господство справедливости в отношениях между людьми.

 

№20. Развитие русской политической и правовой мысли в XI-XIVв.в.

Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в XI в. киевским митрополитом Иларионом. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в регулятивном действии законов, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему сво­бодно реализовать (соответственно Истине) свою волю.Закон призван определять внешние поступки людей. Закон и Истина не противопоставляются друг дру­гу—они показаны во взаимодействии. Законопослушное и нравствен­ное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодатикакидеала христианина. «Слово о Законе и Благодати» утверждает идею о равнопра­виивсех народов, живущих на земле, подчеркивая, что время избранничества одного народа прошло. В «Слове...» он стремится показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран.

Владимир Мономах (1053—1125). « Поучение детям», «ПосланиеОлегу Черниговско­му». «Поучение»: ведущее место занимает про­блема организации и осуществления верховной власти.

1) Моно­мах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины,не допускать в стране «беззако­ния» и «неправды», правосудие вершить «по правде».

2) Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Отрицание кровной мести=>неприятие смертной казни. Все споры возможно разрешать «добром» в том случае, если недовольные князья напишут «грамоту» со своими притязаниями.

3) О взаимоотношениях светской и духов­ной властей Мономах отводит церкви почетное, но подчи­ненное место.

Даниил Заточник. «Молении» выражало тенденции, направленные на укрепление великокняжеской власти. Центральная полит.идея- образ великого князя, он явно идеализирован. Даниил после­довательно проводит мысль о необходимости князю иметь при себе «думцев» и опираться наих Совет (Думу). Князю необходимо уметь выбирать советников. Форма власти у Даниила =Мономаху; Боярское самоуправство осуждается автором. Оно беззакон­но, несправедливо, порождает неурядицу.Боярин и князь противопоставляются друг другу с явным предпочтением последнего. Впоследствии к е го труду обращались многиерусские мыс­лители других эпох.

 

№21. Новая наука о политике. Н. Макиавелли( дипломат и политик).

«Государь», где раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифициро­ванного в нем (т, е. в правителе) самого государства.

1). Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государст­вах... служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот».

2). Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано ее прославление и возвеличивание. Самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой — доминирую­щий интерес государственности.

3). Гос-во включаетв себя государяи егоминистров, чиновников,советников, прочихдр. Этому аппарату принадлежит публичная вл. Государь не должен допускатьтого,чтобы полит.власть в стране находилась еще в чьих-то руках.

4). Суть власти, самодержавия государя в том и заключается, чтовсе в государстве определя­ется лишьего собственным усмотрением.

5). Народ – не носитель, источникверховной власти. Ему надлежит быть пассивноймассой.

6). Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной власти. Люди в состоянии смириться с утратойсвободы, престижа, власти (влияния),но не простят потерю имущества.

7). Завоевывать расположение народа — задача государя. 2способа достижения повиновения:

— любовь к государю

— страх перед ним.

Лучшевсего, когда одновременно. Но если выбирать, то страх надежнее. Правитель, чтобы заставитьсвоих подданныхбезропотно повиноваться ему, не должен пренебре­гать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость допус­тима не только в военное, но и в мирное время. Государи находятся вне юрисдикции суда.

№22. Утопический социализм Мора, Мюнцера, Кампанеллы.

Утопический социализм отрицает буржуазный строй. Представители Т. Мор, Т. Кампанелла, Т. Мюнцера. Они выражали интересы угнетенных масс. Отрицали общественный строй основанный на частной собственности, выступали за общность имущества.

Т. Мор – «Утопия». В этом произведении подвержен критике строй существующий в Англии, он говорит, что монархии беспощадно угнетают подданных. Значительное место в «Утопии» занимает описание полит.строя будущего, критика «кровавого» законодательства, правосудия Англии (т.к. все существующие законы защищают интересы богачей). Частной собственность- это источник всех бедствий в гос-ве. В книге нарисовано общество без частной собственности, где установлено равенство. Мор понимает коммунизм как равенство пр-ва. Труд здесь носит обязательный хар-р. Идеальное полит.устройство- демократия. Все должностные лица избираются народом, отчеты перед ним. Важные вопросы обсуждаются всем народом. Обязанность гос-ва - организовать пр-во и распределение. Задача- борьба с преступностью, обеспечение мира. Должностные лица - слуги народа (избираются вместе с сенатом на 1 год). Глава гос-ва - выборное лицо (князь) с президентскими функциями. Законов в гос-ве мало, т.к. население с высокими нравственными качествами. Заслуга Мора - соединил идеи и демократии и св. развития личности с идеей ликвидации частной собственности Есть идея сохранения рабства, это утопия.

Т. Кампанелла - «Город солнца» Главное зло – частная собственность, идеальный соц.-полит. строй - это строй, основанный на общности собственности. Каждый в «Городе солнца» обязан трудится поэтому раб.день составляет 4 ч. Потребление и пр-во носят общественный хар-р (общая собственность и на одежду, личный быт). Большое значение уделяется науке и технике. В «Городе солнца» мужчины и женщины равны, демократическая организация гос.власти. Глава гос-ва – первосвященник (самый мудрый и образованный) - «Солнце» - светский и духовный глава. Ему помогают: Мощь (вопросы войны и мира), Мудрость (вопросы ремесла, светского искусства, учебы), Любовь (брачные отношения, воспитание, врачевания и посевы и т.д.). Распределение должностей по способностям и личным качествам. Большой Совет (все мужчины с 20 лет) – вопросы контроля за должностными лицами. Идеальное гос-во на основе разума и опыта. Он смешивал право и нравственность, не смог порвать с религиозной идеологией.

№23. Политико-правовые учения в России в XV-XVIвв.

«Нестяжательство». За отторжение земель от церкви, за ее невмешательство в жизнь гос-ва. Иосифляне(стяжатели) -наоборот. Но цель у них одна- улучшение организации церкви.

Нестяжатели - Нил Сорский. Идеал – общинное устройство. Главный принцип в житии – умение довольствоваться плодами своего труда. Нет частной собственности. Нет насилия над свободным человеком. Законные способы происхождения власти: наследственное восприятие престола и занятие его выборным путем. Царь обязан господствовать над своими страстями не давать волю порокам (славолюбие). Феодосий Косой (вывод) – идеал – община, основанная на общей собственности, в которой все члены одинаково равны. Главное для священнослужителей духовная сторона. Церковь не должна уделять много внимания для накопления богатств.

Иосифляне Иосиф Волоцкий – учение о власти. У власти божеств.происхождение. цели: возвеличить властвующую персону и доказать необходимость безоговорочного подчинения ее авторитету. Церковь должна стать сильным институтом, она должна накапливать богатства.

Филофей – был иосифлянином по своей идеологической направленности. Царская власть имеет божественное происхождение - царь поставлен от бога. Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. Сохранившая верность православию, Россия непобедима. Теория Филофея «Москва – третий Рим». Величие и славу России он сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, к.в глазах всех расских считалась великим гос-ом.

Иван Семенович Пересветов (служилый дворянин). Единодержавие как наилучшая форма гос.власти и гос. устройства. Необходимость создания общегосударственной казны, призванной заменить наместнический порядок собирания и распределения доходов. Суд совершается на месте, скорый, правый, грозный и не облагаемый пошлиной, по единому для всех Судебнику.

Иван Грозный Единственное законное основание занятие царского престола -право наследования. Значение царской власти он поднял на недосягаемую высоту. Его совершенно не интересует нравственность царской особы. Царь не может быть преступен по самой своей природе, он бывает только грешен, а наказание греха – прерогативы Высшего суда. Методы и способы реализации власти – употребляет термины «страх» и «гроза».

А.М. Курбский - сторонник сословного представительства в центральных и местных органах власти. Источник власти в гос-ве – это божественная воля, а цель верховной власти –справедливое и милостивое управление державой ко благу всех ее подданных и в праведное разрешении всех дел. Право равно справедливости. Смертная казнь – это исключительный случай и только по отношению к нераскаявшимся преступникам.

№24. Ж. Боден о государстве и политическом управлении.

XVI век «Шесть книг о государстве».

1). Суверенный государь может издавать законы, обязательные для его подданных в границах гос-ва и за его пределами. Признаки суверенитета: создавать гос. должности и назначать на них конкретных лиц, осуществлять налогообложение, эмиссию денег, а также контроль над экспортном и импортом; объявлять войну и заключать мир и др. Вся совокупность прав, составляющих суверенитет принадлежит тому в гос-ве, кто действительно осуществляет правотворчество, т.е. суверен, и не может быть отчуждена от него без потери им качества суверена.

2). О формах гос-ва. Монархия - один человек обладает суверенитетом, демократия - суверенная власть принадлежит всему народу или большей части его, аристократия - меньшая часть народа располагает суверенитетом. Создавать право - первый признак суверенитета.

3). О численности населения гос-ва. Самая малая гос.организация должна объединять 3 семьи по 5 членов в каждой, т.е. 15 человек (уже здесь все признаки гос.организации).

4). «Благополучие народа есть единственный непреложный закон». Юр.нормы, противоречащие этому следует изменять.

5). О предотвращении гражданских смут и умиротворения восставшего народа. А)нужно найти врага, которому могут противостоять граждане. Б)успокоить их реальными методами: во-первых, удовлетворить их материальные нужды, дать им продуктов питания бесплатно ибо «голодные животы не имеют ушей». Не жалеть слов и обещаний для успокоения восставших. Если они вооружены, то их может убедить сложить оружие человек из числа восставших, чей авторитет не вызывает сомнения. Если восставшие верующие, то их может успокоить священнослужитель в своём одеянии.

6). Всех в гос-ве (воров, убийц, бродяг, бездельников) для того чтобы излечить гос-во от них надо посылать их на войну.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.024 сек.)