АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическое учение Б.Спинозы

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. II. получение наслаждения
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  5. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 2 страница

Голландия, 18 век. «Политический трактат», «Богословско-политический трактат».

1. Все люди образуют некоторое гражданское состояние, это естественно. Гражданское состояние создается наличием какой бы то ни было верховной власти. Тело верховной власти - гос-во, право – душа гос-ва. Воля царя имеет силу закона.

2.Справедливость зависит только от решения верховных властей, поэтому никто не может быть справедливым, если он не живет по общепринятым их решения.

3. Цель государства – общее благо его граждан. Средства для достижения целей гос-ва диктует природа человека. Гос-ву всегда грозит угроза со стороны граждан больше, чем со стороны врагов. Граждане защищают чужие права ради своей выгоды. То же самое верно и в межгосударственных отношениях, субъектами которых выступает гос-ва. Гос.жизнь должна включать соперничество наиболее влиятельных граждан. Чтобы при чрезвычайной опасности гос-ва никто не смог нарушить законы и вопреки праву объявить кого-либо военным диктатором, без того чтобы другие претенденты не начали спор.

В гос-ве необходимо присутствие разделение высших полномочий по полит.управлению между несколькими структурными подразделениями против злоупотребления правителей.

4.Люди должны жить в обществе где есть право существования многих мнений, чтобы они могли договориться в одном, которое имело бы силу, и чтобы можно было отменить его, если появится лучшее. И чтобы народ мог занять какую-то гос.должность, и мог приумножать своё состояние.

 

№26.Политическая мысль в России в XVII в.

Иван Тимофеев (Семенов) «Временник». М/у 16-17 в. Цари: законные (получ. власть по насл-у, избранные установл. порядком); незаконные (захватчики, самовеничники). захват вл. наказ.Богом. Луч.форм.правл.сосл.-предст.мон., как форма выраж.нар.воли и огранич.власти. Самодержавие – форма гос. устр-ва; самовластие – произвол. незак. способ реализ. власт. полномочий. Плох. власть-свергать. Право: ест. и установл. зак.

Юрий Крижанич «Политика» Власть от Бога. Цель г-ва: достиж. общей пользы.Форм. правл-я: совершенное самовладство -тирания; правл. бояр-олигархия; общевладство-анархия. Царь-философ. нет пр. народа на восстан. Закон-справедл-ть. Царь подчин. совести, а не зак. Говор. о правилах ведения войн.

Симеон Полоцкий « Жезл правления», «Рифмологион». Провещ. абс. мон. на законах. Царь-солнце. Закон-правда. Суд восстан. правду, рав-во перед ним. Нет войнам.

А.Л.Ордин-Нашокин. За предпринимательство. Все ост. как у Полоцкого+мест. самоупр.

Федор Карпов - публицист и дипломат конца XV - начала XVI в. Со ссылками на Аристотеля доказывает, что «всякий город и всякое царство... управляться должно начальниками, поэтому странам и народам нужны цари и начальники». Воспроизводит и близкую Цицерону классифи­кацию форм государства: республика, монархия. Он утверждал, что все отношения между людьми в обществе должны регулироваться только правовыми нормами. Религиоз­ная мораль не может заменить закон, => отрицает возможность воздействия на поведение граждан при помощи «терпение», которое может иметь место только за монастырскими стенами. Все виды деятельности государства кaк в судебной, так и внесудебной сферах должны осуществляться на основании действующих законов. Категории справедливости и правa совмещены. Следуя Аристотелю, он утверждает, что все законное должно быть обязательно справедливым. Соблюдение законов - не только основа благополучия госу­дарства, но и нравственная база общественной жизни. Беззако­ние связывает c падением нравственности.

Нила Сорского (1433-1508 Основатель доктрины нестяжания). Его концепция во многом совпадает с положени­ямй школы естественного права. Идеалом является общинное устройство. Наемный труд допустим только для оказания помощи немощным и старым. Но главный принцип жизни пустынножительствующих монахов заключается в умении довольствоваться плодами. Он полагает, что накопление богатств нельзя оправдать даже «благими целями». Проповедует аскетизм. Категорически отрицает возможность насилия над свободной волей человека.

Учение Нила было развито его учеником и последователем Вассианом Патрикеевым, к выступил с защитой интересов черносошных крестьян, страдавших от монастырской земель­ной экспансии.

Основные положения учения нестяжания наиболее полно были разработаны Максимом Греком. К законным способам происхождения власти огносит не только наследственное восприятие престола, но и заятие его выборным путем, что в выборах должны участвовать не только бояре и дворяне, но и «простейшие».

Крайние выводы из нестяжательской доктрины были сдела­ны Феодосием Косым. Он порывает не только c церковью, но и выступает c критикой ряда догматов вероучения и почти полностью отрицает обрядовую технику. Социаль­ное освобождение человека он связывал c полным уничтожени­ем форм подчинения и церкви и государству. Его идеалом является община, основанная на общей собственности, в которой все члены одина­ково равны и называются чадами и духовными братьями.

Иосиф первый в истории русской политической мысли показал, что священный характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется c нарушением предъявляемых к ней требований. Он придерживается традиционных взглядов в определении сущности власти, но предлагает отде­лить представление o власти как o божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом - главой государства. Властитель выполняет божественное предназначение, ос­таваясь при этом простым человеком, допускающим, как и все люди на земле, ошибки, которые способны погубить не только его самого, но и весь народ. Поэтому не всегда следует повиноваться царю или князю.

 

№27. Основы теории государства и права Т.Гоббса.

Гоббс – выдающийся английский политолог 17в. Его произведения: «Левиафан», «о гражданине». Самая большая сила- сила объединения людей, которая перенесена на одну личность, пользующуюся всеми этими силами по своей воле. В основе гос-ва лежат нормы естеств.права, которые гарантируют гармоничное функционирование гос.организации как целого (может быть выражено в виде)=> «Не делай другому того, чего не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Он говорил, что хороший закон – это тот, который необходим для блага народа и одновременно общепонятен. Он выделял 3 формы государства: монархия, аристократия, демократия. Так же он говорил, что суверен имеет право на все, ограничением является только соблюдение норм естественного права. По убеждению Гоббса, государство является сильным если, подданные суверена бесприкословно повинуются его приказам. Если у суверена мало власти, «неутолимая жажда расширения владений государства, влекущая к потерям в войнах, который трудностям ассимилирования завоеванных территорий..», «подражение соседним народам», свобода высказывания против верховной власти. Он говорил, что наиболее пригодными являются те советники, которые меньше всего могут надеяться на получение выгоды от плохого совета и которые наиболее сведуще в вопросах, имеющих отношения к миру и защите государства.

 

№28. Джон Локк о политической организации общества и правления.

Д.Локк – известный английский политолог XVII.Его знаменитая работа- «Два трактата о правлении».

1. Политическая организация находится там, где общество устанавливает постоянные правила и с помощью людей, получивших от общества полномочия проводить в жизнь эти правила, разрешает все разногласия и наказывает преступления, совершенные против общества с помощью средств, установленных законом.

2. Политической властью должен обладать народ, так как государство благоденствует, только если населяющее его сообщество сохраняет верховную власть. Сохранение народовластия достигается: а) Гос. Аппарат должен управлять посредством опубликованных установленных законов б) Эти законы должны предназначаться для блага народа. в) Законодательный орган не должен и не может передавать законодательную власть кому – либо другому или передоверять ее, кроме как тем, кому ее доверил народ. г) У народа остается верховная власть устранять или заменять законодательный орган.

3. Лучшее средство против силы произвола – противодействовать ей силой же.

4. Для реализации целей гос-ва численности жителей более важна, чем обширность владений.

5. Справедливость дает каждому человеку право собственности на продукт его честного труда и благие приобретения его предков, перешедшие к нему по наследству. => портится часть.

6. Власть должностного лица – действовать ради общественного блага, не опираясь на предписания закона, а иногда даже вопреки ему. Поскольку благо народа – высший закон.

 

№29. Монтескье о государстве и праве.

Монтескье (1689-1775). Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых государств. Труды – «О духе законов», «Персидские письма».

Содержание закона должно быть сжатым; Закон должен быть изложен на доступном языке; Законодательные нормы не должны содержать в себе формально-логических противоречий; Необходимо, "чтобы слова закона вызывали у всех людей одни и те же понятия; З аконы не должны вдаваться в тонкости; они предназначаются для людей посредственных и содержат в себе здравые понятия. "не следует делать изменений в законе без достаточного к тому основания.

В государс­тве, чтобы пользоваться" политической "свободой, надо, чтобы каждый мог говорить то, что он думает; 'для"того, чтобы "сохранить политическую "свободу, опять-таки надо, чтобы каждый мог говорить то, что он думает".

На первых этапах развития чел.большое значение имели географические факторы. В странах с жарким климатом законы более суровые, чем в странах с холодным климатом. На севере люди формировались мужественными в борьбе за существование Ю. более мягкие законы.

Религия. Христианство нуждается в мягких законах, способствует умеренному правлению. Мусульманство – деспотизм. Женщины портят нравы, но формируют вкус.

Несколько черт деспотического гос-ва:

1. низкую производственную активность людей

2. тенденцию к наследственности профессий,

3. люди побуждаются к деятельности лишь надеждой на увеличение своих житейских удобств, государь может награждать только деньгами, а не почестями.

4. очень мало заботятся об имуществе, жизни и чести подданных, все тяжбы окан­чиваются тем или другим решением очень быстро.

На современном этапе определяющим является полит. фактор. Различает монархические(принцип-честь), республиканские, деспотические(страх) гос-ва.

Чтобы законы соблюдались, реализовывались, торжествовали необходимо разделение властей. Три рода власти: зак., исп., суд. Каждой из них свойственна тенденция к злоупотреблению. Различные власти должны взаимно сдерживать друг друга. Судебная власть должна принадлежать тоже народу.

 

№30.утопический социализм во Франции

Жан Мелье (1764-1829).Труд – «Завещание». Необходимо восстание. Новая власть должна ликвидировать частную собственность, т.к. это источник зла в обществе. Собственность должна быть общественной, все должны заниматься общественно полезным трудом=> все счастливы, т.к. обеспечены. Люди должны жить роскошно, руководить должны мудрые, воодушевлённые идеей общего блага.

Морелли. Главный труд – «Кодекс природы или истинный дух её законов».

Он видит идеальное гос-во: гос-во/провинция/город/триба/семья. Каждый член семейства, достигший 50 лет становится полноправным членом частного сената (сената города). Все частные сенаты формировали верховный сенат, ежегодно обновляемый. Сам верховный сенат должен управлять страной в порядке разумного надзора. Иерархия начальников: глава гос-ва/провинции/города/начальник трибы. Начальники не выбирались, каждый мог стать начальником, т.к процедура выборов нарушает принцип равенства. Основой правопорядка является диктатура закона, закон устанавливала мораль, философию и планы на бедующее.

Габриэль де Мабли (1709-1785гг.). Природа создала людей равными, чтобы соответствовать этому изначальному состоянию следует принять несколько законов: против роскоши (на мебель, жилище, слуг и одежду); о равномерном распределении наследства; об отказе гос-ва в каком-либо правительстве, торговле и купечестве; об ограничении владений (земля собственность недвижимость). Политическое устройство – народная республика высший орган – нац.ассамблея, избираемая всем народом. Исполн. органы (магистраты) избираются. Монарх если присутствует, то выполняет декоративные символические функции.

Гракх Бабев – первый в истории коммунист, лидер революционного кружка. Идея власти – народное гос-во, в котором народное правление должно и может обеспечить зажиточность и счастье каждого человека, нерушимое благоденствие всех членов общ-ва – достижение этого возможно через революционный захват власти и передачу ее в руки временного революционного правительства из наиболее преданных и мудрых революционеров. Основной идеологией считается доктрина плебейства.

 

№31. Политические идеи Ж.Ж. Руссо.

«Об общественном договоре или принципы политического права», «Рассуждение о происхождении основания неравенства между людьми».

1) Говорит, что сначала человек находился в естественном состоянии. В этот период частной собственности и социального нер-ва не было, лишь физическое нер-во. Нер-во возникло в процессе совершенствования орудий труда и частной собственности. Люди, обманутые богатыми поступились своей естественной свободой и создали гос-во путем заключения общественного договора. Нер-во развивается вместе с обществом. 1)Первой ступенью нер-ва было установление имущественного нер-ва и права частной собственности. 2)Второй- установление гос-венной власти, т.е. полит.нер-во 3) когда начинается деспотия. Руссо пытается найти такую форму гос-ва (общества), которая охраняла и защищала бы личность, в котором чел-к оставался таким же, свободным, как и раньше. Свобода и рав-во – высшие блага людей.

2) В рез-те общ.договора вся власть переходит к суверену, образуемому из участников соглашения. Таким образом, суверенитет принадлежит народу. Суверенитет не может быть передан частному лицу.

3) Руссо говорит о неприемлемости народного представительства, он выражает идею прямого народоправства. Но допускает все-таки возможность народного представительства для стран с большой территорией, но здесь депутаты – это слуги народа (из закона только ч/з референдум).

4) Защищает мелкую частную собственность.

5) Руссо различает зак.(у народа) и исп.(прав-во) власть. Симпатии свои Руссо отдает республики. Лучшая форма правления, при которой должностные лица избираются народом. В целях предотвращения узурпации власти со стороны правительства предлагает проводить периодические народные собрания, перед которыми правительство обязано отчитываться. Если гос-во возникло в результате договора, то люди вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления.

Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей.

 

№32. Политические учения в России в первой половине XVIII в.

Прокопович уделял большое внимание политической и правовой проблематике.1) Образованию гос-ва предшествует естественное состояние. В естественном состоянии люди опаснее хищников. Движимые разумом и божественным промыслом, люди решают выйти из этого состояния — разрозненные семьи объединяются и образуют «гражданский союз». Вслед за этим они соглашаются на установление верховной власти. С будущим государем заключается договор, они не имеют права его расторгнуть. 2)Он различал несколько «образов высочайшего прав-ва» — демократию, аристократию и монархию+смешанные. Ф. Прокопович резко критикует аристократию и демократию. Аристократия приводит к разногласиям в среде правящих. Еще хуже демократия, т.к. мятежи и смуты (+ может существовать только в малых гос-ах). Монархии разделяет на ограниченные и неограниченные. Лучшим «образом правления» яв­ляется неограниченная монархия. 3)Он решительно от­вергает притязания церкви на превосходство перед свет­ской властью.

Идеологом «просвещенной монархии» был В.Н. Татищев, им была разработана оригинальная

1)Человек являет­ся существом вольным. Для пользы человека оказалось необходимым на­ложить на него «узду неволи». различает узду «по природе»(родители, узду «по своей воле»(холопы, слуги) и узду «по при­нуждению».

2) вопрос о формах правления. =Аристотелю(3правильных/«порядочных», и 3неправильных+смешанные). Выбор лучшей формы для каж­дой страны зависит от обстоятельств. Лучшей формой для России он считал монархию. Мыслитель убеждал, что в России невоз­можны ни демократия(большая тер.), ни аристократия(ист.опыт).

3)Монарх по­добен господину в своем доме-гос-ве он предлагал соз­дать при императрице совещательный совет и «нижний совет». Выборы в эти органы должны были проводиться узким кругом должностных лиц и утверждаться императрицей.

И. Т. Посошков( идеи нарожд.буржуазии).1)Он последовательно проводит идею «общего блага», которое должен обеспечить абсо­лютный монарх. Стране нужна сильная централизованная власть, способная твердо проводить политику «общего блага», примирять враждующие об­щественные силы. Власть царя=власти бо­га.2)Предлагает четко определить права каждого сословия и его обязанности перед гос-ом. 3)Важным гос. органом он считал «особливую канцелярию (глава-генералпрокурор)4).Чтобы установить «правый суд», он предлагает устрашать судей.

 

№33. Иммануил Кант

Иммануил Кант (1724-1804). Приверженец либерального направления (+Гегель). Последователь Руссо(Руссо – создаталь теории народного суверенитета (естественная школа права))..

Он говорил, что форма гос-во может быть либо автократической, либо демократической, либо аристократической. Самая простая автократическая(отношения короля к народу). Аристократическая – отношения знатных между собой в кач-ве законодателей(их цель быть сувереном), а затем отношения суверенов к народу. Самая сложная демократическая: она сначала должна объединить волю всех (образовать народ), затем объединить волю граждан, а лишь потом во главе образованной общности поставить суверена. (наилучшая форма пр. – автократическая, однако и наиболее опасная т.к легко может перерасти в деспотию).

Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Он первый вводит в научный оборот «правовой закон». Цель государства – торжество идей права. В государстве существует 3 власти: верховная (суверенитет в лице законодателя), исполнительная (власть, основанная на законе, в лице правителя), судебная (основная её задача – защита собственности). По мнению Канта, зак.вл.может принадлежать только объединенной воле народа. Законодатель не может одновременно быть правителем т.к.правитель подчиняется закону – суверену. Суверен может лишить его власти, снять его или же преобразовать его правление. Ни законодатель, ни правитель не может заниматься судом. Все это позволяет сказать, что3ветви власти: во-первых, координируют между собой(доп.др.др),во-вторых, они подчиняются др.др. =>все3ветви вл.призваны помогать др.др.,но ни1не может узурпировать функции другой. Источник установления законов – ограниченный круг людей. Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо чел-ва – мир.

 

№34.Политические учения в России в 2ой п 18в.

Семён Десницкий (1740-1789). Русский учёный, юрист, профессор права. Считал, что юристу надо знать 4 науки: философию, естественное право, римское право, отечественное право. Стоял на позиции естественной школы права. Труды – «Проект гос-енного преобразования», «Представление об учреждении зак-ой, судительной и наказательной власти в Российской империи».

Предлагал преобразовать из абсолютной в конституционную монархию, с выборным царём (избирал Сенат). По структуре представительный орган должен быть однопалатным, состоять из600-800лиц. Избирать туда не по сословному принципу, а по имущественному цензу(на 5 лет). Без жалования. Государственный строй подразумевал не три власти, а четыре: 1)зак.– у монарха с Сенатом; 2)судительная – у судебных органов, несменяемых и независимых; 3)наказательная – у местной административной власти; 4)гражданская – самоуправление (власть выборная) в Москве, С.-Пб. И губернских городах. Основания властвования одних над другими: а) телесные качества б) хитрость, проворство, предвидение, прозорливость; в) превосходство, богатство. Цель государства – обеспечение природных неотъемлемых прав человека. Он стоял за постепенное изживание крепостничества.

Ему принадлежит концепция происхождения гос-ва и права, состоящая из4-х ступеней:1)охота и собирание: отсутствие частной собственности, семьи; 2)скот-во: появляется стремление иметь много жён;3)земледелие: нежелание разделить собственность между наслед-ми;4)коммерческое состояние: собственность получает полное развитие, происходит развитие гос-ва. Это порождает феодальное правление.

Козельский Яков (1728-1794).философ.Считал, что надо поощрять не материально, а духовно. Народ может восстать против государя. Преобразования необходимо проводить путём про­свещения общ-ва. Общ-во должно быть основано на добродетели – забота о всеобщей пользе. Это может быть обеспечено только в республике. Власть – право повелителя над общ-ом. Власть должна осу­щест­вляться на праве. Виды права в обществе: натуральное, гражданское, всемирное. Сущность гражданского права – обеспечение пользы всему человечеству. Именно гражданское право, гражданские нормы формируют право людей. Законы должны быть хороши, справедливы. Противопоставляет право закону: принципы права справедливы и неизменны, законы могут быть и несправедливы.

 

№35. политические воззрения Джефферсона

«заметки о штате Вирджиния», «Декларация независимости США». В своей работе «Общий обзор прав Британской Америки» обосновывал тезис о необходимости вернуть народу права, полученные по законам природы.

В «заметках о штате Виргиния» высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Надеется, что человечество в ближайшем будущем научиться извлекать пользу из всякого права и власти. Не следует доверять деньги и свободу тем, кто заполняет учреждения зак., исп., суд. властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений.

Он убежден, что в будущем коррупция в этой стране, как и в Англии охватит правительство и распространиться на основную массу народа. Надо остерегаться коррупции и тирании, пока они не завладели нами.

Дж. относил право на свободу вероисповедания к естественным правам и потому непереуступаемых никакому правительству.

Он твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливости в целом меньше, чем от правящего меньшинства. Он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления гос-вом, при которой традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.

 

№36. Статьи «Федералиста» (Гамильтон, Мэдисон, Джей), агитировавшие народ за принятие конституции.

Аргументация – принятие концепции естественных прав, защита свободы, предпринимательства, коммерческого духа, возможности защиты меньшинства от произвола большинства. «Кто владеет страной, тот ей и правит»,-основной постулат федералистов. Признавалось, что люди изначально поделены на социальные группы. Критерий деления – собственность, неделимая и неотчуждаемая без воли собственника. Общ-во не всегда выражает мнение народа. На первом месте богатство, меньшинство всегда могло заблокировать мнение бедного большинства.

1. О целях и средствах в политике. Авторы «Федералиста» полагали, что «средства должны соответствовать целям. Лица, от которых ожидают достижения любой цели, должны обладать средствами для ее достижения». «Правит-во гос-ва должно удовл-ять2 требованиям: Ему нужно «быть верным цели, стоящей перед правлением»;Оно обязано «знать, какими средствами этой цели лучше всего достичь».

2. При «внимательном рассмотрении положения различных властей очевидно, что в правит-ве, где они разделены, судебная власть из-за существа своих функций всегда менее опасна» как источник возможного причинения вреда общенародным интересам, т.к. у этой власти малые возможности для их нарушения.

3. Деньги «совершенно справедливо считаются костяком полит. структур, обеспечивающим их существование и деятельность, выполнение самых важных функций». За нехваткой этих средств следует одно из двух зол: «систематический грабеж народа вместо приемлемых методов удовлетворения общественных потребностей либо полная атрофия правительства.

4. На международной арене «ожидать сохранения гармонии между независимыми суверенными образованиями означает игнорировать общий ход дел человеческих, бросать вызов накопленному великому опыту.

 

№37. историческая школа права

Гуго, Пухта, Савиньи. Развивают тезис Монтескье о том, что в каждом гос-ве свой дух законов. То есть позитивное право возникает как развитие народного духа, которое развивается подобно языку, обогащается, включают в себя новые положения, то есть не зависит от какого-то абстрактного естественного права. Позитивное право – чисто человеческое учреждение, к.. зависит только от условий жизни данного народа и нравственных качеств нации. Рассматривают доводы исходя из эволюции римского права.

Разгромив бездоказательные концепции теории общ. договора, вводят новую существующую величину – народный дух, которая изначально консервативна и не приемлет никаких изменений, обособлена от иностранных гос-в. Сформулировали методологию и понятийный аппарат современной теории права и оказали огромнейшее влияние на развитие политико-правовой мысли в части доказанности и уменьшения априорно существующих величин. Впервые ввели в теорию изучение фактического материала.

 

№38. Основы полит. теории И. Бентама.

Он разделял концепцию «невидимой руки»:когда рын.системам позволяется функционировать без политич.вмешательства.

Основы теории:

1)Отмечал, что гос-во есть некое фиктивное тело, а его инт-сы-это абстрактное выражение, в то врем. как личный интерес это действительно существующий инт-с. Гос-во сост. из индивидуумов. Нужно принимать во внимание инт-сы всех, а не отдельно взятых личностей. Если нарушаем инт-сы1го можно нарушить и инт-сы др- это практика.

2)Поведение человека делится на а) акты по отношению к себе: Законодатель не имеет морального права вмешиваться в частную жизнь че-ка и он не должен ожидать что получит соверш.согласие с собой благодаря санкции, которую он и налагает. Возможно подвергнуть индивида публичному осуждению;б) акты по отн.к другим: Гос-во призвано напрячь все свои силы, чтобы защищать каждого индивида от вредоносного возд.окружающих.

3)Цель законодателя – счастье общ-ва. Есть еще второстепенные цели: безопасность, ср-ва к существованию, довольство и равенство. Также законодателю следует обеспечить соот-ие законов ожиданию народа от закон-ва. Они должны быть изложены в простой форме, соотв-ть естественным ожиданиям, последовательно изложены, должен казаться обязательным для исполнения, необходимо буквальное понимание норм права.

4)Право соб-ти нельзя нарушать. Каждый может свободно распоряжаться тем, что ему принадлежит. Говорил о том, что нельзя считать, что большие состояния приобретены нечестным путем. Возможно лишь 2 случая, когда можно ограничить приобретение соб-ти: а)богатые должны часть своих ср-в отдавать охранительному аппарату, б)необходимо установить налог в пользу бедных.

5)Отриц. относится к коммунистическим замыслам, нет ничего хуже, чем неопределенной общ-ности им-ва, когда оно никому не принадлежит. Богатство народа- это сумма богатств его индивидуумов, коммунизм уменьшает это богатство.

 

№39. Проблемы государства и прав в трудах великих социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

А.Сен-Симон -француз: мысли:

1.общество закономерно развивается по восходящей линии. Этапы: *теологический, античность и феодализм-власть принадлежит священникам и аристократам; *метофизический - буржуазный строй, власть принадлежит юристам и метафизикам; *позитивный - власть принадлежит ученым и промышленникам.

2.(радикальное преобразование старого строя)Частные меры, которые должны реформировать общ-во: *устранение наследуемой знати, причем везде; *выкуп земель и тех, кто ее не обрабатывает; *облегчение положений крестьян и рабочих; *передача всей вл-ти промышленникам, гл. орган совет промышленников.

3.Началом позитивной стадии индустриализма, технологический процесс подобно фабричному сорганизует все общ-во, и отпадет потребность в политиках и законодателях.

Фурье. Политика и пол. Деят-ость – бесполезное занятие.

Стадии развития человеческого общ-ва, которые он выделял:

1.детство человечества-интенсивное развитие производственных сил.

Буржуазный строй-это завершающий этап человеческого детства, он имеет ряд недостатков: имущественное неравенство; закон на стороне богатых; тирания индивидуальной собственности над массой. Характерным признаком цивилизации является всевластие буржуазной Ч.С.

Предложения по оздоровлению общ-ва: запрягать реальное право на труд; основой общ-ва должны стать производственные кооперативы; равномерно распределялись между собой обязанности и получавших одинаковую плату.

2.главной ценностью является свобода, а не равенство.

Р.Оуэн -англичанин:

Мысли:

Основа права лежит в характеристике человека;

Меры по улучшению характера людей: полная отмена частной собственности; создание наук о формировании характера; гуманное фабричное законодательство; создание общенациональной системы бедных, низших слоев населения; организация образованных, примерных обществ будущего.

Молекула грядущего строя должна стать самообеспечивающаяся комунна, в которой живут допропорядочные,образованные граждане.

 

№40. Д. Остин о политической организации общества и праве.

Один из основоположников юридического позитивизма.

1) Источником права является суверенная власть, важнейшая гарантия права и самой суверенной власти-привычка большинства к повиновению. Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть правовая норма. Нельзя делить законы на справедливые и несправедливые.

2) Норма получает юр.характер, когда обладающий необходимыми властными возможностями и способностями в состоянии предать ей обязывающую силу принуждения. Естественно-правовые элементы Остин решительно отвергал.

3) Он говорил, что право устанавливается для разумных существ другим разумным существом. Право в широком смысле включает в себя богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль.

4)Четко разграничивал право и мораль.

5)Гос-во – это такая орг.общ-ва, где одна его часть (подданные) привычно подчиняется другой части (суверену). Суверен – это индивид или коллектив, никому не подчиняющийся. 2 требования к человеч.орг-ции: а)не менее 100 человек б)чтобы большинство подданных находилось в состоянии привычного повиновения суверену.

6)4формы правления: монархия, олигархия, аристократия, демократия.

7) Способствование благу охватываемой политическим обществом части человечества и способствование благу всего человечествадве цели (общая и особенная). Реализация общей цели не будет возможна без учета особенной цели и наоборот.

№41. Г. Гегель о государстве и праве.

«Конституция германии», «Философия духа», «Философия права» и т.д.

1) Основная задача философии права - научное познание гос-ва и права, а не указания на то, какими они должны быть. Понятие права - след.значения: а) право как свобода б) право как определенная ступень и форма свободы в)право как закон. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера. 3 основные ступени развития права: 1-е абстрактное право- первая ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это – право абстрактно свободной личности. В основе этого права лежит свобода отдельного человека. 2- е мораль и абстрактное право 3-е конкретное право. В структуре гражданского общ-ва выделяют три сословия: субстанциональное (земледельцы –дворяне и крестьяне), промышленное (фабриканты, ремесленники и торговцы), всеобщее сословие, т.е. чиновники.

2) Гос-во -идея разума, свободы и права. Хотя Гегель и признает возможность плохого гос-ва. Эта идея гос-ва применительна лишь к развитым европейским гос-м. Гос-во как идея свободы, как высшее право, как правовое образование, как конституционная монархия – являются взаимосвязанными сторонами единой идеи гос-ва. Концепция правового гос-ва представляет собой синтез полисного правления Античности с доктриной господства права.

3) Гос-во – есть индивидуальное гос-во, как действительность конкретной свободы. Такое гос-во в своем развитом виде представляет собой конституционную монархию, основанную на разделении властей(власть государя, правит. и зак.). Гегель выступает за единство различных властей, критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Суд. власть относит к правительственной.. Зак. Вл.- ЗС является двухпалатным: верхняя палата (по принципу наследственности); а нижняя- палата депутатов- выборами.

4) Международное право- это долженствование общепринятых принципов во всем мире

№42. политич. И прав.учения в России в 1ой п 19 века.

В царствование Александра 1 сложилась обстановка, способствовавшая появлению реформаторских проектов и их конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества, побуждая их к составлению радикальных планов государственных преобразований.

М. М. Сперанский (1772-1839). Труды: Свод законов Российской империи (45 томов); пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство; «О постепенности усовершенствования Российского», законы «о придворных званиях» и «Об экзаменах на чин».

1) отрицал восприятие Бога как верховного законодателя Вселенной;

2) договорная концепция допускается как гипотеза (договор как реализация воли Бога);

3) три ступени развития России: в Средние века – удельщина, в Новое время – абсолютная монархия, период жизни Сперанского – промышленное состояние, требующее конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным;

4) предполагал исключительно эволюционный путь к переменам;

5) мечтал о конституционной монархии;

6) предполагал создание Гос. Совета (состав: лица, назначаемые монархом + лица, избранные по избирательным округам). ГС обладает правом законодат.инициативы, но законы утверждаются только Гос Думой;

7) гарант всех свобод в гос-ве – конституция и основанное на ней разделение властей;

8) к крепостническому праву относился отрицательно. Ограничение крестьянских повинностей, личное освобождение крестьян → возвращение крестьянам «древнего права переходов».

Н. М. Карамзин. Труды: «История гос-ва Российского», «Записка о древней и новой России в её полит. и гражданском отношениях». Издавал «Вестник Европы».

1) тирания – образ правления, при котором нарушаются естественные, положительные и нравственные законы;

2) понятие республики означало достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном статусе общ-ва;

3) идеал – сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному просвещению народов своей страны;

4) против разделения властей;

5) считал, что в преобразовании России важны именно люди, конкретные личности;

6) перестройка гос аппарата должна осуществляться в подготовке грамотных, специально обученных кадров;

7) ослабление прерогатив центральной власти и расширение полномочий власти на местах;

8) опасался революций и серьёзных реформ;

9) гражданские законы должны полностью соответствовать законам естественным;

10) во внешнеполитических отношениях придерживался мирной ориентации;

11) организация армии: сокращение её численности, уничтожение военных поселений, «уменьшение строгости в безделицах».

П. Я Чаадаев. 30-е годы. Труды: «Философские письма».

1) Противникам крепостного права. 2) Сторонник европеизации общества на основе самоуправления. 3) отстаивал интересы крестьян. Отмена крепостного права. 4) Он не призывал к революции. 5) Ч. выступал против самодержавия. 6) Не видел в народе силы. 7) Воспринимал застойность как «спасительную неподвижность» в эпоху потрясений. 8) Причина отсталости и застойного существования России – отсутствие связи между этапами её истории, а также в отсутствии прогрессивных социальных и культурных традиций. В России мало что знают об идеях «долга, справедливости, права, порядка».

ДЕКАБРИСТЫ. 2 крыла в движении: радикальное (Пестель) и либеральное (Муравьёв). Выступали против самодержавия, крепостничества, за свержение строя путём революции.

Муравьев: 1) за конст.монархию 2) имущ.ценз в избир.праве 3) Р-федер.гос-во 4) свобода слова, печати.

Пестель П.И. «Русская правда». Приверженец естественной школы права. 1) С его т.з. крепостного права не должно быть, не должно быть и сословного деления, т.к. это противоречит естественным правам чел-а. 2) Для всех граждан России необходимо установить единые законы и наказание за одни и те же преступления. Для того, чтобы правительство служило народу, необходимо свергнуть самодержавие и установить республику. Для искоренения возможности реставрации монарха предлагал убить царя и истребить всех чинов императорской фамилии. 3) После переворота -диктатура Временного Верховного Правления, которая продлится 10-15 лет. Отвергал конст.монархию, выступал за дем.республику 4) Верховная зак.власть-Вече. 5) Россия должна быть унитарным гос-ом..

 

№43. развитие теор.представлений об эволюции…

3 подхода к эволюции:

1)Эгоцентрический (др.восток, античность). Эволюции как таковой не существует. Общество живет здесь и сейчас. Народ – это центр вселенной и мир вращается вокруг него. При этом отсутствует критика существующего строя как фактор дальнейшего развития.

2)Линейный. Социальная эволюция это простой, поступательный процесс от низшей к высшей ступени развития.

Признаки: а)эволюция это необратимый процесс; б)невозможно перескакивание из этапа в этап; в)каждый этап прогрессивнее предыдущего (формации).

3)Спиралевидный. Общ-во развивается по спирали, где каждый виток более совершеннее предыдущего (Тойнби).

Процесс эволюции может быть обратным, но только предыдущий этап будет на другом уровне.

Каким представляется полит.орг.общ-ва и права, когда заканчивается эволюция гос.и права:

Гос-во и право это инструменты для обеспечения спокойствия и порядка. Как только будет достигнута главная цель, завершится их развитие.

Критерии последнего этапа эволюции: 1)идеальное гос-во должно обеспечивать удовлетворение максимальных потребностей людей (чем больше людей удовл.свои потребности, тем ближе гос-во к своему идеалу); 2)обеспечение максимальной свободы граждан; научно-тех и культурный прогресс в общ-ве; 4)поддержания состояния мира и согласия.

Пока самым общепринятым мерилом явл.демократия.

 

№44. Политические воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса в работах 40 – х гг. XIX в.

40-е годы XIX века. Маркс и Энгельс сформулировали ряд научных положений в частности следующие:

1) Гл.задача коммунистического переустройства общ-ва- уничтожение частной собственности. Гос-во- всеобщий собственник, управляющий общественной собственностью на благо всего общества. Главная задача класса наемных рабочих- отобрать весь капитал у буржуазии и централизовать все орудия производства в руках гос-ва.

2) Капитал концентрируется в руках буржуазии. Неразвитые гос-ва пройдут этот этап неизбежно и «будут скуплены буржуазией с аукциона».

3) Каждый смотрит на другого только как на объект для использования; каждый эксплуатирует другого. Однако при этом получается, что более сильный попирает более слабого.

4) Общие дела граждан гос-ва и дела этого гос-ва, есть по сути одно и тоже.

5) Надо чтобы люди наслаждались жизнью, а не искали клады. Но не значит, что идеал человеческого существования- жизнь без труда. Ведь «добровольная производительная деятельность является высшим из известных нам наслаждений».

№45. Милль о формах правления.

Д.С.Милль – английский обществовед, классик полит. науки. Теоретические положения:

1) Форма правления должна определяться правящими здесь соц.силами при учете обстоятельств: а)«если народ возмущается казнью, но не негодует на убийство, - то этому народу необходимо правит-во с более широкими полномочиями; б)«различные материальные трудности служат непреодолимой преградой к установлению известных форм правления»; в)В гос-ве «большинство часто подчинено меньшинству», несмотря на то, что на стороне первого «может быть перевес и богатство, и интеллекта»; г)«отличительна черта людей, рожденных рабами, - выполнение только того, что им приказывают, и только тогда, когда приказывают», поэтому для обеспечения быстрого соц.прогресса «народа рабов нужен патриархальный деспотизм или аристократия, вроде сен-симоновского социализма».

2) При представительной форме – допускается гласность и свобода слова всему народу сразу, «полная свобода критики всякого чиновника, всякого действия» чиновника и всякой правительственной меры.

При деспотической форме – некоторые классы лишены возможностей влиять на принятие политических решений, «их интересы лишены обеспечения, данного интересам других.

3)В ысшее достоинство» формы правления «заключается в развитии» её учреждениями народа в умственном, нравственном, волевом и практическом отношениях.

4) О представительной форме правления как наилучшей. Если нет безусловной необходимости введения либо представительного, либо деспотического правления, то в гос-ве следует установить именно представительное правление. Т.к человеч.интересы обеспечиваются лучше тогда, когда человек сам заботится о них; представит.правление процветает, если недовольные им люди стремятся его изменить. «прогресс- результат деят-сти недовольных». Предст. правление укрепляет нравственность граждан. Предст. форма правления является средством произвести с помощью умственного развития и честности, нравственных качеств лучших и умнейших людей, непосредственное давление на правительство.

5) Основополагающий принцип предст.правления – то, что «единственная цель, оправдывающая вмешательство отдельных лиц или общ-ва в свободу действий любого человека, есть самозащита», принуждение «может быть справедливо применено» по отношению к человеку только ради «предотвращения вреда для других людей».

6) Обязанность представительного собрания заключается в наблюдении за тем, чтобы люди, решающие указанные вопросы, были наиболее для этого пригодными. В зак.деят-сти, собрание должно выбрать, кому именно предоставить роль подготовки законопроекта. Когда же он будет выработан, собранию следует либо санкционировать его, либо отвергнуть. Обязанность представительного собрания составляют «разговоры и прения».

7) (недостаток интеллектуальных качеств у народных представителей и невежество), - Бороться с указанной опасностью нужно путем развития интеллектуальных и моральных способностей народных масс.

№46. политико-правовые учения народников 60-70е гг.

Основные идейные элементы народничества: -отрицание исторического значения капитализма и стремление недопустить его развития в России –стремление создать социал-ое об-во, как систему общ-енных отношений, основанных на справедливости и коллективизме –убеждение, что лишь в справедливом об-ве существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности –идеализация крестьянской общины и надежда прийти через нее к социализму –критика или даже отрицание государственности, как формы -енного упр-ния.

1)пропагандистское течение: ЛАВРОВ: крест-во не готово к рев-ции *интеллигенция-двигатель общ.прогресса.+Пропаганда. Для прапоганды и орг.народных сил нужно создать партию (Интел.+передовой народ), продолжающую и после революции руководить стр-ом соц-ма. Соц-ское об-во может развиваться только при условии свободы личности, в синтезе ее интересов с интересами коллектива.

2) бунтарское течение: БАКУНИН: главноя несправедливость – соц.нер-во, а носителем этой несправедливости явл.гос-во. Основное ср-во борьбы – рев.бунт. Рев-цию не надо готовит, т.к. в народе бунтарский инстинкт. Г-во- исторически необходимое зло=> уничтожить (пролет.г-во- худшая форма) После народ сам самоорг-ся в федерацию общин.

3) заговорщическое течение: ТКАЧЕВ: крест-во не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социал. об-ва, поэтому нет смысла ни к пропоганде соц-ма, ни в призыве к бунту. рев-ция через заговор интеллигенции *у самодержавия нет соц.опоры=> легко развалить *создать законспирированную партию интеллигенции, которая захватит власть, установит свою диктатуру и будет руководить общ-ом. Для достижения этой цели можно использовать любые методы в т.ч противозаконные и аморальные.

 

№47. Политическое учение Иеринга (реалистическая школа)

Иеринг (1818-1892). Создатель теории, которую назвал реалистической.

1) Право – результат борьбы, оно возникает, развивается и осуществляется в борьбе.

2) И. определяет право в различных аспектах. *Право –совокупность действующих в гос-ве принудительных норм. *Право – совокупность жизненных условий общ-ва, обеспечиваемых гос-енным принуждением.*Право – защищаемый -енный интерес индивида. В такой трактовке И. усматривает реалистический подход к праву.

3) о гос.власти и анархии (наихудшая, люди выберут любого, кто против)

4) о главенстве гос.органов перед др: только гос.органы могут применять физ.принуждение.

5) о соблюдении законов: граждане- потому что боятся кары прав-ва.

6) о гос.службе: принадлежность к гос-ву дает большой почет. Иногда гос-во засталяет нести гос.слубжу(армия, работы и т.п.)

7) о невозможности единой прав.системы (=Милль), пример: врач и одно и то же лекарство.

 

№48. Политические идеи Спенсера

Спенсер (1820-1903). 1)Основатель органической теории гос-ва и права. Гос-во= живому организму. Деньги– кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды, прав-во – ноги. 2) Все институты(соц., полит.) – единое целое, функционирование каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет определённые общественные потребности. 3) полит.институты, в т.ч. гос-во, не должны вмешиваться чрезмерно в жизнь человека.4) Исходящие от гос-ва законы основываются на нравственности. Если они лишены её, то могут быть отвергнуты.5) 2 типа гос-ва: *примитивные (военные, хищнические),цель- война, деспот.режим; *высшие (индустриальные). Цель- благо индивида.

По словам Спенсера политически организованное общ-во как целое не может содействовать развитию мало одарённых индивидов. Выигрывают в борьбе между социальными организмами те, которые предоставляют свободное действие естественному закону, который гласит что благосостояние человека должно изменяться прямо пропорционально успешности затраченных на его усилий.

По его мнению наивысшая форма семейного строя достигается тогда, когда смертность понижается до минимума.

О военном и промышленном типах политически организованного общ-ва. Первые приспособлены для борьбы с окружающими враждебными общ-ми. В промышленных должно быть представительное управление, неограниченная свобода составлять союзы, множество разнообразных верований.

Он рассматривает соц.гос-во на работах Маркса, и Энгельса. как разновидность военного типа общ-ва.

Он утверждал что свойственные воинственному типу общ-ва человеческие нравственные черты порождают различными путями две категории обрядов. одна из них делает возможным сотрудничества враждующих людей, вторая выражает покорность подчинённых лиц начальникам.

 

№51.концепция соц. иполит.развития Моргана +Энгельс

1) Морган, «Древнее общ-во», предопределили взгляды мыслителей 20 в на историю общ-ва и место в ней политико-юр.явлений.

а) история- эволюция сменяемых друг друга соц.органов.

б) 3 стадии: дикость-варварство-цивилизация.

В) опыт человечества дал 2 типа общ.строя: * соц.орг-ция, основанная на роде и племени * политич.орг-ция. Считал, что даже варварские орг-ции не явл-ся политич., только цивилизация. В будущем соц. несправедливость будет преодолена человеч-вом.

2) к 30м гг. накопленная научная информация заставит ученых пересмотреть концепцию Моргана.

3) ЭНГЕЛЬС: «Происхождение семьи, чс и гос-ва». Соглашается с Морганом, что полит.орг-ция начинается лишь с цив-ции. Другие общ-ва не могли обладать чертами полит.орг-ции: * была публ.власть и е органы(насильств) * авторитет власти на уважении *права= обязанностям * нормы, обычаи *появл-ся классы=>гос-во *эк-ски госп.класс становится политич.госп-щим *чс- помеха для развития.

№52. Работы В.И. Ленина «государство и революция» и «пролетарская революция и ренегат Каутский».

Сущность гос-ва – классовый хар-ер.

Причины: 1)воплощение гос-ва выразилось в антагонизме классов, 2)гос.политика выражает волю господствующего класса..

Типология классовыг гос-в зависит от типов пр-ва – выделяют 4 типа гос-ва. Основой власти господствующего класса является его диктатура.

«Диктатура есть власть основанная на насилии, не связанная никакими законами», Ленин. Следовательно, диктатура класса не имеет ничего общего с принципами демократии.

Смена одного типа гос-ва другим происходит обычно 2мя путями (реформы или революция).

Ленин отдает предпочтение революции. Его программа применительно к России включала 2 этапа

«Минимум» доведение полу буржуазной России до полного капиталистического созревания (путем буржуазно-демократической революции) и внедрение пролетариата в органы новой буржуазной власти (1905-фев1917).

«Максимум» построение принципиально нового социалистического гос-ва путем соц.революции.

Новое социальное гос-во как и все типы гос-ва основаны на диктатуре 1 класса – пролетариата.

А)приступив к управлению гос-вом пролитариат трансформировался в класс чиновников.

Б)не ясно кто становился эксплуатируемым, если весь народ занимался трудовой деятельностью.

В)диктатура пролетариата как любая диктатура допускает насилие и не связана никакими нормами «цель оправдывает средства» где цель гос-ва – создание общества, равенства и труда. Следовательно, к переходу в безгосударственное общество, следовательно, в коммунизм.

№53.М. Вебер о государстве и политике – о понятиях гос-ва и политики

1) государство представляет собой отношения господства людей над людьми.

2)Политическое господство предполагает наличие штаба управления. В зависимости от хар-ра этого штаба все гос-ва можно разделить на 2 типа. А) штаб чиновников является самостоятельным собственником средств управления и поэтому властелин разделяет господство с членами штаба (феодализм). Б) более полное сосредоточение властных полномочий в собственных руках правителя.

3) О подчинении граждан гос-ва его правителям. Причины повиновения: 1) авторитет обычая подчиняться руководителям; 2) полная преданность и доверие, вызываемое наличием качеств вождя у определенного человека.

4)Политическая профессия требует, чтобы работник относился к своему профессиональному труду как к призванию. Политик должен отдавать себе отчет в: 1) достижение хороших целей зачастую связано с необходимостью смириться с использованием нравственно сомнительных или опасных средств 2) успех политика полностью зависит от функционирования подвластного ему человеческого аппарата, который можно заставить хорошо работать при помощи обильного поощрения; 3) аппарат политика должен беспрекословно ему подчиняться.

№54. Л.Дюги о закономерностях политического властвования

1)Правящими всегда были, есть и будут наиболее сильные факти­чески.

2)Для охраны от произвола со стороны правящих лиц надо привлечь как можно большее число индивидов.

3). О системах республиканского правления. Парламент и правительство по необходимости в различной форме участвуют в функциях государства. Парламенту и правительству присуща определенная мера участия в законодательной власти и исполнительной. При выражении парламентом порицания политике кабинета последний "должен удалиться, ес­ли только он, найдя одобрение у главы государства.

4)2 ре­жима государственного регулирования человеческой деятельности - правовой и полицейский. Правовой режим предполагает, что физическая, умственная, моральная и ре­лигиозная деятельность может свободно прояв­ляться без какого-либо предварительного ограничения. При полицейском режиме закон дает публичной власти особые полномочия, которые называются полицейскими.. В государстве должен быть правовой режим, но в виде исключения присутствует и режим полицейский. Полицейский режим должен быть законным.

5)Он говорил о соблюдении принципа равенс­тва.

6)Граждане обязаны трудиться

7)Право собственности не принадлежит к числу священных и неп­рикосновенных прав. Собственник должен выполнять определенную полезную об­щественную роль. Гос-ву нужно охранять имущество собственника лишь в той степени, в какой собственник использует свое достояние на бла­го общества.

8)Различаются три вида сопротивлений граждан государственной власти - пассивное, оборонительное и наступательное

 

№55. Петражицкий о праве и законности

«теория права и г-ва в связи с теорией нравственности».

1)право- совокупность обязат-притязат.норм, они в совокупности дают позитивное право. Возникает там, где есть отношения м/у чл.общ-ва. Право необходимо дифференцировать ещё на две категории – право, подлежащее применению и поддержке со стороны представителей государственной власти по долгу их общественного служения, и право, лишенное такого значения в государстве.

Первое право можно назвать официальным, второе – неофициальным.

Право касается только междучеловеческих отношений.

2) тенденции развития права: а) тенеденция развития единого шаблона норм (выработка и признание общих норм). Б)тенденция к точному содержанию и объему прав.понятий В) стремление права к достижению контролируемости и доказуемости юридических фактов.

 

№56. Г. Моска о политической теории и практике.

Сочинение «Правящий класс».

1) Основатель теории элит: политика – это сфера борьбы двух противоположных «классов»: властвующего(элиты) и подвластного(народ, трудящиеся).

2)Во всех цивилизованных общ-вах возникает 2 класса – правящий (малочисл., привилиг.) и управляемый. Второй класс управляемых составляет большинство населения.

3) Задача полит.организации – сделать индивидов лучшими путем приучения их контролировать свои дурные качества.(в этом смысле худшие анархия, деспотизм).

4) Гос-во наилучшее, если: А. должно существовать много полит-х сил, которые оказывают влияние на управление страной, а также могут бороться с другими. Б. воля властв.людей должна сдерживаться и уравновешиваться другими лицами из их среды, которые занимают независимые позиции. В. должен существовать многочисленный слой людей, чьё экономическое положение фактически не зависит от обладателей власти. Г. должна существовать всеобщая воинская повинность.

5) Должна быть свобода выбора религии, пресса не подлежит цензуре.

6) различал политика и гос.деятеля. Гос-венный деятель понимает и знает общественные нужды. Политик имеет такие качества, которые нужны для достижения высоких постов и удержания их.(счастье народу, если эти кач-ва совмещаются).

№57. Советское учение о государстве.

Советское учение о гос-ве нашло отражение в учениях большевиков Ленина, Бухарина, Сталина («марксисты ХХ века»). Они принимали основные положения марксизма: * у гос-ва- классовая форма, природа *гос-во- официальная орг-ция диктатуры господствующего класса *буржуазная демократия ущербна *постепенное отмирание гос-ва.

Сущность советского гос-ва – это общее народное гос-во, основанное на единстве и неделимости народного суверенитета.

Форма правления советского гос-ва – это не парламентская республика, а республика советов

1) Ленин: У гос-ва- классовая природа, т.к.:*классовые антагонизмы *в ГА лица из господствующего класса *осуществление политики, выгодной господствующему классу. Гос-во отомрёт окончательно после выполнения высоких общественно-экономических и социальных условий=> бесклассовое общ-во

2)Бухарин Н.И. *гос-во- классовая организация. Функция гос-ва –эксплуататорская, угнетающая. *Гос-во – это феномен насилия.* Гос-во и диктатура связаны органически.

3) И.В. Сталин *гос-во -машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников. *Осн.f гос-ва: - внутренняя –держать эксплуатируемых в узде. Внешняя – расширять территорию за счет территории других гос-в или защищать её от них. *на «руинах старого гос-ва» возникает новая власть – «пролетарская государственность». Т.о, Сталин завершил создание идеологии тоталитарной политической системы.

Признаки советов:

1)народный суверенитет един и неделим, следовательно, нет разделения властей, следовательно, нужен 1верховный орган,т.е съезд советов. Характеристика съезда Советов:это орган власти построенный на началах демократического централизма.

2)Республика Советов – основа режима – это диктатура пролетариата (от имени пролетариата диктатура партии). Все руководство сосредотачивается в ЦК ВКПб (включает главных идеологов гос-ва, в т.ч Вождя.).

Социалистическое гос-во сугубо интернационально. Оно подразумевает ликвидацию всех гос.границ и создание всемирного советского гос-ва.

№58. Советская теория права.

После Октябрьской революции сис-ма права в СССР развивалась под влиянием марксистского учения. Все существовавшие ранее концепции были отвергнуты.

1) 30-40 е гг. выработано понимание права как совокупность обязат.юр.норм, выработанных гос-вом (Полянский, Александров).

2) Пионтковский предложили понимать под правом помимо норм также и правоотношения.

3) Я.Ф. Миколенко высказался за включение в понятие права еще и правосознания.

Для советской прав.сис-мы хар-ны ошибки и просчеты. Не было четкого определения права, его сущности, назначения.

№59. Концепции справедливости в истории политической мысли.

2) содержание любого общеобязат.правила явл-ся справедливым, если оно соотв-ет идее соц.идеала.

3) под компонентами матер.справедливости чл.полит.структур и др. полит.орг-ций понимают рациональность порядка и последовательность задач. (но некоторые-др.теор.положения, н/п одинаковое отношение управл.органов ко всем членам полит.орг-ции. Никакой член не может быть пожертвован для обслуживания др.)

4)формальная справедливость- точная, беспрепятственная реализация юр.норм. Для ее обеспечения- режим законности.

5) условия реализации форм.справедливости в полит.теле:

а)действия, предписываемые или запрещаемые нормами права такие, что из осущ-ние или избегание осущ-ся разумными людьми. Б) подобные дела рассм-ся подобным образом в) нет правонар., не предусмотр.юр.практикой. г) правила юр.процесса д) непротиворечие прав.норм е) господство права

№60-. Концепции единства коренных долговременных интересов

В любом человеческом обществе происходит обмен продуктов в 3х плоскостях: а)между друзьями, семьями, родственниками; б)государственное перераспределение продуктов внутри общества; в)рыночный обмен (производитель сам решает Каму сколько дать). СЛЕДОВАТЕЛЬНО. Люди, члены общества вынуждены кооперироваться и пользоваться продуктами деятельности других людей, потому причинение вреда и материального ущерба кому-либо автоматически уменьшает возможность пользоваться плодами его труда. Т.О в обществе и гос-ве существует приоритет единства коренных долговременных интересов всех его субъектов.

Исходя из этих интересов существует 2 типа людей: «муравьи» и «паразиты».

Паразиты существуют за счет тружеников, безвозмездно потребляя излишки их труда. Это приводит к тому, что труженики стараются понизить производительность труда до уровня, соответствующего прожиточному минимуму.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.071 сек.)