|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия раннего периода (до Сократа)Лекция номер 3 Античная и средневековая философия План: 1. Особенности античной философии 2. Ранняя досократическая философия Древней Греции 3. Античная философия классического периода 4. Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима 5. Средневековая западная философия: патристика и схоластика 6. Арабоязычная философия Средних веков **** Особенности античной философии
Философия как самостоятельная область духовной культуры появилась в Древней Греции в VII в. до н.э. 1.1. Социально-экономические предпосылки: 1) Греция не имеет плодородных речных долин, но отличается длинной береговой линией, удобной для мореплавания; это привело к развитию ремесел, мореплавания и торговли, а эти занятия требуют развития знаний, способствовали появлению наук и философии. 2) Экономической основой Древней Греции стало широкое применение труда рабов, что освободило многих греков для занятия искусством, науками и философией. 1.2. Политические и культурные условия 1) В отличие от восточных деспотий Греция вплоть до А.Македоского была раздроблена на маленькие города-государства (полисы), многие из которых имели демократическое управление, что открывало дорогу свободомыслию, оттачиванию ораторского искусства; 2) В Древней Греции сложилось очень почтительное отношение к мудрости и философам, их роль была очень престижной.
1.3. Общие особенности философской мысли: - критический подход к мифам и действительности - опора на логические доказательства - восприятие мира как космоса (порядка) - поставили проблему человека в центр философии - в античной философии проявились все направления философии и были сформулированы базовые понятия Периодизация: • Ранний (досократический) — VII — V вв. до н. э.; • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; • эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.; • римский - I в. до н. э. - V в. н. э. Философия раннего периода (до Сократа) Философские школы и представители: милетская школа; школа Гераклита Эфесского; материалистические атомисты.
школа пифагорейцев; элейская школа; идеалистические софисты
Характерные черты: • поиск первоначала, породившего все сущее; • космоцентризм (преклонение и страх перед высшим Порядком); стремление объяснить явления окружающей природы; • гилозоизм (одушевление неживой природы); • доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Представители: 1) Милетская школа. существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана – Милета. Представители Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.), Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), Анаксимен искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. 1-й – вода, 2-й – апейрон (перовматерия), 3-й – воздух. Философы одновременно занимались точными и естественными науками. Фалес доказал продолжительность года (365 сут.) и ряд теорем в геометрии. Анаксимандр вывел закон сохранения материи и подошел к открытию атомов. 2) Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) первоначалом всего сущего считал огонь; родоначальник диалектики – учения о всеобщем развитии («нельзя войти в одну реку дажды»). Вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); учение об относительности вещей и их качеств ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); 3) Атомисты — материалистическая философская школа, (Демокрит, Левкипп), Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: весь материальный мир состоит из атомов; атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.); между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении; существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания. 4) Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.) первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.). 5) Элеаты, Парменид. Разработал понятие Бытие. Понимал его как вечное, неподвижное, идеальное основание мира, т.е. первооснову. 6) Софисты. Философы-педагоги, обучавшие граждан философии, ораторскому искусству. субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. м Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |