АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Атеистическо-материалистическое направление

Читайте также:
  1. III. Материалистическое направление в русской философии
  2. Атеистическое направление- Альбер Камю ( 1913-1960) и Сартр( 1905-1980)
  3. Библиотека для чтения» О. И. Сенковского. Тип, структура, направление журнала.
  4. БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
  5. Биологическое направление в трактовке человека
  6. Бихевиористское направление
  7. Векторная величина — скорость, которой определяется как быстрота движения, так и его направление в данный момент времени.
  8. Виды и направление взаимосвязей социально-экономических явлений.
  9. Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
  10. Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
  11. Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии

Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию.

Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Атеистическо-материалистическая философия была распро­странена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.

Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дид­ро, Гельвеций, Гольбах.

Жан Мелье (1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и рели­гии (атеизму).

Его взгляды отражают основу этого направления:

• не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);

• не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;

• считал, что весь окружающий мир состоит из особой суб­станции — материи;

• материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству - движению;

• материя состоит из мельчайших частиц, в результате комби­нации которых образуются вещи;

• познание — отражение материи самой материей;

• источником большинства знаний являются чувства;

• причиной социальных антагонизмов видел частную собст­венность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;

• выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию сущест­вующего государства и частной собственности;

• в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.

За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

Жюльен Ламетри (1709 — 1751) врач по профессии, с атеистиче­ски-материалистических позиций объяснял строение человека. Его книга «Человек как машина» имела громкий успех. Уподобил человеческое тело самозаводящейся машине. Полностью отвергал самостоятельность сознания. Автор высказывания «Мозг вырабатывает мысль как поджелудочная железа желудочный сок».

Был утилитаристом — считал, что смысл жизни человека — личное счастье.

Дени Дидро (1713 — 1784) - один из самых выдающихся фран­цузских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религи­озных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искус­ства и знания в области производства, закладывала основы бур­жуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ве­дущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Мон­тескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.

Философские взгляды Дидро близки к взглядам других фран­цузских просветителей-материалистов.

Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 - 1789) и Гельвеций (1715 - 1771).

Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для обще­ства в целом в том, что они:

• четко выделили два ведущих философских направления — мате­риализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);

• освободили философию от многих религиозных предрассудков;

• дали более реалистическое определение субстанции — материя;

• выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

• подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание;

• обосновали и распространили теорию материалистического сен­суализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);

• выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются раз­личными комбинациями микрочастиц;

• обратили внимание на движение не как на сверхъестествен­ное явление, а как на свойство материи;

• обосновали идеи социальной справедливости;

• идеологически подготовили Великую французскую революцию.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)