АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1.3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Читайте также:
  1. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  2. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  3. I. Философия жизни.
  4. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  5. I.1.4. Философия в первом приближении
  6. I.1.5. Философия как теория и
  7. I.1.6. Философия и наука
  8. I.1.8. Философия и ценности.
  9. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  10. I.Подчеркните герундий, определите его форму времени и залог. Переведите предложения.
  11. I.Подчеркните герундий, определите его форму времени и залог. Переведите предложения.
  12. II. Вивчення нового матеріалу.

Лекция

План:

  1. Характерные черты философии эпохи Возрождения
  2. Направления философии эпохи Возрождения: гуманистическое направление (Д.Алигьери, Ф.Петрарка, Л.Валла), неоплатоническое (Н.Кузанский, П. дела Мирандолла, Т.Парацельс), натурфилософское (Л. Да Винчи, Н.Коперник, Г.Галилей, А.Везалий), реформационная философия (М.Лютер, Ж.Кальвин), Политическое (Н.Макиавелли), социально-утопическое (Т. Мор. Т. Кампанелла)
  3. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Д.Локк, Т.Гоббс, Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц)
  4. Философия французского просвещения (Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Ж.Ламетри, А.Сен-Симон, Ф. Фурье)
  5. Немецкая философия XVIII-XIX вв. (И.Кант, Шеллинг, И.Фихте, Г.Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс, Ф.Энгельс, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше)

 

Вступление:

Эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.) – время ярчайшего расцвета культуры, одна из самых замечательных в истории человечества. Её наступление было подготовлено изменениями в социально – экономической жизни европейских стран: становление централизованных монархий, экономический расцвет городов, торговли и зарождение капиталистического промышленного производства, великие географические открытия. Это потребовало развитие научных знаний, творческих качеств человека.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе, которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

1. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

1) антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

2) оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (отрицание не самой религии, а организации, сделав­шей себя посредником между Богом и людьми, а также схоластике);

3) принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира (шарообразности Земли, вращения Земли вокруг Солнца, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания);

4) большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству; 5) торжество индивидуализма;

6) широкое распространение идеи социального равенства.

2. Направления: 1) гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; Родиной стала Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме («Божественная комедия» Данте, лирика Петрарки).

2) неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которо­го - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по от­ношению к миру и вещам) идей; 3) натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому при­надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи,Андреас Везалий и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия -- Гелиоцентрическая модель солнечной системы (Коперник); бесконечность Вселенной, множественность миров (Бруно); анатомия человека на основе вскрытий тел (Везалий). Галилей выдвинул новый, современный принцип познания: обязательная эксперименальная проверка любых научных положений.4) реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью – выступили против идеи Церкви как посредника между Б. и Ч., за упрощение обрадов и приближение религии к людям; 5) политическое (XV – XV вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей на объективной основе, отделил политику от религиозного и морального влияния, описал законы политической борьбы; 6) утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)