|
||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Какая поставлена частная проблема?ПРОБЛЕМА (ЧЕГО? Род. падеж)
· нравственного выбора · нравственной прочности человека · нравственного здоровья нации · ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей · свободы личности и ответственности человека перед обществом · добра и зла · отцов и детей (взаимоотношения отцов и детей) · нестандартного духовного поиска современных молодых людей · бережного отношения к природе · влияния человека на природу · воздействия природы на человека · взаимоотношений человека и природы · восприятия человеком природы как живой материи (восприятия человеком природы) · отношения человека к малой родине с её природным миром · постепенного разрушения природного мира, исчезновения традиционной русской деревни и «наступления» цивилизации полным ходом · хищнического отношения человека к природе
· неминуемой катастрофы для человечества из-за бездумного, безжалостного отношения людей к природе · отношений государства и природы · восприятия мира животных человеком · отношения к животным · ощущения родины · истинного патриотизма · подлинного и фальшивого таланта · несправедливости социального устройства общества · исторической памяти о героическом прошлом · сохранения исторической памяти · утверждения истины, борьбы с ложными взглядами · «загадочной русской души» · уникального сочетания «обыденности» жизни и огненного порыва самопожертвования · приоритетного воспитания патриотизма · всеобщего единения, братства людей · бездуховности общества · отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных · смешение ложных и мнимых ценностей · замены истинных ценностей на ложные · этики поведения в обществе · культуры воспитания · коммерциализации культуры · отношения к общественному труду · нравственных и безнравственных поступков во имя любви · совести · чести · долга · дружбы · милосердия · справедливости · силы характера · трусости и смелости · физической и моральной победы · духовности · жизни и смерти · войны и мира · роли человека в обществе · взаимоотношений человека и общества · роли человека в мире · роли личности в истории · настоящей любви · назначения поэта и поэзии · правды (истины) и лжи · религии и атеизма · молодёжных (ого) движений (ия) (субкультур) · выбора профессии · работы · жилья · образования · здравоохранения · наркомании · деградации человеческой души · толерантности · сосуществования людей разных национальностей · национализма · фашизма · экстремизма · дедовщины в армии · отношения общества к старине · отношения общества к культуре своего народа · отношения общества к памятникам культуры · отношения общества к сохранности памятников культуры · отношения общества к литературе (живописи, музыке, скульптуре и т.д.) · отношения общества к музеям · влияния на человека истинного произведения искусства, истинной красоты · назначения искусства · нравственно-преображающего воздействия произведений искусства на душу человека · преобразования мира на началах добра и красоты · семьи · общей культуры человека · подлинного и мнимого познания · красоты в привычном · духовности в искусстве · роли красоты в возрождении человеческой души · памяти о своих истоках, о своем детстве · оценки такого периода жизни человека, как детство · роли детства в жизни человека · развития и сохранения русского языка · отчего дома · внутреннего противостояния искушению изобилием · будущего Книги · осознанности того, за что человек воюет, что защищает · особой гордости миссией защитника столицы · влияния технического прогресса на внутренний мир человека · сохранения природных душевных качеств человека в сегодняшнем мире современных технологий · одиночества · взрослого человека · проявления творческого начала в человеке · изучения опыта великих для познания самого себя · внутреннего мира человека · нравственных критериев, определяющих миропонимание человека · взаимоотношений человека и окружающего мира · неудовлетворённости жизнью
5. Формулировка проблемы должна быть предельно понятной. Иногда экзаменуемые расширяют или сужают проблему. Часто это связано не с тем, что они не поняли проблему, а с тем, что не сумели её правильно сформулировать.
Попробуем сформулировать проблемы исходного текста. Время, очевидно, идет быстрее, чем человеку кажется. Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока. Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», — говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять. Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется. (В. Солоухин)
Из таблицы видно, что при формулировании проблем текста В. Солоухина можно допустить ошибку: сузить или расширить формулировку проблемы. Рассуждение автора посвящено вопросу восприятия времени человеком (см. предложения первое и последнее), а не причинам опоздания людей (об этом говорится в тексте, но лишь для иллюстрации тезиса, заявленного в первом предложении). Фактическая ошибка при формулировании проблемы может быть связана с неверным пониманием текста. Опасность искажённого понимания текста возрастает тогда, когда в нём широкий подтекст, для понимания которого необходимо либо в отдельных случаях уметь вскрыть аллегорию, либо владеть широкими знаниями.
Например, обратимся к другому тексту В. Солоухина: Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого городка, сидел за перегородкой, никого к себе не пускал и сам не выходил навстречу. К нему приходили с насморком, с грыжей, с нарывом, с флюсом, с мигренью, с болью в животе. «Ступайте прочь, оставьте меня в покое!» — говорил он им, и на первый взгляд это казалось чудовищной бестактностью, жестокостью, возмутительным высокомерием Обыватели вправе были возмущаться доктором, который не хочет лечить их флюсы, грыжи и насморки. Но однажды доктор вышел и вынес людям «палочку Коха».
Дляпонимания проблемы текста надо знать, что немецкий микробиолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, так называемую палочку Коха. Неверно было бы считать проблемой текста «бестактность, жестокость, высокомерие», поскольку знание исторических фактов подсказывает, что выдающийся исследователь Кох дал миру гораздо больше, чем заботу о некотором круге больных. Проблема текста заключается, скорее, в создании условий для исследований, об отношении людей к тем, кто способен сделать научное открытие.
Формулировка проблемы текста может быть следующей:
- Прочитав текст В. Солоухина, я ещё раз убедился, что проблема условий для научных исследований была актуальна всегда.
- Проблема, которую хотел показать нам В. Солоухин, такова: общество не всегда создаёт условия, необходимые для научных исследований.
- Автор текста поднимает важную проблему: следует ли учёному-медику заниматься лечебной практикой, или ему надо создать условия для концентрации внимания на исследованиях.
- Я думаю, что проблема, поставленная автором, — это отношение общества к исследователям, которые могут дать нам нечто большее, чем простая каждодневная практика в небольшом городке.
- В этом тексте автор ставит проблему отношения людей к великим исследователям.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |