АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пантеон

Читайте также:
  1. ЕГИПЕТСКИЙ ПАНТЕОН БОГОВ
  2. Задание № 4 Составить пантеон богов зороастризма. Список источников.
  3. Пантеон


Рис. Пантеон.

Это замечательное куполообразное здание древнего Рима сохранилось до наших дней, пережив почти две тысячи лет истории, практически неповрежденным. Оригинальный прямоугольный храм, построенный зятем Огастуса Агриппой в 27 до н. э. был превращен в церковь, что послужило причиной его нетронутости. Однако во времена упадка, в средние века здесь был рынок, где продавали рыбу и птицу.
Пантеон состоит из шестнадцати коринфсикх колон десять метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. В интерьере как-бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра). Купол Пантеона в диаметре на 1,4 м превосходит самого большого собора Рима — Св. Петра.
Здание, которое древние Католики посвятили Пантеону (= все боги, статуи которых стоят в нишах храма), стало местом погребения первого короля Италии Виктора Эммануила.
С 1870 года здесь находится мемориал королей Италии, а также могила художника Рафаэля Санти.

Благодаря своему техническому и художественному совершенству античная архитектура греков и римлян оказала огромное влияние на развитие архитектуры более поздних эпох - итальянского Возрождения и европейского классицизма.


^ Романская и готическая архитектура.

Средневековая архитектура в своем развитии прошла два последовательных этапа: ранний - период романского стиля (VI-XII вв.) и поздний - период готического стиля (XII-XV вв.).

Ранний период феодализма характеризуется раздробленностью земель и междоусобными войнами между феодалами. Эти условия находят отражение в архитектуре. Места для строительства выбирают удобные в стратегическом отношении. Здания отвечают целям обороны; стены и своды, делают массивными, световые проемы напоминают бойницы, здания увенчивают дозорными башнями.

Эти признаки романского стиля встречаются в постройках периода раннего феодализма во всех странах Европы.


Рис. Графский замок (1180 г.), окруженный заполненным водой рвом, — один из красивейших среди сохранившихся памятников романского искусства в Европе. Гент. Бельгия

^ Начало формы

Романский стиль основывался на использовании опыта и элементов римской каменной архитектуры, откуда и произошло его название появившееся в ХIX веке.

Характерными чертами романской архитектуры, кроме массивных стен, стали полуциркульные арки и цилиндрические или крестовые своды. Для поддержки такой массы камня нужны были очень толстые колонны, которые иногда заменяли мощными крестчатыми или восьмигранными столбами - пилонами. Романские капители имели простые геометрические формы, часто их украшали, вопреки конструктивной логике, резными рельефными изображениями.

Рис. Романская колонна

Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры. Скульптура являлась неотъемлемой частью оформления порталов соборов. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах. Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не меньшей силой воздействия, чем слово.

Памятников романской архитектуры сохранилось довольно много на всей территории Западной Европы. Огромные, строгие и величественные храмы в городах и монастырях располагались друг от друга на расстоянии колокольного звона. Часто им приходилось выступать в роли крепости для всего населения города или прихода.

У феодалов настоящей крепостью был их дом-замок, окруженный глубоким рвом с водой, обнесенный высокими стенами с башнями и подъемными мостами, ведущими к воротам.

Крепость - вот тот образ, который рождается при взгляде на памятники романской архитектуры, образ, который несет ощущение стабильности и незыблемости.

Рис Романские капители


Рис. Отделка фасада романского замка

Рис. Романская церковь Санта Мария


Зодчие средневековой Руси создали варианты романского стиля, воплотившие национальные формы и традиции. Романский стиль встречается в новгородской и псковской архитектуре XII-XIV вв.



Рис. Новгородский Кремль — памятник русской архитектуры X-XVII веков. Согласно летописи был основан князем Ярославом Мудрым в 1044 году. Новгородский кремль древнейший из сохранившихся в России Кремлей.

Рис. Псковский Кремль


Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.). Термин «Г.» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».

В отличие от романского готический стиль характеризуется вытянутыми ввысь формами больших общественных зданий (соборы, ратуши), которые возвышаются над остальными постройками города.

В идеологии и культуре времени Г. сохранялись феодально-церковные основы; Г. развивалась в областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Ведущим типом в эпоху Г. стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Г. преимущественно витражами). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2—5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.

Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной; весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.

Рис. 5. Собор в Реймсе (Франция) 1210-1311 гг


Рис. Деталь скульптурного убранства собора в Реймсе.

Рис.6 и. Поперечный разрез Реймского собора


Рис.Фрагмент витражного окна готического собора


Рис. Интерьер готического собора

Рис.Интерьер парижской часовни Сент-Шапель.


Рис.Кафедральный собор, Шартр, Франция


Рис. Готический скульптуры-химеры.



Рис. Химеры собора Парижской богоматери



Рис.Эволюция интерьера готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия («украшенный стиль»; аббатство Гисборо).

4. «Перпендикулярная готика». Англия (собор в Уинчестере).


Собор Дуомо в Милане

Рис. Планы готических храмов. 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211—1311. 2. Церковь Анненкирхе в Аннаберг—Буххольце. Германия. 1499—1525.

3. Церковь Олевисте в Таллине. 13—16 вв.


Система аркбутанов и контрфорсов.
В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Рис. Собор в Реймсе. Структурная модель


Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры – идею устремленности храма ввысь.Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль.

Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.

Рис.Схема конструкции готического храма

Рис.Кафедральный собор в Кельне


Рис.План собора в Кельне


Рис.Витраж собора в Кельне



Рис. Главные ворота собора в Кельне


Рис. Вид сверху на Кельнский Собор

Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Второй, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.
В связи с тем, что возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

^ Рис. Собор Шартра

Развитию готического стиля способствовали две крупные общественные силы - католическое духовенство и быстро нарождавшиеся классы торгового и ремесленного бюргерства. В архитектуре готических соборов своеобразно отражены устремления обеих сил. С одной стороны, церковь призывала отрешиться от всего земного. Отсюда дематериализация камня, превращения его в фантастический кружевной узор, таинственный полусумрак огромных залов, чтобы вызвать религиозный экстаз у прихожан. С другой стороны, смелость инженерного замысла, устремленные в небо тонкие ажурные шпили,

легкий упорядоченный рисунок сводов и пучков колонн служили гордым памятником самим строителям, великолепному мастерству каменотесов, резчиков, живописцев.

Рис.Фрагмент собора. Шартр.


^ Архитектура ренессанса. В XV-XVI вв. в городах Западной Европы происходит развитие средней и крупной буржуазии, выступавшей против феодалов за расширение гражданских прав имущих граждан.

В XV в. в Италии возникает стиль ренессанс (Возрождение), в основу которого были положены конструктивные и художественные принципы, выработанные в античной Греции и Риме. Итальянские архитекторы своеобразно возрождают античную ордерную систему, ведут раскопки, обмеры, зарисовки старых сооружений. В результате были созданы новые типы культовых и гражданских зданий.

В одном из первых крупных ренессансных сооружений - Флорентийском соборе Сайта Мария дель Фиоре (рис. 7), имеющем готические черты (яйцевидный силуэт купола, напоминающий в разрезе стрельчатую арку, ребра-нервюры купола, круглые окна); диаметр купола был равным диаметру в Пантеоне.


Рис. 7. Собор Сайта Мария во Флоренции (1420). Арх. Брунеллеско

Рис. Собор святого Петра


Рис. Замок Шамбор (долина реки Луары, Франция)
В новых типах общественных зданий, а также в культовых постройках и виллах применяются классический ордер, триумфальные арки и т. п. Ренессанс создает тип дворца (палаццо) с замкнутым внутри двором, где также применена ордерная система.

Вертикальную организацию пространства, свойственную готике, сменила горизонтальная. В архитектуре жилых зданий появились карнизы и балконы. Основные элементы этого стиля — колонна, пилястра и пилон. Стали популярными глухие своды и купола, которые украшают росписью. Архитекторы постепенно отказывались от готической каркасной конструкции и возвращали стенам их несущее значение.

Характерно, что в России, где были иные социально-экономические условия, чем в Европе X11-XVI вв., ни готика, ни ренессанс не распространились. Даже иностранные мастера, приглашенные в Россию, осваивали местные традиции и строили в русских национальных формах. Примером может служить строительство Успенского собора в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Фиораванти (XV в.).



Рис.Успенский собор Московского Кремля


Барокко. Во второй половине XVI в. в Италии появляется новый стиль - барокко (вычурный), который со временем распространяется и в других странах.

Хотя архитектурная основа зданий оставалась классической, в них появилась масса деформированных и пышных деталей, не связанных с конструкцией, а иногда и маскирующих ее.


Рис. Церковь Святой Сусанны в Риме

Стиль барокко начал зарождаться в конце XVI столетия в Италии, а затем распространился по всей Европе и до середины XVIII был господствующим. Полагают, что название «барокко» происходит от португальского «perola barroca», что значит «жемчужина причудливой формы».

Основными признаками барокко были пышность, парадная торжественность и подчеркнутая монументальность. На смену геометричности и рациональности Ренессанса пришли усложненность пространства и объемов, сложные криволинейные формы и преобладание декоративного начала. При этом логика построения планов и соответствие между внешними объемами и внутренней структурой здания нередко уходили на второй план. Обилие декоративных деталей зачастую существенно искажало представление о конструкции строения.

Архитекторы стиля барокко активно использовали скульптурные изображения, обычные колонны часто заменялись теламонами и каритиадами — колоннами в виде мужских или женских фигур. Еще одной отличительной особенностью барокко стали «нечеловеческие» масштабы. Так, окна и порталы иногда превышали человеческий рост в десять и более раз.

Микелянжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены. Последователи "последнего из титанов", двигаясь по пути усложнения, вообще отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты - надежности и монументальности, зато приобретает небывалую прежде пластику и динамику.

Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом. Посмотрите на барочный фасад церкви Сан Карло у четырех фонтанов Франческо Барромини.
В интерьере (Шенбрун) тоже появляется капризная усложненность - скругленные углы, обилие зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта "перетекания" пространства в "заоблачную высь" - все это придает интерьеру подчеркнутую театральность.
На фасаде, в прочем как и в интерьере можно видеть очень много таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуши и т.п.

Рис дворец ^ Шёнбруна. Вена

Рис. Интерьер в стиле барокко. ^ Шёнбрун. Вен��


Возникновение барокко объясняется стремлением феодальной знати и высшего духовенства противопоставить себя всем другим классам, подчеркнуть свое исключительное положение в обществе. Архитектура была призвана ошеломить простого человека. Поэтому характерной особенностью стили было создание иллюзии движения архитектурных масс, запутанности и сбивчивости форм, различных пространственных эффектов. Это достигалось изогнутыми плоскостями и линиями, нагромождением форм, обилием декора, необычно яркими контрастами цвета и освещенности (рис. 8).

Рис. 8. Церковь Джезу в Риме

Стиль барокко импонировал эстетическим потребностям правящей верхушки и церкви и особенно был распространен в дворцовой и садово-парковой архитектуре вплоть до XVIII в.

Скульптура барокко

Лоренцо Бернини, Вакханалия 1617.Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Архитектура барокко


Рис. Архитектура барокко.Лоренцо Бернини, Вакханалия 1617.Метрополитен-музей, Нью-Йорк

^ Рококо: легкость бытия


Дворец Амалиенбург под Мюнхеном

Название этого стиля происходит от французского слова «rocaille», обозначающего элемент орнамента в виде стилизованной раковины. Стиль рококо возник во Франции в первой половине XVIII века. Архитекторы рококо не вносили изменений и новизны в конструкцию зданий, поэтому отличие рококо от барокко касается в основном отделки и декораций.


Рис.Фрагмент дома "Хельблингхауз".Австрия

Рис.Фрагмент дома "Хельблингхауз".Австрия


Рис.Лестница в замке Аугустусбург в Брюле около Кельна

Особенности рококо — прихотливо изогнутые поверхности, очень сложные лепные и резные узоры, позолота, прихотливые завитки, асимметричные детали, обилие скульптур. Помещения украшаются многочисленными зеркалами. Среди скульптурных сюжетов преобладают мифологические, пасторальные и эротические, а среди орнаментов — раковины, цветочные гирлянды, маски и листья растений. Формы и элементы сочетаются самым причудливым образом, без следования каким-либо правилам. Архитектура стиля рококо отличается легкостью, грациозностью, роскошью и изяществом, при этом она зачастую утрачивает соразмерность деталей.


Рис.Цвингер Пеппельманн, Пермозер, нач.18 в.Германия, Дрезден

Рис. Архитектура и интерьер рококо:

Интерьер дворца в стиле рококо

Архитектура в стиле Рококо представляет собой воздушность и игривость, целесообразность и симметричность в данном стиле уходит на второй план, на первом, воплощение капризов в интерьере и декоративной эффектности. Жилые помещения, в стиле интерьера Рококо, становятся по размерам меньше по размерам, но гораздо уютнее и более изысканней оформленные чем в стиле барокко. Напоминающие будуары, в оформлении помещения появляется изящная мебель, зеркала, пышные драпировки, цветочные орнаменты, расписные плафоны, комоды и секретеры. Рококо – это идеальный стиль для женщины. Философию стиля интерьера определяли женщины. Главное в стиле Рококо это создание праздника, утонченное наслаждение и любовь, изысканность, большая декоративная загруженность интерьеров, личному комфорту.

Рис. Интерьер в стиле рококо


Классицистический стиль (нем. Klassizismus от лат. classicus - см. классика, классическое искусство). В отличие от классики, классицизм - не качественное, а функциональное понятие, оно выражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа.


Классицизм в архитектуре XVIII-XIX вв. явился закономерной реакцией на вычурность и пышность стиля барокко. Сторонниками этого реалистического направления в новых экономических и технических условиях, обратившегося к античной классике, явились демократически настроенные представители средней буржуазии, стремившиеся создать свою культуру. Для архитектуры классицизма характерны строгая симметричность плана и фасада на основе ордерной системы и более умеренное, чем в архитектуре ренессанса, применение декора. Это был новый значительный шаг вперед в развитии западной и мировой архитектуры.


Церковь Святой Марии Магдалины. Париж. Франция. 1806-1814 гг.

Стиль Классицизм взял за основу античность, геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Роскошь декора приобрела в интерьерах Классицизма монументальный и величественный характер, спокойствие и утонченность Интерьер, оформленный в классическом стиле – это, обычно, помещение правильной формы, излучающее покой и основательность. Интерьер, в стиле Классицизм, не чрезмерен, не перегружен деталями, исполнен сдержанности и достоинства, вкуса и респектабельности.

Несмотря на приверженность идеалам античности, классицизм вовсе не следовал по уже проторенному ею пути. Мастера этой эпохи выработали ряд принципов, на которых основывался не только сам классицизм, но и некоторые последующие направления. Так, классицисты провозглашали своим божеством Разум. Ему подчинено все и вся, даже сама природа является мудрым его воплощением. Именно поэтому природа многих парков в стиле классицизма как бы подчинена законам разума, т.е. имеет четкие пропорции, прямые линии, правильную геометрическую форму. идеологическими задачами классического искусства были прославление монарха, как центра разума нации

Рис. Интерьер в стиле классицизм


^ Древнерусское зодчество XI-XVI вв. Наибольшего расцвета архитектура средневековой Руси достигла в периоды укрепления и централизации княжеской власти. Первый такой период относится к XI в., когда Киевская Русь объединила мелкие феодальные владения в единое княжество. Благодаря этому во время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) территория Киева увеличилась примерно в 6 раз; по свидетельству современника-иностранца, Киев имел тогда более 400 церквей и 8 рынков

Киевская Русь поддерживала обширные торговые и культурные связи с Византией, наиболее развитым в то время государством. После принятия Русью христианства (989 г.) в Киев приглашаются зодчие для строительства первых христианских сооружений из камня.

Самым большим, сооружением был собор Софии, построенный в центре Киева вскоре после победы над печенегами.

Рис. собор Софии. Киев

Хотя стены собора выложены по-византийски - из плинфы и камня на цементном растворе, а в основу композиции положена византийская крестово-купольная система, в нем отразились композиционные особенности русских деревянных многокупольных церквей, прообразы которых сохранились до наших дней. Это сказалось. в кладке стен, имитирующей сруб, в 13 куполах (ни Запад ни Византия не знали в то время такого количества куполов). Собор дошел до нашего времени со значительными переделками.

Следующий новый этап в развитии архитектуры относится к XV- / XVI вв., когда Московское княжество завершало объединение земель в сильное централизованное государство. В Москве ведется обширное строительство соборов, дворцов и укреплений Кремля. В центре Кремля возводится столп сторожевой башни - Иван Великий.


Рис. Колокольня Иван Великий

Вокруг Москвы и на небольшом удалении от нее строятся сторожевые монастыри - Коломенский, Сергиевской лавры (г. Загорск) и др.

По словам К. Маркса, изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, была ошеломлена внезапньм появлением огромной империи на ее восточных границах.

В XVI в. процесс собирания земель протекает в условиях борьбы с монгольским игом и подъема национального самосознания.

В этот период созданы новые архитектурные формы каменных шатровых церквей по типу деревянных шатровых храмов, состоящих или из одного столпа (шатра), как это видно на рис. 16 и 17, или из сочетания нескольких столпов.

Выдающимися памятниками русской и мировой архитектуры, построенными в XVI в., являются церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой и Покровский собор на Красной площади в Москве - храм Василия Блаженного.


Рис. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.(1532г.)


Рис. Покровский собор на Красной площади в Москве - храм Василия Блаженного. (1555-1560). Общий вид.

Рис. 17. Покровский собор в Москве (план)


Многошатровая каменная композиция была блестяще применена в Покровском соборе, состоящем из 9 столпов, объединенных подклетом и галереями.

При больших объемах эти два памятника имеют незначительную площадь помещений, так как рассчитаны в основном на внешнее обозрение. Таким образом, культовое назначение здесь имело второстепенное значение, и церкви являлись прежде все; го памятниками-монументами в честь исторических событий: первый - в ознаменование рождения Ивана IV, второй- в честь освобождения страны от татаро-монгольского ига.


Рис. 9. 22-главая церковь Преображения на о. Кижи. Онежское озеро (1714)

Рис. 15. Церковь в селе Уна. Архангельской обл. (1501)-макет


Архитектура петровского времени. Прогрессивные преобразования Петра I в начале XVIII в. затронули все стороны жизни; меняется и архитектура, отвечая новым государственным потребностям. В этот период усиленно развивается гражданское и промышленное строительство. Строятся судостроительные верфи (Воронеж), оружейные (Тула) и металлургические заводы (Прионежье, Урал).

Важную роль в развитии архитектуры того времени сыграло строительство новой столицы России - Петербурга. Застройка города, начавшаяся в 1703 г., велась по заранее составленному плану и правилам. Жилые дома строились по «образцовым» (типовым) проектам для различных сословий (рис. 18); возводились административные, научные и культурные комплексы - здание 12 коллегий, судостроительная верфь (Адмиралтейство), шпалерная мануфактура, литейный смоляной двор и др.


Рис. Адмиралтейство - Санкт-Петербург(1806-1823). Арх. А. Д. Захаров. Центральный объем



Рис.Здание императорской шпалерной мануфактуры



Рис. 18. Фасады образцовых домов для малоимущих, зажиточных и именитых (1714). Арх. Трезини

Простота и экономичность - отличительные черты архитектуры петровского времени. Геометрическая правильность зданий подчеркивается на углах цепью рустов; фасады симметричны, центральная ось часто отмечается башней со шпилем; только детали и двухцветная окраска фасадов создают некоторую живописность.

При преемниках Петра I в архитектуре ярче, чем раньше, проявляются черты стиля барокко, которые выразились, главным образом, в дворцовых постройках и в садово-парковых ансамблях. Одним из крупных архитекторов этого направления был В. В. Растрелли, по проектам которого построены Зимний и Царскосельский дворцы.

Рис. Царскосельский дворец

^ Русский классицизм. С середины XVIII в. в России ведущим архитектурным стилем стал классицизм.

Утверждение этого стиля связано с формированием капиталистического уклада и с развитием прогрессивных демократических идей передовой части русского общества.

Характерная часть стиля -использование античных архитектурных форм. Ордерные композиции в сочетании с гладью стен становятся излюбленной темой. Особенно часто архитекторы классицизма применяли портик; им подчеркивалась средняя ось здания; помимо центрального портика нередко устраивались и боковые (рис. 19).

Рис. 19. Дом Пашкова в Москве (1784-1786). Арх. В. И. Баженов. Общий вид


Основоположниками классицизма в России были выдающиеся зодчие В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.

В начале XIX в. традиции классицизма продолжала блестящая плеяда зодчих нового поколения, во главе которых были А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов.

► Одной из главных особенностей русской архитектуры первой половины XIX в. можно считать создание городских ансамблей. Зодчие решали большие градостроительные задачи. Их интересовало не столько создание отдельных красивых зданий, сколько объединение застройки целых кварталов, площадей, набережных, парков в стройную систему, воспринимаемую как единое художественное целое. Примером может служить ансамбль Адмиралтейства (рис. 20).

Часто в ансамбли включались здания, построенные ранее. Так было, например, с Зимним дворцом в Петербурге, который вошел в ансамбль Дворцовой площади. Пышное барокко дворца, хотя и контрастирует по стилю со строгим классическим зданием Главного штаба, однако является частью единого целого.


Рис.Зимний дворец.(1754 - 1764). Арх. В В Растрелли



Рис. Здание главного штаба. (1819-1829). Арх. К. И. Росси


Это достигнуто Росси благодаря согласованности в размерах двух зданий - ритмом окон, общей высотой.


Развитию архитектуры того времени способствовали достижения в области строительной техники: создание большепролетных конструкций из металла и дерева, подвесных перекрытий, совершенствование кладки кирпичных сводов и куполов.


^ Архитектура эклектизма и модерна. Со второй половины XIX в. в период бурного развития промышленного капитализма архитектура как искусство вступает в полосу упадка во всех странах.

Подъем строительной техники позволил создавать смелые инженерные сооружения из металла, стекла и нового материала - железобетона, однако архитектура оказалась неспособной отвечать этим новаторским конструкциям. Завися от случайных вкусов частных заказчиков-капиталистов, архитектор занимался в основном украшательством строительных конструкций.

В России, США и других странах в середине XIX в. распространяется эклектизм - механическое перенесение архитектурных форм минувших эпох на современные здания. На фасадах зданий появляются детали из разных стилей, включая стилизованные детали из древнерусского зодчества, например, здание Ярославского вокзала, здания Исторического и Политехнического музеев в Москве.

Рис.Ярославский вокзал

Рис.Исторический музей в Москве. Открыт в 1833г.

Рис.Политехнический музей в Москве. открыт 12 декабря 1872 г. построен по проекту архитектора И. А. Монигетти

В начале XX в. архитекторы пытаются создать «новую» архитектуру. Архитектура должна была «динамическими» формами выразить темп жизни, «машинизацию» жилья и даже целых городов.

Прямые очертания карнизов и оконных проемов изогнуты, как и в барокко, полуциркульные арки заменены приплюснутыми; в декоре господствует символизм, а в деталях - манерная стилизация. Возникшее течение - модерн - являлось, по сути, разновидностью эклектики. К постройкам стиля модерн относятся, в частности, здание МХАТа и гостиница «Метрополь» в Москве.

Рис.гостиница «Метрополь» в Москве. В.Ф. Валькот, 1898-1905гг


Вместе с тем архитектура модернизма дала немало нового, ценного. В зданиях применяются современные конструкции и строительные материалы (металл, керамическая плитка), отделочные работы отличаются высоким качеством. Во внутренней планировке и отделке зданий большое внимание уделено комфорту, удобствам.

В начале XX в. в связи с развитием бетонных и железобетонных конструкций в капиталистических странах зародилось новое архитектурное течение - конструктивизм. Конструктивисты создают новые архитектурные формы с учетом новых материалов и новых методов строительства.

Заслуживает внимания серьезное отношение конструктивистов к экономическим показателям строительства. Для этого направления характерно экономное использование материалов, отсутствие навесных декоративных деталей.

Отличительными внешними признаками конструктивизма являются простые геометрические формы, контрасты бетонных гладких стен и огромных окон, часто в виде горизонтальных лент остекления, объемы на тонких железобетонных колоннах, плоские кровли без привычных карнизов, часто с внутренними водостоками.

Предвестником конструктивизма в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота 312м), возведенная из сборных стальных частей к Всемирной парижской выставке 1889 г. по проекту инженера Густава Эйфеля в знак вступления в новую эру машинного века.

Рис.Эйфелева башня

Лишенная утилитарного значения, ажурная башня легко и плавно взлетает к небу, воплощая мощь техники. Ее динамичная вертикаль играет важную роль в силуэте города. Грандиозная арка основания башни как бы объединяет виднеющиеся сквозь нее далекие перспективы городского ландшафта. Это сооружение оказало стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие архитектуры.

Развитие американского города, его лицо определили многоэтажные небоскребы Нью-Йорка, Чикаго и др. К началу 20 в. архитекторы так называемой чикагской школы, возникшей в конце 19 в., разработали проекты небоскребов с нависающими стенами. Американские города, например Нью-Йорк, сохраняют резкий контраст между небоскребами (конторское здание «Эмпайр Стэйт Билдинг», нач. 1930-х гг., в 102 этажа, высотой 407 м и Рокфеллер-центр, в 72 этажа, высотой 384 м, 1931—1947 гг.) и множеством других различных по масштабам зданий.


Рис. «Эмпайр Стэйт Билдинг»

Рис. Рокфеллер-центр

В истории русского конструктивизма профессиональные архитекторы проектировали всевозможные модульные конструкции жилых единиц, соединяющиеся между собой в большие комплексы, движущиеся по наружным стенам лифты и т. д.

Корифеем русского (советского) конструктивизма считается Константин Мельников. Начав с постройки российских павильонов на Международных выставках в стиле традиционной деревянной архитектуры, благодаря которым он приобрел международную известность, Мельников переходит к проектированию очень актуальных построек нового (революционного) типа и назначения - рабочих клубов.

Клуб им. Русакова, построенный им в 1927-28 годах, не имеет ничего общего ни с архитектурой предшествующего столетия, ни с архитектурой модерна.

Рис.Клуб им. Русакова

Рис.Дом архитектора Мельникова.

Здесь чисто геометрические бетонные конструкции организованы в некую структуру, форма которой определена ее назначением. Последнее замечание относится практически ко всей архитектуре модерна и 20 века и определяется как функционализм.

В архитектуре конструктивизма функционализм приводит к созданию динамичных сооружений, состоящих из достаточно простых формальных элементов, совершенно лишенных привычного архитектурного декора, соединенных в соответствии с организацией внутреннего пространства и работой основных конструкций. Язык архитектурных форм, таким образом "очищается" от всего необязательного, декоративного, неконструктивного. Это язык нового мира, порвавшего со своим прошлым.

Рождающийся архитектурный образ ясно передает динамику художественных процессов и жизни в пост. революционной России, упоение современными техническими возможностями. Архитекторы стиля конструктивизм считали, что в создании архитектурного образа современного сооружения должны принимать участие все элементы здания, даже такие, как вывески, часы, рекламные щиты, громкоговорители, шахты лифтов и т. д., поэтому все их также должен проектировать архитектор.


Советские конструктивисты сосредоточили свои усилия на двух больших задачах: проектировании образцового социалистического города и коммунального многоквартирного жилья для рабочих - домов-коммун. Идя навстречу новым потребностям государства, конструктивисты занимались проектированием и строительством таких типов построек, как конторы, универмаги, санатории, типографии, исследовательские центры, заводы и фабрики, рабочие клубы и гидроэлектростанции.

Молодая советская архитектура первых послереволюционных десятилетий реально была в авангарде мировой архитектуры, реализуя или создавая на бумаге самые смелые проекты, среди которых знаменитый Дворец Советов, который так и не смогли построить на месте разрушенного храма Христа Спасителя. С наступлением сталинского тоталитаризма в 30-е годы Россия постепенно теряет свои позиции в архитектуре, и до сих пор их не удается восстановить.

В конце 20-х годов конструктивизм стал распространяться за пределы Советского Союза, получив наибольшее распространение в Германии и Нидерландах. В середине 60-х - 70-х годах традиции и идеи конструктивизма нашли неожиданное продолжение в архитектуре так называемого "хайтек", направления, демонстративно обнажающего не только работу архитектурных конструкций, но и инженерных коммуникаций.


^ СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Становление советской архитектуры. Советская архитектура зародилась на совершенно новой основе - социалистической, имеющей главной целью создание материальных и духовных благ для всех трудящихся. Заказчиком архитекторов стало государство, народ, вследствие чего изменились задачи, стоящие перед зодчими. Главной задачей стала забота о простом человеке - создание такой архитектуры, которая бы максимально удовлетворяла высоким запросам строителей коммунистического общества.

В архитектурных мастерских с первых лет Советской власти начинается разработка проектов благоустроенных жилых домов для рабочих. Создаются и новые типы общественных зданий: дворцы труда, культуры, детские учреждения и др.

Ликвидация частной собственности на землю и недвижимость в городах позволила уже в 1918 г. развернуть градостроительные работы по перепланировке Москвы.

^ Архитектура довоенного периода. Индустриализация промышленности внесла глубочайшие прогрессивные изменения в жизнь народов советской страны. Архитектура с первых довоенных пятилеток развивается на прочной индустриальной основе. Строительство охватывает всю страну. В 1929-1932 гг. заложены десятки новых городов. За это время построено свыше 1500 крупных комплексов индустриальных предприятий.

Классовая борьба, которая шла в этот период в стране, отразилась на различных творческих направлениях архитектуры; одним из наиболее сложных явлений стал конструктивизм.

К положительным сторонам его относятся применение прогрессивных конструкций и материалов, борьба за стандарт, типизацию, индустриализацию строительства.

Отрицательными чертами конструктивизма являются игнорирование художественного наследия архитектуры, упрощение форм, оголение конструкций, агитация за создание мировой космополитической архитектуры.

Типичным гражданским сооружением советских конструктивистов был Дом госпромышленности в Харькове (рис. 22).


Рис 22 Дом госпромышленности в Харькове (1929-1933) Арх. С. С. Серафи мов. Общий вид

Рис 22 Дом госпромышленности в Харькове.Современное состояние.


Обращает внимание раздробленность объектов, соединение их случайными элементами, хаотичность силуэта.

Вместе в тем архитекторам-конструктивистам, проектировавшим промышленные здания в годы первых пятилеток, принадлежит большая заслуга в разработке типа удобного и светлого индустриального здания новой социалистической эпохи. Сюда относятся в первую очередь первенцы советского тракторо- и автомобилестроения - Волгоградский, Челябинский тракторные. Московский и Горьковские автомобильные заводы. Днепровская ГЭС им. В. И. Ленина.

^ Архитектура послевоенного периода. Одной из первоочередных задач этого периода было жилищное и культурно-бытовое строительство, которое проводилось не разбросанно, по всему городу, а крупными массивами по серийным типовым проектам.

С начала 50-х годов все большее распространение получает крупноблочное и крупнопанельное домостроение.

Тем не менее еще много зданий продолжали строить из малоиндустриальных конструкций с навесными декоративными украшениями, заимствованными преимущественно из дворцовой архитектуры Ренессанса. Стремление к парадности сказалось в планировке кварталов и строительстве высотных зданий в Москве.


Высотные здания Москвы. 1935—1950. Вавилонская башня коммунизма



Рис. Здание на Котельнической набережной.

Высота здания 176 метров.

Рис.здание МГУ

Рис.Здание МИД

Идеи триумфальности, украшательство проникли в архитектуру промышленных, энергетических и транспортных сооружений.

Перелом в развитии архитектуры произошел после Всесоюзного совещания по строительству в декабре 1954 г. Партия призвала архитекторов отказаться от украшательства и учитывать требования индустриального строительства.

Ряд постановлений и государственных мероприятий изменили положение в архитектуре. Постановления обращали внимание на то, что советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. Привлекательный вид зданий и сооружений должен создаваться не путем применения надуманных, дорогостоящих декоративных украшений, а за счет органической связи архитектурных форм с назначением зданий и сооружений, хороших их пропорций, а также правильного использования материалов, конструкций, деталей и высокого качества работ.


В правительственных постановлениях по жилищному строительству было указано на необходимость создания экономичных благоустроенных квартир для заселения одной семьей.

Эти новые черты архитектуры получили свое отражение в сооружениях Волгоградской и Братской ГЭС, в спортивном комплексе в Лужниках (рис. 24), в Кремлевском Дворце Съездов с главным залом на 60(Ю мест (рис. 25), в застройке проспекта Калинина в Москве (рис. 26), в Останкинской телевизионной башне в Москве, авторы проекта и строители которой удостоены в 1970 г. Ленинской премии.

Рис. 24. Спортивный комплекс в Лужниках (Москва, 1954-1956). Арх. А. В. Власов

Рис. 25. Дворец Съездов в Московском Кремле (1961). Архитекторы В. М. Посохни, П. П. Штеллер н др.

Отличительной особенностью советской архитектуры на современном этапе является проектирование и строительство целых микрорайонов и городов. За последние годы построены десятки новых городов; в их числе такие крупные градостроительные комплексы, как город Навои и Новосибирский городок науки, жилые районы массового строительства - Жирмунай в Вильнюсе и новые кварталы в Ташкенте.


Рис. 26, Проспект Калинина в Москве


Сравнительный анализ высотных зданий.

 
Наименова- ние здания «Россия» Дворец Советов «Феде- рация» «Триумф Палас» МГУ «Алые паруса» «Воробьевы горы» «Эдельвейс» «Газпром» «Commerz- bank» (Франкфурт- на-Майне Германия)
Высота (высота с антенной или шпилем) 648 389 345 (450) 264 182 (240) 179 178 157 (176) 150 259 (300)
Назначение Многофунк- циональный комплекс Общест- венное Многофунк- циональный комплекс Жилое Университет Жилое Жилое Жилое Офисное Банковское
Год постройки 2010 1931 (не был построен) 2007 2004 1953 2003 2004 2004 1995 1997
                     

 


Рис. Отель Бурж аль Араб в Дубае


Рис. Башня Бурж Дубай. 800метров в высоту. Самое высокое здание в мире.

Открыто в 2010году

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.054 сек.)