|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Архитектура Индии
Можно выделить три типичных направления буддийской архитектуры, получившие развитие в этот период: ступа - монументальные постройки захоронений, чаитья - культовые залы и вихара - монастыри. В буддийских центрах в Санчи и Бхархуте в центральной Индии свидетельством связи этих сооружений с деревянной архитектурой прошлого является резьба каменных ограждений и ворот. В монастыре кельи монахов обычно располагались по периметру прямоугольного двора и иногда строились в несколько этажей. Однако, наиболее удивительные буддийские памятники относятся к архитектуре пещерных храмов в районах штата Бихар на востоке и Махараштра на западе. Монахи расширяли и преображали природные гроты и пещеры на горных склонах, создавая при этом огромные и величественные молитвенные залы и монастыри в громадных утесах. Хотя эти монастыри высекались в скалах, планировка и профиль этих пещер в точности повторяли более ранние сооружения и являлись точными каменными копиями предшествующих кирпичных и деревянных зданий. Монахи-архитекторы, вырубавшие пещеры, ввели пилоны, балочные конструкции, стропила с окнами, балконы и огромные аркообразные проходы, подобные ранним деревянным конструкциям. Наиболее известные памятники находятся в Барабаре (штат Бихар), а также в городах Бхайя, Карли, Аджанта (штат Махараштра. Пещеры, высеченные в скалах, есть и в других местах, но эстетические достижения индийских архитекторов не имеют аналога нигде в мире. В последующие века влияние буддизма в Индии ослабло, и материальное процветание в V в. проложило дорогу к возрождению идей брахманихма, или индуизма, в период правления великой династии Гуптов. Архитектурные памятники эпохи великого возрождения государства Гуптов считаются выдающимися. Эта эпоха создала совершенно новую архитектурную традицию, которая тесно связана с возведением индуистских храмов, ставших могущественными центрами веры и просвещения на многие столетия. До этого общая планировка всех подобных храмов была, как правило, арсидной. В эпоху Гуптов храмы развивались из обычных квадратных камер-святынь, которые существовали в период раннего правления Гуптов в городах Санчи и Эран в центральной Индии, и превращались в более сложные сооружения. По окончании раннего периода пробного строительства в Айхоле и Бадами возникают два направления храмовой архитектуры. Основное различие между этими направлениями заключалось в форме высокой крыши храма, являвшейся отличительной чертой индуистского храма. На севере страны крыша шикхара имела более или менее плавные пирамидальные очертания и поднималась непрерывной линией к закругленной вершине с вытянутым острием. На юге крыша называлась вимана и поднималась уменьшающими ступенями, подобно ступенчатой пирамиде, создавая неповторимую и своеобразную форму. Самые ранние образцы высоких пирамидальных крыш шикхара и вимана в храмах VI в. в городах Айхол, Паттадакал и Бадами были выполнены из необработанного камня (штат Карнатака). Позже, в VII-VIII веках, эти крыши были обработаны мастерами из Махабалипурама вблизи Мадраса, которые придали определенную форму нескольким ранним храмам, созданным из обнаженных скал, и внесли свою лепту в традицию скальной индийской архитектуры. В период с X по XIII век храмовая архитектура приобретает геометрическую четкость. "Парящие" храмы в Каджурахо (центральная Индия), Конараке (восток страны) и Танджуре(юг) - примеры излюбленной формы триумфально- величественных сооружений, богатой и впечатляющей. Сложная резьба на поверхности этих храмов обогащает структуру форм и стилистически объединяет их, что выражается в единообразии обработки материала и различных местных вариациях. Наиболее яркое отражение такое искусство нашло в западных штатах Раджастхан и Гуджарат при строительстве величественных джайнистских храмов Маунт - Абу и Палитана, декорированных снаружи и изнутри необыкновенно сложной резьбой. В Тамилнаде вестибюли гудха манданас и возвышающиеся ворота гопурамс являются характерной особенностью храмовой архитектуры наравне с залами для танцев и крытыми внутренними галереями, сооруженными в храмах Модхера в штате Гуджарат, Конарак и Пури в штате Орисса и Кхаджурахо в центральной Индии.
В Рамерсвараме на юге, Кашмире на севере и Конараке на востоке открытые дворы пракамас, арки в виде трилистника, сооружения в виде колесниц стали отличительными чертами храмов этих районов. В городах-близнецах Халебиде и Белуре слились воедино так называемые "северное" и "южное" направления, воплотившись в великие творения периода правления династии Хоясала (1050-1300гг.). Прямоугольные террасы пирамидальной виманы и криволинейный профиль шикхары трансформировались в колоколовидную башню, венчавшую храм Гарбха - Гриха, имевший форму звезды. Поверхности сооружений обильно украшались скульптурами богов и божественных дев. Последним проявлением индусского мастерства в области монументального строительства стал легендарный город Виджаянагар в области Хампи (современный штат Карнатака), руины которого подтверждают восторженные описания, оставленные людьми, посетившими город в период его процветания. Исторические записи свидетельствуют о том, что архитекторы того времени заботились о сохранении существующего ландшафта, используя его, чтобы подчеркнуть величие возводимых в Виджаянагаре зданий. При строительстве архитекторы использовали скалы и пространство возле них, искусно располагая украшенные резьбой небольшие структурные группы с учетом ландшафта. Таким постройкам отдавалось предпочтение перед большими импозантными сооружениями Ранняя мусульманская архитектура Многочисленные набеги на Индию турок и афганцев после X века вызвали перемены в культурной, социальной и экономической жизни. Хотя первые захватчики не создали своих империй в Индии, их набеги стерли с лица земли малоэффективные пограничные укрепления, несмотря на героизм их защитников, и в конце концов в 1192г. в исторической битве у Тараина "как великое здание, войско индусов дрогнуло и пало на собственные руины ". И буквально из этих руин родилась новая, свежая традиция мусульманского строительства в Индии.
Мусульманский султан Кутб-уд-дин-Айбак объявил себя правителем Дели и почти сразу же начал работу над древнейшей из сохранившихся на индийской земле мечетью Кувват-ул-Ускам, которая является центром знаменитого комплекса Кутб к югу от Нью - Дели. Кутб-уд-дин не имел ни времени, ни средств, чтобы выписать ремесленников, каменщиков и архитекторов из родного Афганистана. Жажда строительства у Кутб-уд-дина вылилась в то, что каменные блоки, колонны и перемычки изымались из имевшихся неподалеку индуистских и джайнистских храмов и укладывались по периметру прямоугольного двора. Эти элементы использовались как составные части сооружаемой мечети на выбранном им участке. Впоследствии это явление получило название "археологический хаос". Однако были посеяны семена, из которых возникла традиция взаимных уступок между аскетизмом ислама и скульптурным мастерством местных каменотесов. Эта традиция стала как бы общей для местных индийских мастеров - строителей и мусульманских надсмотрщиков. Дальнейшая история мусульманской архитектуры в Индии характеризуется поразительным и постепенным слиянием двух казалось бы противоположных представлений, вызвавших к жизни один из самых насыщенных периодов индийской архитектуры. Не успела власть мусульман укрепиться в Дели, как Кутб-уд-дин построил величественную триумфальную башню - минарет Кутб-Минар - утверждение могущества власти султана. Последователи Кутб-уд-дина планировали и строили совершенно новые города, подтверждая, таким образом, свое могущество. Ала-уд-дин Кхальи, правивший в начале XIV века, построил город Шири рядом с комплексом Кутба. Хотя от Шири почти ничего не осталось, скромная Али-Дарваза в комплексе Кутб указывает на начало процесса совершенствования основного модуля мусульманской архитектуры - кубической колонны, увенчанной правильным полушатровым куполом. Когда сооружение этого основного модуля, а также новая технология возведения арок правильной формы и куполов была освоена индийскими строителями, этот модуль стал включаться в различные комбинации при строительстве мечетей мечетей, гробниц, двориков, рынков и целых городов. Династия Туглакидов придала "воинственный" стиль архитектуре, характерными чертами которого были наклонные, похожие на крепостные, стены с контрфорсами и круглыми пилонами. Этот стиль использовался при строительстве зданий как оборонного, так и религиозного или светского назначения. Начало распространения мусульманской традиции в архитектуре в этих районах отмечено строительством зданий из материалов, взятых на развалинах индуистских храмов, так же, как это было ранее в Дели. Однако, постепенно проектировщики выработали жизнеспособные и самобытные архитектурные стили, приспосабливаясь при этом к определенным климатическим, географическим и социальным условиям каждого региона. В Бенгалии, например, недостаток камня как строительного материала и непрерывные дожди способствовали устройству характерных покатых парапетов для мечетей, на которых возводились кирпичные стены, декорированные терракотой. Совсем иной была архитектура на юге страны. Иноземцы-мусульмане хорошо знали технологию строительства в Персии. Они прибывали в Индию по морю, их опыт и знания оказали сильное влияние на архитектуру южной части Индии. Огромная мечеть в Гулбарге была создана под влиянием именно этого направления, в этой постройке она проявилось во всей полноте, также как и при возведении знаменитого Гол-Гумбаз в Биджапуре - крупнейшего купольного сооружения своего времени. Архитектура Индии в период правления Великих Моголов Этот период развития индийской архитектуры был обусловлен еще одним мусульманским нашествием. Бабур, первый правитель династии Моголов, нанес поражение династии Лоди в легендарной битве при г.Панипат в 1526 году. Шер-хан внес огромный вклад в развитие архитектурных традиций. Квила-Кухна-Масджид в Пурана-Квила в Дели стали прототипом развития архитектурных форм Моголов, а гробница Шер-хана в Сазараме (штат Бихар) является наивысшим достижением в ряду восьмиугольных гробниц, построенных династиями Туглакидов и Лоди. Шер-хан был свергнут сыном Бабура, который вновь поддержал мусульманскую традицию в Дели и оставил Индии великий дар - своего сына Акбара. С Акбара началась эпоха небывалого строительства. Наглядным примером служит гробница Хумаюна в Дели и многочисленные постройки в новой столице, возведенной Акбаром - Фатихпур - Cикри, а также гробница самого Акбара в Сикандре, г. Агра. Фатихпур - Сикри- город, возведенный Акбаром на горном кряже за пределами Агры, Смешение индусского и мусульманского стилей привело к единству, которое объясняется использованием одинакового материала для строительства - красного песчаника, добывающегося на вершине гребня, на котором был возведен город. Эстетика урбанистической планировки была лишена условностей, что давало поразительные результаты: планировка города носит непринужденный характер, а непохожие друг на друга здания группируются вокруг дворцов и садов неправильной формы. За время своего почти полувекового правления Акбар не только возродил архитектурные, административные и художественные традиции периода мусульманского правления в Индии, но также оставил своим преемникам Индийскую империю, которая не достигала подобных размеров в течение почти двух тысячелетий. Шах-Джахан стал рьяным строителем из песчаника и мрамора и довел традиции могольской архитектуры до их вершины, что проявилось в знаменитом мавзолее Тадж-Махал в Агре. Возведенный в саду, что являлось обязательным при строительстве могольских гробниц, мавзолей был размещен ближе к началу сада, чем к его центру, создавая впечатление пространственной глубины и перспективы при взгляде на фасад с прекрасно выдержанными пропорциями. Четыре минарета, окружающие центральное строение, образуют пространственную раму для арочного фасада и устремленного вверх купола. Мавзолей Тадж-Махал, воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Тадж-Махал - пятикупольное здание (высота с центральным куполом около 74 м) на платформе, с 4-мя минаретами по углам. Стены выложены белым полированным мрамором с инкрустацией из самоцветов.
Япония Вместе с распространением буддизма в Япония с конца 6 — начала 7 вв. (т. н. период Асука; по названию древних японских столиц, которые переносились из одного места в другое) началось строительство монастырей, пагод и храмов по китайским и корейским образцам. Небольшие по площади, разнообразные по своей внутренней планировке ансамбли Асукадера (588), Ситеннодзи (593), Хоккидзи (начало 7 в.) и Хорюдзи (607) включали пагоду, главный храм Кондо и ряд 1-этажных храмовых помещений, обращённых фасадом на юг, примыкающих стенами и крытыми коридорами к южным и средним воротам. Здания возводились по стоечно-балочной системе на белокаменной платформе, имели окрашенные красным лаком колонны и кронштейны, поддерживающие массивную черепичную, изогнутую по краям, 1-ярусную или (в главных постройках) 2-ярусную крышу, сочетающую 2-скатное и 4-скатное покрытие (иримойя дзукури). Квадратные в плане пагоды отличались чёткостью и рациональностью форм, значительной сейсмоустойчивостью. В отличие от ничем не заполненных внутри синтоистских святилищ, центральная часть буддийских храмов составляли алтари, включающие изображения буддийских божеств, выполненные из золочёной бронзы или раскрашенного дерева.
Среди материалов нарской скульптуры — бронза, дерево, сухой лак, глина.
Япония. Архитектура 7—17 вв. Храмовый ансамбль Хорюдзи. Начат в 7 в. Рост городской цивилизации в 10—12 вв. обусловил значительное развитие светской архитектуры. Новый тип жилого ансамбля приобретает черты т. н. стиля синдэн-дзукури, продолжающего традиции национального зодчества, соединённые с опытом континентальной архитектуры. К просторному однозальному павильону из некрашенного дерева (синдэн), приподнятому на столбах, примыкали с 2 сторон галереи (тайноя), соединяющие основное здание с остальными частями ансамбля. Фасад синдэна открывался на песчаную площадь, завершавшуюся в южной части просторным пейзажным садом с островами, мостами, скалами и искусств, озером (императорский дворец в Киото, воссоздан по образцу 9 в. в 1789). В конце 16 — начале 17 вв. стиль японского зодчества утратил своё единство. Под воздействием португальской архитектуры в оборонительных целях был возведён ряд грандиозных замков, сочетающих циклопическую кладку цоколя с традиционным деревянным верхом (Адзутидзё, 1576; Осакадзё, 1583; Химэдзидзё, 1601—1609). Просторные сумрачные интерьеры этих сооружений, а также дворцов украшались резьбой по дереву, многоцветными росписями с обилием золота [Замок Нидзё, дворец Фусими (ныне монастырь Нисихонгандзи) — оба начало 17 в.]. Стремление к пышности выразилось и в создании торжественных храмов-усыпальниц, обильно украшенных резьбой, позолотой, росписями (мавзолей сёгунов Токугава в Никко, начало 17 в.).
Япония. Киото. Храм Кигаси Хонгандзи (о. Хонсю). Благодаря распространению культа чая (с 15 в.) сложилась архитектура иного типа; в глубине садов возникали подчёркнуто простые павильоны для чайных церемоний — полухрамы-полухижины, утверждающие красоту и ценность обыденных вещей, естественной природы. Взаимодействие дома и сада здесь стало особенно интимным. В эстетический принцип была возведена «патина вещей», ощущение их давности. Эстетика чайного павильона с его лёгкостью, органической приобщенностью к миру природы, открытостью конструкций оказала существенное воздействие на стиль всего последующего жилого зодчества Япония (наиболее совершенное воплощение она нашла в ансамбле императорской загородной виллы Кацура близ Киото, 1625).
КИТАЙ Кроме своего ярко выраженного художественного своеобразия, китайская архитектура отличается от европейской и от других восточных архитектур устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. Китайская архитектура восприняла немало иноземных влияний, однако устойчивость культуры Китая в том и выражается, что все новшества переосмысляются в рамках традиции и заимствованные элементы никогда таковыми не выглядят, а воспринимаются как исконно китайские. Первые сооружения на территории Китая известны с V тысячелетия до н.э. Тогда в долинах рек Хуанхэ, Вэйхэ и Ханьшуй жили родовые общины, строившие свои круглые или квадратные в плане, заглубленные в землю хижины на защищенных валом и рвом городищах. В центральной части такого поселения располагалось обширное прямоугольное здание культового назначения, за пределами поселка располагалось кладбище. По всей видимости, уже тогда начали формироваться те представления о мире и месте жилища в нем, которые определили впоследствии облик китайского города и дома. Например, круг и квадрат в архитектуре приобрели символическое значение и связывались первый с землей, второй - с небом. Первые города появились несколько позднее, в XVI-XVII вв. до н.э., тогда же сложились и градостроительные принципы. Прямоугольный в плане город, ориентированный по оси север-юг, пересеченный магистральными улицами, идущими от северных ворот до южных и от западных до восточных, разбитый на прямоугольные жилые кварталы, с выделенным центром - таков своеобразный канон градостроительства, неуклонно соблюдавшийся впоследствии, именно так были построены города Лоян и Чанъань - древнейшие столицы Китая. К III веку до н.э. (эпоха Воюющих царств) относится первый трактат об архитектуре "Чжоу ли", где закреплялась иерархическая структура города и указывались размеры и расположение зданий, основных магистралей и окружающих стен. Это время считается временем наивысшего развития древнекитайской архитектуры, именно тогда, при легендарном императоре Цинь Шихуан-ди началось строительство Великой китайской стены. Окончательно принципы китайской архитектуры сформировались к III веку н.э. Дворцы того времени не сохранились, однако известно, что существовал дворец целиком построенный из сандалового дерева, распространявший благоухание на много километров вокруг. Сохранились также упоминания о сооружении "Тянь и Тай" - большом зале с колоннами из золота и серебра, возвышающемся на мраморной платформе высотой 28 метров. Тогда же начали строить пагоды. В V веке, когда север и юг Китая вновь объединились, был создан единый стиль архитектуры, ее основные конструктивные формы, которые с небольшими изменениями сохранились до конца XIX века. В эпоху Сун (X-XIII вв.) в архитектуре намечается тенденция к утончению форм. В последующие века развивается декоративность и даже начинает преобладать над конструктивностью, прежде определявшей облик зданий. В VI-VIII вв., в эпоху Тан, сложились основные типы построек. Это, в первую очередь, "дянь" - прямоугольное сооружение на земляной платформе, обложенной каменными плитами, этот тип зданий - основа всей китайской архитектуры. Также существовали многоэтажные постройки "лоу" или "гэ", надвратные башни "тай" и разнообразные беседки "тин", галереи "лан". Привнесенные из Индии вместе с буддизмом пагоды (баота), строились по тем же принципам, что и традиционные китайские башни. Изначально они были невысокими и квадратными в плане, но с развитием технологии стали появляться многогранные и многоярусные пагоды. Традиционная усадьба - это ряд одноэтажных построек, обращенных окнами во двор, разделенный пополам стеной с дверью на жилую и хозяйственную части. Усадьбы строились двух типов: "сыхэюань" и "саньхэюань", отличались они количеством павильонов, окружавших дом. Органичной частью дома и усадьбы были дворы, которые позволяли создавать постепенно раскрывающиеся пространства. Легкости и насыщенности светом добивались благодаря фигурным окошкам - входам, колоннам и загнутым карнизам крыш. Богатые усадьбы в планировке воспроизводили в меньшем размере императорские дворцы. В Китае существовал целый ряд градостроительных принципов. Так, императорская и административная часть города располагалась в центре и выделялась в окруженный стенами "Запретный город", а все важнейшие здания размещались вдоль главной магистрали, идущей от южных ворот к северным и выделялись по высоте. Расположение и высота здания целиком определялись его функцией и социальным положением владельца. Высота жилых домов простых граждан не могла превышать одного этажа. По этим причинам возникала своеобразная объемно-пространственная композиция китайского города, весьма способствующая живописности пейзажа. Эта живописность многократно усиливалась цветовым решением крыш зданиий. У императорских зданий крыши красились в золотисто-желтый цвет, у городских храмов и у чиновничьих домов - в зеленый, иногда встречается синий цвет (храм Неба в Пекине), а крыши башен покрыты серой черепицей, иногда с зелеными краями. Художественное своеобразие китайской архитектуры формулируется для западного человека благодаря изогнутым силуэтам высоких китайских крыш. В Китае считалось, что демоны и злые духи избегают изогнутых линий, так как могут двигаться только по прямой. Для крыш никогда не делали стропил, а пользовались стоечно-балочной системой, поэтому крыша была очень высокой и массивной. При такой конструкции только изогнутая форма могла уменьшить массу крыши почти на треть и придать всему сооружению легкий и изящный силуэт. Сильно выдвинутый над поверхностью стены карниз, загибаясь вверх, позволял свету беспрепятственно проникать в дом. К тому же дождевая вода стекала с крыши на достаточном удалении от самого сооружения; при том, что подавляющее большинство зданий возводилось из дерева, такая малозначительная, казалось бы, деталь как форма карниза сыграла свою роль в том, что деревянные храмы, простояв до 800 лет, прекрасно сохранились Керамическая черепица цилиндрической формы укладывалась на поверхности крыши, скрепляясь на стыках при помощи специального профиля и фигурок волшебных животных, называемых цян-шоу, которые крепились на 13 длины от края крыши, по 5, 7, 9 или более фигурок, наибольшее число помещалось на крышах императорских покоев Архитектурные сооружения было принято всячески украшать, для этого использовались резьба по дереву и камню, керамика, орнаментальная окраска. Перед дворцами ставили скульптурные изображения защитников дома - льва и хвостатой черепахи, их делали из камня, мрамора и бронзы. Здание в целом строилось по тем же принципам, что и крыша - при помощи стоечно-балочной системы, причем эта система характерная для деревянного строительства использовалась и при возведении кирпичных зданий. Главным строительным материалом в Китае было дерево, для кровель и облицовки некоторых зданий использовалась керамика, иногда для строительства использовался камень и кирпич, крайне редко возводились сооружения из металла. При возведении металлических зданий, в основном пагод, использовалась специальная замковая система, сообщавшая зданию необходимую прочность.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |