|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первая договорная грамота Новгорода и Великого князя Ярослава ЯрославичаБлагословение от владыки, поклон от посадника Павши, от всех старейших и от всех меньших (людей) и от всего Новгорода к господину князю Ярославу. Целуй, князь, крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород тебе держать по старине, по тому, как пошло искони. Все волости Новгородские не держать тебе, князь, своими мужами, а держать мужами новгородскими, а дар тебе, князь, получать с тех волостей. Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не раздавать, грамот не давать. Кому раздал волости Дмитрий вместе с новгородцами и брат твой Александр, тех волостей тебе без вины не отнимать... А что пошло тебе, князь, на Торжке и на Волоке, тиунов тебе держать на своей части, а новгородцам на своей части. А в Бежичах и во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни твоей княгине, ни твоим боярам, ни твоим слугам сел не держать, не покупать и в подарок не брать… Гнев твой, князь, на посадников и всех новгородцев отложить и никому от мала до велика не мстить ни судом, ни как-либо иначе; если кто начнет жаловаться тебе, тому не верить. Пленников, где кто заточен, человек или конь, русский и новгородский, про то разобрать. Село святой Софии верни по праву к святой Софии. На владыку, отца нашего, тебе не держать. На всем этом целуй, князь, крест ко всему Новгороду…
№6 Практическое задание: Гумилев Л.Н. Апокрифический диалог. // Хрестоматия по истории России. Т.1. - М., 1994. Прочтите текст, проведите научную критику историографической концепции Гумилева с тчк. зр. Современного развития исторической дискуссии о значении татаро-Монгольского ига. Какие исторические факты игнорирует автор? В Древней Руси отрицательное отношение летописцев к татарам проявилось не в XIII в., а столетие спустя, тогда, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы. После похода Батыя в 1237—1240 гг., когда война кончилась, языческие монголы, среди которых было много христиан-несториан, с русскими дружили и помогли им остановить немецкий натиск в Прибалтике. Мусульманские ханы Узбек и Джанибек (1312—1356) использовали Москву как источник доходов, но при этом защищали ее от Литвы. Во время ордынской междоусобицы, или, как тогда говорили, «великой замятии», Орда была бессильна, но русские князья и в это время вносили дань. Войско Батыя, выступившее против половцев, с которыми монголы вели войну с 1216 г., в 1237—1238 гг. прошло через «Русь в тыл половцам и принудило их бежать в Венгрию. При этом была разрушена Рязань и четырнадцать городов во Владимирском княжестве. А всего тогда там было около трехсот городов. Монголы: нигде не оставили гарнизонов, никого не обложили данью, довольствуясь контрибуциями, лошадьми и пищей, что делала в те времена любая армия при наступлении. … Расправа с жителями Козельска, который монголы прозвали «злым городом»? Действительно, этот трагический эпизод выпадает из ряда прочих, но объяснить его можно. В 1223 г. монголы, воюя с половцами, послали им в тыл 30 тысяч воинов. Тогда все южнорусские князья выступили на защиту половцев. Монголы направили к русским князьям посольство с мирными предложениями, но князья этих послов убили. Худшим поступком они считали обман доверившегося и убийство посла, ибо на Востоке посол — гость. В 1238 г. монголы дошли до Козельска. По их обычаю, советчики князя — бояре и дружина, а также их родня отвечают за содеянное князем зло. Великороссия, тогда именовавшаяся Залесской Украиной, добровольно объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя. … Утверждаю, что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, какой была Золотая Орда, чем ливонский орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства и купеческой Ганзы у себя под боком. Пока существовала сильная Византия, ни «Христианский (католический)», ни Мусульманский мир не были страшны русской земле. Но в 1204 г. этот естественный союзник исчез, так как Константинополь был взят и разрушен крестоносцами. Без друзей жить нельзя, и тогда возник союз полу христианской Орды и христианской Руси, эффективный до перехода хана Узбека в ислам в 1312 г. Полагаю, что «нашествие» Батыя было на самом деле большим набегом, кавалерийским рейдом, а дальнейшие события имеют с этим походом лишь косвенную связь. …Слово «иго» в значении «господство», «угнетение» впервые зафиксировано лишь при Петре I. Союз Москвы и Орды держался до тех пор, пока он был взаимовыгоден. Но процессы этногенеза неуправляемы и идут по ходу времени. Россия в XV в. росла и крепла так неудержимо, что смогла противопоставить себя и западноевропейскому, романо-германскому суперэтносу, к которому примкнула Польша, и ближневосточному, возглавленному Турцией. А Орда распадалась.
№7 Практическое задание: ПОСЛАНИЕ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ И О СОДОМСКОМ БЛУДЕ СТАРЦА ФИЛОФЕЯ (Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. URL: - http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5105) Прочтите текст послания, определите, о формировании идеологии какого политического строя идет речь? Расскажите о том, как эта теория нашла свое политическое воплощения и какие последствия имела) Даже от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие, возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, браздодержателя святых божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, который вместо римского и константинопольского владык воссиял. Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится. Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это блюсти со страхом божьим, убойся бога, давшего тебе это, не надейся на золото, и богатство, и славу: все это здесь собирается и здесь, на земле, остается. Вспомни, царь, того праведного, который, скипетр в руке и царский венец на своей голове нося, говорил: «Богатству, что притекает, не отдавайте сердца», и сказал премудрый Соломон: «Богатство и золото не в сокровищнице познается, но когда помогает нуждающимся»; апостол же Павел, ему следуя, говорит: «Корень всякому злу — сребролюбие», — и велит отказаться, не возлагать надежды и тем более сердца на него, но уповать на все дающего бога. Ибо вся твоя к богу чистая вера и любовь — к божьим святым церквам; да и еще, царь, соблюди две заповеди, ведь в твоем царстве не осеняют люди себя правильно знамением святого креста... Не преступай, царь, завета, что положили твои прадеды, великий Константин, и блаженный святой Владимир, и великий богоизбранный Ярослав, и другие блаженные святые, того же корня, что и ты. Не обижай, царь, святых божьих церквей и честных монастырей, как данных богу в наследство вечных благ на память последующим родам, на что и священный великий Пятый собор строжайший запрет наложил. И если хорошо урядишь свое царство — будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того». Святой Ипполит сказал: «Когда увидим, что Рим осажден персидскими войсками и персы вместе со скифами идут на нас с боем, тогда несомненно поймем, что то Антихрист». Пусть же бог миром, любовью, многолетнем и здоровьем, молитвами пречистой богоматери и святых чудотворцев и всех святых — преисполнит твое державное царствование!
№8 Практическое задание: проанализируйте отрывок Никоновской летописи XVI в. Выделите причины, по которым Иван Грозный счел необходимым ввести опричнину, почему народ с этим согласился? Почему потребовалась сцена с отречением от престола для введения опричнины насколько политически этот шаг был эффективен? Позволила ли опричнина решить поставленные задачи и какие последствия имела (с опорой на базовые знания по курсу «история») А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомольцу к Офонасию митрополиту всеа Русии с Костянтином Дмитреевым сыном Поливанова с товарыщи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии. И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что после отца его… великого государя Василия… в его государьские несвершеные лета, бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всем православном християнстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели; и в чем он, государь, бояр своих и всех приказных людей, также и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены, сложася с бояры и з дворяны и з дьяки и со всеми приказными людми, почали по ним же государю царю и великому князю покрывати; и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, Бог наставит. К гостем же и к купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту с Костянтином Поливановым, а велел перед гостьми и перед всеми людми ту грамоту пронести дьяком Пугалу Михайлову да Ондрею Васильеву; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет. … множества народа, слышав таковая, что государь гнев свой и опалу на них положил и государьство свое оставил, …с плачем глаголюще: «увы! горе! … ныне к тому прибегнем и кто нас помилует и кто нас избавит от нахожения иноплеменных? како могут быть овцы без пастыря? егда волки видят овца без пастуха, и волки восхитят овца, кто изметца от них?...такоже и нам как быти без государя? …Также и гости и купцы и все гражане града Москвы по тому же биша челом Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьства не оставлял и их на разхищение волком не давал наипаче же от рук силных избавлял… Государь же им повеле ехати к себе с приставы; приехаша же в Слободу генваря в 5 день… Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки имати; а учинити ему на своем государьстве себе опришнину.
№9 Практическое задание: Проанализируйте текст выступления Ирины Глебовой, с точки зрения соответствия историческим фактам и событиям. Раскройте понятие «фальсификация истории». Укажите цель и задачи, которым служит фальсификация истории Великой Отечественной войны. Российская академия наук в Будапеште: Великая Отечественная война - "так называемая", Победа - "миф" Коллаж: ИА REGNUM 10-11 июня венгерский Центр русистики Будапештского университета им. Лоранда Этвеша (проф. Дюла Свак) и кафедра истории Восточной Европы (проф. Томаш Краус) провели в Будапеште международную научную конференцию по теме "Великая Отечественная война - 70 лет нападения нацистской Германии на СССР". Венгерское информационное агентство MTI дало на страницах своего портала два коротких сообщения о каждом дне работы конференции. Из всех докладов участников конференции корреспонденту MTI особо примечательными показались только два выступления: старшего научного сотрудника ИНИОН РАН Ирины Глебовой и директора ИНИОН РАН академика Юрия Пивоварова. Вот несколько цитат из сообщения корреспондента MTI в переводе с венгерского. В своем докладе Ирина Глебова утверждала следующее: "В современном общественном сознании определяющую роль в легитимации играет миф о победе. В идентификации постсоветского общества существенную часть занимает так называемая Великая Отечественная война... Миф, созданный вокруг советской победы над нацистской Германией, обладает легитимирующей силой... Средства массовой информации питают советский миф о победе... Он служит для соединения [власти?] с народом. Они обновили старый миф. Празднование дня Победы каждый год в мае длится две-три недели. Мы все еще снова и снова побеждаем немцев... Для обновления старого легитимирующего мифа героизируют события советского периода. Преступные и ошибочные шаги советской системы реабилитируются. Недостатки советского руководства задним числом оправдываются. Советскую историю очищают с точки зрения победы в войне. Например, это касается связанных с подготовкой к войне насильственными индустриализацией и коллективизацией... Победа в мировой войне - важнейший легитимный миф современного российского общества, частью которого является утверждение, что Запад не был способен победить нацистскую Германию, а Советский Союз, наоборот, смог это сделать... Этот миф работает. Миф о священной народной войне, завершившейся яркой победой, нужен русскому народу после распада советской империи и утраты статуса великой державы... Вредной частью для укрепления мифа служит то, что в народное сознание обратно внедряется миф о Сталине-вожде. Поддержанию постоянной готовности к войне служит тезис, что нужно победить любой ценой, необходимо самопожертвование. В этой связи нельзя говорить о потерях.... Не в последнюю очередь этот миф о победе оправдывает любое самоуправство нынешней власти... Проблема заключается в том, что сегодня укрепление этого мифа российские граждане не хотят принять в целом". Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/polit/1415885.html 02:03 16.06.2011
№10. С.Г. Нечаев и его организация «Народная расправа» - воплощение бакунизма или ткачевщины на практике. На основании анализа деятельности организации народная расправа, а также «катехизиса революционера» объясните, к какому направлению народничества можно отнести С.Н. Нечаева. Являлось ли это явление закономерным в развитии анархизма, или отклонением. "Катехизис" состоял из четырех разделов, в первом из которых "Отношение революционера к самому себе" провозглашалось, что "революционер - человек обреченный... он... разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью "этого мира". В разделе "Отношение революционера к товарищам по революции" эти товарищи классифицировались по степени их полезности для революции, причем революционер более высокого разряда должен смотреть на "революционеров второго и третьего разрядов" как "на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение". Формулируя "Отношение революционера к обществу" (третий раздел) Нечаев подчеркивал, что он не должен останавливаться "перед истреблением положения, отношения или какого-либо человека, принадлежащего к этому миру, в котором все - и все - должны быть ему равно ненавистны". "Все это поганое общество" Нечаев предполагал разделить на несколько категорий, причем первая из них составляла "неотлагаемо осужденных на смерть". При вынесении смертного приговора следовало руководствоваться не личной виной того или иного человека, а пользой его убийства для революционного дела. Далее следовали еще пять категорий людей, которых следовало уничтожить позднее или использовать в интересах революции, не останавливаясь перед шантажом, и лишь немногие могли "выработаться" в настоящих революционеров. Наконец, "Отношение товарищества к народу" (четвертый раздел) заключалось в том, чтобы освободить его, подтолкнув к "поголовному восстанию". Для этого требовалось сблизиться с теми элементами в народе, которые были наиболее подготовленными к бунту. "Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России", - призывал Нечаев.
№11 Ознакомьтесь с текстом «Условия труда и быта рабочих. на белгородских предприятиях по переработке шерсти». Ответьте, чем вызваны столь суровые условия труда пролетариата, опираясь на ваши знания о рынке труда в России, о развитии рабочего законодательства. Как называется этот период развития промышленности в России и какими чертами он характеризуется. Какие организации боролись за права рабочих в указанный период, и к чему привела эта борьба. Работа на шерстомойнях продолжается обыкновенно все лето с мая до глубокой осени и регулируются в ясные дни солнцем, а в ненастные - приказчиками или хозяевами. Летом работы начинаются до восхода солнца, часа в два утра и оканчиваются часов в 9-10 вечера, следовательно, рабочий день продолжается 19 и 20 часов. Работа на шерстомойнях естественно производится на берегу реки. Все производство сортировки, сушки и упаковки шерсти делается также на берегу реки. Малолетние, таким образом, все лето проводят на низменном сыром месте, что особенно тяжело и вредно … осенью. Врачебная помощь здесь есть только по имени, обыкновенно, заболевших отправляют на излечение в деревню, к себе домой. Между тем в среде работающих детей есть немало пришедших со стороны, из местностей отстоящих от заведения на 10-12 верст и более. Занятия малолетних заключаются в разборке и расщипке клочков шерсти, в переноске или подвозке корзин с шерстью на мойку для мытья и в собирании разносимой ветром шерсти во время ее просушивания на солнце … Дети получают на шерстомойнях г.Белгорода от 15 до 20 коп. в день. Источник: Отчет за 1885г. фабричного инспектора Воронежского округа В.И. Миропольского. – СПб: 1886. - C. 25-26.
№12 Прочтите текст, выделите классические признаки идеологии консерватизма: Распространено понимание консерватизма как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой общественной структуры, независимо от ее значения и места в социально-историческом процессе. В консерватизме обнаруживаются сходные идейные установки: признание существования всеобщего морально-религиозного порядка, несовершенство человеческой природы, убеждение в природном неравенстве людей, ограниченные возможности человеческого разума, необходимость классовой иерархии и др. Консерватизм обозначает также философско-политическое понятие, при котором его носители выступают как против любых радикальных, левых течений, так и против крайне правых сил, пытающихся остановить прогрессивное развитие общества. Одна из важнейших функций консерватизма - социальная, которая имеет следующие характеристики: 1. сохранение и бережное отношение к национальному менталитету, моральным традициям и нормам человечества; 2. недопустимость вмешательства человека в ход исторического развития, насильственной ломки привычного образа жизни; 3. трактовка общества как объективной реальности, которая имеет свою структуру и собственное развитие. Теперь проанализируйте взгляды К.Н. Леонтьева, какие элементы консерватизма Вы можете выделить у этого мыслителя: К.Н. Леонтьев был глубоко православным мыслителем. Основной пафос его труда "Византизм и славянство". - это соотношение религии и личности, роли личности в истории. Провозглашенные им идеи получили свое развитие в консервативной теории "русского византизма". Выход из исторической ситуации, сложившейся в России в середине XIX века, он видел в отстаивании национального "своеобычия", пропитанного древне-православным духом, и, прежде всего, суровой ортодоксальной аскетикой. Европа уже имела свою, почти оформившуюся, государственность и не нуждалась в духовном опыте Византии. Политические и социальные основы умирающей империи перенимали простые и неискушенные в государственном строительстве восточнославянские племена. Для Леонтьева основным было то, что в России издревле первейшей обязанностью человека считались заботы о душе. Стремление к совершенствованию своего внутреннего, духовного мира, в отличие от европейского устроения внешнего, материального положения человека - вот главная национально-психологическая особенность России. По мнению мыслителя, в России сильны три вещи: православие, родовое самодержавие и сельский поземельный мир /община/. Более всего его смущало среди российских особенностей исторического развития стремление принимать все в готовом виде. Получив во владение византийское наследство, Россия не собиралась его менять или приспосабливать осмысленно к своим национальным условиям и обстоятельствам. Привычки к преобразованиям не вырабатывалось, как и практических навыков их осуществления. Это стало роковым обстоятельством в ее последующей исторической судьбе. Леонтьев обосновывает необходимость своеобразного пути России. Не будучи поклонником славянства, он считал, византизм движущей силой исторического развития России. Византизм есть особого рода культура, имеющая свои отличительные признаки, свои начала, свои последствия. Византизм в государстве означает самодержавие, в религии - христианство с определенными чертами. Для сохранения национального своеобразия России необходимы не только коренные внешнеполитические изменения, но и внутриполитические. Они должны привести к появлению "особого стиля культурной государственности". К.Н. Леонтьев выступал против национального нигилизма, предупреждая об опасности денационализации культуры. Отрыв от национальных истоков грозит потерей народной самобытности. Чем консерватизм Леонтьева отличается от политического консерватизма Российской империи 80-90 гг. XIX в.? Каких идеологов консерватизма Вт. пол XIX в. Вы еще знаете? Какую историческую роль сыграл консерватизм в России?
№ 13 Ответьте: Почему Россия относится к странам II эшелона развития? Чем вызвано отсутствие комплекса предпосылок буржуазного развития в России. Почему Великие реформы остались половинчатыми, незавершенными. Какая из приведенных теорий Вам кажется более обоснованной. Перечислите аргументы в защиту своей точки зрения. Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.)считают,что отмена крепостного права и последующие реформы обусловлены этапом модернизационного перехода России от традиционного (аграрного) общества к индустриальному и приобрела форму европеизации. “Машинный” прогресс в Западной Европе “заставил” царизм активно насаждать индустриальные порядки. А это определило специфику модернизации в России. Российское государство, выборочно заимствуя с Запада технико-организационные элементы, одновременно консервировало и традиционные структуры. В результате в стране сложилась ситуация “наложения исторических эпох” (индустриальная - аграрная), которая и привела в дальнейшем к социальным потрясениям. Индустриальное общество, вводимое государством за счет крестьян, вступало в резкие противоречие со всеми коренными условиями русской жизни и должно было неизбежно породить протест как против самодержавия, Царизм интерпретируется как режим, вынужденный начать индустриализацию, но не сумевший справиться с ее последствиями. Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация.Теорияпредставлена трудами славянофилов и народников. Историки полагали, что Россия, в отличие от стран Запада, идет своим, особым путем развития. Они обосновали возможность в России некапиталистического пути развития к социализму через крестьянскую общину.
№14 Практическое задание: Прочтите текст, ответьте на вопрос: какой проект собирался утвердить Александр II, кто его автор? Действительно ли проект можно считать конституцией? Почему проект не был утвержден, действительно ли только убийство отца, удержало Александра III от продолжения реформ? Какие конституционные проекты еще возникли в этот период: Гос. секретарь Е.А. Перетц: Царь хочет даровать к своему 25-летию на престоле представительство народу. Государь Император, входя в затруднительное положение дворянства, изволил Сам обратить внимание на вопрос о том: что можно для него сделать? Это указание привело меня к следующим мыслям. 1) Для России, в настоящее время конституционное правление было бы гибелью, потому что оно немедленно обратилось в олигархию или анархию. Мы должны поддержать Самодержавие. 2) Существующие сословные привилегии не должны быть нарушаемы или отнимаемы; такие меры вызвали бы раздражение; но, в видах уничтожения исключительности этих привилегий, — можно их сглаживать чрез распространение на другие сословия. 3) Допущение формы либеральности — не предстоит опасности, коль скоро сущность сохранена и неприкосновенна. 4)Развитие зародышей, хранящихся в отечественном законодательстве, должно быть предпочитаемо заимствованию иностранного. О положении дворянства. Оно вообще недовольно; конституционные его стремления периодически возобновляются. Постоянно и настойчиво одна мысль: «До ГОСУДАРЯ правда не доходит; администрация и бюрократия нами завладели». Как исправить это? Достижение сего представляется возможным без малейшего прикосновения к священным правам Самодержавия: 1) Наше законодательство дарует сословиям (дворянству уже около столетия) право заявления своих нужд (IX т. зак. о сост., ст. 112). 2) Дворянство имеет право выбирать депутатов из кандидатов, представляемых каждым уездом на случай вызова их в Петербург Правительством для объяснения ходатайств дворянства (IX т. зак. о сост., ст. 113 и 114). Это право осталось у нас мертвою буквой. Исходя из двух существующих прав дворянского сословия, я предложил бы воспользоваться ими для осуществления следующих предположений: 1) Обязать дворянские и земские собрания избирать депутатов (двух или трех). 2) Правительство оставляет за собой право собирать их, когда и как найдет полезным. 3) Избранные лица могут быть созываемы в собрания как из всей России, или по полосам, или местностям, как это признано будет нужным. 4) Собрания состоят при Государственном Совете. 5) Собрания собственной инициативы не имеют, а занимаются делами, которые им передает Правительство. 6) Собрания имеют только совещательный, а не решительный голос. 7) Из заявлений и просьб местных дворянских и земских собраний Правительство поручает обсуждению депутатских собраний только те, которые назначит по своему усмотрению. 8) Собрания не должны быть постоянными. 9) Заявления и просьбы дворянских собраний передаются в собрание дворянских депутатов; заявления и просьбы земских собраний — в собрание депутатов земских. 10) Председатели обоих депутатских собраний назначаются ЕГО ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ из членов Государственного Совета. 11) В занятиях собраний участвуют Министры по принадлежности. 12) Собрания занимаются только приуготовительными работами для Государственного Совета, в который вносятся установленным порядком заключения собраний по рассмотренным в них вопросам. Мемории Гос. Совета подносимы на ВЫСОЧАЙШЕЕ утверждение. Цель этих предположений: 1, удовлетворить действительно общему желанию, чтобы голос сословий прямо доходил до Престола; 2, — устранить именно поводы и предлоги к дальнейшему повторению превратного предположения, будто в настоящее время правде прегражден путь к ГОСУДАРЮ. Эти меры, либеральные по форме, должны успокоить многих, но в них нет ничего опасного, …при обсуждении дел голос собраний будет только совещательным и в решительный обращаться не может». №15. Практическое задание: Прочитайте отрывки из работы проф. Техасского университета Шейлы Фицпатрик. «Классы и проблемы классовой принадлежности в Советской России 20-х годов». Ж. «Вопросы истории», 1990, № 8. С. 16-31 Проанализируйте, описываемые социальные процессы в 20-е гг. в Советском Союзе, в чем противоречия между социальными процессами и процессами организации власти? Как менялось положение других социальных групп: крестьянство, духовенство и т.д.? Можно ли говорить о принципах равенства или дискриминации, реализуемых политикой большевиков? Огромное значение, согласно своей программе, коммунистические деятели придают классовым отношениям, - отмечали современники. - Во многих отношениях проводится классовый принцип. Часто приходится говорить и о деклассировании, о деклассированных группах... Классовая принадлежность и социальное происхождение были аргументами при решении многих практических вопросов: поступление в вузы, распределение пайков, получение жилья[. Представители «чуждых» общественных классов, включая частных торговцев, рантье и кулаков, в соответствии с принятой в 1918 г. «Конституцией РСФСР» не имели даже права голоса, и местные власти могли по своему усмотрению расширять ряды лишенных этого права. С точки зрения большевиков, самым худшим было то, что рабочий класс, потрепанный голодом и закрытием промышленных предприятий и шахт, раскололся и рассеялся во время гражданской войны. Более миллиона рабочих уехали в деревню и превратились в крестьян. Сотни тысяч рабочих вступили в Красную Армию или покинули заводы, чтобы занять управленческие и административные должности в новых органах государственного управления; другие представители этого класса стали ремесленниками и мелкими торговцами на черном рынке. Наиболее желательная классовая принадлежность в нэповской России - пролетарская; по этой причине она более всего подвергалась сомнению. Большевистская партия определяла себя как партию пролетариата, а события Октября - как пролетарскую революцию. Промышленный рабочий класс в большинстве своем в Октябре поддержал большевиков, которые предполагали, что этот класс обеспечит и необходимую общественную поддержку новому революционному режиму - диктатуре пролетариата. Но что будет, если этого не произойдет? Для большевиков, однако, слова «пролетарий» и «рабочий» не были просто синонимами. Настоящие пролетарии, по их убеждению, должны были иметь классовое сознание, что означало преданность революции и большевистской партии. В начале 20-х годов было много рабочих, которые не выдерживали этой проверки и считались «случайным элементом» в рабочем классе, людьми, чьи умонастроения были в основе своей крестьянскими или мелкобуржуазными. С точки зрения большевиков, главной чертой классовой принадлежности было то, что она определяла политическую позицию: если кто-либо накануне революции принадлежал к эксплуатирующим классам, то, скорее всего, он стал бы сожалеть об уничтожении старого режима и неприязненно относиться к большевикам; принадлежность же человека к эксплуатируемым классам как бы предопределяла его позицию - выступление на стороне большевиков и революции. Образованных профессионалов (представителей интеллигенции) также относили к «буржуазии», если только они не доказали обратного, вступив в партию большевиков до революции. Большевики определяли интеллигенцию термином «буржуазные специалисты». Он имел иронический оттенок, так как исторически русская интеллигенция выступала с радикальных позиций. До революции интеллигенция была одной из элитарных групп общества. В 20-х годах «буржуазные специалисты» оставались относительно привилегированной группой, поскольку большевистские руководители пришли к заключению, что их профессиональные навыки были незаменимы. Но эта позиция не имела поддержки у рядовых членов партии «Буржуазные специалисты» часто воспринимались как слабо замаскированные классовые враги.
№16 Практическое задание: Прочтите документ, известный как « Диктатура сердца и мысли», назовите автора. Определите цель проводимых преобразований, принцип на котором они основывались. Существует дискуссия о том, можно ли считать предлагаемый проект шагом к конституционной монархии, или нет, выскажите свое мнение, перечислив аргументы. Какими событиями было вызвано появление на свет Распорядительной комиссии, удалось ли ей предотвратить ту опасность, ради которой она была создана, когда была распущена эта комиссия «УКАЗ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СЕНАТУ В твердом решении положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок, Мы признали за благо: 1. Учредить в Санкт-Петербурге Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. 2. Верховной распорядительной комиссии состоять из Главного начальника оной и назначенных для содействия ему, по непосредственному его усмотрению, членов комиссии. 3. Главным начальником Верховной распорядительной комиссии быть временному Харьковскому генерал-губернатору, Нашему генерал-адъютанту, члену Государственного Совета, генералу от кавалерии графу Лорис-Меликову, с оставлением членом Государственного Совета и в звании Нашего генерал-адъютанта. …5. В видах объединения действий всех властей по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, предоставить Главному начальнику Верховной распорядительной комиссии по всем делам, относящимся к такому охранению: а) Права Главноначальствующего в Санкт-Петербурге и его окрестностях, с непосредственным подчинением ему санкт-петербургского градоначальника. 6) Прямое ведение и направление следственных дел по государственным преступлениям в Санкт-Петербурге и Санкт-петербургском военном округе — и в) Верховное направление упомянутых в предыдущем пункте дел по всем другим местностям Российской Империи. 6. Все требования Главного начальника Верховной распорядительной комиссии по делам об охранении государственного порядка и общественного спокойствия подлежат немедленному исполнению как местными начальствами, генерал-губернаторами, губернаторами и градоначальниками, так и со стороны всех ведомств, не исключая и военного. 7. Все ведомства обязаны оказывать начальнику Верховной распорядительной комиссии полное содействие. 8. Главному начальнику Верховной распорядительной комиссии предоставить испрашивать у Нас непосредственно, когда признает сие нужным, Наши повеления и указания. 9. Независимо от сего предоставить Главному начальнику Верховной распорядительной комиссии делать все распоряжения и принимать вообще все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия как в Санкт-Петербурге, так и в других местностях Империи, причем от усмотрения его зависит определять меры взыскания за неисполнение или несоблюдение сих распоряжений и мер, а также порядок наложения сих взысканий. 10. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры должны подлежать безусловному выполнению всеми и каждым и могут быть отменены только им самим или особым Высочайшим повелением, и 11. С учреждением, в силу именного указа Нашего, Верховной распорядительной комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, учрежденную таковым же указом от 5 апреля 1879 года должность временного Санкт-Петербургского генерал-губернатора упразднить. Правительствующий Сенат, к исполнению сего, не оставит сделать соответствующее распоряжение. На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: АЛЕКСАНДР. В Санкт-Петербурге. 12 февраля 1880 года».
№17 Практическое задание: Проанализируйте отрывок из проекта преобразований, составленный в нач. 20-х гг. XIX вв. Какое общественное движение представлено этим документом? Назовите автора. Определите характер социальных экономических и политических преобразований, предлагаемых в документе, насколько они отвечали интересам и задачам развития российской империи на этом этапе развития, какова судьба этих предложений и организации, пытавшейся осуществить эту программу. , 1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. 2. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя. 5. Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия: 1. Не менее 21 года возраста. 2. Известное и постоянное жительство.3. 3дравие ума. 4. Личная независимость. 5. Исправность платежа общественных повинностей. 6. Непорочность перед лицом закона. 7. Собственность отдельная на свое имя, а оной: 1-е - недвижимой на 500 руб. сер., или 2-е - движимой (вещей или капитала) на 1000 р. сер. Всякий природный житель Государства Россиискаго, который не был гражданином, но достиг своими трудами до того, что составил себе требуемое состояние, если он в других отношениях ответствует вышеозначенным условиям, поступает немедленно в граждане. 8. Через 20 лет по приведении в исполнение сего Устава Российской Империи никто, не обучившийся русской грамоте не может быть признан гражданином. ГЛАВА 3. О состоянии, личных правах и обязанностях Русских. 10. Все Русские равны перед Законом. 12. Каждый обязан носить общественные повинности, повиноваться законам и властям отечества и явиться на защиту Родины, когда востребует того Закон. 13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно Вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны. 14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам. Книги, подобно всем прочим действиям [другим преступлениям], подвержены обвинению Граждан и преследуются перед судом и подлежат присяжным. 17. Всякая тяжба, в которой дело идет о ценности, превышающей фунт чистого серебра (25 рублей серебр.), поступает на суд присяжных. 18. Всякое уголовное дело производится с присяжными. 24. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащим. 25. Крестьяне экономические и удельные будут называться общими владельцами, равно как и ныне называющиеся вольными хлебопашцами, поелику земля, на которой они живут, предоставляется им в общественное владение и признается их собственностью. Удельное Правление уничтожается. 26. Последующие законы определят, каким образом сии земли поступят из общественного в частное владение каждого из поселян и на каких правилах будет основан сей раздел общественной земли между ними. 28. Военные поселения немедленно уничтожаются. Поселенные батальоны и эскадроны с родственниками рядовых вступают в званье общих владельцев.
№18 Практическое задание: Прочтите текст, составленный революционной организацией в апреле 1878 г. Назовите организацию. Которой принадлежит этот документ, на чьей теории (Бакунин, Лавров, Ткачев) основывается эта программа. Проанализируйте методы борьбы, и цели организации. Укажите на просчеты и тактические ошибки организации, указывающие на незрелость революционного движения. Раскройте деятельность этой организации, и причины ее распада. Конечный политический и экономический наш идеал — анархия и коллективизм. … мы суживаем наши требования до реально-осуществимых в ближайшем будущем, т.-е. до народных требований, каковы они есть в данную минуту. По нашему мнению, они сводятся к четырем главнейшим пунктам: 1. Правовые народные воззрения признают несправедливым, что земля во владении тех, которые ее не обрабатывают. По народному понятию, „земля — божья", и каждый земледелец имеет право на землю в том количестве, которое он своим трудом может обработать. Поэтому мы должны требовать перехода всей земли в руки сельского рабочего сословия и равномерного ее распределения. (Мы убеждены, что две трети России будут владеть землею на общинном" начале). 2. Наш политический идеал. Мы признаем, что в русском народе существует стремление к полному мирскому самоуправлению. Каждый союз общин определит сам, какую долю общественных функций он отдаст тому правительству, которое каждая из них образует для себя. Наша обязанность только стараться уменьшить возможно более эту долю. З. В области религиозной в народе русском замечается веротерпимость и вообще стремление к религиозной свободе; поэтому мы должны добиваться полнейшей свободы исповеданий. …Из предыдущего вытекают две главные общие задачи, на которые должно быть устремлено все внимание русской соц[иально]-революционной партии: 1) Помочь организоваться элементам недовольства в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера, агитацией же усилить интенсивность этого недовольства и 2) ослабить, расшатать, т.-е. дезорганизовать силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного плана восстания. Отсюда таковы наши ближайшие практические задачи: А. Часть организаторская. а) Тесная и стройная организация уже готовых революционеров, согласных действовать в духе нашей 3 программы, как из среды интеллигенции, так и из среды находившихся в непосредственном соприкосновении с нею рабочих. б) Сближение и даже слияние с враждебными правительству сектами религиозно-революционного характера, каковы, напр., бегуны, неплательщики, штунда и проч. в) Заведение возможно более широких и прочных связей в местностях, где недовольство наиболее заострено, и устройство прочных поселений и притонов среди крестьянского населения этих районов. г) Привлечение на свою сторону по временам появляющихся в разных местах разбойничьих шаек типа понизовой вольницы. д) Заведение сношений и связей в центрах скопления промышленных рабочих Б. Часть дезорганизаторская. а) Заведение связей и своей организации в войсках и главным образом среди офицерства. б) Привлечение на свою сторону лиц, служащих в тех или других правительственных учреждениях. в) Систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный нам порядок.
№19 Практическое задание: Прочтите текст, ответьте на вопрос императора, почему не смотря на отмену крепостного права и многие прогрессивные реформы, на него устраивают покушения? Какой политический курс после покушения выбрал Александр II? Кто такие Д. Милютин, М.Т. Лорис- Меликов? Что считали они необходимым сделать для стабилизации ситуации в России, удалось ли им проводить эту политичискую линию? Земцы-конституцианолист были ли опасны для самодержавия, каких представителей этого направления оппозиции Вы знаете? 2 апреля император Александр II вышел на обычную свою прогулку. Неподалеку от Певческого моста странный человек, с горящими, как в жару, глазами окликнул царя. Александр Николаевич обернулся и увидел прямо наставленный на него пистолет. О дальнейшем рассказывал царский камердинер Илья: — А злодей-то целится, целится, а его императорское величество всемилостивейше уклоняются. Злодей успел сделать четыре выстрела. Пуля, прострелившая пальто, прошла мимо, еще одна попала в парапет и рикошетом — по ноге, не пробив сапога. Две последние не достигли и такой цели. Террориста тут же скрутили прохожие. …Император казался спокоен, покушение больше огорчило его, чем напугало. — Что я им сделал? Я освободил крестьян, дал им земства, суды присяжных, в армии сократил срок службы и уравнял все сословия. Что им еще надо? — Виселицы, папа, виселицы! — Наследник был энергичен и крут. — Ты их этими свободами разбаловал. Надо немедленно принимать самые суровые меры. Ввести по всей стране военное положение. Всякую сволочь — под военный суд. И никаких присяжных! — Осмелюсь напомнить вашему величеству, — сказал Валуев, — что я еще 1861 г. предлагал ввести должность генерал-губернаторов, наделенных в борьбе с крамолою самыми широкими полномочиями. Тогда вы не сочли возможным принять эту меру. Но сегодня ситуация обострилась настолько, что она мне кажется своевременной. Царь задумался на минуту и голосом твердым высказал министрам свое решение: — Вводить по всей империи военное положение считаю бессмысленным. Но в обеих столицах и в крупнейших городах следует назначить временных генерал-губернаторов и наделить их всеми правами главнокомандующих в период военного положения. Вечером Д.А. Милютин вернулся домой с распухшей от усталости головой после трехчасового заседания. К заключению подготовлен царский указ об учреждении временных военных генерал-губернаторов. Дмитрий Алексеевич сомневался в эффективности столь спешных энергичных мер. Надо было искать причины разрастающейся крамолы, а не пытаться искоренять следствия. Причину же старый генерал видел в том, что царю, напуганному первым, еще каракозовским, покушением, недостало воли и упорства продолжить реформы. Дело, не доведенное до конца и прерванное задолго до ожидавшихся от него результатов, порождает смятение в умах и протест.
№20 Практическое задание: Прочтите текст: Источник: Народоволец А.Баранников в его письмах. Издательство политкаторжан 1935. – Собраны и подготовлены к печати В.И. Фигнер. -Издательство Всесоюзного общества каторжан и ссыльно-поселенцев. -1936. На основании прочитанного, проанализируйте социальный и возрастной состав революционеров-разночинцев, перечислите мотивы их отказа от обеспеченной жизни, и увлечение революционной деятельностью. Какие формы приобрела эта революционная деятельность, какие методы использовали народники, к чему это привело? Проанализируйте эффективность «Хождения в народ» и его последствия для революционного движения. Весной 1876 г. Баранников впервые вошел в революционную среду, движение, «Хождение в народ» не было отвергнуто. Но темп движения изменился. Прежнего подъема уже не было; всероссийское стремление учащейся молодежи к «опрощению», к «слиянию» с народом приостановилось, но психология истекших лет в общем сохранилось — отдельные лица и группы повторяли опыт. Между тем жизнь в условиях самодержавия дала тяжелый урок: жертв полицейских розысков по пропаганде было множество; сотни арестованных наполняли тюрьмы и не месяцами—годами ждали решения своей участи; десятки сходили с ума, кончали самоубийством и умирали от заболеваний в тяжелом заключении... А пропаганда, обнаруженная жандармами в 35 губерниях, не дала результатов, которых ждали революционеры: народе отклика они не встретили — крестьянские массы остались неподвижны. Объективно — движение потерпело неудачу, но среди уцелевших еще не слышалось голосов: «Остановимся! Подумаем и подведем итоги, обсудим будущее». Войдя в связь с ростовскими товарищами, Баранников начал свое «хождение» в Земле войска донского в поисках работы. Баранников, разумеется, был одет крестьянином. Однажды он нанялся было в работники к крестьянину. Хозяин велел ему запрячь лошадь, но оказалось, что он и хомута на лошадь надеть не умеет! Так, в своем поведении и ежедневном обиходе он бросался в глаза своей несуразностью, обличавшей его. «Ко мне относились подозрительно, с недоверием. Неудивительно, что «разговоров по душе» было мало»... Поняв, что в трудовой среде он чужак, Баранников увидел, что мало «опроститься» в отношении одежды — надо научиться работать, и тогда станешь в простые искренние отношения с окружающим трудящимся людом. Для этого он отправился в Астрахань к товарищам-социалистам и поступил в знакомую им кузницу, где начал работать молотобойцем. Работая в кузнице, Баранников учился мастерству, присматривался к рабочим и их отношению к хозяину, и опять-таки, по собственному признанию, «никакой нелегальной деятельностью не занимался». Ставя целью революционной деятельности осуществление чаяний и стремлений народа, новообразовавшееся «тайное общество» поставило на своем знамени заветные слова: «Земля и Воля», как выражение народных чаяний. «Земля» — как достояние трудящихся на ней, и «Воля» — как право народа устраивать свою жизнь самостоятельно без всякого вмешательства со стороны власти. Программа, принятая обществом «Земля и Воля», требовала вместо «хождения в народ» оседлости, вместо положения рабочего — положения учителя, волостного и сельского писаря, фельдшера и т. п.; вместо действия врассыпную — концентрации в определенном районе.
№21 Практическое задание: Практическое задание: Прочтите отрывок из доклада министра финансов С. Ю. Витте Николаю II. Проанализировав текст, скажите какие обстоятельства заставили Витте требовать от императора этих мер? Насколько они были эффективны? О каких жертвах идет речь в тексте, какие меры для укреплении российской экономики Витте использовал еще? Экономические отношения России к Западной Европе …сходны с отношениями колониальных стран к метрополиям: последние смотрят на свои колонии, как на выгодный рынок, куда они могут свободно сбывать произведения …своей промышленности и откуда могут властной рукой вычерпывать необходимое для них сырье. Россия являлась и поныне… является такой гостеприимной колонией для всех промышленно развитых государств,..Но есть одно коренное отличие от положения колоний: Россия - политически независимая могущественная держава; она должна знать цену своего сырья и естественных богатств; …она чует великую… трудовую силу своего народа, она имеет твердую и гордую власть, она сама хочет быть метрополией. Создание своей собственной промышленности - это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы. Выгоды от ее успешного выполнения так неисчислимы, что я здесь лишь отмечу главнейшие из них. Народный труд, который в настоящее время напряженно применяется лишь в короткий период земледельческих работ, найдет … способы более полного использования и,, вследствие чего повысится заработок всего рабочего населения… Потребности населения не только в сырье, но и в прочих предметах будут удовлетворяться в значительной степени продуктами своего собственного производства, следовательно, сократятся те приплаты иностранцам, которые в настоящее время поглощают значительную часть национального дохода. Ввоз иностранных товаров будет обусловливаться не нашей промышленной немощью, а естественным международным разделением труда. Народные сбережения, накопление новых капиталов благодаря этому значительно облегчатся в стране, а это в свою очередь, поможет дальнейшему росту производительности народного хозяйства. …Расширится и окрепнет по покупной способности внутренний хлебный рынок. Постепенный рост обрабатывающей промышленности в стране, всегда сопровождающийся удешевлением ее продуктов, даст возможность и торговле пользоваться для экспорта не преимущественно сырьем, как теперь, а и промышленными изделиями, и наши нынешние потери в европейской торговле могут замениться выигрышами в азиатской. Народное благосостояние и государственные финансы, найдя себе, сверх земледелия, твердую опору в промышленности, приобретут значительно большую устойчивость и силу. Так велики те конечные задачи, к которым стремится протекционная система... Но великие задачи требуют и великих жертв.
№22 Практическое задание: Прочтите отрывки из воспоминаний А.В. Герасимова (1861-1944), руководителя политического сыска. О событиях 1905 г. Выделите Методы решения кризисной ситуации со стороны правительства и революционеров, определите их цели. А.В. Герасимов выступал за более жесткие меры в подавлении политической оппозиции, насколько такая политика была бы эффективна в этой ситуации. Включите воспоминания А.В. Герасимова в исторический контекст, как развивалась революционная ситуация в 1905-07 гг.? …Назначение Витте председателем Совета министров повлекло за собой большие перемены… шли переговоры о привлечении в состав правительства представителей либеральной интеллигенции и общественности. Витте возлагал на эти элементы большие надежды. Именно с их помощью он рассчитывал расколоть общественное движение, привлечь на сторону правительства всех благомыслящих либералов, оставив в лагере революции одни только анархические и безгосударственные элементы… Министром внутренних дел назначен не какой-нибудь либеральный профессор, а прежний директор Департамента полиции П.Н. Дурново… Дурново был очень своенравный, вспыльчивый человек, но отнюдь не человек, отрицавший необходимость для России больших преобразований… В октябре 1905 года он пришел к власти с настроениями, ни в чем существенно не отличавшимися от настроений Витте. …Еще хуже распространения революционных изданий было другое: существование и рост влияния Совета рабочих депутатов. Он возник в дни октябрьской забастовки для руководства стачечным движением. По окончании забастовки Совет расширился, реорганизовался и стал вести себя как второе правительство. Во все учреждения он слал запросы, требовал справок и объяснений — и всего хуже было то, что учреждения, даже правительственные, даже полиция, эти справки и объяснения Совету давали. Выше я упоминал, как Совет провел ревизию арестных помещений даже при охранном отделении. Открыто он проводил сборы на вооружение, а вскоре приступил к созданию исполнительного органа своей власти — милиции. Представители этой милиции с особыми повязками на рукавах вмешивались в действия чинов полиции, давали им указания, предъявляли требования — и растерянная полиция нередко их слушалась… Самым опасным явлением, которое нам пришлось наблюдать в это время, были признаки проникновения разложения в армию. До октября, в армии все обстояло сравнительно благополучно. Только совсем накануне Манифеста 17 октября начались большие осложнения с одним из стоявших в Петербурге флотских экипажей, где матросы отказывались подчиняться офицерам. Было решено экипаж немедленно разоружить и вывезти в Кронштадт. Дурново ездил к Витте и возвращался с ответом, что предлагаемые мною меры совершенно немыслимы. Единственное, на что они давали согласие, — это на конфискации отдельных, наиболее возмутительных изданий или на арест отдельных лиц. Наконец мне удалось доказать, что председатель Совета Хрусталев имеет отношение к прямой подготовке вооруженного восстания. Не без колебаний совещание высказалось за его арест, но именно только его одного. Остальные члены Совета не должны быть арестованы, и сам Совет не должен быть закрыт. Как известно, на арест Хрусталева Совет ответил составленной в пышных выражениях резолюцией, заканчивавшейся заявлением, что Совет продолжает готовиться к вооруженному восстанию. После этого я решительно заявил, что ни за что больше не отвечаю, если организация, открыто провозглашающая, что она готовится к вооруженному восстанию, не будет запрещена и арестована …А революционеры, которые стремились не только свергнуть правительство Царя, но решительно боролись против самых основ существующего строя, всюду встречали поддержку и сочувствие. Достаточно сказать, что известный московский миллионер Савва Морозов, владелец крупнейших текстильных фабрик, на которых он жестоко притеснял и обирал рабочих, жертвовал многие тысячи рублей на пропагандистскую деятельность социал-демократических большевиков. Особенными симпатиями среди широких обывательских… слоев общества пользовались социалисты-революционеры. Эти симпатии к ним привлекала их террористическая деятельность. Убийства Плеве и Великого князя Сергея подняли популярность социалистов-революционеров на небывалую высоту. Деньги в кассу их Центрального комитета притекали со всех сторон и в самых огромных размерах. По сведениям, которые я получал от моих агентов, в конце 1905 г. в этой кассе имелось что-то около 400 тыс. р., что давало этой партии возможность развивать широкую деятельность и заваливать своими прокламациями и газетами буквально всю Россию.
№23 Практическое задание: Прочтите отрывки из свидетельств современников о периоде аракчеевщине. Опираясь на знания из курса истории объясните с какой целью вводились эти учреждения, и реализовали ли они поставленные перед ними задачи. П.П. фон Гёце. Аракчеев: Свидетельства современников. Особенно ненавидели его за военные поселения. Говорят, что первая мысль о них принадлежала самому Александру и что Аракчеев сначала даже не соглашался приводить ее в исполнение. Но при устройстве поселений и в управлении ими он действовал с беспощадною жестокостью. По его понятию, крестьянин должен был считать себя счастливым, меняя свою избу на новый дом. Но в этом наскоро построенном холодном доме нельзя было согреться и высушить перемокшую в поле от дождя и тумана одежду. Доселе и крепостной крестьянин, отбыв барщину, был хозяином у себя в избе и в своей семье. Крестьянину же поселенцу педантически указан весь распорядок дня, и за всякое уклонение от этого порядка его жестоко наказывали. Бабу штрафовали за неподтертое пятно в избе или за несметенную пыль, за сбежавшую курицу, за то, что горшок поставлен не на предписанном месте. Неудивительно, что крестьянин-поселенец чувствовал себя злосчастнее каторжника, который, по крайней мере, в тюрьме своей мог двигаться как хотел. Заведены были таблицы брако-способных девок и вдов, которых венчали по определению начальства, нисколько не справляясь о взаимной склонности врачующихся. Аракчеев постоянно доносил Государю об успехах и процветании военных поселений. Однако, например, в отчетах за 1821 год значится в поселениях 69 случаев внезапной смерти и 12 самоубийств. По деревням выли, как скоро приходила весть, что их отдадут под военное поселение, и когда Государю в его путешествиях по России случалось проезжать по таким деревням, его вместо обыкновенных радостных криков встречали молчанием. Государь не мог не знать, что, вопреки докладам Аракчеева, мужики волновались и приходилось их обуздывать. Явное возмущение произошло, когда заводились поселения в казацких селах близ Чугуева17. Туда двинули значительное число войска. Аракчеев доложил Государю, что бунтующие вообразили, будто обращают их в военных поселян по требованию его, Аракчеева, и потому грозились убить его. Поэтому он не ездил в Чугуев, а оставался в Харькове, а когда бунт был подавлен, нарядил военный суд, которым приговорено к смерти 275 человек. Казнь заменена прогоном сквозь строй в 12 тысяч ударов. Сам Аракчеев мог обольщаться мнимыми успехами своей деятельности по этой части, и тут дивиться нечему, потому что никто не осмеливался говорить ему о военных поселениях иначе как с величайшею похвалою. Сперанский, некогда его совместник в милости царской, благодаря ему возвращенный из незаслуженной ссылки18 и обязанный ему за то благодарностью, объезжал в 1822 году военные поселения. Суть дела не могла от него укрыться, и в дневнике своем он записал слова: «Fumus ex fulgore»; Аракчееву же твердил он иное, и позднее даже напечатал (но не пустил в свет) книжку о военных поселениях. Житейская мудрость превозмогла в нем над любовью к правде, ибо противоречить Аракчееву значило погубить себя в мнении Государя. Даже Кочубей, гордый Кочубей, в одном дошедшем до нас письме к временщику воскурял фимиам устройству и управлению поселений. Прошло немного лет, и Аракчеев был еще жив, когда произошли старорусские кровавые ужасы. М.А. Крымов. Отрывки из воспоминаний офицера новгородского поселения. Занятия поселян были двоякого рода: хозяйственные и фронтовые; хлебопашество, однако, не составляло важнейшего, хотя время было распределено как для тех, так и для других равным образом. На фронтовые обязанности обращалось особенное внимание, так что в самое короткое время поселяне до такой степени успевали в знании военных артикулов, что не уступали в этом старым солдатам действующих полков.
[1] Подразумевается, что студент в рамках изучения базового курса обществознания в школе хорошо знает признаки государства, так же при выполнении задания, студент опирается на прослушанную лекцию об образовании государства у славян. Тем не менее, для облегчения выполнения задания приводим определение государства: Л. Кураков. Экономика и право: словарь-справочник. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА -. К ним относятся: 1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства.; 2) население на которое распространяется власть государства и действие законов государства; 3) публичная власть.. монополия на издание законов, обязательных для общества, и монополия на принуждение, насилие для реализации этих законов; 4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а т.ж. ее независимость на международной арене 5) Экономическая власть: монополия на получение налогов и принуждение к их выплате, монополия на распределение прибавочного продукта. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.029 сек.) |