Изучение части явления или создание реальных или Получение мнений экспертов
явления в целом и распростра- мыслительных моделей по определенным проблемам,
нение выводов по одной части социальной реальности их анализ для выявления наиболее
на другие или на будущее. и изучение возможных вероятных вариантов развития.
тенденций их развития.
Концепция постиндустриального, технотронного, информационного общества
1) преобладание 2) превращение инфор- 3) непрерывность 4) изменение сферы про-
так называемой мации в главный стра- технологических профессиональной заня-
третичной сфе- тегический ресурс ми- инноваций связан- тости населения, преоб-
ры в экономике ровой экономики. Ин- ных с внедрением ладание доли категорий
(1я-с/х и добыва- теграция националь- информационных населения, связанных с
ющая промыш- ных, региональных и технологий во все производством, распре-
ленность; 2я-об- мировых экономик на сферы экономики, делением, хранением,
рабатывающая базе информационных общества передачей информации.
промышленность) технологий и телеком-
- сферы науки, об- муникаций.
разования и услуг.
5) закрепление за уровнем образования 6) возрастающая зависимость повседневной
и знания роли главного фактора; опре- жизни общества от средств массовой инфор-
деляющего социальный статус личности, мации, видеопродукции, рекламы и пр.
социального слоя и социальную структуру
в целом
Доиндустриальная
Индустриальная
Постиндустриальная
Общество основывается на взаимодействии
с природой
с преобразованной природой
Между людьми
Оно представляет собой
циклическое, повторяющееся развитие докапиталистические формации
расширение производства (экстенсивность) капитализм господство корпораций
динамическую, прогрессивно развивающуюся систему (интенсивность) общество знания научно-исследовательские организации
Основной ресурс
сырье, земля он извлекается
энергия производится
человек, информация
Технологии
трудоемкие, используется труд
капиталоемкие используется капитал
наукоемкие используется знание
Производство
продуктов
товаров
Знаний
Важнейшие общественные институты
церковь, армия
корпорация и фирма
университет как форма производства знания
Одним из основных теоретиков постиндустриального общества является Олвин Тоффлер (1928, Нью-Йорк) - американский публицист и футуролог, написавший книги "Шок будущего" (1970) и "Третья волна" (1980), посвященные анализу изменений современного общества с позиций антимонополистического демократизма. Они ведут от централизации к децентрализации, от концентрации к диффузии, от иерархии к независимости, от скученности на предприятиях к надомному труду в "электронном коттедже", от унификации к многообразию жизни в децентрализованных общинах. Тоффлер выделяет три цивилизации, развивающиеся последовательно: аграрную, индустриальную и новую ("третьей волны"), правильного определения и названия которой еще не дано. В противовес утопии и антиутопии свою концепцию будущего он называет " практопией ". Он ратует за смену мышления, выступает против традиционного деления на "правых" и "левых", считая его, и породившую его политическую систему устаревшими. Развитие от индустриального к постиндустриальному обществу характеризуется переходом от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, превосходством сферы услуг над сферой производства; изменением с социальной структуре общества (классовое деление уступает место профессиональному); созданием новой интеллектуальной технологии. Постиндустриальная цивилизация в одно и то же время в высшей степени технически развита, и антииндустриальна. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники информационного общества (З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер и др.) связывают его становление с доминированием "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию. Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет "малые" экономические формы - индивидуальную деятельность. Выдвигается проект "глобальной электронной цивилизации", на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - "телекомпьютерэнергетики" (Дж. Пелтон). Собственность как критерий социальной стратификации общества теряет свое значение, ибо обладание информацией и знанием становится более значимым, важным. Происходит социализация собственности. Основной конфликт возникает уже не между трудом и капиталом, а между знанием и некомпетентностью. В социальной сфере революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что классы заменяются социально недифференцированными сообществами. По мнению теоретиков постиндустриального общества на этом этапе цивилизационного развития исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, обладающая высоким уровнем образования и знания. В политической изменения рассматриваются как результат "микроэлектронной революции". Перспектива развития демократии также связывается с распространением информационной техники. Новая телекоммуникационная сеть способна обеспечить двухстороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. В духовной компьютерная революция постепенно приводит к замене традиционной печати "электронными книгами", изменяет идеологию. Исчезает "чужой" и появляется "другой", осуществляется переход от индивидуализма к развитию индивидуальности.
Отрицательные черты постиндустриальных изменений в современном обществе можно свести к следующим: В экономической сфере: разрыв между бедными и богатыми не уменьшается, развитие экономики не всегда приводит к росту благосостояния большинства населения и т.д. В социальной сфере: конфликты на национальной почве не исчезают, а обостряются; пролетариат не исчез, а изменил форму (приезжий рабочий класс, а не коренное население), разрыв между богатыми и бедными не сокращается и т.д. В политической: свободное распространение информации, как это ни странно, не приводит к большей информированности человека, скорее напротив. Колоссальные научные и технологические достижения человечества открывают принципиально новые возможности для человеческой активности в природе и в истории, и, в этом смысле, радикально расширяют пределы свободы человека. Но в русле этих же достижений человек сталкивается и с новыми вызовами, с невиданными в прежние исторические эпохи угрозами своей свободе. В духовной: информационное общество - это далеко не скачок в царство свободы. Традиционные технологии идеологического и социального порабощения индивида кажутся полнейшей архаикой в сопоставлении с новейшими способами манипулирования массовым и индивидуальным сознанием. Однако, несмотря на указанные противоречия и недостатки постиндустриального общества, они не носят непреодолимого характера. Динамически развивающееся современное общество способно преодолевать возникающие проблемы, имеет для этого как экономико-финансовый, так и политико-правовой потенциал. Альтернативный постиндустриальному путь развития представлен персоналистическими концепциями общества. В них критикуется как машинизация, так и компьютеризация, говорится об отчуждении человека от своей сущности, его деперсонализации и дегуманизации в современную эпоху; подчеркивается необходимость не столько технологической, сколько персоналистической революции, смены ценностей и приоритетов. Эту тенденцию выражал уже Н. Бердяев, затем немецко-американский социолог, психолог и философ Эрих Фромм (1900-1980). Последний говорит о необходимости заменить ценностную установку на обладание ("иметь"), установкой на бытие ("быть") и любовь, ибо человек не может реализоваться и обрести смысл жизни без любви. Новая цивилизация должна быть общностной, в ней должны быть воплощены принципы свободы и творчества, ненасилия.
От производства капитала и информации необходимо переходить к созиданию личности.
Древнейшие следы человека на тянь-шане
Первым найденным памятником древности на территории Тянь-Шаня является орудие труда из камня.
Самые древние каменные орудия обнаружены в Центральном Тянь-Шане. Из глубин десятитысячилетней древности дошли до нас не только каменные орудия и оружия, но и изделия из кости, даже сюжетные рисунки.
Стоянки охотников мезолита (Х-VI тыс. до нашей эры) в Кыргызстане исследованы в долине р. Сох, близ города Таш Кумыр, в высокогорных районах Ак-сая, окрестностях озера Чатыр-Куль и долине р. Арпа.
Людям мезолита удалось сделать крупнейшие открытия - изобрести лук и стрелы с острыми кремневыми наконечниками. Самым удивительным достижением первобытного человека было появление искусства. В пещере Ак-Чункур, на юге Иссык-Куля близ границы с Китаем имеются красочные росписи. Выполнены они были примерно 10 тысяч лет тому назад.
Наскальная галерея Саймалуу-Таш хранит несколько тысяч изображений эпизодов охоты и пахоты, ритуальных танцев и жертвоприношений.
Археологические памятники свидетельствуют о том, что первобытные люди занимались охотой, собирательством плодов дикорастущих растений и рыболовством.
Эволюционно развиваются не только техника изготовления орудия труда, культура обработки, но и сами люди. Появляется родовая община как специфическая форма общественной организации человеческого коллектива. Настоящий прогресс начался с изобретения бронзы. Бронзовый век охватывает период с III тысячелетия до нашей эры до IX-VIII веков до нашей эры. Следы добычи медных руд открыты близ с. Ноокат, на Чаткале, в долине Кетмен-Тюбе.
Саки
К северу от рабовладельческих цивилизаций Китая, Индии, Ирана, Греции в 8-7 вв. до н.э. возникла культура древних кочевников-скотоводов, знавших также и оседлость. Они занимали территорию Северного Причерноморья, Казахстана, Средней Азии, Южной Сибири. Скотоводческие народы Средней Азии I тысячелетия до н.э. в индийских источниках именовались туры, в древнегреческих-скифы, в древнеперсидских- саки. Термин «сак» означал «могучий муж» (воин). Север современного Кыргызстана населяли саки тиграхауда, юг-саки хаумаварга. Дошедшие до нас источники свидетельствую!, чтосаки говорили на древнетюркском языке и внешне принадлежшш к европейцам, но в то же время для некоторых саков тиграхауда былихарактерны монголоидные черты. Эти и другие данные позволяют считать саков предками тюркоязычных народов. Главным элементом общественного устройства саков являлась кочевая община, однако уже появляется имущественное и социальноенеравенство. Письменные источники называют «царей», «знать», «воинов». Саки северной части Кыргызстана занимались главнымобразом животноводством, а население Ферганской долины, наряду с разведением скота, занималось и земледелием. Широкое развитие получили ремесла-гончарное, приготовление воинского снаряжения, предметов быта и др. Каждый взрослый сак считался воином и был обязан по призыву вождя выступить в поход в полном вооружении. Верховую езду истрельбу из лука они осваивали с детства, поэтому они считались лучшими в мире воинами. В 6 веке сакам-тиграхауда пришлось вести упорную борьбу. Это был первый этап их борьбы за независимость. В 530 году персидский правитель Кир П начал военный поход против саков, но в ходе двух ожесточенных сражений они наголову разгромили персов. В сражении погиб и Кир П. Однако племянник Кира И Дарий I в 519 году нанес поражение сакам, обложил их данью. Но все же персы не смогли распространить свою власть севернее реки Сыр-дарьи. Саки, жившие в северной части Кыргызстана, не допустили персов на свою землю. Следующий этап борьбы саков за свою независимость связан с историей завоевательных походов Александра Македонского. Разгромив в 331 году до н.э. объединенные силы персов и саков, войска Александра в 329 году вышли к берегам Сыр-Дарьи. Саки потерпели поражение, ноони нанесли серьезный урон силам врага, сломив его. Греко-македонцы не смогли продвинуться вглубь занимаемых саками территорий. Во втором веке до н.э. владения саков, расположенные за рекой Сыр-Дарья, захватили юэчжи. В середине 2-го века до н.э. сакскиеплемена подверглись нашествию со стороны усуней, которые двигались с Восточного Туркестана. В поисках убежища часть саков ушла на запад, в горные территории, отставшаяся часть саков, ассимилировав с усунями, в последующем положила начало формированию новых этносов.
Гунны
С 6-5 вв. до н.э. племена хунну населяли территории северо-западнее государств, расположенные в долине древнекитайской рекиХаунхэ. Памятники свидетельствуют, что хунну являлись общим предком родственных тюркоязычных народов. Именно хунну явились основателями первой общеисторической государственности тюркских народов. Поэтому считать хунну предками только некоторых современных тюркских народов, как это делают отдельные ученые, было бы неверно: культура, обычаи, политический опыт хунну оказали огромное влияние на все тюркские племена. Главным занятием хунну являлось кочевое скотоводство. У хунну существовал особый культ коня. Важное место в хозяйстве занимали верблюды. Кроме того хунну разводили коз, овец, яков и коров. Неотъемлемой частью хозяйственной жизни кочевников - хунну являлось ремесло, особенно выделка кожи, изготовление обуви, резьба по камню, кости, дереву, гончарное ремесло, ювелирное дело. Начиная с 4 в. до н.э. хунну непосредственно соседствовали с китайскими владениями, что создавало им благоприятные условия для набегов на территории Китая. Особенно участились они во второй половине 3 в. до н.э. В древнекитайских исторических источниках впервые упоминается имя первого известного в истории правителя хуннов Тюмен-Шаньюя. «Шаньюй» - титул вождя хуннов. Тюмен-шаньюй правил в последней четверти 3 в. до н.э. В период шаньюя Тюмена общественное устройство хунну представляло собой ранне-феодальное кочевое государство, в котором сохранялись внешние черты родового строя. Хунну делились на 2 группы - правое крыло и левое крыло. Такая двойственная система правления перешла в дальнейшем к средневековым тюркским народам, в том числе и к кыргызам. К хунну восходит еще одна традиция -управление государством осуществлялось 24 представителями исполнительной власти - акимами (предводителями родов и правителями регионов). Акимы имели звание тумен башы, имели право передавать свою должность, по наследству. Шаньюй назначал правителями в основном своих младших братьев и сыновей. В свою очередь, тумен башы на своей территории назначал тысячников, сотников, десятников. Каждый мужчина считался воином. Эта система военно-феодального правления хунну была продолжена и развита последующими кочевыми государствами. В 209 г. до н.э. во главе хунну встал сын Тюмен-шаньюя Модэ (Маодунь). Он объединяет разрозненные хуннские земли и приумножает свои владения за счет покорения соседних земель. Это был умный и дальновидный политик. Император Китая платил хунну дань. Время Модэ - время расцвета империи хунну. Как было отмечено выше, могущество хунну было подорвано усунями в I в.до н.э. При правителе усуней Фейване хунну были разгромлены и уже не смогли оправиться. Таким образом, с конца 3 и до конца 2 в. до н.э. государство хунну и хуннское общество внесли значительную ленту в формирование кочевой цивилизации. Объединение ряда родственнных по языку народов Азии в одно государство способствовало их будущим этнокультурным взаимоотношениям. Но вместе с тем народы, вошедшие в хуннскую империю, не утратили своих этнических особенностей.
Усуни
Этноним «усунь» вошел в историю из китайских династических хроник и в переводе с древнетюркского означает «народ десяти родов»(«УС» - род, ун-десять). Согласно другой версии, этноним произошел от названия реки Упса (Узун), протекающей в Восточном Туркестане. Ученые считают, что усуни были русоволосыми и голубоглазыми людьми. Основа их хозяйства - полукочевое скотоводство, главным богатством были лошади. Первоначально усуни кочевали по соседству с гуннами и юэчжами у западной части Великой Китайской стены. Около 160 г. до н.э., они, разбив саков и юэчжей, переселились на Тянь-Шань и в Семиречье образовалось государство усуней, которое на Востоке граничило с гуннами, на западе - по долине реки Талас - с Кангюем, на юге - с Ферганой и владениями Восточного Туркестана. Царь усуней носил титул «кунбаг» - «князь над племенами». Столицей государства был город Читу («город Красной долины»), развалины которого находятся на дне Тюпского залива озера Иссык-Куль. Государство усуней было раннеклассовым образованием с сильными пережитками родоплеменной организации. Власть кунбала была наследственной, он опирался на совет старейшин. В государственном аппарате насчитывались 16 чиновников. Со второй половины 2 в. до н.э. усуни в своей политике были связаны с Китайской империей. Китай надеялья с помощью военной силы усуней решить 2 проблемы: разгромить гуннов и конролировать отдаленные от границ империи ветви Великого шелкового пути. В 107 г. до н.э. по инициативе императора Уди кунбаг усуней заключил союз с Китаем, женился на китайской принцессе. С тех пор династические браки кунбагов усуней и принцесс империи Хань заключались неоднократно. Наивысшего расцвета государство усуней достигло в начале первого века до н.э. при правлении кунбага Унгуйми, принявшего тронное имя Фейтван. Именно он заключил с Китаем договор о совместных военных действиях против гуннов. В 71 г. до н.э. усуни совместно с китайской армией нанесли гуннам сокрушительное поражения. Несколько успешных сражений завершили разгром гуннов, откоторого они уже не смогли оправиться. Начиная с рубежа нашей эры сведения об усунях постепенно исчезают. Одно из последних сообщений о них содержится в отчетекитайского посланника в 435 г., это было время когда усуни подвергались натиску со стороны Жуань-Жуаней. А в середине 6 в. земли усуней вошли в состав Тюркского каганата.
Давань
В первом тысячелетии до н.э. в Ферганской долине возникло государство с оседло-земледельческой культурой. Сведения о нем вписьменных источниках встречаются лишь со 2-1 вв. до н.э. В китайских хрониках древнеферганское государство названо Давань. Во главе государства стоял Царь, власть которого была ограничена советом старейшин из знати. Решения совета старейшин были обязательны и для правителей отдельных городов. В хозяйстве применялся труд рабов, но рабовладеьческие отношения не были господствующими, так как основную роль в производстве играла сельская община. Основу экономики госдуарства составило поливное земледелие, ферганские аргамаки славились далеко за пределами Ферганы. В Фергане было до 70 городов, столица - г.Эрши. По приблизительным данным население Давани насчитывало около 300 тысяч человек, во внешнему виду жители былиевропеоидами. В конце 2 в.до н.э. народ Ферганы вел борьбу за независимость с Китаем. В 103 г. до н.э. император Уди начал боевые действия, но угорода Ю император потерял большую часть своих сил и повернул в Китай. Первый поход на Фергану закончился бесславно. В 101 г. до н.э. китайская армия вновь предприняла поход на Фергану. На это/ раз китайский полководец Ли Гуанли основные силы бросил на столицу государства - Эрши. Царь Давани Мугуа решил защищать город, но старейшины Ферганы стали искать мира с захватчиками. Царь Мугуа был предательски убит. Ли Гуанли принял предложение старейшин о мире. Так и не заняв Эрши, армия завоевателей, получив несколько десятков ферганских аргамаков и 3 тысячи обычных скакунов, отправилась в обратный путь. Но у города Ю его защитники совершили нападение на китайскую армию. Хотя ферганцы потерпели поражение, но победа досталась китайцам дорого. В Китай вернулись лишь десять тысяч из стотысячной армии. После четырехлетней борьбы с империей Хань древнеферганское государство восстановило свою независимость. В письменных источниках сведений о Фергане 1-5 вв. нет, но археологические раскопки позволяют заключить, что здесь наступил хозяйственный и культурный подъем, возникло много новых городов и поселений. В 5 в.Фергана вошла в состав государства эфталитов, а в 6 в. ее подчинили тюрки.
Кыргыз
Как известно, этноним «кыргыз» является самым древним среди тюркоязычных этнонимов. Однако недостаточность письменных исторических материалов затрудняет исследование проблем формирования кыргызского народа. Изучение этой проблемы былоосновано в основном на археологических, этнографических, лингвистических данных. До сегодняшнего дня ученые не могут дать точного ответа на вопросы о времени и процессах формирования кыргызского народа. В настоящее время в исторической науке по этому вопросу насчитываются свыше десяти гипотез, которые можно разделить на 3 группы: 1) Первая группа ученых считает, что кыргызский народ переселился с Енисея на территорию Тенир-Тоо. Впервые это мнениевысказал русский академик Г.Ф.Миллер (18в.). Эти ученые считают, что, появившись во второй половине первого тысячелетия до н.э.этноним «кыргыз» широко распространился в 9 - 10 в. по всей Центральной Азии. Позже кыргызы перекочевали на Тенир - Too, где в 16 в. произошло их окончательное оформление как народа. 2) Вторая группа ученых (Ч.Валиханов, Н.Я.Бичурин, Н.А.Аристов) высказала мнение о том, чгго кыргызы сформировались из племен, издревле живущих на Тенир-Тоо, и они не переселялись откуда-нибудь, т.е. кыргызы—автохтонное население. 3) Третья группа гипотез наиболее широко распространена в современной науке, она была окончательно сформулирована на специальной совместной научной сессии Академии наук СССР и Академии наук Киргизской ССР, состоявшейся в 1956 г. На ней ученыепришли к выводу, что кыргызский народ сложился в результате взаимодействия, по меньшей мере двух этнических компонентов - центрально-азиатского и местного-среднеазиатского. Существенным моментом этого заключения было признание центрально-азиатского населения одним го основных компонентов в этногенезе кыргызов. Эту проблему изучали такие известные ученые, как К.И.Петров, СКараев, Ю.СХудяков, А.М.Мокеев, С.Т.Кляшторный, М.Б.Жамгырчинов, В.П.Мокрынин и др. Однако до сих пор она остается спорной и нуждается в дополнительных исследованиях. Важным этапом исследования проблем этнической истории и этногенеза кыргызского народа стала международная научная конференция «Кыргызы и этногенетические, этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии», состоявшаяся всентябре 1994 г, Бишкеке. Участники конференции единодушно признали, что последний этап формирования кыргызского народа проходил на Центральном Тенир-Тоо в 15-16 вв. и явился завершением процесса взаимного влияния двух его основных компонентов -древних и средневековых объединений восточной части Тенир-Тоо и кыргызских племен, переселившихся из Южной Сибири. Именно здесь в конце 15 в. произошло возрождение традиционной дуальной этнополитической структуры кыргызов - племенных объединений «правого» и «левого» крыла, явившейся завершением процесса формирования кыргызского народа. В течение 9-14 вв. произошло формирование кыргызского языка, что являлось одним из важных условий становления кыргызской народности.
37. Великий Шелковый Путь – это грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и ставший причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и даже государств.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг(0.006 сек.)