АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т. 1). Социальная философия изучает наиболее общие законы существования и развития общества

1). Социальная философия изучает наиболее общие законы существования и развития общества. Сопоставляя понятие «общество» с понятием «природа», мы можем понимать под обществом – обособившуюся часть природы. Общество вышло из природы, поднялось над ней в результате организованной человеческой жизнедеятельности. Поэтому понятию «общество» можно дать следующее определение:

Общество – продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединённых на основе совместных интересов, ценностей и договоре.

Общество – целостная самоорганизующаяся система взаимоотношений между людьми, продукт взаимодействия людей. Такое понимание общества, включающее в себя всё человечество, является наиболее широким. В узком смысле понятие «общество» употребляется с частными определениями: первобытное общество, гражданское общество, общество книголюбов, общество с ограниченной ответственностью и т. д. Понятие «общество» следует отличать от понятий «народ», «нация», «этнос», «государство».

Философский смысл понятия «общество» состоит в понимании общества как сети общественных связей, отношений, закономерностей. Философско-мировоззренческая позиция определяет подход и объяснение этих связей и закономерностей. Выделяют два основных варианта объяснения общественных связей и закономерностей: идеалистический и материалистический.

При идеалистическом пониманииобщества на первое место ставятся духовные факторы развития – религия, наука, политика и т. д.

Ведущую роль религии подчёркивает немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920), который, проведя анализ данных о социальном положении протестантов и католиков в Западном мире, пришёл к выводу, что религия как стиль жизни определяет экономические особенности, что европейский капитализм обязан своим существованием протестантизму с его ведущими ценностями – трудолюбием, бережливостью, расчётливостью и т. д.

Начиная с Нового времени, происходит становление науки. Многие философы XVII – XVIII вв. были уверены, что жизнь общества может стать упорядоченной и успешной, если оно будет управляться на научных основах. К середине XIX в. оформляется сциентизм, представители которого, например, французский философ и социолог Огюст Конт (1789 – 1857), абсолютизируют роль научного знания в социальном развитии. О. Конт один из основателей новой науки социологии, предметом рассмотрения которой стало общество.

Некоторые теории видят определяющий фактор социального развития в политической идеологии – в комплексе идей, верований, мифов. В тоталитарных и теократических государствах единство общества обеспечивается единой идеологией или единой верой, которая становится государственной религией (Ватикан). Единая идеология (светская или религиозная) исполняет роль скелета общественного устройства. Носителем этих идей выступает обычно религиозный лидер или «вождь» народа. История знает не мало случаев, когда от воли таких людей зависели войны, реформы, революции и прочие исторические действия.

При материалистическом пониманииобщества подразумевается, что общество развивается под воздействием объективных, независимых от сознания людей факторов – особых условий жизни, потребностей, материального производства, технического оснащения и т. д.

Первоначально преобладали теории, согласно которым ведущим фактором образования и развития общества считалась природа. Философский подход «от природы к обществу» лежит в основе натуралистических концепций общества. В этих концепциях подчеркивается детерминирующая роль в формировании общества таких факторов, как:

§ географический (климат, рельеф, природные богатства, флора, фауна) – эта точка зрения позднее стала известна как «географический детерминизм»,

§ демографический (рост народонаселения),

§ биология человека (характер, психика и пр.).

Общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы. Из этого исходят социобиология и социал-дарвинизм. Социобиология в социальном видит биологическое, сводит закономерности социальной реальности к природным закономерностям. Социал-дарвинизм общественную жизнь, процессы объясняет в биологических терминах.

В философии марксизма основным фактором развития общества считается экономика. «Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.» (Ф. Энгельс). Занимаясь производством, человек создаёт орудия труда, перерабатывает природное сырьё в необходимый материал, вступает в отношения обмена и распределения с другими людьми. Характер хозяйственной деятельности в конечном счёте определяет основные черты общества и его духовную жизнь.

Общество, как системное образование, включает в себя различные сферы общественной жизни, эти крупные, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Сфера включает в себя: 1) определённые виды деятельности человека; 2) социальные институты (семья, школа, партия, церковь); 3) сложившиеся отношения между людьми.

Обычно выделяют четыре основные сферы общественной жизни (таблица 1).

Таблица 1. Сферы жизни общества

Социальная Экономическая Политическая Духовная
Народности Нации Классы Мужчины, женщины Взрослые, дети Городское население Сельское население Производительные силы (заводы, фабрики, банки, с/х предприятия, фирмы, артели) Производственные отношения Формы собственности Государство Политические партии Политические режимы Общественно-политические движения Профсоюзы Право Идеология Религия Мораль Наука Искусство Образование Философия

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определённую позицию в обществе, вписан в различные общности. С помощью обычной анкеты, которую человек заполняет при поступлении на работу или при переписи населения, можно кратко описать социальную структуру общества.

 

1. Фамилия, Имя, Отчество  
2. Пол 3. Возраст 4. Семейное положение Определяют демографическую структуру общества
5. Место жительства Определяет поселенческую структуру
6. Образование 7. Профессия Определяют профессионально-образовательную структуру
8. Социальное происхождение 9. Социальное положение Определяют сословно-классовую структуру.
10. Национальность Определяет этническую структуру

 

Демографическая структура определяется такими группами, как мужчины и женщины, дети, молодёжь, пенсионеры, холостые, женатые и проч. В современной философии, социологии и культурологии существует понятие «гендер». Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то «гендер» описывает социальные и культурные различия между полами, не наследуемые, а приобретаемые в общественной жизни. В современном обществе происходит трансформация социальных ролей мужчины и женщины, что влечёт за собой и изменение традиционных социокультурных условий.

Поселенческую структуру определяют жители городские и деревенские, жители Крайнего севера, Сибири или Дальнего Востока и т. д.

Люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники, врачи, экономисты, учителя, военные и люди прочих профессий определяют профессионально-образовательную структуру общества.

Сословно-классовая структура общества определяется социальным происхождением (из рабочих, из служащих и т. д.) и социальным положением (крестьянин, дворянин и т. д.).

В марксистской теории класс является главным элементом социальной структуры. Классическое определение, данное В. И. Лениным, указывает на существенные характеристики класса. «Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, закреплённому и оформленному в законах, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

Согласно теории социальной стратификации и мобильности, возникшей в ХХ в., основной формой общности является страта – небольшая группа людей, объединённая общим социально-экономическим статусом, который определяется родом занятий, источником и размером дохода, местом в социальной иерархии. Основную часть населения (более 50%) в развитых обществах составляет средний класс – относительно зажиточная, социально самостоятельная и политически активная часть общества, осознающая свои групповые интересы.

В социальной структуре докапиталистических обществ выделялись сословия – социальные группы, обладающие закреплёнными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

 

Экономическая сфера – область производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Для осуществления производства необходимы люди, обладающие знаниями, производственными навыками, необходимы орудия труда, средства производства (инструменты, станки, оборудование и т. д.), всё вместе это – производительные силы. Человек является главной производительной силой и субъектом экономических отношений. В ХХ в. существенной производительной силой становится наука.

В процессе производства, а затем обмена, распределения и потребления, люди неизбежно вступают в разнообразные отношения друг к другу по поводу собственности на средства производства и товара – производственные отношения. Отношения собственности – это отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами. Первоначально отношения собственности регулировались традицией и обычаями, в современном обществе на их место пришли нормы права. Таким образом, отношения собственности – это правовые отношения. Формы собственности могут быть: личная, частная, коллективная, корпоративная, государственная и др.

Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества, являются условием существования общества.

Структура экономической сферы:

§ производительные силы – люди, орудия труда, предметы труда.

§ производственные отношения – отношения собственности, распределения, обмена, потребления.

Политическая сфера – одна из наиболее важных в современной социальной философии. Греческое слово politike (от polis – город, государство) в трудах античных философов обозначало искусство управления государством. Современный термин «политика» употребляется для выражения общественной деятельности, направленной на регулирование отношений между большими социальными общностями (классы, сословия, нации), основанной на писаных законах и опирающейся на политическую власть. Политическая жизнь (деятельность) наиболее активна и важна, поскольку непосредственно связана с экономической жизнью общества. Это сфера активной деятельности людей, которые стремятся либо упрочить, либо изменить, а иногда и самым радикальным способом преобразовать сложившуюся систему общественных отношений. К этому толкают их интересы, среди которых главный в конечном (но только в конечном!) счете является материальный интерес.

Важнейшим вопросом политической деятельности является вопрос о власти. Вопрос о власти – её приобретении, использовании и удержания – всегдабыл важнейшим в политике. Власть – явление социальное. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества для осуществления его общих дел. Возникновение государства обусловило превращение общественной власти в государственную, или политическую власть. Началось развитие политической деятельности как высшей формы управления.

В системе политической организации общества главное место принадлежит государству. Основной признак государства – наличие публичной власти, особой системы органов и учреждений, осуществляющих властные функции внутренние и внешние. Внутренние функции обусловлены интересами и потребностями общества, это, прежде всего, обеспечение общественной безопасности, поддержание законности и порядка. Внешняя функция государства реализуется в отношениях с другими суверенными государствами.

Формами государственного устройства являются монархия и республика.

Общественная жизнь зависит от политического режима, который характеризуется совокупностью средств и методов реализации политической власти. Средства и методы характеризуют политический режим как тоталитарный, авторитарный или демократический.

При тоталитарном режиме государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества. Тоталитаризм возникает в ХХ в. как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология. Авторитаризм характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы (военной хунты, олигархии). При демократии народ или его большинство является (или считается) носителем государственной власти.

Теснейшим образом с государством связано право. Осуществление государством властных функций невозможно без права. Право – совокупность общеобязательных норм поведения, деятельности, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирование поведения и деятельность людей. Право охраняется и поддерживается государством.

В обыденном сознании под правом зачастую понимают законы, которые создаются государством для регулирования отношений между людьми с помощью принуждения. Право не обязательно учитывает мораль действующих субъектов, оно рассматривает действия под углом зрения их общественной значимости. Право имеет целью установить равновесие между членами общества, чтобы при этом их интересы и свободы не были ущемлены.

Преобладает точка зрения, согласно которой государство не создает право, а лишь закрепляет в виде законов сложившееся в обществе представления о справедливости. Реально действуют только те законы, которые отражают реальную динамику общественного развития. Интересна мысль К. Маркса, что «право есть воля господствующего класса, возведенная в закон».

Право говорит не столько о том, что есть, сколько о том, что должно быть. Не всё, что существует, является приемлемым: правонарушения, преступления в той мере, в какой они покушаются на общественный порядок и человеческую личность, должны быть отвергнуты. Общественная жизнь невозможна без норм регулирования. Характерная особенность права в том, что соблюдение его норм обеспечивается принудительной силой государства.

Субъектами политики являются социально-политические институты (государственные учреждения, политические партии и общественные организации), международные организации (ООН) и отдельные личности. Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в сфере политики.

Структура политической сферы:

§ политические институты и организации – государственные учреждения, политические партии, профсоюз, общественные движения и их деятельность.

§ политические потребности и интересы, оформленные в политические цели социальных групп.

§ политические отношения – взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти.

§ политическое сознание как отражение и осознание этих отношений в системе взглядов, представлений и установок.

Духовная сфера – область идеальных, нематериальных образований, включающая в себя идеи, ценности религии, искусства, морали, идеалы и т. д. Дух обозначает высшие стремления и способности человека, отличающие его от животных. «Духовная жажда» подвигает человека к творческим высотам и подвигам.

Духовная сфера рассматривается в рамках гуманитарных наук – этика, эстетика, религиоведение, правоведение, история, искусствоведение, философия науки и др.

Религия есть система идей и действий, основанных на вере в сверхъестественное. В религии существует особая иерархия ценностей, и высшая из них сверхъестественное. Религия включает в себя вероучение, религиозную организацию (церковь) и культ.

Вероучение представляет собою систему догм (положений, не подлежащих критике), в которой раскрывается смысл и сущность данного религиозного направления. Церковь является системой религиозных учреждений и священнослужителей, профессионально занятых организацией отправления религиозного культа. Наличие церковной организации превращает религию в социальный институт. Церковь рассматривается в качестве обязательного посредника между Богом и человеком. Культ – система обрядов (ритуалов) и таинств, характерных для данной религии, посредством чего осуществляется общение с Богом.

Мораль – исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность устоявшихся оценок, в которой находят выражение общепринятые ценности и смыслы, способы различения добра и зла. Главная функция морали – регуляция поведения посредством оценок. Нормы морали «оценивают», прежде всего, мотивы поведения человека. Возможность оценки базируется на способности человека различать добро и зло, именно поэтому проблема различения добра и зла является ключевым вопросом нравственности. Мораль – это та сила, которая понуждает человека обуздывать свои животные, биологические инстинкты. Мораль – это ещё и образ жизни человека, определённая система взглядов на мир. Проблемы морали, нравственности являются предметом философской науки этики.

Искусство есть творческая деятельность по созданию объектов, которые в совокупности представляют «прекрасное»: поэзия, живопись, музыка, скульптура и т. д. В искусстве человек творит новую, художественную действительность, которая, с одной стороны, более или менее правдоподобно отражает реальность, с другой стороны, является продуктом вымысла и фантазии. Художественная реальность неисчерпаема, именно поэтому одно и то же произведение искусства может быть понято и истолковано с различных позиций. Его содержание не поддаётся выражению в рациональных понятиях и суждениях и является предметом эстетического переживания.

Философская наука эстетика изучает специфическое ценностное отношение между человеком и миром, которое выражается категориями прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное и др. Эстетику также рассматривают как философию искусства. На протяжении столетий основной проблемой философско-эстетической мысли была проблема прекрасного. Реальной основой возникновения и формирования эстетического отношения к миру явилось развитие общественного производства – разрисовка оружия, домашней утвари, не нарушая их функциональных характеристик. Как форма духовного освоения действительности общественным человеком искусство выполняет, прежде всего, эстетическую функцию.

Термин «эстетика» (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) был введён в научный обиход немецким философом А. Г. Баумгартеном (1714 – 1762). В незаконченном трактате «Эстетика» (1750) он связывает оценку красоты с наличием эстетического чувства, свойственного человеку.

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Научное знание добывается определёнными методами, излагается на языке науки (термины, категории). Научное знание объективно, общезначимо, проверяемо, имеет теоретическую и практическую ценность. Наука представляет собой специфический тип знания, отличающийся от других видов познания, таких как обыденное знание, искусство, религия, философия. Наука – это особый социальный институт, это функционирующее научное сообщество.

Структура духовной сферы:

§ религия – форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное;

§ мораль – система нравственных норм, оценок;

§ искусство – творческое, художественное освоение мира.

§ наука – система знаний о закономерностях существования и развития мира.

§ право – совокупность общеобязательных норм, установленных государством.

Общество в целом предстаёт как комплексная система, т. е. система систем, где переплетаются и взаимодействуют социальные, экономические, политические, духовные отношения, институты, формы деятельности, потребности, ценности и т.д.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)