АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимодействие общества и природы

Читайте также:
  1. I. Понятие общества.
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  3. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  4. I. Формирование глобального инновационного общества
  5. III. ЧЛЕНЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ
  6. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  7. Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
  8. Акционерные общества (АО).
  9. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  10. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА
  11. Безработица является неотъемлемой чертой общества с рыночной экономикой, что наглядно видно по данным таблицы 3.1.
  12. Билет № 41 Развитие общества.

Возникновение Земли как космическоготела и появление на ней жизни произошли почти одновременно. В. И. Вернадский полагал возможным рассматривать этот процесс как фрагмент единого процесса развития материального мира. При этом необходимы два фундаментальных предположения:

1. Мы должны постулировать тот факт, что действительно имеет место синергизм, то есть процесс самоорганизации и саморазвития материи, подчиненный действию определенных законов.

2. Необходимо предположение о некотором «начале». Здесь имеется в виду гипотеза «большого взрыва», отнесенного ко времени 2. 1010 лет назад.

Историю развития человечества невозможно изучать отдельно от эволюции окружающей природы. Природная среда оказывает существенное влияние на человека. Единство человека и природной среды его обитания фиксируется в понятии «биосфера». Термин был предложен геологом Э. Зюссом в 1875 г., подразумевая под ним сферу жизни, пересекающуюся с другими земными сферами. Сегодня биосфера определяется как область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Учение о биосфере, как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в т. ч. человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создано Вернадским в 1926 г.

По Вернадскому, наша планета и космос представляются как единая система, в которой жизнь, живое вещество связывают в единое целое процессы, протекающие на Земле, с процессами космического происхождения. Эта грандиозная картина общепланетарного развития включала в себя и появление человека – носителя Разума, который еще многократно ускорил все процессы, протекающие на планете. Это совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы обозначается понятием коэволюция. Термин предложен экологами в 1964 г.

Породив человека, природа «избрала» еще один могучий катализатор мирового процесса развития. Вернадский говорит, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геолого-образующую силу. И, как следствие, он необходимо должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы.

Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – в ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным – направляемым силой Разума!

Термин «ноосфера», как обозначение облекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, предложил в 1924 г. французский исследователь палеонтолог и антрополог Э. Леруа (1870 – 1954). Позднее его широко использовал палеонтолог и теолог П. Тейяр де Шарден (1881 – 1955). В. И. Вернадский (1863 – 1945) стал употреблять этот термин лишь в последние годы своей жизни, придав этому термину диалектико-материалистическое содержание.

Вернадский не раз писал о том, что согласованное с природой развитие общества, ответственность и за природу, и за её будущее потребуют специальной организации общества, создания специальных структур, которые будут способны обеспечить это совместное согласованное развитие. Значит, н оосфера – это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах человека, его будущего.

По этим причинам академик Н. Н. Моисеев (1917 – 2000) считает уместным говорить не о ноосфере, а об эпохе ноосферы, когда человек уже сможет разумно распоряжаться своим могуществом и обеспечить такое взаимоотношение с окружающей средой, которое позволит развиваться и обществу, и Природе. Биосфера существовала до появления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек вне биосферы существовать не может – это аксиома. Значит, выполнение принципа совместного развития, обеспечение коэволюции биосферы и общества потребуют от человечества известной регламентации в своих действиях, определённых ограничений. Н. Н. Моисеев подчёркивает, что это будет мучительный и небыстрый процесс выработки новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей, другими словами, новой нравственности. Это означает, что переход в эпоху ноосферы потребует коренной перестройки всего нашего бытия, смену стандартов и идеалов.

К середине ХХ в. общество впервые осознало, что существование человечества и жизнь человека как биологического вида чрезвычайно хрупки и уязвимы. Научные обоснования этой уязвимости были представлены во второй половине 60-х гг. Римским клубом – международной неправительственной организацией, объединившей философов, экологов, экономистов, демографов и других учёных. Именно в работах Римского клуба было конкретизировано понятие «глобальная проблема», которая:

q угрожает самому существованию человека в будущем;

q затрагивает интересы всего человечества, а не отдельных его представителей;

q может быть решена только коллективными действиями всех народов;

q требует неотложных действий от межправительственных организаций, правительств.

Охрана окружающей среды первая в ряду глобальных проблем. Именно в увеличивающемся разрыве между экономической деятельностью человека и равновесием среды его обитания и состоит сущность важнейшей для современности экологической проблемы. Формами проявления экологического кризиса, понимаемого как следствие техногенной деятельности человека, являются:

ü нарушение органической связи человека с природой;

ü загрязнение гидросферы, атмосферы и литосферы Земли;

ü изменение климата на планете;

ü истощение жизненно важных для человека ресурсов;

ü сокращение площадей лесов и плодородных земель;

ü загрязнение околоземного космического пространства и т. д.

Экологическая обстановка, по мнению учёных, продолжает ухудшаться. Очевидно, что любые политические, правовые или экономические стратегии не смогут переломить ситуацию, если не будет изменено само сознание человека, не исчезнет потребительское отношение человека к природе.

Академик Н. Н. Моисеев полагает, что актуальнейшей задачей становится разработка «Стратегии Человека», согласованной со «Стратегией Природы». Под стратегией человечества понимается характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эволюцию (коэволюцию) человека и окружающей среды, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждение катастроф. В этой связи вполне уместно введение представлений об экологическом и нравственном императиве.

Моисеев понимает экологический императив как некоторое множество свойств окружающей среды, изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях. В то же время нравственный императив понимается как обновленная нравственность, заслоняющая людей от опасностей социального порядка в чрезвычайно рискованных условиях. Поиск наиболее эффективных путей нормативной перестройки мировоззрения человека осуществляется такой прикладной философской дисциплиной как экологическая этика.

Хотя понятие ноосферы проникло в самые разнообразные области знания, сам термин пока не очень распространён, по-видимому, из-за очевидной неразумности многих действий человечества по отношению к природе, из-за урона, который нанесли и наносят техника и промышленность природным биогеоценозам, и необратимости многих гибельных явлений в биосфере, вызванных деятельностью людей. Предлагаются другие термины для обозначения сферы разума и совокупной деятельности человечества – антропосфера, техносфера и др., но они не охватывают явления в целом и потому получили ограниченное применение.

Характерные особенности и тенденции развития ноосферы:

Ø пространственное расширение ноосферы на протяжении истории человечества. Сейчас ноосфера охватила не только все поверхностные оболочки земли (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера), но и космическое пространство, став одновременно и космическим явлением.

Ø структурная неоднородность, которая прослеживается в расширении, географическом перераспределении и усилении промышленного производства в ходе истории, а также характер расселения человечества по земной поверхности и его усложняю­щаяся социальная стратификация.

Ø направленное воздействие ноосферы на все другие планетные оболочки, в т.ч. и на биосферу, целью которого является все более полное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей человеческого общества. Направленность этого воздействия в конечном итоге и привела к экологическому кризису, с которым столкнулось современное общество.

Ø усилениевсех процессов в ноосфере.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)