|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Зак. 486. искусство отсталых племен отражает начавшийсяв мезолите
искусство отсталых племен отражает начавшийсяв мезолите поворот от реализма к условности. Возникновение других видов искусства прослеживается этнографически. В устном творчестве раньше всего развились предания о происхождении людей и их обычаев, подвигах предков, возникновении мира и различных явлений природы. Вскоре сюда добавились рассказы и сказки. В музыке вокальная или песенная форма, по-видимому,, предшествовала инструментальной. По крайней мере, огнеземельцам и ведда, имевшим несложные охотничьи и другие песни, не было известно ни одного музыкального инструмента. Но вообще музыкальные инструменты появились рано. Эти ударные приспособления из Двух кусков дерева или натянутого куска кожи, простейшие щипковые инструменты, прототипом которых, вероятно, была тетива лука, различные трещотки, гуделки, свистелки, трубы, флейты. Последние, видимо, представлены и археологически — трубчатыми костями с боковыми отверстиями, найденными в памятниках позднего палеолита. К числу древнейших видов первобытного искусства относятся танцы, засвидетельствованные одним из мадленс-кйх рисунков. Как правило, первобытные танцы коллективны и изобразительны: это имитация, часто с помощью масок, сцен охоты, рыболовства, собирательства, брачных отношений, военных действий и т. п. Соединяясь с устным, музыкальным, изобразительным творчеством и подчас превращаясь в примитивные драматические представления, такие танцы наиболее наглядно выражали эмоционально-познавательную и воспитательную сущность первобытного искусства. Таким образом, в духовной культуре ранней родовой общины с самого начала наличествовали и развивались элементы рационального миросознания. Но в целом эти элементы были еще очень невелики: островки знания терялись в море незнания. Между тем люди в родовой общине, в противоположность людям первобытного стада, t достигли такой ступени развития интеллекта, когда. потребность объяснить все, с чем им нрихо-| дятся сталкиваться, в том числе и то, что оставалось;,непонятным, заставлялочувствовать свое бессилие. По-|этому рядом с рациональным миросознанием возникла ^религия. Главной особенностью превратного миросознания I членов ранней родовой общины было то, что они еще не ^ выделяли себя из окружающей среды. Кормовая территория, ее животные, растительные и минеральные богатства, \ действующие: на ней стихийные силы и живущая здесь f человеческая группа—все это мыслилось как единое, сли- *Toe целое, в котором люди были тождественны с приро- *дой. Природе приписывались человеческие свойства вплоть Тотемизм, особенно полно сохранившийся у аборигенов Австралии, — это вера в существование тесной связи между какой-либо родовой группой и ее тотемом — определенным видом животных, реже растений, еще реже других предметов или явлений природы. Род носил имя своего тотема, например, кенгуру или луковицы, и верил, |' что происходит от общих с ним предков, находится с ним в кровном родстве. Тотему не поклонялись, но считали его отцом, старшим братом и т. п., помогающим людям |f данного рода. Последние, со своей стороны, не должны были убивать свой тотем, причинять ему какой-либо вред, '*.употреблять его в пищу. У каждого рода был свой священный центр, с которым связывались предания о тоте-мических предках и оставленных ими «детских зароды- шах», дающих начало новым жизням; здесь хранились; тотемические реликвии и совершались различные тотеми-
II ческие обряды. В целом тотемизм был своеобразным иде1 ологическим отражением связи рода с его естественной средой, связи, осознававшейся в единственно понятной в то время форме кровного родства. Анимизм (anima — душа) — вера в сверхъестественные существа, Заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Английским этнографом Э. Тэйлором была выдвинута так называемая анимистическая теория происхождения религии, согласно которой вера в нематериальные души и духов была древнейшим видом религиозных представлений, возникшим в сознании «философствующего дикаря» при попытках обьяснитьтакие явления, как сон, обморок, смерть. В действительности подобные верования не могли быть исходным видом религии, так как представления о нематериальном предполагают известное развитие абстрактного мышления. Но какие-то зачатки анимистических верований в форме смутного одушевления природы, несомненно, появились уже в самую раннюю пору родового строя. У тасманийцев, австралийцев, огнеземельцев и других наиболее примитивных народов* имелись неясные представления о душах живых и умерших людей, злых и добрых духах, обычно мыслившихся в качестве физических, осязаемых существ. Можно думать, что с этими представлениями были как-то связаны и ранние формы почитания матерей-охранительниц очага, засвидетельствованные находками позднепалеолитйческих женских статуэток. Фетишизм (fetico — талисман, амулет) — вера в Сверхъестественные свойства неодушевленных предметов, например, определенных орудий труда, предметов обихода, деревьев, камней, пещер, а позднее и специально изготовленных культовых предметов. Существует мнение, что простейший фетишизм, состоящий в наделении некоторых предметов ближайшего окружения наряду с обычными также и чудодейственными свойствами, мог быть начальной формой религии. Так, фетишем могло стать ) добычливое копье или плодоносящее дерево, насытившее людей после длительной голодовки. Однако проверить справедливость этой теории трудно: хотя элементы фетишизма широко известны среди отсталых племен, |; они переплетаются здесь с элементами тотемизма, анимизма и других религиозных представлений. Магия (mageia — колдовство) — вера в способность I человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. Не понимая Г настоящей взаимозависимости наблюдаемых фактов и явлений, превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек полагал, что с помощью определенных приемов — действий и слов — можно вызвать дождь | или поднять ветер, обеспечить успех в охоте или собирательстве, помогать или вредить людям. Большое распространение получила, в частности, производственная, или промысловая, магия: такова, например, «пляска кенгуру» у австралийцев, во время которой одни исполнители изображали этих животных, а другие якобы поражали их ко- |' пьями. По мнению некоторых ученых, практика промысловой магии археологически засвидетельствована частыми знаками ран на позднепалеолитйческих рисунках и скульптурах животных. Рано развились и другие основные виды магии: вредоносная — наведение «порчи» на врага, охранительная —предотвращение этой порчи, лечебная — колдовское лечение ран и недугов. Таким образом, уже самые ранние виды религии заключали в себе начатки не только фантастических представлений — веры, но и священнодействий ■— культовой практики. Последняя долгое время не составляла тайны: совершение религиозных церемоний было доступно всем и каждому. Но с развитием верований и усложнением культа его отправление потребовало определенных знаний, умений, навыков, опыта. Важнейшие культовые действия стали совершаться старейшинами (например, у сеноев), а затем и особыми специалистами (у огнеземель- <, 261 цев, семангов и др.). Как показывают мифы австралийцев и обычаи ряда других племен, в качестве таких специалистов первоначально выступали преимущественно женщины. Религия играла очень большую роль в жизни родовой общины. Видный французский этнограф Л. Леви-Брюль, изучая духовную культуру отсталых племен, даже пришел к выводу, что мышление первобытных коллективов было всецело иррациональным, мистическим, религиозным. Это, конечно, неверно, так как если бы древнейшее человечество руководствовалось только превратными представлениями, оно остановилось бы в своем развитии или погибло. В действительности духовной культуре ранней родовой общины было присуще тесное переплетение рациональных и превратных представлений. Так, леча рану, первобытный человек обычно обращался и к полезным травам и к маши; протыкая копьем изображение животного, он одновременно практиковался в приемах охоты или показывал их молодежи и магически обеспечивал успех предстоящего дела. Это переплетение нередко служит основой для различных построений, выводящих из религии другие явления духовной культуры и идеологии, в особенности искусство и нравственность. Но различные формы общественного сознания, хотя они всегда находились в активном взаимодействии, не могли возникать одна из другой, так как их общей основой были условия общественного бытия. Таким образом, первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя граница по новейшим данным — примерно 2 млн лет назад, верхняя граница колеблется в пределах последних 5 тыс. лет; в Азии и Африке первые цивилизация возникли на рубеже 4 —3 тысячелетий до н. э.; в Европе — в 1 тысячелетии н.э., в других областях Земли — еще позднее. Этническая антропология, или расоведение, изучает антропологический состав народов земного шара в настоящем и прошлом. Полученные в результате этого изучения материалы дают возможность выяснить родственные отношения между расами и историю их возникновения, т. е. древность, место и причины происхождения расовых типов. Этническая антропология обслуживает также интересы и смежных с ней дисциплин, разрешая при этом ряд различных задач: 1. Сравнительное изучение человеческих рас весьма важ 2. Этническая антропология представляет существенный 3. Антропологический (расовый) материал имеет боль Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |