|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
М. Горький
1. Аккад // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. 2. БардескиК.Д. Месопотамия: колыбель человечества. — М.: Ниола-Пресс, 2008. — 128 с 3. Бертман Стивен. Месопотамия. — М.: Вече, 2007. — 416 с. 4. ДьяконовИ. М. История Древнего Востока. Зарождение классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — М.: Наука, 1983. — Т. 1. Месопотамия. — 534 с. 5. Емельянов В. В. Древний Шумер: Очерки культуры. - СПб., 2001 6. Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. -- М.:Академический проект, 2001. 7. Крамер Самюэль. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. — 383 с. 8. Крамер С. Н. История начинается, в Шумере / Пер. Ф. Л. Мендельсона.— М.: «Наука», 1965. — 256 с. 9. Культурология. История мировой культуры./ Под редакцией Н. О. Воскресенской. — М.: «Юнити», 2003, — 340 с. 10. ЛлойдС. Археология Месопотамии. — М.: Наука, 1984. — 280 с. 11. ОппенхеймА. Древняя Месопотамия. — 2-е, испр. и доп. — М.: Наука, 1990. — 319 с. 12. Тураев Б. А. История Древнего Востока. — Минск: Харвест, 2004. — 752 с.
[1] Михайловский Ф.А., Всеобщая история. История древнего мира., М. 2011г. С 61-63 [2] Советская военная энциклопедия. — Т. 3. — С. 294—297 [3] ДьяконовИ. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. — Москва: Ком Книга, 2007. [4] Кузнецов Д. В. Эллинистический Египет: основные тенденции развития в конце IV – второй трети I вв. до н.э.: Учебное пособие. — Благовещенск: БГПУ, 2005. С 196) [5] Зельин К. К. Некоторые основные проблемы истории эллинизма // Советская археология. 1955. Вып. 22.С-33 [6] Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. — Москва: Наука, 1972. [7] Африка: Энциклопедический справочник. — Т. 2 С.89 [8] Амратская культура, Бадарийская культура, Герзейская культура, Маади, Меримде, Фаюмские поселения//БСЭ. — «Советская Энциклопедия», 1969- С.78 [9] Дьяконов И. М. История Древнего Востока. Часть 2. Передняя Азия. Египет. — Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988 с-147 [10] Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи в I—III вв. — Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1949. — с 273 [11] История Древнего Востока. — «Ленинград:Госполитиздат» 1953. – С.275-278 [12] Павловская А. И. Эллинизм // Советская историческая энциклопедия. М., 1976. Т. 16. С. 458—476 [13] Майоров Н. И. Введение в историю Древнего Востока: учеб. пособ. - Томск: Изд-во Томского университета, 2003. с 77-81 [14] Текст с сайта «Египтологический изборник», приводится по изданию: Аммиан Марцеллин.История / пер. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. — Вып. II. — Киев, 1907. — С. 139-151 [15] Петровский Н. С., Источники сведений о Древнем Египте в России в XI — XVIII вв., в кн.: Замаровский В., Их величества пирамиды, М., 1981. – С. 145 [16] Постовская Н. М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917—1959). - С 123 [17] Кагаров Е., Прошлое и настоящее египтологии, Сергиев Посад, 1956. – С. 12 [18] Лирика древнего Египта. — М., 1965. – С. 199 [19] русла пересохших рек
[20] Нагада, комплекс энеолитических памятников Верхнего Египта (4 е тыс. до н. э.). Расположен на левом берегу Нила, севернее Луксора. Состоит из огромного некрополя (свыше 2100 погребений) и 2 поселений (южного и северного). [21] Томсинов В.А. Краткая история египтологии./ В. А. Томсинов. - М.: «Зерцало», 2004. – с. 158 [22] Дьяконов И.М. История древнего мира./ И.М. Дьяконов, В.Д. Неронова, И.С. Свенцицкая. М.: «Наука», 1982. – С. 29
[23] древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории». [24] Верхнеегипетская богиня, покровительница власти фараона. Её святилище находилось в городе Эль-Каб напротив Нехена в Верхнем Египте. Священное животное Нехбет — самка белого коршуна (точнее, стервятника); она изображалась в виде женщины с хохолком коршуна на голове, в белой короне Верхнего Египта. Царский венец Нехбет всегда белого цвета, тогда как цветом богини Нижнего Египта Уаджит являлся красный. [25] Вардиман Е. Женщина в Древнем мире. / Вардиман Е.- М.: Знание, 1990. – С. 22 [26] греческое название религиозного центра в Египте, по-египетски называвшееся Джеду (позднее — Пер-Усир-неб-Джеду, современное селение Абу-Сир Бана к югу от Саманнуда). Город было центром культа Анеджти, позднее отождествлённого с Осирисом (у греков Бусирис). Слово Бусирис также использовалось как ссылка на «главного бога Бусириса» - Осириса.
[27] Богословский Е.С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц/ Богословский Е.С. - М. 1979. – С. 37 [28] Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. Древние цивилизации./ Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. - М., 1989. – С. 48 [29] Деление страны на две части: Верхний Египет и Нижний Египет. [30] Томсинов В.А. Краткая история египтологии./ В. А. Томсинов. - М.: «Зерцало», 2004.- С.81 [31] Монте П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов./ Монте П. - М.: Наука, 1989. – С. 33 [32] Коростовцев М.А. Религия древнего Египта./ Коростовцев М.А. - М.: Наука, 1976. – С. 15 [33] Богословский Е.С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц/ Богословский Е.С. - М. 1979. – С. 56 [34] http://enciklopedija.narod.ru/egipet/egipet2.html [35] http://www.infomosdom.ru/dom0905/dom089-004.html http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/DREVNI_EGIPET.html?page=
[36] http://lawtoday.ru/razdel/biblo/iqipzs/001/DOC_006.php http://udik.com.ua/books/book-1832/chapter-74488/
[37] http://sbiblio.com/biblio/archive/kusishin_ist/02.aspx
http://www.mystic-chel.ru/east/egypt/476.html
[38] Авдиев, В.И. История Древнего Востока - Ленинград., Госполитиздат. – 1953. С.237. [39] Струве В.В., Кацнельсон И.С., Редер Д.Г. Хрестоматия по истории древнего мира. Том 1. Древний Восток – М., Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР– 1950.С.67. [40] Там же. С.67. [41] Кузищин, В.И. История Древнего Востока. – М., Высшая школа. – 2007. С.48.
[42] Авдиев, В.И. История Древнего Востока - Ленинград., Госполитиздат. – 1953. С.238. [43] Батыр, К. И. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов. – М., Былина. – 1999. С.23.
[44] Кузищин, В.И. История Древнего Востока. – М., Высшая школа. – 2007. С.55. [45] Батыр, К. И. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов. – М., Былина. – 1999. С.23. [46] Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права: Уч. пособие – Минск., Книжный Дом. – 2005.С.32.
[47] Авдиев, В.И. История Древнего Востока - Ленинград., Госполитиздат. – 1953. С.279. [48] История государства и права зарубежных стран. Ч.1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Н.А Крашенинниковой и проф. О.А Жидкова. – М.: Издательство Норма, 1996. С.218.
[49] Кузищин, В.И. История Древнего Востока. – М., Высшая школа. – 2007. С.55.
[50] Авдиев, В.И. История Древнего Востока - Ленинград., Госполитиздат. – 1953. С.245 [51] Соколов, Б.В. Сто великих войн. – М., Вече. - 2001. С.3. [52] Там же. С.3. [53] Авдиев В.И. Военная история Египта. Том II. Период крупных войн в Передней Азии и Нубии в XVI-XV в. до н. э. Издательство АН СССР. - М.,1959.С.132. [54] Там же. С.133-134 [55] Воробьев-Ассятовский В.С. Очерки истории древнего Востока. Под редакцией академика В.В. Струве. Л., Учпелгиз.-1956. С.146. [56] Брестед Д., Тураев Б.А. История Древнего Египта. Том 1. М., Харвест -2003. С.317-321.
[57] Кузищин, В.И. История Древнего Востока. – М., Высшая школа. – 2007. С.56. [58] Авдиев, В.И. История Древнего Востока - Ленинград., Госполитиздат. – 1953. С.244.
[59] Клейменов Г. Загадочная страна Пунт: //Торговля с Пунт. 2010. URL: http://tainy.net/11868-zagadochnaya-strana-punt.html. (Дата обращения: 22.01.2014).
[60] Бругш, Г. К. Все о Египте. – М., Золотой век. – 2001г. С.336. [61] Там же. С.337. [62] Авдиев, В.И. История Древнего Востока - Ленинград., Госполитиздат. – 1953. С.258.
[63] Кузищин, В.И. История Древнего Востока. – М., Высшая школа. – 2007.C.60.
[64] Рыбаков Р.Б., Алаев Л.Б.История Востока. Том 1. М., Восточная литература – 2002.С.383. [65] Кузищин, В.И. История Древнего Востока. – М., Высшая школа. – 2007.C.63. [66] Рыбаков Р.Б., Алаев Л.Б.История Востока. Том 1. М., Восточная литература – 2002.С.383. [67] Кузищин, В. И. История Древнего Востока - М.: «Высшая школа», 1979. – 53-55 с. [68] Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов – М.: «Молодая гвардия», 2000. – 319-320 с. [69]Вигасин, А.А., Дандамаев, М.А., Крюков, М.В. История Древнего Востока: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» (под ред. Кузищина В.И.) - М.: "Высшая школа", 2003. – 232-234 с. [70] Жак, Кристиан. В стране Фараонов [пер. с фр. И. Б. Головановой] – М.: «Гелеос», 2007. – 172-175 с. [71] Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта – Мн.: «Харвест», 2003. – 516-222 с. [72] Всемирная история. Египет Нового царства: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st042.shtml [73] Бонгард-Левин, Г.М. Древние цивилизации. М.: "Мысль", 1989. – 218-225 c. [74] Жак, Кристиан. В стране Фараонов [пер. с фр. И. Б. Головановой] – М.: «Гелеос», 2007. – 222 с. [75] Кузищин, В. И. История Древнего Востока - М.: «Высшая школа», 1979. – 56-60 с. [76] Тураев, Б.А. История древнего Востока – Ленинград: "Социально-экономическое", 1935. – 244-259 c. [77] Всемирная история. Египет Нового царства: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st042.shtml [78] Кормышева, Э. Е. Древний Египет - М.: «Весь мир», 2005. – 109 с. [79] Редер, Д.Г., Черкасова Е.А. История древнего мира. Первобытное общество и Древний Восток: учебное пособие для студентов ист. фак. пединститутов – М.: "Просвещение", 1979. – 189-192 с. [80] Дьяконова, И.М., Неронова, В. Д., Свенцицкая, И.С. История Древнего Мира. Том 2. Расцвет Древних обществ - М.: «Наука», 1983. – 258 c. [81] Адольф, Э., Жизнь в Древнем Египте. – М.: «Центрополиграф», 2007,- 3 страницы [82]Авдиев, В.И., История Древнего Востока.-изд. «Высшая школа», 1979,-10 страниц http://uchebnikionline.ru/istoria/istoriya_starodavnogo_shodu__krizhanivskiy_op/rozvitok_remisnichogo_virobnitstva.htm
[83]Редер Д.Г., Черкасова Е.А, История древнего мира. – М.: Просвещение, 1985,-11 страниц 4Поляк Г.Б., Всемирная история. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997,-2 страницы [84] Смирнов С.Г., Задачник по истории Древнего мира: Для средних учебных заведений.-2-е изд., перераб. И доп.-М.:МИРОС-Междунар. Отношения,1994,-3 страницы 6.http://ifni.ru/topics/war/01/war01_07.htm 7.http://otvet.mail.ru/question/19599185 [85] фараон 4-й, (698-663 до н.э.) Египта и Куша (Нубии) из XXV династии. [86] номарх V нижнеегипетского нома (септа) с центром в г. Саис в Дельте Нила во время додекархии, правивший на протяжении 8 лет (согласно Манефону; вероятно, 672—664 до н. э.) [87] царь Древнего Египта (ок. 664 — 610 до н. э.), первый фараон XXVI Саисской династии. [88]Шамаш-шум-укин царь Вавилонии, правил приблизительно в 668 — 648 годах до н. э. Был сыном Асархаддона от уроженки Вавилона. [89] последний кушитский фараон на египетском престоле, сын Шабаки и пасынок Тахарки, который в последний год своего царствования сделал его соправителем и наместником Фиваиды. [90] город на западе дельты Нила, главный пункт 5-го нома Нижнего Египта. Современное название — Са эль-Хагар. [91] в древнегреческой мифологии могущественный великан, порожденный Геей; олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями. [92] древний город в Египте. Входил в VIII верхнеегипетский ном. [93] согласно античным авторам, обращавшимся к древнеегипетской традиции, первый земной правитель Древнего Египта, основоположник I династии, живший приблизительно в XXXII, XXXI или XXX веках до н. э. (более распространена датировка ок. 3050 г. до н. э). [94] эпическая поэма в 15 700 гекзаметров, приписываемая Гомеру, древнейший из сохранившихся памятников древнегреческой литературы. Поэма описывает события Троянской войны. [95] древнегреческая колония на западе дельты Нила, на его Канопском рукаве около современных поселений Ком-Гиейф, Эль-Нибейра и Эль-Никраш. [96] персидский царь, правил в 530 — 522 года до н. э., из династии Ахеменидов. Старший сын Кира Великого. [97] самосский тиран, в правление которого (ок. 538/535 — 522 гг. до н. э.) островной Самос стал, по оценке Геродота, сильнейшим полисом во всей Элладе. Октября семь депутатов Госдумы РФ выступили с законодательной инициативой создать единую линейку учебников по литературе, русскому языку и истории. В этих учебниках предлагается закрепить и федеральный стандарт. Депутаты объясняют свои действия благими намерениями - они хотят сохранить единое образовательное пространство, сформировать российскую идентичность, повысить качество учебников и облегчить судьбы детей, переезжающих из одного региона в другой, переходящих из одной школы в другую. Но это лишь одна сторона медали, вторая заключается в том, что все российские школы вынуждены будут работать по одному и тому же учебнику, а значит, прощай вариативность и свобода выбора. С резкой критикой этой инициативы выступили Общественный совет при Минобрнауки РФ, учителя истории, известные ученые и преподаватели вузов. Андрей ЛУКУТИН, историк, председатель клуба "Учителей года Москвы": Есть такая профессия - Родину любить Всем хорошим во мне я обязан книгам. М. Горький Вторя классику, скажу и я: "Всему хорошему во мне я обязан родителям". Маме и папе. Фразу Алексея Пешкова часто повторял мой отец - учитель истории с сорокалетним стажем обыкновенной средней общеобразовательной школы в советское время. В то самое застойное, о котором некоторые сейчас вспоминают с умилительной тоской и небывалой нежностью. И даже не о "бумажной" колбасе и пятикопеечном проезде в общественном транспорте, а о некой "стабильности", впечатанной в мозг советского человека как кодекс строителя коммунизма. И конечно, об этой стабильности, великих победах советского строя, "лучшести всего нашего" поколение строителей коммунизма слышало в том числе на уроках самого сложного предмета школьной программы - истории. Поясню для поколения нулевых: Интернета, разнообразия книжной продукции, сотен каналов ТВ, радио и прочего, как мы говорим - "открытого информационного пространства", еще не было. Да и не предполагалось, так как "железный занавес" был всерьез и надолго. Так что объективную информацию о прошлом, если вообще могла идти речь об объективности "марксистско-ленинской парадигмы исторического развития", подрастающее поколение могло получить из узкого круга источников. И очень многие вопросы задавали моему отцу школьники, когда он ежедневно входил в классы. Сначала в 5 - 8-х, и только после вступления в КПСС разрешили (!) преподавать в 9 - 10-х. "Предмет идеологический, беспартийному нежелательно", - сказали "знающие высокие люди". А один из самых сложных вопросов, который часто задавали ребята, сформулирован еще Владимиром Владимировичем. Маяковским. Всегда современный и всегда своевременный. И звучит этот на первый взгляд детский, непосредственный, но очень историко-обществоведческий вопрос так: "Что такое хорошо и что такое плохо?" И отец отвечал. Отвечал как профессионал высочайшего класса, честнейший и принципиальный человек. И чаще всего не так, как написано в единственном учебнике, постановлениях съездов и речах партийных вождей мирового пролетариата. И за все время работы в школе никто из школьников и родителей "не сдал". Никто! Хоть и звучали эти речи не совсем в русле "генеральной линии партии и правительства", были не всегда лицеприятны, подобострастны и назидающе скучные. Может быть, потому, что всегда помнил: во многом "прививка гражданственности" зависит от того, как объяснить это понятие. Если патриотизм воспринимать как любовь к Родине, то воспитание ничуть не противоречит объективному преподаванию истории. Родину любят, невзирая на проблемы, невзгоды, ошибки, страдания и т. д. Но есть и иная точка зрения. Под патриотизмом понимают рассуждения на тему "Моя страна всегда права и никогда не делала ошибок". В таком случае можно согласиться с философом XIX столетия Владимиром Сергеевичем Соловьевым, который сказал, что "идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель...". С таким отношением можно научить одному - лицемерию. Как это бывало в недавнем прошлом: на уроках рассказывали детям одну историю, после занятий другую, на кухне - третью. Я считал, что после долгого и непростого обсуждения историко-культурного стандарта, созданного по поручению президента нашей страны, темы о "некачественности" учебников по истории, от которых волосы дыбом встают, и о воспитании на уроках истории патриотизма перейдут в рабочее русло. Стандарт обсужден, уже пишутся примерные программы, из которых учитель сможет создать свои (читай Закон "Об образовании в РФ" и ФГОС), начался процесс написания линий учебников. Как было заявлено на заседаниях Российского исторического общества, в заявлениях Министерства образования России - к 2015 году школьники получат учебники, а учителя смогут выбрать из 3 - 4 наиболее подходящий для их воспитанников. 9 октября с. г. семью депутатами Государственной Думы выдвинут законопроект о внесении изменений в многострадальный Закон "Об образовании в РФ". Законопроект о введении в России единых (единственных) учебников по трем гуманитарным предметам: истории, русскому языку и литературе. Идея далеко не нова. Ее выдергивают на свет божий раз в два-три года, в основном она является предметом политических (далеко ненаучных) баталий. А потом все затихает до поры до времени, как море после шторма. А может быть, это хорошо? Может быть, именно этот законопроект приблизит нас к так ожидаемому светлому будущему? И тогда лично мне не важно, кто предложил провести эти изменения - великий историк Евгений Тарле, гениальный поэт Александр Пушкин или "народный академик" Трофим Лысенко? Но вот в чем казус, коллеги! Я не могу понять объективные педагогические причины введения единых учебников. Про все остальные написано в законопроекте, можно почитать. Но при чем тут школа? Чем учебники, по которым сейчас преподают наши учителя в современной российской школе, не устроили законодателей? Имена, пароли, явки назовите. Фамилии, имена, отчества. А лучше всего выложите в Твиттер фотографии авторов учебников, чтобы народ российский знал вражеских наймитов, порочащих наше великое прошлое, а значит, настоящее и будущее. Могу представить, что народ с такими преступниками сделает. Аутодафе испанских инквизиторов им покажется легкой прогулкой на катамаране по водам Тихого океана. И как я понимаю, эти душегубы российских детей поганят школьные учебники по истории не одни. Тут явно прослеживается популярный в недавнем прошлом троцкистский заговор. В этом заговоре, кроме авторов, состоят сотрудники святая святых нашей науки - Российской академии наук и Российской академии образования. А как же! Именно от них, да еще от нескольких экспертиз зависит, войдет ли учебник в федеральный комплект, а потом попадет ли в школу. Вы признаёте, что эти, с позволения сказать, "академики", вместо того чтобы кропотливо и профессионально заниматься работой, записали себя в камикадзе и специально пропускают в наши образовательные организации учебную литературу явно "волосовстающегодыбом" содержания? Неужели кто-то из авторов школьных учебников написал, что советский народ потерпел поражение в Великой Отечественной войне? Или в каком-то издании не так подана деятельность партии и правительства? Неужто кто-то превратил свой профессиональный труд в комиксы в картинках, где дремучие русичи лупят палками немцев на льду Чудского озера, а Александр Суворов съезжает на американских горных лыжах с вершины Альп? Тогда назовите страничку учебника, вместе ужаснемся. И примем меры! И будем каленым железом выжигать все антинародные проявления. Да наипатриотичнее современных российских учебников по истории в мире не сыскать!!! Иногда в ущерб объективным историческим знаниям (помните знаменитую фразу, сказанную Франклином Делано Рузвельтом по поводу никарагуанского диктатора Сомосы перед визитом последнего в Вашингтон в 1939 г.?). Я внимательно изучил все учебники по истории России новейшего времени 2000-х гг. У меня профессия такая. Учебники очень разные по качеству, далеко не идеальны, как любой школьный учебник или законопроект. Но говорить о том, что они пропагандируют негативное отношение к истории нашей страны, нельзя. Их надо дорабатывать, выверять, улучшать методический аппарат. Вот это главная задача и академиков, и исторического школьного сообщества. Вспомним, что самый интересный и талантливый учебник по истории Древнего мира 70 - 80-х годов Федора Коровкина, по мнению самого же автора, "приблизился к идеалу" после 11 - 12-го переиздания. Не скрою, что не все школьные учебники по истории написаны интересно и увлекательно для ребят того или иного возраста. Но не мы добровольно перевели себя на концентрическое изучение предмета и изучаем в 8-м классе то, что должны изучать в 10-м. Не мы ввели единый государственный экзамен по устному предмету, где до последнего времени ни одно из заданий не мотивировало учителя и ученика к творческому постижению прошлого. Наличие "резиновой" памяти - не более. А это поставило воспитательную и патриотическую функции преподавания истории в школе под сомнение. Даты, понятия, события и другие составляющие экзаменационного тестирования не предполагают нравственной оценки. А именно она "в истории, по сравнению с другими сферами интеллектуальных игр, в которые играет человечество, занимает особое место". Не мы отвели на изучение наисложнейшего и объемного предмета 68 уроков в год, из которых 1/3 мы изучаем зарубежную историю. Надеюсь, что с введением ФГОС ООО ситуация изменится. И при этом современный учитель истории сейчас отвечает на такие вопросы своих воспитанников, которые не снились в самых страшных снах ни великому Георгу Гегелю, ни самому основоположнику всего и вся Карлу Марксу. И эти вопросы исходят из уст современного ученика средней школы, вооруженного всемирным Интернетом, бесчисленным количеством литературы и телевизионных передач разного качества и их обсуждения в кругу семьи критически настроенным папой и не менее толерантной мамой. И потому на уроках нам задают вопросы порой посложнее основного вопроса философии. А если учесть, что предмет "История" в 99 случаях из 100 преподают учителя истории и обществознания, то может сложиться впечатление, что за все - знание и незнание, выполнение и невыполнение государственных законов нашими гражданами, правовой нигилизм - априори отвечаем мы, учителя общественно-гуманитарных дисциплин. Видимо, говорят нам, потому, что ВЫ, учителя, плохо учили - так и не помогли нашим школьникам уяснить, "что такое хорошо и что такое плохо". Гражданская зрелость, профессионализм и обязательства перед самим собой и своими воспитанниками! Вот чему учили меня мои родители, школьные и вузовские преподаватели! Но опять заговорили о разрушенном едином образовательном пространстве и едином государственному чебнике по истории. Мои коллеги-историки, которые давно работают в школе, помнят, что все это мы уже проходили. И не раз. Да и речь не об учебниках как таковых. Речь о тенденциях. На мой взгляд, споры вокруг учебников - это повод в очередной раз задуматься над тем, какие идеи и ценности, нравственные ориентиры составляют основу российского общества. В этой связи задача воспитания человека свободного и критически мыслящего не может ставиться только перед школой. Это задача всего государства и общества. Общества, которое воспитало свободного и критически мыслящего учителя. А это реально намного сложнее, чем написать политически выверенный учебник, от которого не встанут дыбом ни волосы, ни страна, которую так любил мой отец. Профессиональный учитель истории. Уважаемые коллеги! Просим вас обратить внимание на текст, представляющий позицию Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ в отношении законодательной инициативы ряда депутатов Госдумы РФ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в РФ". Заявление Общественного совета представляет собой профессиональную экспертизу данной законодательной инициативы и направлено на повышение эффективности, качества и конкурентоспособности российского образования, чего невозможно достичь тотальной стандартизацией педагогической деятельности. Полностью поддерживаем профессиональную экспертизу наших коллег из Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ. Александр АСМОЛОВ, Виктор БОЛОТОВ, Игорь РЕМОРЕНЩ Исак ФРУМИН Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.) |