АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВВЕДЕНИЕ 1 страница. История всегда вызывала и особенно сегодня вызывает большой общественный интерес

Читайте также:
  1. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 1 страница
  2. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 2 страница
  3. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 3 страница
  4. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 4 страница
  5. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 5 страница
  6. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 6 страница
  7. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 7 страница
  8. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 8 страница
  9. Annotation 1 страница
  10. Annotation 2 страница
  11. Annotation 3 страница
  12. Annotation 4 страница

 

История всегда вызывала и особенно сегодня вызывает большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естественной по­требностью знать историю развития цивилизации и места в ней Рос­сии. Осмысление многотрудного пути исторического развития, прой­денного народами мира, в том числе народов России, позволяет также правильно ориентироваться в непростых событиях дня сегодняшнего.

В последние годы в вузах происходит перестройка преподава­ния исторических дисциплин. Вырабатываются новые подходы, глу­боко переосмысливаются многие исторические события не только со­временной истории, но и далекого прошлого стран мира и нашего Отечества.

Настоящее учебное пособие написано в соответствии с Государ­ственными требованиями к изучению истории в вузе. Оно охватыва­ет огромный период - со времен появления человека на Земле и до на­ших дней. В условиях сравнительно небольшого объема печатного материала невозможно подробно осветить все многообразие всемир­ной истории. Поэтому авторы постарались показать лишь основные тенденции, представить узловые проблемы. При этом они не претен­дуют не только на исчерпывающее изложение всех тем, но и на един­ственно правильное их толкование - они высказывают свою точку зрения.

Подавляющая часть изложенного материала посвящена истории России, которая вписана в контекст мировой. Исторический путь России, бесспорно, своеобразен и самобытен. Однако его особеннос­ти не исключают Россию из мирового сообщества. В связи с этим ис­торию нашего Отечества нельзя правильно понять вне связи с раз­витием других стран и народов. Поэтому авторы рассматривают ис­торию России во взаимодействии с мировыми общественными про­цессами.

При написании учебного пособия авторы исследовали самые разнообразные вопросы, которые связаны с формированием госу­дарств, становлением и совершенствованием социальной структуры общества различных стран, территориальными изменениями, взаи­моотношением власти и общества, формированием общественных движений и партий, деятельностью различных политических сил, общими тенденциями развития культуры, науки и техники, их влиянием на социально-экономическую и политическую жизнь стран, причинами и характером войн и революций, уроками истории для со­временности. Тем не менее, учитывая, что учебное пособие готови­лось для студентов технических вузов, в центре внимания авторов находились проблемы экономического развития стран мира. В связи с этим более подробно освещены: предыстория промышленного произ­водства, промышленный переворот, победа индустриальной циви­лизации, развитие науки и техники, основные этапы современной на­учно-технической революции.

Учебное пособие базируется на плодотворных трудах обнов­ляющейся отечественной историографии. Вместе с тем, авторы стремились быть преемниками всего лучшего, критически осмысли­вая то, что было сделано нашими и зарубежными историками пред­шествующих поколений.

В основу исследований учебных тем положен проблемно-хронологический принцип, который помогает уяснить сложную ло­гику исторического процесса.

Представленное учебное пособие несет познавательную, интел­лектуально - развивающую и воспитывающую функции. По мнению авторов, оно должно способствовать нравственному развитию лично­сти, формированию гражданственности и патриотизма, сохранению и упрочению общечеловеческих ценностных ориентации, помогать развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов, навы­ков и умений действовать на благо общества.

Публикация новых исторических исследований позволяет про­должить работу над учебным курсом, выработать более полные и ар­гументированные оценки многих событий прошлого. Накапливаемый опыт преподавания курса по истории в технических вузах, несомнен­но, поможет и дальнейшему отбору учебного материала.

 

1.СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

 

В условиях современной научно-технической революции ус­ложнение техники, появление принципиально новых “прогрессивных технологий, протекающих в экстремальных обстоятельствах, концен­трация колоссальных энергий в различных объектах - все это требует исключительно высокой профессиональной подготовки специали­стов, развития их творческих способностей и таланта еще на студенческой скамье. Вместе с тем сложность всей техносферы нашего вре­мени, взаимозависимость процессов, порождающих огромные ин­формационные потоки, работа операторов на пределе психофизиоло­гических возможностей требуют воспитания у специалистов высоких нравственных качеств, гражданского мужества, ответственности и т.п. Отсутствие таких качеств у специалистов может привести в ре­зультате их деятельности к тяжелым последствиям, катастрофам для человечества, окружающей среды. Современно звучит предупрежде­ние, сделанное великим античным мыслителем Аристотелем: "При­рода дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким…".

Отсюда следует, что современный специалист должен обладать не только определенными профессиональными знаниями и навыками, но и богатой общей культурой. Поэтому образование в первую оче­редь призвано сформировать личность, а не какие-то узкопрофессио­нальные качества, которые будут использоваться для удовлетворения утилитарных потребностей общественно-государственного механиз­ма.

 

Общая культура формируется главным образом, гуманитарны­ми науками. Важное место среди них занимает история. В ходе ее изучения у студентов возникает историзм мышления, создаются ус­ловия для воспитания живой историей с ее коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Таким образом формируется историческое созна­ние, которое является элементом общественного сознания, его со­ставной частью. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и состав­ляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества. Историческое сознание - это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний.

Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных потребностей. В первую очередь оно приводит к фор­мированию социального самосознания. Без этого будущие инженеры будут просто неспособными к самостоятельной социальной деятель­ности. Лишенные исторического опыта своего народа, своей страны, они окажутся вне исторической перспективы и будут жить только се­годняшним днем. Такие специалисты не будут искать путь к техни­ческому и социальному прогрессу. Им это не нужно.

Действительно, именно историческое познание обусловливает образцы значимого социального поведения, дает своеобразный соци­альный ориентир. Последний в новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями его членов, с многообразием подхо­дов, становится приоритетной жизненной потребностью.

Другая социальная функция исторического познания связана с потребностью социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима. Можно напомнить мудрую мысль о том, что история учит даже тех, кто у нее не хочет учиться, она их наказывает за не­вежество. Не поняв корней взаимных симпатий и антипатий, взаимо­переплетения интересов народов и государств, будущие специалисты не смогут объяснить, а следовательно, и рационально перестроить на­стоящее.

Актуальность проблемы формирования исторического сознания современного образованного человека усиливается еще одним факто­ром. В условиях, когда человечество осознало себя как глобальная целостность, необходимо направлять исторический процесс так, что­бы исключить самоуничтожение людей в войне, гибель в экологиче­ском аду, избежать культурного вырождения. И именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти пути предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как реальной силы истории.

Только на основе изучения истории студенты смогут овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечелове­ческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Роди­ны, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все луч­шее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество свои­ми достижениями. Это порождает у студентов причастность ко всему происходящему на Земле, желание самим творить “историю людей” и свою "малую историю", создает основу для формирования нового мышления, ведущим принципом которого является общепланетарный гуманизм. В то же время растет и крепнет чувство патриотизма, когда молодежь живет болью Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям,' испытывает гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране. Особенно это важно в настоящее время, когда понятия - патриотизм, чувство Родины, подверглись де­вальвации.

Необходимость обращения человека к истории - прошлому сво­его рода, племени, народа - была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В былинах, сказаниях, героическом эпосе утвер­ждался культ предков, закреплялись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее обычаям как нормам отношения к тру­ду, природе, вещам, к людям своей среды и другим народам.

В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как на­ставница жизни, дающая образцы для социального воспитания че­ловека, как память народа, формирующая его этническое сознание. В начале нового времени в общении с прошлым виделся способ по­знания мира человека, средство просвещения, самопознания и раз­вития личности.

Интерес к прошлому претерпевал различные стадии, но общеиз­вестно обращение к исторической памяти в суровые и сложные пе­риоды, когда решались судьбы народов: в переходные эпохи, во вре­мя войн, на крутых поворотах истории.

Настоящее время характеризуется все возрастающим интересом к нашему прошлому у различных социальных групп, и особенно у студенческой молодежи. Важно этот интерес поддержать и направить в русло формирования у молодого человека элементов исторического сознания как необходимого компонента культуры мышления всесто­ронне развитой личности.

Культура мышления предполагает прежде всего большой объем и глубину знания. История - это социальная память живущего поко­ления. Чем обширнее намять, тем духовно богаче человек и общество в целом, чем глубже проникновение современника в социально-экономический и культурный опыт, накопленный предшествующими поколениями, тем определеннее и предприимчивее становится его деятельность.

Одним словом, изучение истории способствует нравственному развитию личности, формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих ценностных ориентации, помогает развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. Размышляя о практиче­ской значимости исторических знаний, исторического мышления, выдающийся русский историк В.0. Ключевский писал: "Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросове­стно действующим гражданином".

Историческая наука о развитии человеческого общества имеет, как и любая другая наука, свой предмет исследования. Изучение дея­тельности людей, процесса развития человечества, накопления зна­ний о человеческом обществе, характера истолкования тех или иных явлений относится к области исторической науки. История - не про­сто наука о прошлом. Это наука о поступательном движении челове­ческого общества, как единого, разностороннего и противоречивого процесса.

Для познания прошлого служит целью комплекс исторических наук. Среди них: всеобщая история и история отдельных стран и на­родов, история государства и права, военная история, история науки, техники, культуры, искусства, языка, археология, этнография, политология, хронология. Они, в свою очередь, опираются на данные це­лого ряда вспомогательных исторических дисциплин, разрабаты­вающих частные и общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: источниковедение (общие приемы и мето­ды изучения исторических источников), палеография (история пись­ма), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и др.

Успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконст­рукция зависят от методологии исследования. Под методологией по­нимается учение о методах научного поиска, о приемах и операциях по накоплению и освоению знаний, о способах построения и обосно­вания системы знаний об историческом прошлом.

Безусловно, что достоверные исторические знания можно полу­чить, руководствуясь принципами историзма, объективности, альтер­нативности, используя методы периодизации, проблемно-хронологический, статистический, сравнительно-исторический, син­хронный и т.д.

При этом важно учесть и еще одну характерную черту форми­рующегося в наши дни подхода к историческому прошлому. В тече­ние многих десятилетий развитие человеческого общества рассмат­ривалось нами как исторически последовательная смена типов производственных отношений и соответствующих им общественно-экономических формаций: первобытно- общинной- рабовладельче­ской- феодальной- капиталистической- коммунистической. Совре­менные знания свидетельствуют, что формационный подход, кото­рый, бесспорно, позволяет понять важнейшие закономерности разви­тия общества, не может дать исчерпывающих знаний об обществе и его истории, так как не охватывает всех сторон его жизни и взаимо­связей с предшествующими этапами развития. Так, теоретически ра­бовладельческий строй представляет собой следующую ступень по­сле родового, а в реальной же истории он с этим строем сосущество­вал вплоть до своей гибели, которую и принесли ему народы и пле­мена, находившиеся на более примитивной стадии. Особенно ярко демонстрирует научную недостаточность формационной концепции российский пример. Не только советский период, но и все развитие России укладывалось в схему пяти формаций лишь с большими до­пусками и отклонениями. В настоящее время тоже нельзя однозначно характеризовать все страны мира. Более того, наряду с усилением интегральных процессов, нарастает и многообразие, мозаичность со­циальной действительности.

Поэтому вряд ли стоит настаивать на формационном подходе, как абсолютном, к рассмотрению истории. Он дает чрезвычайно про­стую общую схему исторического развития. И главное - не позволяет проследить исторический процесс формирования основного субъекта истории - человека.

В связи с этим в последнее время наметилась тенденция к ис­пользованию в исторических исследованиях так называемого "циви-лизационного" подхода. Он дополняет изучение движения социаль­ных слоев и классов выяснением развития человека, его сущности, общих черт, передающихся из поколение в поколение, его общечело­веческих потребностей и интересов и их движущей силы в историчес­ком процессе. В основе цивилизационного подхода лежит идея уни­кальности социальных явлений, своеобразие пути, пройденного от­дельными народами. С этой точки зрения, исторический процесс предстает в виде смены целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно сущест­вующих в настоящее время. Главное же, что дает этот подход, это преодоление обезличенности истории, растворенности индивида в массе, познание человека в истории.

Итак, цивилизационный подход к историческому процессу пред­полагает учет и изучение, в первую очередь, того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа или целого региона. Вместе с тем данный подход, доведенный до крайнего своего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе. Так, русский ис­торик Н.Я. Данилевский писал, что не существует всемирной исто­рии, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивиду­альный замкнутый характер.

Эта теория расчленяет всемирную историю во времени и в про­странстве на изолированные и противопоставляемые друг другу куль­турные общности. Она выглядит сейчас на исходе нашего столетия, когда резко усилилось взаимодействие и взаимовлияние различных стран и народов, исторически ограниченной. Вряд ли она в доста­точной мере отражает и реальности прошлых этапов развития.

Учитывая, что ни формационный, ни цивилизацией ный подходы не являются идеальными, целесообразно пока что встать на путь их разумного сочетания.

В целом же, современная методология истории должна осно­вываться на достижениях общечеловеческой мысли, впитывая в себя все лучшее, что дали мыслители прошлого и настоящего всех на­правлений и школ.

Изучение истории предполагает анализ определенного круга ис­точников: письменных, вещественных (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода), этногра­фических, лингвистических, устных, кинофонофотоматериалов. Все эти источники подчас содержат противоречивую информацию. В свя­зи с этим возрастает необходимость квалифицированной научной критики источников, тщательного выявления лишь достоверной ин­формации, позволяющей воспроизводить правду об исторических со­бытиях.

 

 

2. ИСТОКИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

 

В последние десятилетия все большее число людей осознает, что оценка настоящего и даже "открытие" будущего невозможны без учета исторического прошлого человечества, без знакомства с ше­деврами мировой цивилизации.

Однако тому, что привычно называется "цивилизацией", пред­шествовал путь длиною в несколько миллионов лет - эпоха господ­ства первобытно- общинного строя. Еще сравнительно недавно пер­вобытное общество называлось "доисторическим", но после дости­жения значительных результатов в изучении этого периода от ста­рого названия пришлось отказаться. Практически история начина­ется и выступает в многообразных локальных формах с появлением древнейших предков человека.

Известно несколько периодизаций первобытной истории. Но наи­более распространена археологическая периодизация, основным принципом которой является учет различий в материале и технике орудий труда. Таким образом, различают: каменный век (древний каменный век или палеолит; средний каменный век или мезолит; новый каменный век или неолит); бронзовый век; железный век. Кроме того, палеолит делится на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).

Как же соотносятся эти археологические эпохи с различными стадиями антропогенеза (формирования человека) и социогенеза (формирования общества)?

Вопрос о ближайших предках человека и даже прародине человечества остается в науке дискуссионным.

Многочисленные археологические находки позволяют разным ис­следователям считать прародиной человечества Южную Африку или Южную Азию, область Средиземноморья (Северо - Восточную Африку и Южную Европу) либо Центральную Азию (Монголию). Важно лишь от­метить, что все предполагаемые области появления древнейших предков человека находятся в тропической и субтропической зо­нах и что из возможных областей: прародины исключаются Австралия, где эволюционное развитие млекопитающих не пошло выше сумчатых животных, а также север Евразии и Америки, поскольку здесь не обитали высшие обезьяны.

Смена стадий антропогенеза была связана с наиболее значи­тельными качественными преобразованиями в трудовой деятельности человека, его морфологии и сознании, структуре социальной орга­низации.

Первой фазе антропогенеза предшествовал интенсивная эволюция высших обезьян, живших 25-30 (по мнению некоторых ученых 40) миллионов лет назад и постепенно переходивших к передвиже­нию на двух ногах и употреблению природных предметов в качест­ве орудий.

К таким приматам, представляющим уже первую стадию антропо­генеза, относятся австралопитеки ("южные обезьянь!"). Двуногое передвижение, довольно крупный мозг, некоторые особенности внешнего облика и прежде всего - занятия австралопитеков (охо­та с применением орудий), - все это позволяет большинству со­временных ученых отнесли австралопитеков к гоминидам, а поэто­му датировать появление первых людей 4-5 млн. лет назад.

Возможно, к австралопитекам был близок и так называемый "Человек Умелый", живший в Восточной Африке около 2,5 млн. -1 млн. 750 тыс. лет назад.

Дальнейшее совершенствование человека и отделение его от мира животных происходит в эпоху раннего палеолита (3-2 млн. -лет около 100 тыс. лет назад). Люди этого периода- пи­текантроп ("обезьяночеловек")., синантроп ("китайский человек") и другие- сохраняли в своем облике много обезьяньих черт, но бы­ли уже вполне двуногими; изготовляли каменные орудия, при помо­щи которых собирали съедобные растения и охотились; жили "пер­вобытными человеческими стадами"; обладали зачатками речи и умели пользоваться огнем (хотя и не умели его добывать).

Палеоантропы или древние люди (неан­дертальцы) сформировались к началу среднего палеолита (100 - 40 тыс. лет до н. э.). У них больше черт сходства с современным человеком; речь их была уже более четкой и совершенной, разде­лялась на отдельные слова. Резкое похолодание в этот период приводит к появлению искусственных жилит и одежды, усовершен­ствованию техники, развитию охоты (значение собирательства в это время резко падает), изобретению способов искусственного добывания огня. Необходимость объединения людей для борьбы за свое существование вела к укреплению социальных связей к появ­лению новой формы общественной организации - материнской родо­вой общины; а также к прогрессивным изменениям в сознании и мышлении неандертальца - появлению зачатков религиозных пред­ставлений, погребальных отрядов. В этот период человек продол­жил освоение тропиков и субтропиков, расселился по всей Африке и Евразии.

Период позднего палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.) ознамено­вался появлением человека современного типа - кроманьонца (от названия грота Кро-Маньон во Франции). Несколько ускорился тех­нический прогресс, что способствовало росту производительности хозяйства. Однако хозяйство продолжало оставаться присваиваю­щим - главным источником существования продолжали быть охота и собирательство, к которым добавлялось рыболовство. Происходило дальнейшее укрепление родовой общины; расширение обитаемого пространства (люди заселили Австралию и Америку), способство­вавшее развитию зачатков по положительных знаний (накопление ин­формации о новых видах животных и растений, необходимость ис­пользования в повседневной жизни астрономических ориентиров и своеобразного календаря). Несомненно существование в позднем палеолите религии в форме магии и тотемизма; а также появление искусства, в котором человек закреплял результаты своего трудо­вого опыта, тем самым обогащая свой духовный мир и все более возвышаясь над природой. Появляются зачатки искусства танца, песни и музыки, архитектуры, скульптуры, живописи (около 30 тыс. лет до н.э.).

В мезолите (10-6 тыс. до н.э.) прогрессировала техника обра­ботки камня, кости, рога; совершенствовались приемы и орудия охоты и рыболовства (появились лук и стрелы, бумеранг; были изо­бретены лодка, сеть, крючок с бородкой); очевидно, произошло одомашнивание собаки; появились зачатки скотоводства и земледе­лия; дальше развивались религиозные представления и искусство.

Неолит (8-6 тыс. до н.э. для Ближнего Востока, 8-3 тыс. до н.э. для большинства степных и лесостепных районов Европы и Азии характеризуется: близостью климатических условий, флоры и фауны к современным; усилившейся неравномерностью исторического разви­тия отдельных территорий; более высокой техникой обработки камня. началом производства керамики и ткачества; переходом во многих районах к оседлому скотоводству и земледелию.

Многие ученые считают отдельным историческим периодом энео­лит, или меднокаменный век (4-3 тыс. до н.э.) - время появления орудий из меди. В некоторых районах (долина Нила, Двуречье) это явилось причиной такого роста производительности труда и накоп­ления избыточного продукта, который создавал возможности для возникновения классового общества и древнейших государств. Боль­шинство же племен Европы и Азии еще продолжало жить в условиях первобытнообщинного строя.

Бронзовый век (5-2 тыс. до н.э.) - время первого крупно­го общественного разделения труда (отделения земледелия от скотоводства), дальнейшего совершенствования орудий труда, усиления роли мужчины в обществе (перехода к отцовской родо­вой общине).

Железный век (1 тысячелетие до н.э.) связан о усилением трудовой специализации (происходит второе разделение труда -отделение ремесла от земледелия), резким повышением производи­тельности труда; превращением общины в систему все более обо­собляющихся домохозяйств; превращением парной семьи в моногам­ную.

Кроме того, переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве, совершенст­вованию скульптуры и зодчества.

Таким образом, первобытный период человеческой истории был временем "накапливания" материальных и духовных ценностей, фун­даментом всех мировых цивилизаций.

Особую роль в продвижении человечества по пути прогресса сыграл переход от присваивающего хозяйства к производящему -событие, не зря названное английским ученым Гордоном Чайлдом "неолитической революцией".

Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление воз­можности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства.

Таким образом, "неолитическая революция" - кардинальный ру­беж в истории человечества, выведший на авансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества земледельцев-скотоводов (раннеземле­дельческие общества или культуры), явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации.

Общественные и природные факторы по-разному проявлялись в различных уголках земного шара. Отсюда значительное различие в характере раннеземледельческих культур и в созданных ими куль­турных комплексах. (Раннеземледельческие культуры в 9-3 тыс. до н.э. появились во многих регионах Старого и Нового Света: Передней, Юго-Восточной и Южной Азии; на юге Европы; на терри­тории современного Китая; современной Юго-Западной Украины и Молдавии, Закавказья, южных районов Туркмении; в Центральной и Южной Америке). Однако многообразие форм и путей движения че­ловечества по пути прогресса не заслоняет общих закономерностей раннеземледельческих культур. Это: 1)создание сложных хозяйст­венна систем, обеспечивающих достаточно высокие темпы развития и значительную продуктивность земледелия (прежде всего - созда­ние поливного земледелия); 2) постепенная специализация деятель­ности, появление крупных населенных пунктов, превращающихся в го­рода Иерихон, Джармо, Мохенджо-Даро и требующих все большего раз­витие управленческих функций; 3) постепенное усложнение социаль­ной структуры общины и накопление богатств, ведущие к появлению социального неравенства (появление эксплуатации, развитие рабст­ва и различных форм кабальной зависимости; все большее расслое­ние свободного населения на массу рядовых общинников и рядовую аристократию; появление наследственных правителей и жрецов; 4) неравенство общественно-политическое; 5) закрепление этого неравенства идеологическими и насильственными средствами.

Словом, примитивное равенство раннеземледельческих общин постепенно сменяется неравноправием - как в повседневной жизни, так и в погребальных обрядах. Начинается становление классового общества и государства.

Раннеклассовое общество отличает от варварства, на уровне ко­торого находится даже самое развитое первобытное общество, именно ускорение прогресса во всех областях человеческой жизни. Это по­зволяет нам называть уже самое первое классовое общество "цивили­зацией" (от латинского "civitis" - "гражданская община", "го­род").

Науке известно множество (около ста) определений понятия "ци­вилизация". Под цивилизацией большинством исследователей понимает­ся качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, со­циальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенное этапе развития. Любая цивилизация характеризуется не только специ­фической общественно-производственной технологией, но и соответст­вующей культурой.

Цивилизации, в том числе древние, отличаются друг от друга, так как основаны на несовместимых системах социальных ценностей Им присущ специфический образ жизни, а также специфическое отно­шение народа данной цивилизации к самому себе, обеспечивающее его единство на протяжении всей его истории...

Что же объединяет все древние цивилизации и отличает их от предыдущих состоянии общества и культуры?

Во-первых, при сохранении зависимости людей от природы (сти­хийные бедствий могли послужить даже причиной гибели целых циви­лизаций - например, раннеклассовой цивилизации на О.Крит и дру­гих островах Эгейского моря), изменяются формы этой зависимости (ирригация на Востоке, мореплавание и морская торговля в Древней Греции). Этому способствовало прежде всего начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии об­щества получил название аграрной революции. И хотя на всем протя­жении древности общество осознавало себя частью природы, тем не менее, человек уже начал играть роль творца и созидателя.

Во-вторых, при переходе от первобытности к цивилизации рожда­ется новый тип общественных отношений, вызванных ростом городов и сосредоточением в них значительной части населения и экономиче­ской деятельности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)