АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Криминалистическая оперативная фотография

Читайте также:
  1. Глава 11. Криминалистическая баллистика
  2. Глава 12. Криминалистическая взрывотехника
  3. Глава 16. Криминалистическая регистрация
  4. Действие духов на флюиды. Флюидическое творчество. Фотография мысли
  5. Криминалистическая видеозапись
  6. Криминалистическая диагностика
  7. Криминалистическая идентификация
  8. Криминалистическая исследовательская фотография
  9. Криминалистическая психология
  10. Криминалистическая тактика и следственная практика
  11. Криминалистическая техника

 

Криминалистическая оперативная фотография это система научных положений, средств и методов фотосъемки, применяемых при производстве следственных действий и розыскных мероприятий. Под ее методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотографических изображений запечатлеваемых криминалистических объектов.

Производя фотосъемку, нужно следить за тем, чтобы на объектах не было глубоких теней, закрывающих часть изображения. Тени можно ликвидировать дополнительной подсветкой или изменением точки съемки. Исправление фотоизображений посредством ретуши и других подобных приемов недопустимо.

Для фотографирования ряда объектов применяется панорамирование. Оно оптимально при фиксации длинных объектов в достаточно крупном масштабе, а также тогда, когда фотографируемые предметы не входят в кадр и нет возможности отойти от них на нужное расстояние. Панорамирование осуществляется путем съемки объекта по частям с последующим монтажом (склеиванием) отпечатков в фотопанораму. Различаются линейная, круговая и ярусная панорамы.

Съемка линейной панорамы производится с нескольких точек, одинаково удаленных от объекта, имеющего небольшую глубину вдоль оптической оси объектива. Это, например, длинное здание, железнодорожный состав, участок автомагистрали. При съемке круговой панорамы фотографировать следует с одной точки, а камеру после фиксации каждого кадра поворачивать вокруг вертикальной оси на некоторый угол. Аппарат рекомендуется установить на штатив, а для поворота использовать специальную головку с градуированной шкалой. Этот способ применяется при съемке объектов, расположенных по некоторому радиусу (см. рис. 1).

 

"Рис. 1. Схема круговой панорамной съемки"

 

В отличие от кругового, ярусное панорамирование осуществляется поворотом фотокамеры вокруг горизонтальной оси. Оно применимо для случаев, когда требуется фиксация высоких объектов. При этом масштаб отображения нижних и верхних частей объекта будет неодинаковым вследствие увеличения расстояния до точки съемки. В результате высотное здание, например, приобретает на фотопанораме форму усеченной пирамиды. Чтобы избежать этого нежелательного явления, при ярусном панорамировании лучше перемещаться вдоль фронтальной плоскости объекта, что, правда, далеко не всегда возможно.

Фотопанораму легко получить с помощью специального аппарата типа "Горизонт", имеющего угол панорамирования по горизонтали 120 градусов, а по вертикали 45 градусов. Однако чаще для панорамной съемки используются фотокамеры общего назначения типа "Зенит". Запечатлевая им панораму, в каждый последующий кадр, во избежание пропусков при монтаже, следует включать 10-15% площади снимаемого объекта, фигурирующей в предыдущем кадре. Наводку на резкость при панорамной съемке нужно производить с обязательным использованием шкалы глубин резкости без повторной фокусировки объектива. В противном случае получатся изображения неодинакового масштаба, что весьма затруднит монтаж фотопанорамы.

При круговом панорамировании для каждого направления съемки выдержку определяют отдельно, но с таким расчетом, чтобы все негативы были одинаковой плотности. Полученные кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе, следя за тем, чтобы совмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полностью совпадали и имели одинаковую плотность. Монтаж панорамы заключается в накладывании и склеивании совмещаемых участков фотоизображений.

Метрическая съемка позволяет по фотоснимкам определять пространственные характеристики запечатленных объектов (форма, размеры, положение). Необходимость устанавливать по снимкам размеры объектов и расстояния между ними возникает при расследовании различных преступлений, в частности транспортных происшествий. Метрическая съемка основывается на расчетах по одиночному фотоснимку, сделанному аппаратом общего назначения, с введением в кадр предметов известного размера, служащих масштабом. В следственной практике наиболее распространены два вида метрической съемки: с линейным и глубинным масштабами.

Фотографирование с линейным масштабом осуществляется аппаратом, чья оптическая ось направлена перпендикулярно к плоскости объекта съемки, в которой располагают и масштаб. При этом фотоаппарат размещают так, чтобы его задняя стенка была параллельна плоскости снимаемого объекта, а оптическая ось объектива проходила через его центр. Расстояние до объекта должно быть по возможности минимальным. Это позволит полнее использовать полезную площадь кадра и получить изображение нужного масштаба. При запечатлении крупных объектов масштабную линейку помещают на сам объект, но так, чтобы она не закрывала его существенных признаков. Съемку мелких предметов производят с масштабом, лежащим рядом.

Съемка с глубинным масштабом проводится фотоаппаратом, установленным оптической осью своего объектива в направлении, параллельном предметной плоскости, на которой находятся фиксируемые объекты и масштаб. В качестве глубинных масштабов используются ленты или квадраты. С ленточным масштабом снимать следует так: фотоаппарат закрепить на штатив, а от него, вдоль оптической оси объектива, по полу или грунту протянуть ленту длиной 10-15 м, шириной 10-15 см с хорошо заметными делениями, равными, как правило, главному фокусному расстоянию объектива. Первое деление ленты должно начинаться точно под объективом. Печатать нужно со всего кадра с увеличением в целое число раз.

В качестве квадратного масштаба применяют лист картона, стороны которого одинаковы и кратны фокусному расстоянию объектива. При съемке его укладывают так, чтобы ближайшая к аппарату сторона совпала с краем кадра. В основу расчета размеров предметов и расстояний между ними положены известные закономерности, позволяющие вычислять эти параметры по масштабным снимкам. Определение размеров и расстояний по снимкам, выполненным с ленточным или квадратным масштабом, лучше поручить специалисту.

Использование сменной оптики. Сменная оптика (длиннофокусные и широкоугольные объективы) применяется в тех случаях, когда невозможно приблизиться к удаленному объекту или отойти от близко расположенного объекта, но необходимо получить изображение нужного масштаба. При фотографировании таких объектов аппаратами типа "Зенит" с нормальным объективом удаленные объекты получаются очень мелкими, а близкие слишком крупными и не помещаются в кадре. При выборе объектива для конкретных условий съемки следует руководствоваться его фокусным расстоянием и дистанцией до запечатлеваемого объекта. При этом с небольшой погрешностью можно считать, что объект на негативе будет уменьшен во столько раз, сколько фокусных расстояний объектива уложится в дистанцию между ними.

Фотосъемка при осмотре места происшествия. Для фиксации хода и результатов осмотра места происшествия осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная виды съемки.

Ориентирующая съемка должна давать представление о расположении места происшествия на местности и отвечать на вопрос "где?". Поэтому в границы кадра нужно включать само место и окружающую его территорию. На ориентирующих снимках целесообразно показать расположение места происшествия относительно дорог, мостов, улиц, перекрестков и т.п., а для его привязки к местности включить в кадр находящиеся вблизи постоянные ориентиры. Направление и дистанцию ориентирующей съемки определяют в зависимости от вида расследуемого преступления и обстановки, в которой оно произошло. Здесь нередко приходится запечатлевать обширные территории, для чего используют широкоугольные объективы или прибегают к панорамированию.

Обзорная съемка дает нужный результат, когда требуется передать общий вид самого места происшествия, поэтому кадр определяется его границами и должен отвечать на вопрос "что произошло?". Точку съемки здесь выбирают так, чтобы на снимке четко просматривались важнейшие элементы обстановки места происшествия и их взаимное расположение. Если одного снимка недостаточно, прибегают к встречной или крестообразной съемке. В первом случае фотографировать нужно с двух, а во втором с четырех противоположных сторон. Если всю обстановку места происшествия включить в один кадр невозможно, производят панорамирование.

Узловая съемка необходима при фиксации наиболее важных в криминалистическом отношении объектов обстановки места происшествия: трупов, взломанных преград, дорожки следов ног и т.д. Эти снимки должны дать ответ на вопрос "как?".

Детальная съемка осуществляется для запечатления отдельных следов и иных важных особенностей места происшествия. Чтобы фиксируемые предметы отобразились более полно, съемку нужно проводить в максимально возможном масштабе с использованием при необходимости удлинительных колец, насадочных линз или специальной фотоприставки. Обычно снимают с верхней точки по правилам метрической съемки. Серия детальных снимков должна дать ответ на вопрос "каков результат?", а все фотографии места происшествия создать наглядное представление об обстановке и последствиях преступного события, зафиксировать их максимально подробно, восполняя тем самым возможные погрешности, а также ненаглядность протокольного описания.

Фотосъемка трупа включает ориентирующие, обзорные, узловые и детальные снимки. Вначале труп фотографируют на фоне окружающих предметов, затем производят его обзорную и узловую съемку. При этом важно точно передать позу и состояние трупа. Для этого его нужно заснять сверху и с боков. Со стороны головы и ног съемка не рекомендуется, поскольку пропорции тела при таком ракурсе сильно искажаются. Повреждения и особые приметы (раны, кровоподтеки, родимые пятна, шрамы, татуировки) следует фотографировать по правилам измерительной съемки на цветные фотоматериалы.

Фотографирование предметов вещественных доказательств проводят в условиях, обеспечивающих их наиболее подробное отображение. Для этого предметы вначале подвергают узловой съемке на месте обнаружения, а затем детальной. В последнем случае предмет устанавливают в такое положение, в каком он обычно наблюдается, и фотографируют те его стороны, на которых имеется максимальное количество характерных признаков.

Фотосъемка следов начинается с их фотографирования на фоне окружающей обстановки или вместе с предметами-носителями. Затем выбираются самые четкие следы, которые снимают каждый в отдельности по правилам детальной масштабной фотосъемки. Освещение здесь подбирают с учетом степени выраженности в следах рельефа, цвета и иных характерных особенностей, чтобы они были переданы наиболее полно.

Фотосъемка при производстве обыска, предъявления для опознания и проверки показаний на месте преследует цель отразить обстановку, в которой проводилось каждое из них, важнейшие моменты их выполнения и полученные результаты. Снимки помогают прокурору, адвокату, суду и другим лицам, изучающим уголовное дело, объективнее оценить собранные доказательства.

При проведении обыска фотографируют обыскиваемое помещение и сам объект с тайником. Потом открытый тайник. Если он имеет сложное устройство, то фиксируют основные узлы тайника, а затем обнаруженные в нем предметы.

При предъявлении для опознания вначале следует сфотографировать всю группу предъявляемых лиц (предметов, обозначенных номерами), потом отдельно опознанное лицо (предмет). Если признаки, обеспечившие опознание, выражены в цвете, съемку ведут на цветные материалы.

Фотофиксация при проверке показаний на месте необходима для того, чтобы на снимках наглядно отобразить обстановку и места, указанные проверяемым субъектом. Обстановку рекомендуется снимать с тех точек, с которых делались фотографии при осмотре места происшествия. Если проверяются показания нескольких соучастников преступления, то фиксацию одних и тех же объектов нужно вести с одних точек съемки.

Опознавательная фотосъемка требуется для регистрации, розыска и опознания преступников, а также неизвестных субъектов по их трупам для установления личности. Правила этой съемки обеспечивают точную фиксацию внешних признаков человека, используемых для его отождествления посредством опознания или фотопортретной экспертизы.

С живых лиц делают три погрудных снимка: правый профиль, анфас (спереди) и вполоборота головы вправо, а также спереди в полный рост. Если имеются особые приметы, то их запечатлевают на отдельных кадрах, а при наличии особенностей на левой половине лица снимают и левый профиль. При фотосъемке анфас голове сидящего придают такое положение, при котором горизонтальная линия, мысленно проведенная по наружным углам глаз, проходит через верхнюю треть ушных раковин (см. рис. 2). На погрудных снимках арестованный запечатлевается без головного убора и очков, а волосы не должны закрывать лоб и уши. На снимке в полный рост его фотографируют в той одежде, в которой он был задержан. Погрудные портреты традиционно выполняют в 1/7 натуральной величины, подбирая такое освещение, при котором наиболее полно передаются контуры и особенности лица. Фон должен быть однородного светло-серого цвета.

 

"Рис. 2. Фотосъемка анфас головы"

 

Опознавательная съемка трупов производится с соблюдением приведенных рекомендаций, однако погрудные снимки делают анфас, в правый и левый профиль и полупрофиль. Снимают труп и во весь рост, а для фиксации особых примет обнаженным. В необходимых случаях трупу перед съемкой судебный медик придает прижизненный вид: умывает, причесывает, открывает глаза, припудривает кровоподтеки.

Репродукционная фотосъемка метод получения фотокопий с машинописных, рукописных, машиночитаемых и других документов, рисунков, чертежей, иных плоских объектов. Фотосъемка общего вида документа призвана отобразить его наиболее важные признаки. На снимке должны быть видны: сам документ, включая поля и все детали текста (пометки, оттиски печатей и штампов, подписи и др.), а также имеющиеся повреждения (разрывы, обугливания, линии перегиба и т.п.).

Фоторепродуцирование осуществляется, как правило, двумя способами: на репродукционной установке и контактным путем. В первом случае фотосъемку делают при освещении оригинала двусторонним равномерным светом, падающим под углом 25-30 градусов. Документ должен быть параллелен плоскости фотопленки, а оптическая ось объектива направлена в его центр. С оригиналов на прозрачной основе фоторепродукции изготавливают контактным путем при проходящем освещении. С непрозрачных документов репродукции получают так называемым рефлексным способом, в отраженном свете. Копируемый оригинал кладут на твердую ровную основу, а на него, эмульсионным слоем вниз, рефлексную фотобумагу. Затем бумагу плотно прижимают к оригиналу стеклом и освещают через подложку. После проявки получается негатив, с которого аналогичным способом печатают позитивные фотокопии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)