|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура России ХVII вПочти весь ХVII век прошел в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их быту. Необходимо было понять преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу. Сближение с Западом вносило в сознание русских людей целый ряд новых понятий. Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения хозяйства открывало перед pycскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную, по форме и содержанию, и тем самым приучало даже к иному; образу мыслей. Под Москвой на месте нынешнего Лефортова возникла Немецкая слобода - целый уголок западноевропейского быта. Появившиеся новая мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немецкого, польского языков. По царскому почину возникли в Москве «комедийные действа». Они устраивались пастором Грегори с помощью московской молодежи из иноземцев. Пастор стал, затем обучать «комедийному делу» и русских. Среди них были и первые на Руси «крепостные актеры» - дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Они же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западноевропейский манер. Процесс обмирщения культуры шел в России на протяжении всего ХVII в. Культура постепенно выходила из-под церковного влияния. Расцвет русской общественной мысли первой четверти ХVII в. связан с появлением ряда повествований о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина. Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи. Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии » протопопа Аввакума, автобиографии вдохновителя движения старообрядцев. На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей - «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная». В XVII в. существенным изменениям подверглось зодчество. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества ХVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней), все больший размах приобретает кирпичное строительство. Мастера начали использовать многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам торжественный праздничный вид. Расцвета достигло традиционное храмовое искусство. В ХVII в. был построен величественный ростовский кремль. Изобразительное искусство было представлено, прежде всего, иконописью. Старая иконописная традиция постепенно утрачивала свои позиции, не выдерживая натиска новых веяний. Самым выдающимся живописцем был Симон Ушаков. Он был руководителем иконописной мастерской, писал иконы и парсуны, миниатюры и фрески. Под его руководством были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле. Больше всего Ушаков интересовался изображением человеческого лица. Используя традиционные иконографические приемы, он стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реальности изображенных ликов. Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Были открыты первые светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован еще в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе, основным предметом в которой был греческий язык. В 1687 г. в России открылось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. Развитие культуры в XVIlI в. Мощный толчок в развитии культуры связан с именем Петра I. Изменения коснулись всех областей культуры. Так, большие перемены ощущались в изобразительном искусстве. Именно тогда в России появились первые художники, полностью отошедшие от традиций церковной живописи (А. Матвеев, И. Никитин). Тогда же происходит становление: русской науки. По указу Петра, уже после его смерти в 1725 г. была открыта Академия наук, ставшая со временем мощным научным центром. Крупнейшим русским ученым ХVIII в., научная деятельности которого была связана с Академией наук, был Михаил Васильевич Ломоносов. По некоторым отраслям науки, таким, как физика, химия, минералогия и др., его можно назвать первым русским специалистом. Ломоносовым была создана первая русская химическая лаборатория. Он разработал технологию изготовления специальной художественной смальты из стекла, из которой он собрал несколько картин, прежде всего «Полтавскую баталию». Ломоносов занимался и вопросами минералогии. Сразу же по вступлении в академию он начал обработку коллекции минералов, купленных Петром Великим за границей и собранных путешественниками по Сибири, и позднее опубликовал своеобразный каталог этой коллекции. Ломоносов был и реформатором русского литературного языка, талантливым поэтом своего времени. Величайшей заслугой Ломоносова стало основание им первого русского университета в Москве в 1755 г. Во второй половине ХVIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иностранных, лучшие представители которых также многое сделали для развития науки и просвещения в России. Так, ботаник Паллас дал подробное описание флоры России. Появился в России и первый профессиональный минералог - В. М. Севергин. Целый ряд географов работали над исследованиями Российской империи. Начались работы на побережье Ледовитого океана, продолжились начатые при Петре I гидрографические работы на Черном и Азовском морях. Еще Петр намеревался создать систему школ, училищ для начального и среднего образования. Но только при Екатерине 11 были сделаны некоторые шаги по этому пути. В 1786 г. утвержден «Устав о народных училищах», согласно которому предполагалось учредить в губернских городах главные училища, а в уездных - малые. Но, приняв «Устав», правительство не отпустило на содержание училищ никаких средств. При Смольном монастыре в 1764 г. было основано закрытое женское учебное заведение с двумя отделениями - одно для девочек из благородных семей, другое - для мещанок. Учреждением Смольного института, было, положено начало женскому образованию в России. В русском искусстве ХVIII в. получили развитие такие направления, как барокко, классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Архитекторы, работавшие в стиле барокко, стремились удивить, поразить зрителя вычурностью форм, грандиозностью и пышностью зданий. Наивысшего подъема стиль барокко достиг в первой половине ХVIII в. в творчестве известного архитектора В. В. Растрелли, построившего Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. Для русского барокко характерна многоцветная раскраска фасадов, придававшая зданиям особую праздничность и жизнерадостность. Во второй половине ХVIII в. на смену барокко приходит классицизм, представленный такими выдающимися архитекторами, как В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Своеобразие русского классицизма было во многом обусловлено особенностями национального просветительского движения ХVIII в. Для классицизма характерны строгость и цельность мировоззрения, стремление выдать реальное за идеальное. Вместе с тем в русском искусстве, и особенно в литературе, классицизм соседствует с сентиментализмом и реализмом. Сплетение различных художественных течений обнаруживается в литературных образах, созданных Д И. Фонвизиным и М. В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым и Г. Р.Державиным, А. Н Радищевым и И. А. Крыловым. Наиболее отчетливо просветительский реализм прослеживается в сатирических литературных жанрах, в живописном и скульптурном портрете, в комедийном жанре. В последней четверти ХVIII в. возникает сентиментализм. Важнейшим представителем русского литературного сентиментализма является Н. М. Карамзин - автор «Писем русского путешественника», «Бедной Лизы». Карамзин был одним из первых авторов, показавших жизнь и чувства простых людей. Ведущее место в формировании просветительской идеологии ХУН! в. занимали Н И. Новиков и А. Н. Радищев. Н. И. Новиков вошел в историю как один из первых русских журналистов, он издавал журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Пустомеля», где обличал помещиков-крепостников. В 1790 г. вышло знаменитое произведение Н.А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». В нем автор прямо поставил вопрос об уничтожении в России крепостного права, поскольку считал, что от рождения все люди равны. Радищев отказывал дворянам в праве называться сынами Отечества, поскольку считал угнетателей своего народа недостойными этого имени. Прочитав книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», Екатерина 11 назвала ее автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Автор был арестован и приговорен судом к смертной казни, замененной ссылкой.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |