|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возрастные особенности характера. Стратегия жизненного пути человека
Счастье первых лет жизни человека заключается в преобладании созерцания над решением жизненных проблем. Мозг ребенка, достигающий полного объема к семи годам, обеспечивает ему интенсивное развитие интеллекта. Через активное взаимодействие с миром дети исследуют сущность бытия, меру необходимого поведения. Впечатлительность детства не упускает ничего, что может пригодиться в жизни. С годами детская впечатлительность притупляется, но опыт и знания детства дают юности устойчивые формы поведения. Юность категорична в оценках, максималистична в требованиях к жизни. Круг потребностей юных расширяется – наступает пора волевых действий, страданий и терзаний. Взаимодействовать с миром трудней, чем созерцать его. То, что было прекрасно на вид, может оказаться тяжелым в практическом употреблении. Распоряжаться собой сложнее, чем распоряжаться вещами. В водовороте жизни надо уметь действовать и в ряде случаев – действовать лучше других. Мир, ранее наполненный звуками, красками, наполнен теперь обременительными социальными требованиями и непреложными обязанностями. Возникает кризис юности – рушатся декоративные модели счастья, познается относительность самого этого понятия. Неутолимая жажда счастья постепенно сменяется в человеке стремлением избежать хотя бы неудач и поражений. Но сил еще много и трудности преодолимы. Еще сильны ожидания счастья и вера в лучезарное будущее. Но уже знакомо и чувство покинутости, ненужности. Мир, однако, еще не познан до конца, он полон красок и звуков, тяга к нему огромна. Дальнейшая жизнь человека более спокойна и осмотрительна. Уже понятно, что жизнь не является беспрерывным потоком счастья и наслаждения, что следует довольствоваться тем, что есть, находя удовольствие и в маленьких радостях. Понимание мира человеком становится реалистичным, а во многих случаях – и по-житейски приземленным, прагматичным. Романтический туман прошлого развеян. Флер розовой пелены сброшен с большинства жизненных явлений, но не со всех, и жизнь еще сулит неожиданности. И силы мобилизуются на новые свершения – на то, что реально, полезно и достижимо. В плену у грез остаются немногие. Опыт освобождает человека от ложных представлений и догм. Он хорошо различает опасность заблуждений и неадаптивного поведения. Человек познает как бы изнанку жизни – ее внутренние хитросплетения, тонкости взаимодействия людей. Происходит социальная самореализация индивида. Он еще судит о других по себе, утверждается в любви, дружбе, в разнообразных формах социального взаимодействия. Возраст 36–40 лет считается жизненным водоразделом. С этого времени жизненные силы начинают понемногу убывать. Но процесс вначале идет очень медленно и компенсируется духовными приобретениями. На склоне же лет многие ценности переоцениваются, многое девальвируется, прожитая жизнь представляется сгустком отдельных событий. И только первая четверть жизни вспоминается как самая дорогая и счастливая и наиболее продолжительная. Остальные периоды кажутся короткими и не очень благополучными. Многое вытесняется из памяти. То, что раньше мучило и терзало, становится малозначительным. Многое обесценивается, и время уже бежит, не оставляя за собою следов. Прошлое обволакивается туманом и становится едва различимым. Однако отдельные личностно интимные события время от времени вспыхивают ярким пламенем и согревают душу животворящей жизненной энергией. И это еще раз доказывает, что во времени существует не все наше "Я", а лишь отдельные его проявления. Вторая половина жизни предопределяется капиталом, созданным в ее первой половине. Характер людей может наиболее оптимально проявляться в разном возрасте. Одни люди особенно привлекательны в юности, другие – деятельны, продуктивны и красивы в зрелом возрасте. Некоторые особенно привлекательны в старости, когда они становятся предельно задушевными, доброжелательными, уступчивыми и полезными своей мудростью и бескорыстной гуманностью. Вероятно, в характере индивида имеется то, что предназначено для наиболее полного проявления в определенном возрасте. К концу жизни у человека окончательно исчезают иллюзии, его характер обнажается в своей непосредственности, ослабляются социально-ролевые наслоения. И человек, наконец, узнает сам себя свои подлинные мироотношения. Жизнь вновь приобретает оттенок созерцательности. Утихают страсти (которые и в молодости порой не приносили особого счастья). Но как юность не избегает печали, так и старость не избегает бодрости духа. Освободившись от многих житейских тягот, человек на склоне лет чувствует себя более свободным, зная подлинную цену всему земному. Отвергая мишуру маскарадных нарядов и мирской суеты, старость более объективно относится к подлинным ценностям жизни, причисляя к ним прежде всего отсутствие острых страданий и духовно-созидательную деятельность. И человек наконец узнает, что самое ценное у него – это он сам. Сильным чувством старого человека является чувство его значимости в делах минувших дней, состоявшейся самореализации, причастности к вечному потоку жизни. И даже уходя из этого мира, человек знает, что он не исчезает полностью. Его жизнь обеспечила беспрерывность человеческого бытия. Многое меняется в психике человека на протяжении всей его жизни – меняется объем его знаний, образ мыслей, поведенческие навыки, отношение к различным явлениям действительности. Но очень устойчивым, стабильным психическим образованием остается его "Я-концепция", его жизненное самоощущение. Эта стабильность личностной концептуальности, очевидно, и породила понятие души человека. Рис. 93. Структура характера Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |