|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 1. Краткий очерк развития социальной психологии
Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Однако ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как "психология народов", "инстинкты масс" и т. п. Отдельные по существу социально-психологические идеи встречаются уже в трудах Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, а затем в трудах Фейербаха и Гегеля. В середине XIX в. социальная психология выделяется в самостоятельную, но пока еще описательную науку. Ее возникновение связывают с созданием в Германии в 1859 году Штейнталем и Лацарусом "Журнала по этнической психологии и языкознанию". Крупными представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лебон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце прошлого и в начале текущего века пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард – подражательностью*, Лебон – психическим заражением**, Мак-Дугалл – инстинктами***. * См.: ТарЭ Г. Законы подражания. СПб, 1890, Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. СПб., 1903. ** См.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896. *** См.: Мак- Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916.
Г. Тард широко использовал социально-психологические понятия и в своих криминологических исследованиях (Преступник и преступление. М., 1906; Сравнительная преступность М., 1907). По концепции Г. Тарда (1843–1904), общественное развитие определяется факторами межличностного влияния, особенно подражанием, обычаями, модой. Благодаря подражанию возникают, по Тарду, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни. Низшие слои особенно усердно подражают высшим слоям. Но невозможность достичь идеала порождает социальную "оппозицию", конфликтность в социальном взаимодействии. Г. Тард впервые глубоко разработал психологию толпы как фактора подавления индивидуальности. Под влиянием идей Г. Тарда стали различаться два вида наследственности – естественная и социальная. Другой французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон (1841–1931) разработал эмоциональную теорию социальных процессов, введя понятие психического заражения (см.: Психология народов и масс. СПб., 1896). Ряд концептуальных психологических основоположений выдвинул основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858–1917). В качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения Э. Дюркгейм выдвинул феномен "коллективных представлений" (Индивидуальные и коллективные представления, 1898), которые и определяют, по его мнению, видение мира отдельным индивидом. Поведение индивида, по Дюркгейму, определяется коллективным сознанием. В отличие от "социальной атомизации" Г. Тарда (считавшего индивида "клеткой общества"), Э. Дюркгейм отстаивал идею единения социума на основе общепризнанных социальных ценностей. Социальное качество поведения людей, как справедливо полагал Э. Дюркгейм, зависит от ценностно-нормативной интегрированности общества, развитости его социальных связей. Ценностно-нормативный кризис общества порождает массовую правовую десоциализацию, которую Э. Дюркгейм назвал аномией (от франц. anomie – отсутствие закона). В состоянии аномии для многих членов общества утрачивается значимость социальных и прежде всего правовых норм. Индивид, лишенный эталонных образцов поведения, резко снижает уровень саморегуляции, выходит из-под социального контроля. Аномия, порождающая массовую девиантность, подготавливает и приближает, по мнению Дюркгейма, социально-экономические перемены в обществе (см.: Социология преступности. М., 1966). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |