АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

Читайте также:
  1. Административно-политические реформы 60 – 70-х гг. XIX в.
  2. Административные реформы
  3. Билет 29. Реформы 60-70-х годов ХIX в. Крестьянская реформа.
  4. Билет 30.Великие реформы Александра II. Причины свертывания реформаторского процесса.
  5. Билет №16. Правление Петра I. Характеристика внешней политики. Основные цели, направления, события и итоги.
  6. Билет №20 Внешняя политика Петра I.
  7. Битва за Москву. (30 сентября 1941 г. — 7 января (крупные военные действия закончились под Москвой 20 апреля 1942 г.) 20 апреля 1942 г.)
  8. Борьба за власть после смерти Петра I
  9. Борьба за лидерство: Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев. Реформы 50-х – начала 60-х годов
  10. Борьба за лидерство: Л.П.Берия, Г.М.Маленков, Н.С.Хрущев. Реформы 50-х – начала 60-х годов
  11. Буржуазные реформы 1860-1870-х годов: сущность и значение. Контрреформы 1880-1890-х годов.
  12. Буржуазные реформы 1860–1870-х гг.

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Именно задачи создания современной, боеспособной армии и флота занимали юного царя ещё до того, как он стал полновластным государем. Историки насчитывают всего лишь несколько месяцев мирного времени за более чем 35 -летнее правление Петра. Понятно, что именно армия и флот были главным предметом заботы Петра. Но военные реформы важны не только сами по себе. Они оказывали большое, подчас определяющее влияние на преобразования в других областях. «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приёмы», – писал выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский.

Ещё в раннем детстве Пётр поражал придворных своим пристрастием к военным потехам, которые постоянно устраивались в подмосковном селе Преображенском, где маленький царевич жил со своей матерью, царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. Однако с конца 80 -х гг. XVII в. «игра в солдатики» становится нешуточной. В 1689 г. Пётр находит в Измайлове, принадлежавшем боярину Н.И. Романову, старый английский бот, которому суждено было стать «дедушкой русского флота». В том же году Пётр посвящает всё своё время строительству небольших кораблей на Плещееве озере, близ старинного города Переславля-Залесского; в этом ему помогают опытные голландские мастера. Весной 1690 г. юный царь снаряжает целую флотилию из небольших гребных судов и лодок, которая отправляется в плавание по Москва-реке. Тогда же Пётр создаёт из «робяток» – товарищей своих детских забав – два «потешных полка», ставших впоследствии знаменитыми гвардейскими Семёновским и Преображенским полками. Начинаются уже настоящие военные манёвры. На Яузе строится крепость Пресбург, которая в петровских «забавах» играла роль «стольного города» (т.е. столицы). С 1691 г. регулярно устраиваются «потешные» сражения между стрельцами во главе с И. И. Бутурлиным и петровскими «потешными полками», которыми обычно командовал «князь-кесарь» Ф.Ю. Ромодановский. Сам царь под именем Петра Алексеевича имел невысокий чин ротмистра в одном из полков. Сражения эти были столь ожесточёнными, что порой не обходилось и без человеческих жертв. Так, в одном из «потешных» боёв был смертельно ранен князь И.Д. Долгорукий.

«Потешные полки» стали ядром будущей регулярной (постоянной) армии и неплохо проявили себя во время Азовских походов 1695 и 1696 гг.

К этому времени относится и первое боевое крещение русского флота, построенного в Воронеже после неудачного первого Азовского похода. Из-за недостатка в казне необходимых средств финансирование строительства флота поручалось «кумпанствам» (компаниям). Так назывались объединения светских и духовных землевладельцев, а также купцов, которые должны были строить корабли на свои деньги. С началом Северной войны (17001721 гг.) основное внимание Петра сосредоточивается на Балтийском море, и с тех пор как в 1703 г. был основан Санкт-Петербург, строительство кораблей велось почти исключительно в этом городе. В итоге к концу царствования Петра Россия, имевшая 48 линейных и 788 галерных (гребных) и прочих судов, стала одной из сильнейших морских держав Европы.

Начало Северной войны привело и к окончательному созданию регулярной армии. Раньше армия состояла из двух главных частей: дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцов, казаков, полков иноземного строя и т.д.). Пётр изменил сам принцип комплектования армии. Периодические созывы дворянского ополчения были заменены рекрутскими наборами, которые распространялись на всё население, платившее подати и нёсшее государственные повинности. Первый такой набор был произведён в 1699 г. Однако соответствующий указ был подписан только в 1705 г., и с этого времени рекрутские наборы стали ежегодными (с 20 дворов брали одного человека). В рекруты записывали только холостых в возрасте от 15 до 20 лет (однако, в ходе Северной войны из-за постоянной нехватки солдат и матросов эти ограничения в возрасте постоянно изменялись). Рекрутские наборы тяжким бременем легли, прежде всего, на русскую деревню. Срок службы практически не был определён, и человек, отправленный в армию, не надеялся на возвращение к обычной жизни. Однако огромная армия, численность которой к концу царствования Петра I достигла 200 тыс. человек (не считая около 100 тыс. казаков), позволила России одержать блестящую победу в изнурительной Северной войне

Главные итоги военных реформ Петра сводятся к следующему:

· создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их;

· появление целой плеяды талантливых полководцев (Меншиков, Шереметев, Апраксин, Брюс и др.);

· создание мощного военно-морского флота – почти что из ничего;

· небывалый рост военных расходов и как следствие – покрытие их за счёт жесточайшего выжимания средств из простого народа.

Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Ряд указов вводил местное самоуправление для городского купечества, а также населения поморских (северных) городов. Власть воевод отменялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором казённых денежных платежей. Во главе новых органов местного самоуправления была поставлена Московская ратуша, выбираемая столичным купечеством. В её ведении находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавил Ратушу в должности «обер-инспектора ратушного правления» бывший дворецкий боярина Шереметева А.А. Курбатов.

Но расходы росли, и постепенно царь стал утрачивать доверие к финансовым возможностям Ратуши. Пётр приходит к выводу, что «человеку трудно за очи всё разуметь и править», а затем и к решению перенести центр тяжести управления на места. Помимо финансовых нужд это диктовалось также и потребностями армии. По замыслу Петра, новые местные органы власти должны были после окончания Северной войны заняться расквартированием войск (т.е. их размещением и обеспечением в мирных условиях). Практическое осуществление реформы началось в конце 1707 г. В 1708 г. было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (впоследствии – Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. В его подчинении были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстеры для сбора хлебных доходов, другие назначаемые государством чиновники. Губернская реформа фактически упраздняла преобразования 1699 г.: города были подчинены уездным комендантам (так с 1710 г. стали именоваться воеводы), а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

Подворная перепись населения 1710 г. привела к ещё одной перекройке местного управления. Была установлена особая платёжная единица в 5536 дворов, обеспечивавшая одну «долю» всех средств, необходимых для покрытия военных расходов. Комендантства (старые уезды) отменялись, а вместо них вводились «доли» во главе с новыми чиновниками – ландратами. Предусматривалось, что в соответствии с числом таких «доль» каждая губерния должна будет содержать определённое количество полков.

Главная задача губернской реформы – обеспечение армии за счёт местных учреждений – выполнена не была, т.к. Северная война, несмотря на Полтавскую победу, затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения оказались не безграничными. Очень скоро рост военных расходов привёл к хроническому недостатку средств, и многие губернаторы, стремясь продемонстрировать царю своё радение о «казённой прибыли», пускались на всяческие ухищрения. Так, например, казанский губернатор Апраксин придумывал новые «доходы» и предъявлял царю фальшивые ведомости по ним.

Все эти преобразования вызвали полное расстройство центрального управления. В результате губернской реформы прекратили своё существование приказы (кроме военных). В начале XVIII в. в России фактически не было даже столицы, т.к. Москва уже перестала быть ею, а Петербург ещё не стал. Единственной центральной властью был сам государь со своими сподвижниками, которые могли называться то «ближней канцелярией», то «консилией министров» и т.п. И вот в 1711 г., отправляясь в турецкий поход, Пётр издал коротенький указ, гласивший: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Так одним росчерком пера было основано учреждение, в том или ином виде просуществовавшее в России около двухсот лет. Первоначально Пётр хотел создать лишь временный орган власти, который управлял бы страной во время его частых разъездов по стране и военных походов. В первое время сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и его задачи были довольно неопределёнными. С одной стороны, он был призван осуществлять высший надзор за судом и заботиться об умножении доходов, с другой – Пётр требовал от своих подданных признания сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения были обязаны повиноваться как самому царю.

Ещё в 1712 г. у Петра появилась идея организовать по шведскому образцу «коллегии», которые должны были ведать отдельными отраслями управления. Для изучения иностранного опыта царь отправил за границу специальные экспедиции. Прошло несколько лет, и в 1718 г. был подписан указ об учреждении девяти коллегий: Чужестранных дел, Камер-коллегии (ведала сбором доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии (ведомство финансового контроля). Воинской, Адмиралтейской (военно-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (горнозаводская и фабричная промышленность). Штатс-коллегии (ведомство государственных расходов). С появлением коллегий прекращали своё существование многие из ещё сохранившихся приказов. Некоторые из них вошли в состав новых учреждений. Так, в Юстиц-коллегию было включено семь старых приказов. Особенностью коллегий по сравнению с приказами стало более чёткое разграничение сфер их деятельности и, главное, – совещательный, «коллегиальный» порядок ведения дел. «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей (этот), то оный (тот) увидит» – так объяснял это сам Пётр. Вскоре, однако, выяснилось, что и здесь многое, как самокритично признавал царь, «не рассмотря учинено было». Поэтому и количество коллегий, и их состав, и сферы деятельности каждой из них не раз изменялись при Петре. Тем не менее, основные принципы их работы оставались неизменными.

После учреждения коллегий Пётр I решил реформировать на шведский манер и местное управление. В 17191720 гг. началась очередная реформа административно-территориального устройства. Были отменены не оправдавшие себя ландратские "доли". Губернии теперь делились на провинции, а те в свою очередь – на дистрикты, в основном соответствовавшие старым уездам. Правители дистриктов – земские комиссары – назначались Камер-коллегией. Единственное, что русское правительство решило не заимствовать из шведского опыта, – это крестьянское самоуправление. «В уездах из крестьян умных людей нет», – объясняли правители России.

Претерпело изменения и городское управление. Должность бурмистров, учреждённая реформой 1689 г., отменялась. Все посадское население отныне делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составлявший подавляющее большинство городского населения. Резко сократился круг людей, принимавших участие в выборах; новые органы городского самоуправления, магистраты, теперь состояли лишь из представителей 1-й гильдии. Деятельность городских магистратов контролировал и координировал Главный магистрат, подчинённый сенату.

Особое место среди государственных преобразований Петра I принадлежит принятой в 1722 г. Табели о рангах. Её значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по трём родам службы: гражданской, военной сухопутной и военно-морской. Табель о рангах обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, а значит, и основой любой карьеры. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера (т.е. служебного положения) не получат», – подчёркивалось в указе. При этом некоторые возможности продвижения вверх по служебной лестнице открывались и для выходцев из «подлого люда»: всякий получивший первый офицерский чин или восьмой ранг гражданской службы (всего их было 14) становился дворянином.

Многие историки признают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнётом, мало чем уступавшим войне Петровского времени», – писал известный российский историк В.Я. Уланов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)