АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская культура XIX века и её вклад в мировую культуру

Читайте также:
  1. II.11. Русская философия XIX в.
  2. II.6.1. Античная культура и христианство
  3. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  4. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  5. Адхократическая культура
  6. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  7. Андроновская культура
  8. Антикультура, контркультура, субкультура.
  9. Афанасьевская культура.
  10. Белорусская государственная сельскохозяйственная академия
  11. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики – элемент идеологии белорусского государства
  12. Белорусская модель социально-экономического развития

Российская культура XIX в, впервые за всю историю начала оказывать воздействие на культуру зарубежных стран. XIX в. в России представляет калейдоскоп различных течений, стилей.

Образование. Образованность общества — это один из важнейших показателей культурного развития страны. На рубеже XVIII—XIX вв. население было не­грамотным, поэтому деятельность императора Александра I была направлена на создание системы государственного образования. Строились одногодичные приходские школы, трехклассные уездные училища, семиклассные гимназии. В годы правления Александра I образование было бессослов­ным, но уже при Николае I приходские школы были только для крестьян, в уездных училищах могли учиться дети куп­цов, ремесленников, а дети дворян и чиновников получали образование в гимназиях. Кроме того, строились специаль­ные средние учебные заведения для дворянства, например кадетские корпуса. И только дети, окончившие гимназию, могли поступать в университеты. Самым лучшим учебным заведением в 1811 г. стал Царскосельский лицей. Повсеме­стно было распространено домашнее образование, в кото­ром большое внимание было уделено иностранным языкам, искусству слова, живописи, музыке, этикету. В начале XIX в. женское население оставалось малограмотным. Лишь для дворянок было несколько закрытых учреждений. Учились они 7—8 лет, в перечень преподаваемых предметов входили арифметика, словесность, история, иностранные языки, му­зыка, танцы. Чуть позднее открылись школы для девочек, чьи отцы носили обер-офицерское звание. Значительные сдви­ги во второй половине XIX в. произошли в системе высшего образования. Были построены университеты в Одессе, Томске.

Наука. В начале XIX в. большое значение приобрета­ли научные открытия. В 1839г. закончилось строительство Пулковской астрономической обсерватории, ко­торую возглавил В.Я. Струве. Он с помощью современной для того времени аппаратуры открыл скопление звезд в плоскости Млечного Пути. Для исследования отдаленных для России территорий в 1803—1806гг. была предпринята кругосвет­ная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна. В 1819—1821 гг. была осуществлена еще одна экспедиция во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном, в ходе которой открыли Ан­тарктиду. В начале XIX в. повысилось стремление узнать историю России. В 1818г. выпустили первые 8 томов "Ис­тории государства Российского» Карамзина. В конце XIX в. большое значение имели открытия в области химии. Менделеевым был создан Периодический закон химических элементов, Бутлеровым — теория химического строения органических тел, Зелинским заложены основы органиче­ского катализа. Выдающиеся открытия Циолковского в об­ласти ракетодинамики позволили ему обосновать возмож­ность космических полетов.

Литература. Первая половина XIX в. — Золотой век русской литературы. На протяжении нескольких де­сятков лет происходила смена трех художественных стилей; сентиментализма (описывались переживания отдель­ного человека), романтизма (повествования шли о возвышен­ных чувствах любви к свободе, независимости и готовности к жертвам), реализма. Литература начала XIX в. развивалась в сложных социально-политических условиях. Правитель­ство применяло к ней запретные меры. В 1826 г. был издан цензурный устав, который заменил прежний, более либе­ральный. Вторая половина XIX в. — это эпоха мирового призна­ния русской классической литературы. В это время творили такие великие писатели, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Тургенев и др.

Живопись начала XIX в. также прошла путь от клас­сицизма к реализму. Академия художеств ставила пре­грады попыткам свободы творчества, поощряла произведения на библейские и мифологические сюжеты. Но мо­лодых художников это не устраивало, поэтому они обраща­лись к портретному жанру. Вторая половина XIX в. — одна из лучших страниц в истории русской живописи. В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств начали протест против ухода от злободневных проблем. С 1870г. создается Това­рищество передвижных художественных выставок.

Архитектура начала XIX в. характеризуется крупны­ми ансамблями. Было построено здание Адмиралтей­ства, на стрелке Васильевского острова воздвигли зда­ние Биржи, на Невском проспекте — Казанский собор. Для второй половины XIX в. характерно разнообразие направле­ний и смешение стилей. По проекту Рязанова построили дво­рец Великого князя Владимира Александровича.

Музыка. В начале XIX в. вековое народное творчество дало основу для развития национальной музыкальной школы. Появился новый особый жанр — русский ро­манс. Среди композиторов этого времени особое место за­нимает М.И. Глинка. В его произведениях искусно сочетают­ся классические традиции европейской музыки с русскими народными мелодиями. Во второй половине XIX в. происхо­дит окончательное формирование национальной музыкальной школы. В начале 1860-х гг. образовался творческий коллек­тив, который называли «Могучей кучкой». В его творчестве особо ярко проявляется национальный дух.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)