АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ II: ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДОКТРИНЫ

Читайте также:
  1. I Раздел 1. Международные яиившжоши. «пююеям как процесс...
  2. I РАЗДЕЛ.
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  4. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  5. II РАЗДЕЛ.
  6. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  7. II. Основные задачи и функции
  8. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  9. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  10. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  11. III РАЗДЕЛ.
  12. IV РАЗДЕЛ.

 

 

ВОПРОС 4. Первые философские (досократические) школы Древней Греции.

 

1. Общее понятие досократических философских школ.

 

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

 

милетская школа:

 

школа пифагорейцев;

 

школа Гераклита Эфесского;

 

элейская школа;

 

атомисты.

 

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

 

ярко выраженный космоцентризм;

 

повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

 

поиск первоначала, породившего все сущее;

 

гилозоизм (одушевление неживой природы);

 

доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

 

2. Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

 

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

 

выступали с материалистических позиций;

 

занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

 

пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

 

искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

 

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

 

первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

 

представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

 

считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

 

допускал наличие множества богов;

 

считал центром вселенной Землю;

 

точно определил продолжительность года – 365 дней;

 

сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

 

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

 

первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

 

вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

 

первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

 

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

 

первопричиной всего сущего считал воздух;

 

выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

 

проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

 

отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

 

3. Гераклит Эфесский.

 

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

 

первоначалом всего сущего считал огонь;

 

вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

 

считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

 

был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

 

признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

 

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

 

выступал за материальность человеческой и мировой души;

 

был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

 

движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

 


4. Пифагорейцы.

 

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

 

первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

 

выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

 

считали единицу мельчайшей частицей всего;

 

пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

 

5. Элеаты.

 

Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

 

Элеаты:

 

изучали проблемы познания;

 

жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

 

были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

 

считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

 

6. Атомисты.

 

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

 

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

 

весь материальный мир состоит из атомов;

 

атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

 

атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

 

атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);

 

между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

 

атомы находятся в вечном движении;

 

существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

 

атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.


 

ВОПРОС 5. Философия софистов и Сократа.

 

1. Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.

 

Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:

 

старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

 

младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

 

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

 

2. Характерные черты философии софистов.

 

Для софистов характерно:

 

критическое отношение к окружающей действительности;

 

стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

 

неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

 

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

 

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

 

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

 

субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

 

3. Софизм как основной логический прием софистов.

 

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

 

Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм:

 

«То, что не потерял, ты имеешь,

 

ты не потерял рога;

 

значит ты их имеешь».

 

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

 

4. Значение деятельности софистов.

 

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

 

критически взглянули на окружающую действительность;

 

распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).

 

5. Философия Протагора.

 

Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

 

вне человеческого сознания ничего не существует;

 

нет ничего раз и навсегда данного;

 

что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

 

если завтра то, что хорошо сегодня станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

 

вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»);

 

окружающий мир относителен;

 

объективное (истинное) познание недостижимо;

 

существует только мир мнения.

 

Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

 

Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к борам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

 

6. Философия Сократа.

 

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

 

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:

 

любое знание есть добро;

 

любое зло, порок совершается от незнания.

 

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.

 

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

 

способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

 

искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.;

 

открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

 

ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов;

 

воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».

 

7. «Сократические школы».

 

«Сократические школы» - философские учение, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относится:

 

Академия Платона;

 

школа киников;

 

киренская школа;

 

лигарная школа;

 

элидо-эритрийская школа.

 

Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н.э. (около 1000 лет).

Киники – философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.

 

Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»).

 

Киренская школа – основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики):

 

выступали против изучения природы;

 

высшим благом считали наслаждение;

 

соответственно целью жизни видели наслаждения, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство – как средство для достижения наслаждения.

 

Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители – Евбулид, Диодор Крон.

 

Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.

 

Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище «спорщики».

 

Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - «Куча» и «Лысый», с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество.

 

Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникает куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?»

 

Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становиться лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»


 

ВОПРОС 6. Философия Платона.

 

1. Общая характеристика личности и творчества Платона.

 

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

 

2. Платон – основоположник идеалистического направления философии.

 

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

 

материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

 

окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

 

реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

 

чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

 

любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

 

весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

 

3. «Триада» Платона – «единое», «ум», «душа».

 

Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

 

«единого»;

 

«ума»;

 

«души».

 

«Единое»:

 

является основой всякого бытия;

 

не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

 

есть ничто;

 

выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

 

первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

 

«Ум»:

 

происходит от «единого»;

 

разделен с «единым»;

 

противоположен «единому»;

 

является сущностью всех вещей;

 

есть обобщение всего живого на земле.

 

«Душа»:

 

подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

 

также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

 

душа человека (вещи) есть часть мировой души;

 

душа бессмертна;

 

при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

 

постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

 

4. Гносеология (учение о познании) Платона.

 

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

 

поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

 

«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

 

высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

 

5. Проблема государства в философии Платона.

 

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

 

монархия – справедливая власть одного человека;

 

тирания – несправедливая власть одного человека;

 

аристократия – справедливая власть меньшинства;

 

олигархия – несправедливая власть меньшинства;

 

демократия – справедливая власть большинства;

 

тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

 

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

 

6. Платоновский проект государства.

 

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

 

все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

 

работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

 

воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

 

философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

 

философы и воины не должны иметь частной собственности;

 

жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

 

не существует брака, все жены и дети общие;

 

допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

 

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

 

7. Значение философии Платона.

Историческое значение философии Платона в том, что

 

впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

 

положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);

 

впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;

 

были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

 

была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

 

8. Академия Платона.

 

Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.


 

ВОПРОС 7. Философия Аристотеля.

 

1. Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.

 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

 

367-347 гг. до н.э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

 

347-335 гг. до н.э. (12 лет) – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

 

335-322 гг. – основал собственную философскую школу – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

 

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

 

2. Классификация философии, данная Аристотелем.

 

Философию Аристотель разделил на три вида:

 

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

 

практическую – о деятельности человека, устройстве государства;

 

поэтическую.

 

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

 

3. Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

 

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».

 

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.

 

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

 

не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

 

существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

 

данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д.;

 

индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

 

4. Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

 

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).

 

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

 

сущность (субстанция);

 

количество;

 

качество;

 

отношение;

 

место;

 

время;

 

положение;

 

состояние;

 

действие;

 

страдание.

 

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

 

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

 

5. Проблема материи в философии Аристотеля

 

Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

 

все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

 

изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

 

реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

 

потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

 

высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

 

6. Проблема души и человека в философии Аристотеля.

 

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:

 

растительная душа;

 

животная душа;

 

разумная душа.

 

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

 

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

 

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

 

по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

 

отличается от животных наличием мышления и разума;

 

имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

 

Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

 

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

 

7. Классификация Аристотеля форм государства.

 

Аристотель выделяет шесть типов государства:

 

монархия;

 

тирания;

 

аристократия;

 

крайняя олигархия;

 

охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

 

полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

 

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

 

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

 

8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

 

внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

 

дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

 

выделил 10 философских категорий;

 

дал определение бытия через категории;

 

определил сущность материи;

 

выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

 

внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).


 

 

ВОПРОС 8. Теологическая философия средних веков.

 

1. Общее понятие и основные черты средневековой философии.

 

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).

 

Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.).

 

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

 

теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

 

изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

 

господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

 

сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

 

человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

 

провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

 

выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

 

выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

 

мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

 

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

 

2. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.

 

Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.

 

Согласно догмату творения:

 

Бог сотворил окружающий мир из ничего;

 

творение мира есть результат акта Божественной воли;

 

мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

 

природа не может творить сама себя;

 

единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

 

Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

 

подлинным бытием является только Бог;

 

сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

 

поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

 

нет четкой границы между Богом и Его творением.

 

Согласно догмату откровения:

 

мир можно познать, только познав Бога;

 

Бог недоступен для познания;

 

несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;

 

единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;

 

Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.

 

3. Проблема добра и зла в средневековой теологической философии.

 

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

 

окружающий мир всецело сотворен Богом;

 

Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;

 

следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

 

зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;

 

поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;

 

в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

 

В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

 

4. Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.

 

Средневековая теологическая философия (в отличие от античной) практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (например, Аристотель) считали единой сущностью – бытием, теологическая философия разделяет на:

 

бытие (существование) – экзистенцию;

 

сущность – эссенцию.

 

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).

 

Эссенция (сущность) характеризует вещь:

Что такое вещь?

 

Какая вещь?

 

Для чего она существует?

 

Античные философы видели сущность (признаки) и существование (факт бытия) в неразрывном единстве, как единую сущность – бытие. Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки) должна быть сотворена Богом. Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы – сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием. Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) – только разумом. Только в Боге сущность и существование совпадают.

 

5. Общие понятия схоластики, номинализма и реализма.

 

Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

 

Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище «Философия – служанка богословия»).

 

Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

 

Схоласты подразделяли знание на два вида:

 

сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

 

естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога).

 

В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.

 

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления – номинализм и реализм.

 

Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи).

 

Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

 

Номинализм (от лат. nomen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

 

К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.

 

6. Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:

 

стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;

 

сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;

 

способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании);

 

способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

 

положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я – концепция, рационализм);

 

пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

 

выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении.


 

 

ВОПРОС 9. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

 

1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.

 

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

 

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были:

 

совершенствование орудий труда и производственных отношений;

 

кризис феодализма;

 

развитие ремесла и торговли;

 

усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

 

укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

 

появление первых парламентов;

 

отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

 

повышение уровня образованности в Европе в целом;

 

великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

 

научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

 

2. Основные направления философии эпохи Возрождения.

 

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

 

гуманистическое (XIV – XV в., представители:Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

 

неоплатоническое (сер.XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико деллаМирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

 

натурфилософское (XVI – нач.XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

 

реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

 

политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

 

утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

 

3. Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся:

 

антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

 

оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);

 

перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

 

принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

 

большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

 

торжество индивидуализма;


 

 

ВОПРОС 10. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции.

 

1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.

 

Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный французский философ и ученый математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

 

обосновал ведущую роль разума в познании;

 

выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

 

стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

 

выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

 

2. Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию – главной идеи рационализма.

 

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

 

в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства?Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?);

 

зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.);

 

следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

 

сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;

 

мыслить может реально существующий человек;

 

следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

 

поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

 

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно я существую».

 

3. Учение Декарта о субстанции.

 

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

 

Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

 

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

 

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

 

материальные (вещи);

 

духовные (идеи).

 

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

 

протяжение – для материальных;

 

мышление – для духовных.

 

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

 

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

 

Остальные свойства как материальных, так и духовных производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.).

 

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

 

Человек – единственное существо в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

 

4. Дуализм Декарта.

 

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

 

С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

 

5. Научный метод Декарта – дедукция.

 

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

 

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).

 

В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском).

 

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

 

Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

 

допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

 

сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

 

последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;

 

строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

 

6. Учение о «врожденных идеях» и цели философии.

 

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

 

Данные идеи могут быть двух видов:

 

понятия;

 

суждения.

 

Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.;

 

врожденных суждений: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

 

Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются:

 

расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

 

использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

 

изобретение новых технических средств;

 

усовершенствование природы человека.

 

В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.


 

ВОПРОС 11. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность)

 

1. Предпосылки и общая характеристика английской философии нового времени.

 

Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII – XVIII вв. имела свою специфику:

 

материалистическую направленность (большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснить проблемы бытия и резко критиковало идеализм);

 

господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм – направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);

 

большой интерес к социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).

 

Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной. Большое влияние на ее характер имели следующие политические события:

 

революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование республики, движение индепендентов);

 

«славная революция» 1688 года;

 

окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимостью от Папы Римского;

 

упрочение роли парламента;

 

развитие новых буржуазных общественно-экономических отношений.

 

Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:

 

Фрэнсис Бэкон – считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;

 

Томас Гобсс (уделял болшое внимание проблемам государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею «общественного договора»);

 

Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил традицию Т.Гоббса).

 

2. Ф. Бекон – основоположник эмпирического направления в философии.

 

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ и политический деятель (в 1620 – 1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

 

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

 

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание – сила».

 

3. Индукция как главный метод эмпирического познания.

 

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

 

Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то значит, все металлы обладают свойством плавления).

 

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

 

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

 

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

 

4. Три пути познания Бэкона.

 

Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

 

«путь паука»;

 

«путь муравья»;

 

«путь пчелы».

 

«Путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

 

«Путь муравья» - такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

 

«Путь пчелы», по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.206 сек.)