АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Http://www.svt-innokentiy.ru/life_o_prikhodskih_poslushaniah_brph.htm

 

 

Очень правильная фраза. И главное актуальная. Но это в идеале…

В больших городах проблем с певчими, имеющими необходимые музыкальные знания и навыки, нет.

А как быть с приходами, расположенными в малых населенных пунктах: городах, поселках, деревнях?

Если приход сформировался недавно, ни о каком мастерстве певчих, как правило, можно не говорить.

При этом, следует отметить, что в хоре петь дано не каждому.

Петь в хоре, в частности в церковном (речь пойдет именно о нём) – значит петь в группе, где все, как одно целое, а не каждый сам по себе.

По опыту надо сказать, что наличие музыкального образования подчас не является основополагающим фактором принятия, или пребывания человека в хоре. Есть люди, которые обладая музыкальной грамотой (напр.: некоторые музыканты), слухом и голосом, в хоре петь не могут вообще!

В противопоставление им, есть такие личности, которые при отсутствии (абсолютном) музыкального образования, обладают отличной музыкальной памятью, тончайшим слухом и быстро учатся. И это следует учитывать при оценке кандидата для приема хор.

При пении в хоре-группе, необходимо научиться слышать не только себя, но и научиться прислушиваться ко всем поющим, или по крайней мере, если хор большой, к рядом стоящим певчим. Необходимо научиться улавливать и понимать гармонию – т.е. красоту звучания, следующую из каждого правильно спетого аккорда. Необходимо научиться петь так, чтобы исполняемые произведения не отвлекали от молитвы, а созидали её.

Некоторые думают, что это невозможно!

Однако есть интересный факт: опытный регент (дирижёр, руководитель церковного хора, ансамбля) слышит всехJ, настолько велика его концентрация, его настрой на правильное и согласное пение.

При этом, любому человеку необходимо время, чтобы влиться в коллектив, раскрепоститься, спеться. Этим временем для начинающего певчего можно считать испытательный срок от 6 месяцев до 2 лет (в зависимости от вокальных данных (музыкальной памяти, слуха, голоса и возраста). Пение на клиросе (а особенно пение первой сопрановой партии) людям в возрасте, превышающем 55 лет, не желательно в принципе (в этот период жизни происходят возрастные изменения голосового и/или слухового аппарата и соответственно голоса и/или слуха человека: в голосе появляется «металл», хрипотца, сип, голосовая вибрация и пр.; слух понижается). Желательно не петь вместе детям до 18 лет и взрослым (оснований много). Хотя и здесь иногда бывают исключения.

И конечно, многое в хоре зависит от регента, которому придется обучать начинающего певца, т.с. лепить. Но «обучать», к сожалению, могут не все: нет возможности (например: помещения, инструментов), не хватает знаний, опыта, времени и т.д..

Регент - в большинстве уездных приходов – это, как правило, человек, несколько лет поющий в церковном хоре; часто бывает, что не имеющий даже специального (регентского) образования; у которого, в лучшем случае, закончена музыкальная школа, либо колледж. Он способен разъяснить человеку порядок и ход службы, научить петь гласовые распевы, стихиры и разучить с новичком основные церковные произведения.

Но вот вокальной технике может научить далеко не каждый.

Однако знать её (её азы) любому певчему (и не только начинающему) просто необходимо, для правильного, красивого и безопасного пения. Ведь от пения неправильного, происходит быстрая деградация голоса.

При этом очень важно, что бы сам певец стремился учиться, старался развить полученные навыки, приумножить знания: не пропускал бы репетиции, выполнял домашнее задание, не игнорировал замечания регента, или опытных певцов, не подхватил бы «звездную болезнь», не злился бы на окружающих, не завидовал, если что-то у него получается хуже, чем у других, не стал бы попросту «балластом» для хора, прячущимся за других хористов при пении и затихающим, когда ведущий партию певец устав от такого соседства замолкает - а стал бы самостоятельным, деятельным, полноценным участником клиросного коллектива.

В церковном хоре не должно быть ведущих и второстепенных певцов. Ведущими, способными заменить или поддержать друг друга, а также ПРАВИЛЬНО спеть хотя бы свою партию в одиночку, должны быть/уметь все.

И вот уж если человек, через отведенное «для вливания» время не пристроился к коллективу, не приноровился, не запел самостоятельно, с ним, к сожалению, следует расстаться (но это конечно решать регенту).

Сам же певчий должен реально оценивать свои возможности и ни в коем случае не обижаться, если регент принимает решение о его выводе из состава хора.

 

Клиросное (церковное) пение - суть отдельное направление в музыке, ни с чем не сравнимое, и ни на что не похожее.

Согласно православному учению, церковные песнопения являются отзвуками Небес, которые гимнограф только улавливает и передаёт людям.

В древней Церкви практиковалось одноголосное пение. И сейчас в некоторых монастырях эта традиция сохранилась. Древнерусское знаменное пение было одноголосное, ровное. Только в XVII веке с Запада в нашу Церковь пришло партесное (многоголосное) пение, которое постепенно начало превращаться в украшение богослужения. Как сказал один регент: «Многокрасочность и многообразие канонической манеры было принесено в жертву концертному стилю и хоровой виртуозности».

Но в любом случае, поют клирошане в один голос или исполняют многоголосие, цель у церковного пения одна – настроить людей на молитву, а не отвлечь от неё.

А способов отвлечения от молитвы много: от страсти в голосе, до простого отсутствия слуха, и/или певческой техники у хориста.

И то и другое пагубно сказывается на общем молитвенном настроении в храме, поскольку в первом случае люди заслушиваются соловьиной трелью певца и попросту забывают о том, зачем пришли в Церковь, а в другом затыкают уши и даже уходят с богослужений, от нежелания слушать «кошачий концерт».

 

Из всего сказанного становится понятно, что одного желания петь на клиросе не достаточно, надо еще овладеть хотя бы начальными представлениями о пении вообще и о церковном пении в частности. Ведь не стоит забывать, что петь нам предстоит перед самим Богом.

 

Именно для тех, кто обладает голосом (т.е. говорит!), слухом (т.е. может спеть простую мелодию точно!!! в унисон еще с кем-то и самостоятельно!) и когда-нибудь, осознанно, решит попробовать свои силы на трудной, доступной не каждому, ниве клиросного служения, мы начинаем курс уроков, в которых попытаемся в доступной, не перегруженной терминами и музыкальными определениями форме, изложить основы вокальной техники, которые необходимы знать начинающему певчему.

А ему дай Бог найти в себе силы дочитать всё до конца.

 

Рекомендуем читать изложенный ниже материал постранично, прочитывая по нескольку раз сложные и непонятные технические моменты и разъяснения, с целью осмысления и уяснения материала.

 

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)