|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культурная и научная жизнь советского общества в годы «хрущёвской оттепели»С началом хрущевской ”оттепели” процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему фактически происходил некоторый отход ряда авторов от принципов социалистического реализма. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг. В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений. Культура и искусство оставались под жестким партийно-государственным контролем. В связи с начавшейся “оттепелью” в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране. Лидером поколения “шестидесятников” являлся поэт, главный редактор журнала “Новый мир” А.Т. Твардовский. Выдвинулось новое поколение поэтов - А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. В это время работали писатели “критического” направления – Ю. Нагибин, А. Яшин, И. Эренбург и др. Был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве). Начальная четырехлетняя школа заменялась трехлетней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет.; к 1966 г. школа вернулась к десятилетнему сроку. В рассматриваемый период активно велись исследования в области физики: атомной физики (И.В. Курчатов Я.Б. Зельдович, А.Д. Сахаров и др.), химии. Крупным достижением советской техники явилось создание сверхскоростных боевых и пассажирских самолетов, достижения в освоении космического пространства. Новые тенденции в художественной жизни страны. В результате изменений в общественно-политической жизни страны произошла реабилитация многих деятелей литературы, началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов (“Юность”, “Иностранная литература” и др.). Новое рассмотрение получила тема Великой Отечественной войны, незаконных репрессий (В.Д. Дудинцеа “Не хлебом единым”, В. Гроссман “Все течет“, А. Солженицын “Один день Ивана Денисовича”) и др. конце 50-х годов получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени. Происходило раскрепощение художественной жизни. Было реабилитировано искусство авангарда рубежа ХIХ –ХХ вв. и его теоретическое наследие. Проводились также выставки современных молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле (“соцарт”, абстрактный экспрессионизм, фантастический реализм). В начале 50-х гг. произошли изменения в практике градостроительства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе в 1949-1953 гг. здание МГУ на Ленинских горах, архитектор Л. Руднев). Продолжалось строительство Московского метрополитена; в отделке его станций принимали участие архитекторы А.В. Щусев и др. В 1954-1957 гг. был сооружен Центральный стадион им. В.И. Ленина в Лужниках, осуществлен проект планировки квартала в жилом районе Новые Черемушки (арх. Н. Остермана). В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство (Д. Шостакович, А. Хачатурян и др.). В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (распространилось цветное кино). Однако в конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры. Своеобразным рубежом стало “дело Пастернака”, левые течения в искусстве получили осуждение как “формальные” и “абстрактные”, подверглось критике творчество Э. Неизвестного, И. Эренбурга, М. Хуциева. В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушание дела по обвинению И. Бродского. Развитие культуры в период хрущевской “оттепели“ носило противоречивыйхарактер. С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью. С другой - в условиях существования тоталитарного государства деятели советской культуры продолжали оставаться в жестких рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что в дальнейшем привело к духовному кризису в обществе.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |