|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. Принцип удовольствия
Вся аналитическая работа проводится в рамках так называемого прин- ципа реальности, то есть способности организма терпеть страдание или неудовольствие ради ожидаемого удовольствия в будущем. Именно прин- цип реальности позволяет пациенту выдержать болезненные моменты аналитической терапии. Возможности и действие этого принципа по- нятны, но мы еще не рассмотрели лежащие в его основе механизмы. В следующей главе мы попробуем выявить и исследовать некоторые из них, но перед этим необходимо понять, что принцип реальности является про- изводной и модификацией основного общего принципа, который управ- ляет мышлением и поведением организмов. Речь идет о принципе удо- вольствия.
Исследуя бессознательные психические процессы, Фрейд обнаружил закономерность, которая отличает их от сознательной психической актив- ности. Он пришел к выводу, что эти бессознательные процессы «старшие, первичные, они представляют собой фазу развития, где других психичес- ких процессов не было» (Freud 1911, р. 14). Они подчиняются тенден- ции, которую он назвал «принципом удовольствия-страдания». Проще говоря, это означает, что организм ищет удовольствия и избегает неудо- вольствия и страдания. В дальнейшем Фрейд детально исследовал этот принцип, связывая «неудовольствие с возрастанием возбуждения, удоволь- ствие - с уменьшением» (Freud 1950а, р. 2). Можно упростить это поло- жение, заменив слово «возбуждение», и сказать, что неудовольствие, или страдание, увеличивают напряжение, а удовольствие снижает его.
На уровне психики есть несколько понятий, углубляющих понимание этого принципа. Кто-то может сказать, что напряжение вызывают потреб- ности, а их удовлетворение приносит удовольствие. Но это не продвигает нас к пониманию. Напряжение само по себе есть потребность, так же как потребность есть напряжение. Объяснение здесь следует искать на биологическом уровне.
В 1934 году Райх провел в Университете Осло серию экспериментов, имеющих отношение к этой проблеме. Подробно они изложены в его книге «функция оргазма», поэтому я ограничусь здесь изложением основ- ных наблюдений и выводов.
Прежде всего было показано, что изменение электрического потенци- ала на поверхности кожи зависит от эмоций. Возникает так называемый психогальванический феномен. Эксперименты Райха были направлены на изучение того, что происходит при сексуальном возбуждении и как это связано с восприятием удовольствия. Осциллографические записи пока- зали, что происходит с кожным потенциалом эрогенных зон при прият- ной и неприятной стимуляции. Райх установил, что восприятие удоволь- ствия каждой зоной - губами, сосками, ладонями рук и т.д. - сопровож- дается резким повышением кожного потенциала соответствующей области тела (Reich 1942, р. 335). Это отмечали приборы, расположенные в дру- гой комнате. Надавливание или испуг, напротив, вызывают заметное сни- жение потенциала. Далее, «психическая интенсивность приятных ощу- щений соответствует величине биоэлектрического потенциала». Таким образом было получено экспериментальное подтверждение фрейдовской мысли о том, что Я в своей функции восприятия есть первичный фено- мен поверхности тела и одновременно проекция поверхностного фено- мена на соответствующую область мозга, благодаря чему процесс воспри- ятия становится осознанным. Мы имеем два тесно переплетенных явле- ния восприятия: проекцию на поверхность тела и проекцию поверхности на другую поверхность.
Чтобы понять оба феномена как единую экспрессию всего организма, каковой они и являются, мы прибегнем к райховскому основному закону биологического функционирования: единству и противоположности веге- тативной жизни организма. Здесь доминируют две функции-расширение и сокращение. Они напоминают обычную пульсацию, присущую всем живым организмам. Как показал Райх, в соматической сфере расширение и сокращение как психический процесс коррелируют с работой симпати- ческого и парасимпатического отделов нервной системы и с действием определенных групп ионов. На психическом уровне биологическое расши- рение ощущается как удовольствие, а сокращение - как неудовольствие. Между вегетативным центром и периферией есть функциональное проти- вопоставление, которое делает возможным дальнейшую корреляцию меж- ду психическими ощущением и энергией движения. Поток энергии от центра организма к периферии функционально соответствует биологичес- кому расширению и восприятию удовольствия. И наоборот, движение энергии от периферии к центру тождественно биологическому сокраще- нию и восприятию неудовольствия или тревожности.
Чтобы представить этот механизм, можно воспользоваться тем рисун- ком, который в предыдущей главе иллюстрировал соматическую основу и психический уровень функционирования (см. рис. 6).
На нем отсутствует мышечная система, которая связана с развитием принципа реальности. Я ограничено поверхностной мембраной. Расши- рение и сокращение являются, по существу, феноменом Оно.
Мы уже отмечали, что важно выяснить, чем неудовольствие отличает- ся от тревожности. Насколько мне известно, ни Фрейд, ни Райх этого различия точно не формулировали; Райх даже приравнивал эти термины друг к другу. Вопрос можно задать так: если биологическое расширение переживается как удовольствие, почему соответствующее сокращение не переживается как неудовольствие? Слово «неудовольствие» не описывает воспринимаемого ощущения. В пульсирующем состоянии расширения и сокращения напряжение, которое возникает перед освобождением, во- влекает и погружает в ожидание будущего освобождения. Предполагае- мое удовольствие допускает состояние напряжения, которое иначе вызвало бы неудовольствие. Принцип удовольствия сам по себе содержит рудимент реальной функции, которая затем становится доминирующим принци- пом поведения взрослого человека.
Когда напряжение возникает в ситуациях, где пережить удовольствие невозможно, появляется тревожность, которая сама по себе не обязательно представляет собой патологическое состояние. В своих рассуждениях мы должны всегда основываться на принципе реальности. Тревожность ста- новится патологической, когда она несоразмерна спровоцировавшей ее внешней ситуации. Даже если она не является патологической, тревож- ность всегда переживается как угроза для Я, и взрослый организм стре- мится ее устранить. Можно еще сказать, что напряжение является пато- логическим, когда оно хроническое и не поддается контролю со стороны организма. Исходя из этих положений, здоровье можно определить как возможность организма сохранять собственный ритм пульсации в рамках принципа реальности. Удовольствие, резко отличаясь от неудовольствия, тревожности и страха, в то же время является частью общего принципа: напряжение-релаксация, сокращение-расширение. Теперь можно оп- ределить третье понятие этого ряда - страдание.
Если неудовольствие описывает состояние энергетической заряженно- сти, предшествующее разрядке, то тревожность предполагает энергети- ческий заряд, в котором движение к разрядке заблокировано или сдер- живается. Когда интенсивность заряда достигает такой степени, что на- чинает угрожать интеграции структурных элементов тела, возникает страдание. Это утверждение относится ко всем ситуациям, в которых пе- реживается страдание. Нервная система, несомненно, играет такую же важную роль в восприятии страдания, как и во всех функциях восприя- тия. Благодаря этой самой структуре всю нервную систему можно срав- нить с перевернутым деревом, его ветки и разветвления - с разветвлени- ем кровеносной системы, которая является важным каналом для свобод- ного протекания энергии в теле.
Может возникнуть впечатление, что нет ничего проще и в то же время фундаментальнее, чем действие принципа удовольствия. Еще в 1920 году Фрейд опубликовал наиболее спорную книгу «По ту сторону принципа удовольствия», в которой постулировал существование двух инстинктивных сил: влечения к смерти (первичного мазохизма), возвращающего к неоду- шевленной природе, и влечения к жизни (сексуального инстинкта), кото- рое ведет жизнь вперед по пути эволюционного развития, фрейдовская формулировка лаконична и исполнена мастерства. Я не преследую цели обсуждать ее. Вопрос в конечном итоге состоит в том, действуют ли эти силы или влечения по ту сторону принципа удовольствия или внутри него.
Фрейд пришел к этим понятиям благодаря двум феноменам. Первый из них - проблема мазохизма. По всей видимости, существуют опреде- ленные индивиды, которые не желают стать здоровыми. Вопреки прин- ципу удовольствия эти люди ищут ситуации страдания, в которых бы доминировало внутреннее принуждение и в которых «снова и снова со- держалось бы страдание и переживание». В аналитической терапии это проявляется в виде «отрицательной терапевтической реакции». Практи- ческий опыт обнаружил действие принципа, объясняющего этот фено- мен. Это - «навязчивое повторение», которое, по мнению аналитика, является «императивом, полностью пренебрегающим даже принципом удовольствия» (Freud 1950b, р. 71). Фрейд писал: «Мое утверждение о регрессивном характере влечений тоже основано на этом материале, а именно на фактах навязчивого повторения» (Freud 1950а, р. 81).
Рассмотрим это «навязчивое повторение» более детально. Оно, как ни странно, демонстрирует один из аспектов принципа удовольствия. Изве- стно, что все организмы испытывают желание повторять определенные действия. Сразу же приходит мысль о еде, сне, сексуальной активности и т.д. В целом эти действия повторяются на основе периодического возник- новения потребностей, которые вызывают напряжение организма до тех пор, пока они не будут удовлетворены. Возникающее побуждение наце- лено на то, чтобы ослабить это напряжение, и мы знаем, что освобожде- ние от таких состояний напряжения переживается как удовольствие, будь то процесс еды, сна, дефекации или сексуальной разрядки (см.: Fenichel 1945, р. 542). Другие повторные действия могут совершаться, даже если за ними не следует немедленного удовольствия, -когда наше чувство ре- альности подсказывает, что это приведет к удовольствию в будущем. Ре- гулярно посещающий аналитические сеансы пациент действует на осно- ве этого принципа. Но принцип реальности следует понимать как моди- фикацию принципа удовольствия, а не как его отрицание.
Находится ли навязчивое повторение по ту сторону принципа удоволь- ствия? Фрейд ссылается на два рода наблюдений, подтверждающих эту идею. Первым является состояние, известное нам как «травматический невроз», которое иногда возникает после несчастного случая, связанного с риском для жизни. Эти неврозы «характеризует повторное пережива- ние пациентом ситуации несчастного случая, ситуации, которую он мас- кирует другим страхом». Сопровождающие их сновидения противоречат «исполнению желаний во сне» и, как сказал Фрейд, могут вести человека к «отражению скрытых тенденций Я к мазохизму» (Freud 1950а, р. 11).
Фрейд подчеркивал, что травматические неврозы не развиваются, если имеет место значительная физическая травма. Его объяснение с точки зре- ния психологии хотя и пристрастное, но точное, поскольку гиперкатексис травмированного органа позволяет сдержать избыток возбуждения. На языке биоэнергетики это звучит так; механическое волнение и потрясение про- дуцируют определенное количество свободной энергии, высвободившейся или разрядившейся в травме. Эта свободная энергия необходима для про- цесса исцеления. Когда такое освобождение невозможно, развивается син- дром, подобный истерии. Для иллюстрации я приведу такой случай: моло- дая женщина обратилась ко мне с тем, что ей не удавалось наладить близ- кие отношения с человеком, которого она выделяла среди нескольких симпатичных ей мужчин. Важно то, как пациентка относилась к своей ситуации. Несколькими годами раньше она была замужем за молодым человеком, которого очень любила. После шести месяцев счастья она стала свидетелем того, как ее муж разбился на самолете. В тот момент, не издав ни звука, она повернулась и побежала. В дальнейшем пациентка никогда не выражала своего чувства слезами. Отгородившись от общих знакомых, она вскоре поступила на службу в вооруженные силы. Во время второй встречи, когда эта женщина лежала на кушетке, я заметил, как ее горло сжимается при дыхании. Пальпация высвободила сильный спазм горловой мускулатуры. Быстрое надавливание на эти мышцы вызвало крик испуга, за которым последовали тяжелые рыдания. Травмирующее событие вспых- нуло в ее сознании. На протяжении нескольких сеансов я вызывал крик и рыдание. Каждый раз она заново проживала ужасающее ее переживание. «затем это кончилось. Я продолжал терапию. В дальнейшем она полюбила другого человека и вышла за него замуж.
Мне неизвестно, переживала ли она травму во сне. Мы узнаем, что дина- мика проблемы требует полного высвобождения всех аффектов, включен- ных в переживание, и что это высвобождение может происходить на созна- тельном уровне. Кто-то может объяснить ее неспособность полюбить как результат иммобилизации этого большого количества аффекта или либидо. Мы могли бы интерпретировать каждый сон, в котором пациент заново переживает травмирующую ситуацию, пытаясь осуществить разрядку подав- ленного аффекта. Это не может привести в желанному результату, потому что все происходит без участия сознания. Повторные сновидения на эту тему повторяют попытку и также не приносят облегчения. Подобные неудачи носят на себе печать мазохизма. Мазохистский элемент возникает из более глубокого нарушения характера, которое само по себе поддается аналити- ческой терапии. Клиническая картина, однако, никак не противоречит прин- ципу удовольствия, поскольку организм стремится освободить внутреннее напряжение, то есть избежать неудовольствия или страха.
Другое клиническое исследование навязчивого повторения основано на невротическом феномене переноса. Я также по своему опыту знаю, что часть пациентов склонна «повторять все нежелательные ситуации и тяжелые эмоции в переносе и переживать их с величайшим простодушием» (там же, р. 22), что особенно характерно для анализа мазохистского характера. Если проблема трудна, это еще не значит, что она неразрешима. Райховс- кое объяснение психологических аспектов проблемы мазохизма - это одна из ценнейших глав в истории психоанализа. Надеюсь, мои собственные замечания по этому поводу тоже будут способствовать пониманию этого вопроса. Я уверен, что другие аналитики нашли эффективные подходы для работы с этой проблемой. Трудности аналитической терапии не должны приводить нас к мысли о невозможности исцеления. Если мы имеем в виду, что каждая аналитическая терапия еще и заключает в себе перевоспита- ние, можно достичь многого. Индивид, который до этого фигурально и буквально не стоял твердо на собственных ногах, обретет их, хотя понача- лу, когда он совершит первые усилия, его поступь будет неуверенной.
Я потратил некоторое время на рассказ о навязчивом повторении по- тому, что оно является частью принципа удовольствия. Следующий при- мер проиллюстрирует это. Я воспользуюсь наблюдением Фрейда за девоч- кой, которую заставили открыть рот у зубного врача. Дома она захотела поиграть в визит к дантисту и повторить на своей младшей сестре то же самое переживание. Эта игра демонстрирует «особенность, полную бес- сознательной тенденции принудить, активно повторить то, что пережито пассивно». Дети постоянно играют подобным образом, и заслуга Фрейда состоит в том, что он определил, на чем основаны такие игры. Я тоже вижу в этом принуждение к отреагированию травмирующего пережива- ния, происшедшего в детской жизни. Но, подчиняясь принципу удоволь- твия, навязчивое повторение модифицируется в соответствии с требова- ниями реальности. Здесь было бы уместно использовать аналогию.
Если нажать на резиновый мяч или воздушный шар, а затем убрать руку, он примет свою исходную форму настолько быстро, насколько бу- дет ослабевать надавливание. Возвращение формы мяча или шара точно повторит в обратном порядке направление того движения, которое было совершено, когда происходило надавливание. Я совершенно уверен, что навязчивое повторение следует тем же энергетическим законам, что и мяч и воздушный шар. Живой организм и воздушный шар повинуются зако- номерностям поверхностного напряжения, сохраняющегося благодаря внутреннему давлению и энергетическому заряду. Травмирующее пере- живание - это удар по Я ребенка, который можно сравнить с надавлива- нием на поверхность шара. Когда давление исчезает, Я будет стараться отреагировать переживание путем активного движения, повторяя в об- ратном направлении исходную реакцию. Далее, если ребенку не удается активно отреагировать такое травматическое переживание, то это про- исходит потому, что его энергетическая система не достаточно напряже- на внешним давлением. Я частично разрушается, и ситуация напоминает поверхностное натяжение полунадутого шара.
На психологическом уровне можно говорить о совладании человеком с ситуациями угрозы. Отождествление с активным процессом позволя- ет ребенку интегрировать в сознание все переживание целиком. Если человек, который упал с лошади, преодолев свой страх, снова немедлен- но сядет на лошадь, его нельзя считать мазохистом. Как бы ни интер- претировалось поведение с точки зрения психологии, основные паттер- ны определяются лежащими в их основе энергетическими процессами.
И Фрейд и Райх были солидарны в том, что принцип удовольствия передает основные биоэнергетические закономерности. Фрейд, как мы знаем, связывал удовольствие и неудовольствие с «количеством возбужде- ния, которое присутствует в сознании, но отнюдь не является "границей"; их отношения таковы, что неудовольствие соответствует увеличению воз- буждения, а удовольствие - уменьшению». Райх отождествил удовольствие и неудовольствие с движением энергии в организме. Движение к пери- ферии уменьшает внутреннее давление, повышает поверхностное напря- жение и облегчает разрядку во внешний мир. Движение внутрь имеет противоположный эффект. Так мы приходим к проблеме энергетической Разрядки живого организма, которая представляет собой функцию его отношений с реальным внешним миром.
Само существование живого организма создает первое противоре- чие в динамике энергетических процессов - между индивидом и вне- шним миром. Несмотря на зависимость от внешнего мира, каждый живой организм - независимое образование, и мало вероятно, чтобы он не сознавал своей индивидуальности. Отсюда, из этих зависимо- -независимых отношений вытекает основное внутреннее противоречие: направленность к миру - направленность к Я, к центру. Используя понятие «либидо», это можно выразить как противопоставление объект- ного либидо нарциссическому. Последняя формулировка является, однако, психологической. Соответствующие соматические процессы наиболее отчетливо можно наблюдать у амебы. Фрейд сам сравнивал появление и утрату психического интереса с вытягиванием и втягива- нием псевдоподий. Если задуматься о причинах внешнего движения амебы, становится ясно, что она отвечает на стимулы окружающей среды. Но эти стимулы определяют только направление движения, но не мотивирующую силу. Последняя возникает благодаря напряжению в организме. Напряжение, как физическое понятие, описывает состо- яние натяжения по отношению к прилагаемой силе. У одноклеточных это можно представить себе как результат внутреннего давления на эластичную ограничительную мембрану. Люди воспринимают напря- жение аналогичным образом. Иногда это может происходить настоль- ко тяжело, что возникает ощущение взрыва.
Всякое напряжение является, по сути, поверхностным феноменом. Оно возрастает либо в результате уплотнения эластичной мембраны, либо когда увеличивается внутреннее давление или заряд. Напряжение может сни- зиться, если уменьшается внутреннее давление или растягивается огра- ничительная мембрана. Особенностью живых организмов является то, что они способны адаптироваться к возрастающему внутреннему заряду за счет расширения поверхностной мембраны. Это подразумевается в понятии роста. Расширение - противоположность натяжению - уменьшает повер- хностное напряжение. Однако, как мы увидим, этот механизм функцио- нирует только в узких пределах.
Различие между живой и неживой мембранами наглядно проявляется в феномене цвета. Если надуть цветной воздушный шар, цвет его поверх- ности менее интенсивен из-за дисперсии цветовых частиц. Интенсивность цвета живой мембраны, такой, как кожа человека, при растяжении возрастает. Если это приятное растяжение, кожа краснеет из-за расши- рения кровеносных сосудов. Тревожность вызывает бледность из-за сужения кровеносных сосудов. Неживые мембраны растягиваются меха- нически, а расширение живых мембран - это активный процесс, возни- кающий в результате движения телесных флюидов к поверхности, увели- чивающих поверхностный заряд. Можно сказать, что, когда расширяется живая мембрана, снижается поверхностное напряжение и увеличивается поверхностный заряд, а при ее сокращении - наоборот.
Я процитирую райховское описание этого феномена: «Бледность при испуге, озноб в состоянии тревоги соответствуют смещению катексиса от периферии тела к центру, вызванному сужением периферических сосу- дов и расширением центральных (стазис тревожности). При сексуальном возбуждении набухание, цвет и тепло периферических тканей и кожи полностью противоположны состоянию тревоги. Ему соответствует пси- хическое и физиологическое движения энергии от центра к периферии тела и к внешнему миру» (Reich 1949, р. 285).
Что происходит, когда внутреннее напряжение достигает степени, превышающей предел растяжения мембраны? Напряжение может умень- шиться только с уменьшением твердости, плотности и с разрядкой внут- ренней силы или энергии. В одноклеточном организме это происходит с делением клетки. У многоклеточных этот процесс разделен на сексуаль- ность и репродуктивность.
Можно выделить два аспекта механизма, снижающих напряжение. В одном случае энергия, движущаяся к периферии, расширяет поверхност- ную мембрану, а в другом плотность уменьшается, и энергия разряжает- ся во внешний мир. Оба эти процесса вызывают удовольствие, и степень его зависит от количества и градиента ослабления напряжения. Посколь- ку второй процесс более важен, рассмотрим его подробнее.
Вещества и энергия проникают в организм с пищей и при вдыхании кислорода. Это, разумеется, увеличивает внутреннее напряжение, кото- рое затем высвобождается за счет растяжения поверхностной мембраны (что включает расширение всего организма в процессе роста как часть этого же механизма) или путем разрядки энергии и субстанции во вне- шний мир. Это может принимать форму работы, при которой происхо- дит только разрядка энергии, или форму секса и репродуктивности, где есть разрядка и субстанции и энергии.
Первыми противоположными влечениями, которые постулировал Фрейд, явились инстинкты голода и любви. Интересен его более поздний комментарий; «Вначале я был крайне удивлен, что отправной точкой для меня стал афоризм Шиллера, что голод и любовь движут миром. Голод представляет те влечения, которые нацелены на сохранение индивида; любовь находит объекты, ее основная функция, преобладающая, природ- ная - сохранение видов*» (Freud 1953а, р. 94-95).
Удовлетворение голода и сексуального желания приятно, хотя один вызывает приток, а другое - отток субстанции. И то и другое имеют об- ___________ * «Таким образом впервые проводится разделение влечений Я и объектных влечений. Для энергии последних, и исключительно для них, я ввел термин "ли- бидо", противопоставив влечения Я и влечения либидо, направленные на объекты» (Freud S., Cixilization and Its Discontents. London, Hogarth Press1953).
щее: удовлетворение потребности в каждом случае требует движения к внешнему миру и контакта с ним. Но одно определяется чувством недо- статочности (голод), а другое - чувством избытка (сексуальность). Большую проблему составляет то, что движение вовне, которое должно мотивиро- ваться напряжением в центре, бывает недостаточным. Райховский анализ этой проблемы невозможно переоценить. Позвольте мне процитировать:
«Когда простейшие хотят принять пищу, им приходится двигать плаз- му от центра к периферии, то есть увеличивать напряжение на перифе- рии, устраняя таким образом негативное давление в центре. Другими словами, им надо с помощью механизма либидо подойти к внешнему миру для того, чтобы устранить "негативное давление", то есть голод... Это означает, что сексуальная энергия всегда служит удовлетворению голода, и наоборот, прием вводимой субстанции, который в конечном счете яв- ляется биохимическим процессом, приводит к напряжению либидо. Прием пищи - основа существования и. продуктивных достижений - начинает- ся с самой примитивной локомоции» (Reich 1949, р. 283). Проще гово- ря, для движения необходима пища, а для получения пищи - движение. Если интерполировать энергетические фазы, то получается следующее: энергия нужна для движения, чтобы добыть пищу, из которой высвобо- дится энергия для дальнейшего движения. Можно ли более ясно проде- монстрировать связь между свободной энергией и либидо?
У простейших голод и сексуальность почти неразличимы. Спаривание двух простейших и поглощение пищи - процессы во многом сходные. Это также напоминает переплетение голода и либидинозной потребности в функции кормления. Если голод использует механизм либидо, чтобы до- стичь мира, то эрос нуждается в моторной системе голода, чтобы добить- ся удовлетворения.
Принцип удовольствия стоит на пороге жизни. По ту сторону от него протягиваются огромные пространства неодушевленной природы, бесчис- ленные феномены которой подчиняются тем же законам химии и физи- ки, что и сфера живых организмов. Возникновение сознания в процессе развития живых организмов - это шаг в сторону организации поведения. Сознательная жизнь предполагает, что организм будет сознательно выби- рать действия и реакции, преследуя фундаментальную цель - борьбу за удовольствие и избегание неудовольствия. Прежде чем двинуться дальше, отметим, однако, что мы не затронули главную загадку этой темы-при- роду самого удовольствия. Мы увидим, что сознание само по себе не мень- шая тайна, чем бессознательное, хотя разъяснить некоторые аспекты его природы нам вполне по силам.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.048 сек.) |