|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
С.78. Ахиллес см. комментарий к стр.30Стр 81. Хаос, Гея, Тартар, Эрос – четыре первопотенции в греческой мифологии. Хаос – означает «зев», «зияние», зевание», «развестое пространство», «пустое протяжение». Хронос=Кронос. «Крон (…….) в греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи. ПО наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (Hesiod “Theognonia”/ 154-182). Воцарившись вместо отца, Кронос взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому, как только у Реи рождались дети, Крон тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однако Рея обманула Кроноса, подложив ему вместо младшего сына Зевса запеленатый камень, который и был проглочен Кроносом. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите (453-491). Возмужав, он по совету жены Метиды опоил Кроноса волшебным питьем, благодаря которому Кронос изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса (Apollodor. I 2,1). Под предводительством Зевса дети Кроноса объявили войну Титанам, длившуюся десять лет. Побежденные титаны вместе с Кроносом были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, веведенных Зевсом из тартара (Hes. Theog.). … По орфической традиции Кронос примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании Кроноса как счастливом и благодатном времени. Народная этимология сблизила имя Кроноса с неаименованием времени Хронос (…….). В римской мифологии Кронос известем под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. Кроосу были посвящены празднества кронии, в Риме – Сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа». (А.Ф.Лосев «Мифы народов мира»).
стр. 82. – Зевс – «в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. – исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo – «дневное сияющее небо», deva – «бог», dyaus – «небо», греч. Zevs, род.п. Dios – «Зевс, бог ясного неба», лат. deus – «бог», dies – «день», др.- инд. Deaus pitar, др-греч. Zeus patro – лат.Jup (p) iter, Diespiiter). В античной этимологии слова «З.» связывлась с корнями греческих слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что все существует». Зевс- сын Кроноса (отсюда имена Зевса Кронид, Кронион) и Реи» ( А.Ф.Лосев. «Мифы народов мира»).
В Дельфах «почитался архаический фетиш омфал («пуп земли»), камень проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца Зевса… Омфал был поставлен Зевсом в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным». (Лосев)
стр.82 Гера (…..) в греческой мифологии супруга и сестра Зевса. верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453). Ее имя. возможно, означает «охранительница», «госпожа». Брак Геры с братом – рудимент древней кровно-родственной семьи. вместе с остальными детьми Кроноса Гера была проглочена им, а затем. благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом…Культ Геры был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе – храм Герайон, Олимпии) (Paus. V, 16, 2) и на островах (на Самосее, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Геи и Зевса). В римской мифологии Геру отождествляли с Юноной. (А.А.Тахо-Годи). стр.82 – Посейдон (………..), в греческой мифологии один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида (Hes. Theog. 453-457), с которыми он поделил господство над миром. Бросив жребий, он получил в удел море (Зевс – небо, Аид – подземное царство) (Hom.II XV 187-194). … Олимпийский Посейдон неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землей, мифы о зооморфных ипостасях Посейдона – коне и быке и предания о Посейдоне, своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников… В римской мифологии отождествлялся с Нептуном». (А.Ф.Лосев). стр.82 – Арей, Арес (….) – в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличии от Афины Паллады – богини войны честной и справедливой. … Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего врмени он известен преимущественно под именем Марс. (А.Ф.Лосев). стр.82 – Homeros Iliada, V 889-898. об Аресе. стр.82 Афродита (……..) – в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени не ясна. Существуют две версии происхождения Афродиты: согласно одной – поздней, она – дочь Зевса и Дионы …, согласно другой…, она родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда так называемая народная этимология ее имени «пенорожденная» (от греского «афрос» = пена) и одного из ее прозвищ - «Анадиомена» - «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает также древнее хтоническое происхождение богини… (А.Ф.Лосев).
стр.82 – Homeros Iliada, XIV 215-221 Афродита
стр.82 – Гефест (…..) – в греческой мифологии бог огня и кузнечногодела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. … Мифы о Гефесте отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата…. В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан. (А.Ф.Лосев). стр.82 - Homeros Odissea, VIII 266-366.
стр.82 – Латона, «Лето (….), в греческой мифологии дочь титанов Коя иФебы. … Возможно… негреческим происхождением богини объясняется ее незаконная связь с Зевсом, преследование ее Герой и особенно трудности при рождении близнецов, когда ни один клочок суши не смел принять гонимую Герой Лето. … Опасаясь Геры, все отвергают Лето, и только на острове Астерия (первоначальное название Делоса) приютил богиню, стал священнейшим из островов… Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают ее и убивают тех, кто пытается оскорбить их мать». (А.Ф.Лосев).
стр.82 – Аполлон (……) в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций – как губительных, так и благодетельных, сочетание в нем мрачных и светлых сторон)… Эпитет Аполлона - Феб (……) указывает на чистоту, блеск, прорицание… Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии – в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах… Он пастух и охранитель стад… Он основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен… Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет – водитель муз… На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определенное устойчивое начало, из которого вырастает сильная, гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права… Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно…, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийскитй храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона – пифия давала предсказания…. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения… Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии». (А.Ф.Лосев). стр.82 – Хариты (…….) – в греческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни (греческое «хари» - «милость», «доброта»… Аглая – «сияющая», Ефросина – «благомыслящая», Талия - «цветущая». Имена Харит, их происхождение и число в вариантах мифов различны. … В делосском храме Аполлон держит на ладони трех харит, они были изображены так же в пифийском храме Аполлона в Пергаме и в Афинах перед входом в Акрополь (Paus. IX 35 3). В римской мифологии Харитам соответствуют Грации. стр.82 – Артемида (……… этимогогия не ясна, возможны варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. …классическая Артемида = девственница и хранительница целомудрия… В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как ее брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем. (А.Тахо-Годи). стр.82 – Эос – смотри комментарий к стр. 30.
стр.83 – Святилище Аполлона в Дельфах – стр.83 – Музы (греч. Musai, лат. Musaе) в греческой мифолог ии сначала богини – покровительницы искусств, позже – покровительницы наук и всей творческой деятельности. Первоначально их было три, затем число увеличилось до девяти. В римское время функции каждой определились окончательно. Эрато – покровительница лирической поэзии и эротических стихов, Каллиопа – эпической поэзии, Клио – муза истории, Мельпомена – трагедии, Полигимния – муза танца и музыки, Терпсихора – танца, Талия – муза комедии, Урания – муза атрономи. стр.84 – Эфес ( греч. Ephesos, лат. Ephesus)- город на побережье Малой Азиив Кари. Основан как ионийская колония в XV-XIV веках до н.э. По Страбону город основали амазонки, построившие здесь знаменитое святилище Артемиды, Артемисион. Один из главных торговых центров древности. стр.84 – Герострат (греч. Herostratos) – По преданию житель Эфеса,желавший достичь славы и поджегший для этого храм Артемиды в ночь рождения Александра Македонского (именно поэтому богиня не смогла защитить свое святилище, так как принимала великого младенца у роженицы). Имя Герострата стало нарицательным («геростратово деяние», «геростратова слава») как синоним славы, основанной на кощунстве. стр.85 – Аид (греч. Aides, также Hades, вероятно – невидимый) – в греческой мифологии бог подземного царства мертвых, откуда нет возврата. Сын Кроноса и реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии, супруг Персефоны. В поздние времена под Аидом понималось также его царство. стр. 85 – Кербер, Цербер – в греческой мифологии сын Тифона и Ехидны, пес, охранявший ворота в подземное царство «мрачного Аида». Изображался многоглавым (тремя, пятью, ста головами, увитыми змеями). Кербер впускал в Аид души умерших, но не выпускал их. стр.85 – Эвмениды (греч. благожелательные богини)- позднее обозначениеэринний, переставшими быть богинями мести и раздора, и ставшими благодатными богинями, предотвращавшими несчастья и дарующими плодородие. стр.85 – Деметра (греч. Demeter – корень «мать-земля») – в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого родила Персефону. От критского бога земледелия Иосиона родила Плутоса – бога богатства и изобилия. Горе Деметры по похищенной Аидом Песефоне губит плодоносную силу земли, обрекая людей на голод, и потому Зевс велит брату вернуть Песефону. Аид перед расставанием дает жене вкусить гранатовое зернышко, которое заставляет ее помнить о царстве смерти. Две трети года Персефона проводит с матерью. Это время расцвета и плодоношения природы. Треть года – в царстве супруга. Таким образом, плодородие существует лишь в контексте осознания неизбежного увядания (смерти) для дальнейшего возрождения. Святилище Деметры находилось в Элевсине (Аттика), где на протяжении первых девяти дней сентября проходили Элевсинские мистерии. Они представляли странствия скорбящей Деметры в поисках Персефоны, обретение дочери, связь миров – жизни и смерти. В элевсинских мистериях принимали участие старинные афинские семьи, члены которых давали строгий обед молчания, неразглашения мистериальных действ. Элевсинские мистерии считаются одним из источников трагедии. В римской мифологии Деметре соответствует Церера. стр.85 – Дионис (греч.Dionisos)- в греческой мифологии богвиноградарства и виноделия.Назывался также Вакхом (в Древнем Риме ему соответствовал Bacchus). Сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Ревнивая Гера надоумила Семелу упросить Зевса появиться перед ней во всем своем величии. Зевс, связанный обещанием исполнить любую просьбу возлюбленной, явился в раскатах грома и извергая молнии, которые испепелили Семелу. Зевс выхватил из огня недоношенного шестимесячного младенца, зашил его в свое бедро и выносил до положенного срока. Его спутниками были сатиры, селены и нимфы. Имеет восточное – фракийское и лидийско-фригийское происхождение. В Греции противились утверждению его культа, однако это произошло (VIII-VII веках до н.э.). Культ Диониса был распространен вплоть до Индии. Поклонницы Диониса менады (вакханки) прославляли его в оргаистическом культе. В Аттике в честь Диониса праздновали дионисии, ленеи, анфестерии. Празднества включали в себя фаллические процессии. Фаллос являлся символом Диониса как бога плодоносящих сил земли.Появившиеся при Писистрате Великие Дионисии праздновались в течении пяти дней в конце февраля - начале марта. Три дня в театрах игрались представления. Драма, трагедия развилась из дифирамбов, культовых песен в честь Диониса (греч. «tragodia, буквально «песнь о козле», «песнь козлов», то есть козлоногих сатиров). стр.85 – Менады (греч. mainades - безумствующие) – в греческой мифологии спутницы Диониса (Вакха, отсюда второе название – вакханки). Во время культовых шествий толпы (фиасы) менад в шкурах пятнистого оленя, украшенные виноградными листьями, перепоясанные убитыми змеями, размахивая факелами и тирсами (жезлы), так же увитыми плющем, изображали свиту бога, устремляясь в неистовой пляске и беге через горы и леса, увлекая за собой мужчин и женщин. В экстатических порывах они растерзывали диких зверей и пили их кровь. Нередки и человеческие жертвы. В истории изобразительного искусства менад изображали часто с Дионисом. Хорошо известна статуя менады Скопаса. стр.85 – Фавн (Faunus) - древнеиталийский бог плодородия, покровитель скотоводства и земледелия, лесов и животных. Соответствовал греческому (аркадскому) Пану. Сын Пика (одно из воплощений Марса) и отец Латина. Как Фавн Фатуй (Fatuus – одержимый) являлся предсказателем. Считался хитрым, лукавым. Он воровал детей, насылал кошмары. Вступал в связь с животными, соблазнял женщин. Иногда говорится о множестве фавнов как о лесных духах. Женским соответствием Фавну была Фавна, Фатуя. Его праздником были Луперкалии (15 февраля). Он отправлялся в гроте Луперкалий (от “lupus” – волк) на склоне римского холма Палатина и обслуживался коллегией жрецов-луперков. В жертву приносились собака и козел. После жертвоприношения Луперки обнаженные, с козьей шкурой на бедрах бежали вокруг холма, стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин. Считалось, что это принесет им плодородие и благополучие. стр.85 – Силены (греч. Seilenoi, лат. Silenus)- в греческой мифологии – демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы.. Часто изображались толпами. Входили в свиту Диониса (подчас их трудно отличить от сатиров, с которыми они часто отождествляются). Силены выглядели как люди, но с лошадиными ушами, хвостом, копытами, обычно курносы, толстогубы, с глазами навыкате, животным выражением лица. Они пристрастны к вину, были задиристы и похотливы, иногда милы и дружелюбны. Они любили музыку и танцы, и проводили время в обществе нимф. Лишь позднее их ввели в свиту Диониса. стр.85 – Гермес (греч. Hermes) – в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших Сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта. Самый молодой и быстрый из олимпийских богов. Возможно малоазийского происхождения. Имя – производное от греч. herma – «груда камней», «столп». Такие столбы ставились, отмечая места погребений, а затем почитались как охранительные знаки дорог, входов, ворот, границ. Повреждение герм считалось святотатством. Волю богов людям Гермес сообщал иногда в их снах, касаясь жезлом – керикейоном (от греч. keraino – «губить»); в древнерим. мифологии – кадуцей – крылатый с двумя обвивающими его змеями – символ восходящей энергии). Гермеса сопровождают хариты (в римской мифологии – грации). См. комментарий. Гермес – бог изобретательности, Он придумал лиру и обучил игре на ней Аполлона. Позднее он сделался богом торговли, гимнастики, риторики и покровителем путешественников и странников. Покровитель скотоводства. Хитрость и ловкость Гермеса сделал его покровителем плутов и воров. Непременными атрибутами Гермеса являются золотые крылатые сандалии и золотой жезл, средоточие магической силы. Часто изображают в петасе – остроконечной шапке (Меркурий – в крылатом шлеме). Как по-хозяйски вхожего в три мира (горний, земной и подземный) его называли (сIV в. до н.э.) «Трижды величайшим» («Трисмегист»). С этим образом связывают оккульные науки, а Гермес почитается как покровитель тайных знаний. У древних римлян ему соответствовал Термин (божество границ и межевых знаков), а затем Меркурий. стр.85 – Европа (греч. Europe, этимология спорна, возможно, «широкоглазая» или «широкогласная») – в греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора и Телефассы. Зевс, влюбившись в царевну, явился к ней в виде белого быка с золотыми рогами. Он был столь игрив и мирен, что Европа не побоялась сесть к нему на спину, и тот увез ее через море на остров Крит. стр.85 – Даная (греч. Danae) – в греческой мифологии дочь аргосского царя Акрисия и Аганиппы. Акрисий вызнал у оракула, что ему суждена смерть от руки внука и запер Данаю в подземный медный терем. Однако Зевс проник туда в виде золотого дождя. Даная родила от него героя Персея. В заколоченном ящике Данаю с сыном сбросили в море. Однако ящик прибило к острову Сериф, и мать с сыном были спасены. стр.85 – Леда ( греч. Lede – «забвение») – в греческой мифологии – дочь этолийского царя Фестия, супруга изгнанного из Спарты царя Тиндарея, от которого родила Клитемнестру и близнецов Диоскуров, Кастора и Полидевка. По иной версии мифа Полидевк и Елена Прекрасная были детьми Леды от Зевса, явившегося к ней в виде белоснежного лебедя. Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. А Кастор и Клитемнестра – дети от Тиндарея, и потому Полидевк был бессмертным, а Кастор – смертным. стр.85 – Ио ( греч. Io) – в греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха и возлюбленная Зевса. Спасая Ио от мстительной ревности супруги, Зевс превратил ее в белоснежную телку. Однако Гера наслала овод, который мучил Ио и заставлял скитаться. В Египте она приняла свой предний вид и родила от Зевса сына Эпафа – родоначальника греческих героев. стр.85 – Семела (греч. Semele) – в греческой мифологии дочь фиванского царя Кадма и Гармонии, возлюбленная Зевса. (см. ком. Дионис) стр.85 – Сирена (греч. Seirenes) – в греческой мифологии злые демоны, дочери реки Ахелоя (по другой версии Стеропа) и музы Мельпомены (в другом варианте мифа – Терпсихоры). Это полуженщины-полуптицы. От отца у них – дикий стихийный нрав, от матери-музы – чарующий голос, которым они заманивают проплывающих мореходов к скалам своего острова, где те разбивались. Одиссей, чтобы его спутники избежали подобной печальной участи, велел им залепить уши воском, а себя привязать к мачте. Аргонавтов в их странствовании спас Орфей, заглушив их пение своим. В классический период сирены превращаются в сладкоголосых мудрых духов. Они сидят на небесных сферах мирового веретена богини судьбы Ананке и пение их творит мировую гармонию. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |