|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия постмодернизма: представители и основные проблемыПостмодерн представляет собой сложный и неоднородный социокультурный феномен, утвердившийся в западноевропейском обществе в 1970-1980 годы ХХ века. Его можно очертить как образ жизни и творчества, систему ценностей и модель отношения к миру, сложившиеся в постиндустриальном обществе. Радикальный разрыв с прошлым, ревизия всех культурных проектов — этим характеризуется постмодерн во всех сферах культуры, включая и философию. В качестве философского течения постмодерн представляет собой вариант скептицизма и релятивизма, отказывающего разуму в праве устанавливать ценности, открывать истину, определять правила. Постмодернисты заняты радикальной критикой логоцентристской философской традиции, которая опиралась на понятие разума (Логоса, эй-доса и др.) и находила порядок, первопричину, сущность, объективную истину. Теоретики постмодерна: Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Батай, Р. Барт, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Ф. Лиотар. Постмодернизм отказывается от понятия объективности: нет никакой иной реальности, кроме совокупности знаковых систем. Истина не открывается, а всякий раз заново творится в зависимости от языка и человека, говорящего на нем, потому что она — свойство предложений, которые зависят от словаря. Словари создаются людьми, следовательно, это верно и для истины. Отсюда вытекает новая задача для философии: не искать методы точной репрезентации мира самого по себе, ведь это невозможно, а создавать новые словари, образцы лингвистического поведения, с помощью которых можно помыслить то, чего не могли помыслить прежде. Таким образом, разум должен стать интерпретативным посредником между различными областями культуры, а философия превращается в разновидность литературных сочинений. Многие постмодернисты — филологи по образованию и литераторы (У. Эко), что в немалой степени определило внимание к тексту, его художественному и эссеистскому характеру, равноправию его элементов, существующих в виде языковых игр. Основными параметрами модерного общества следует считать индустриализацию, урбанизацию, индивидуализм, секуляризацию, массовость, стандартизацию и специализацию. В теоретической сфере важнейшими элементами проекта модерн являются просветительский разум (рационализм), фундаментализм (поиск незыблемых оснований и стремление к определенности), универсализм объяснительных схем и обобщающих теорий. Для века Разума характерны вера в прогресс и непрерывное обновление, гуманизм, освобождение, революция, т. е. то, что постмодерн отвергает и считает опасным утопизмом. Ценностные ориентации постмодерна совершенно иные, нежели модернистские. Если модерн считал основными ценности свободы (liberty), равенства, братства, а также идеал «совершенного общества» и «совершенного человека», то в постмодерне ими выступают свобода (freedom), разнообразие, толерантность и взгляд на общество, где «все авторы и актеры» (Луман). Ключевыми понятиями постмодерна являются плюрализм и деконструктивизм, предполагающие решительный отказ от идей целого, универсального и абсолютного, от «гранд-нарративов» («больших повествований» и научных описаний), равно как и от аналитических процедур поиска смысла. Тем самым создается «провокативный» образ науки, исчерпавшей себя в необходимости доказывать доказательство, освобождать от предрассудков, легитимировать знание в научных экспертизах, пользоваться спекулятивной диалектикой. Однако постмодерн не отказывается от возможности новых «нарративов», таких как перфоманс (performanse) — текущая событийность, ситуативность; симулакр (творческий монтаж имитированной реальности); эффективность (а не истина); язык и коммуникация как источник легитимации знаний; актуальность задач, относящихся к «здесь и теперь».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |