|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы русского религиозного Ренессанса начала ХХ векаЗнаменитое понятие соборности впервые выдвинул Алексей Хомяков. Соборность есть особое дорефлексивное состояние в жизни тех, кто участвовал в жизни первых христианских соборах и формулировал первые догматы христианского символа веры. Соборность поясняет Бердяев, это собранный дух. "Критерий соборности, общности, вселенскости не есть критерий количественный, критерий большинства, соборность есть качество сознания". Напр., философия предполагает, согласно Бердяеву, такой уровень духовной общности близких людей, что может быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим, т.е. соборным, церковным. Следующая категория - логос. Понятие логоса означает мировой смысл или большой разум, который функционирует в цельной жизни духа, логос мистичен и интуитивен, его нет в рационалистической философии. Бердяев говорит, что вновь обрести утерянный логос философия может лишь путем посвящения в тайны религиозной жизни. Таким образом, обретение логоса (большого разума) происходит отказом от малого разума человека в полном соответствии с духом и буквой первого послания апостола Павла "…ибо мудрость мира сего есть безумие перед богом". Эти строчки Бердяев взял для эпиграфа к своей книге "Философия свободы". Итак, логос это живое конкретное начало, т.е. живое лицо, конкретно идеальное начало. Явление логоса во плоти - сын Бога и человека. Церковь. Бердяев поясняет так, церковь и есть душа мира соединившаяся с логосом. Можно сказать, что здесь Бердяев очень свободно обращается с христианским вероучением, в котором нет понятия душа мира. Это категория платоновской категории, которую Бердяев приносит в христианство. Церковь существует коспически, т.е. супранатуралистически (сверхприродно), церковь творится "т.е. созидается вне материального мира в духе". Она, как говорит Бердяев, преображенная плоть и в этом своем качестве она не совпадает с церковью как с социальным институтом. Институт церкви, существующий реально, Бердяев обвиняет за то, что человек утратил в нем свое центральное место. Лосский "Церковь это живой организм, члены которого не принудительно собраны внешним авторитетом, а свободно спаяны в единое целое соборным началом любви к богу и божественной правде". Бердяев говорит что, вселенское чувство к церкви было у Хомякова, который считал возможным преодолеть распри между восточной и западной церквями, причем предпосылкой объединения двух церквей и Хомяков и Бердяев считали православие, которое на практике сохранило свой соборный дух. София. Учение о божественной Софии впервые разработал Владимир Соловьев. Для него София есть выраженная, осуществленная идея. София это хоть и материальный мир, но преображенная плоть, поскольку, поясняет Бердяев, земля метафизична, а не только физична. Земля наша принадлежит и иному миру - вечности. Софийность мира заключается в том, что он не может быть понят при помощи одного только разума, рефлексии. Но в главным образом понимается бессознательно. Для Соловьева бессознательное это гарантия силы разума и принцип космического устройства. Бессознательное мистично. Обожествляя его Соловьев, таким образом, включает в обиход русской философии идеи европейской мысли, поскольку бессознательное было разработано Шопенгауэром. Теория познания религиозной русской философии Философское познание это познание целостным духом, при помощи философии постигается конечное, последнее. Оно понимается религиозно и совпадает с космическим или церковным. Философия, таким образом, должна подпитываться религией. В духе Аристотеля и Гегеля, Бердяев утверждает, что философия ближе к истине, чем естественные науки. Бердяев выступает против попыток Декарта и Канта сблизить философию с естественными науками через их взаимное обоснование и оправдание. Природа философского знания принципиально иная, считает Бердяев, чем природа научного знания. Философия рождается на почве свободы или как уже говорили в духовном общении близких друг к другу людей через любовь и творческую интуицию, поэтому ценность философии неизмеримо выше, как говорит Бердяев - философия первороднее, исконнее науки, она ближе к науке, она из себя выделила науку. С другой стороны Бердяев противопоставляет философию обыденному познанию. Постигая смысл мира, философия выходит за его границы. "Философ не верит, что мир таков, каким нам по необходимости навязан" Бердяев. Философия, таким образом, искусство доступное немногим, оно подчиняется интуиции. Пафос гносеологии Бердяева выражен в следующих метафорических утверждениях: "познание есть жизнь и динамика в бытии, в познании цветет мир", "истина предметна, она живет, истина это сущее сущее существо". Значит познание имманентно бытию, оно есть особое качество бытия. Бердяев говорит, что основой его гносеологии является ответ Иисуса Христа "Я есть истина". Этой гносеологии предшествует церковное сознание, в котором отдельный человек связан с другими индивидами и выступает как отдельный организм. "Познание это брак познающего с космосом. Оно (познание) сверхиндивидуально и потому мистично". В силу этого гносеология в русской философии требует отказа от всякой рассудочности и рефлексии. Отсюда ее критика рационализма Декарта за то, что тот превратил бога в понятие разума, отсюда же ее критика эмпиризма Юма, за то, что в его системе опыт неполон без мистического переживания бога, греха, искупления. Отсюда также критика критицизма Канта, за то, что тот разделил субъект и объект познания не переходимой пропастью. Философия должна в конце концов признать, что мир постижим лишь мифологически и избавиться таким образом от кошмара математического естествознания. Таким образом, Бердяев аннулировал противоположность двух направлений европейской философии стиетизма и антистиетизма. Бердяев в книге "Русская идея" говорит о том, что религиозная философия предполагает соединение теоретического и практического разума, достижение целостного познания это есть познание всей совокупности духовный сил, а не одним только разумом. Философское познание есть познание целостным духом в котором, разум соединяется с волей и чувством и в котором нет рационалистической рассеченности. Бердяев говорит, что таким образом происходит преодоление гегельянства и переход от отвлеченного идеализма к идеализму конкретному
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |