|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пробирные камень и иглыПробирный камень, называвшийся так же и Лидийским — предпочтительно черного цвета базальт, либо кремневый сланец, без посторонних вкраплений, ровный, на котором остается четкий след, если провести по нему исследуемым изделием. По сути, это прекрасный неразрушающий метод (количество снимаемого для опробования материала составляет всего 0,00001-0,0001 г.). позволяющий с достаточной для обычных практических целей точностью (2-3%) определить содержание драгоценного металла в сплаве. Исследуемым изделием (например, золотым) по пробирному камню натирается полоса (шириной 3-4 мм) и рядом натираются несколько полос различными пробирными иглами из набора, содержащего, согласно описанию Георгия Агриколы (отца минералогии, жившего, как утверждается в XVI веке) 24 эталона, с содержанием золота от 1 до 24 карат, до тех пор, пока цвет исследуемой и эталонной полос не совпадет. Вот как этот процесс описан в английской книге 1667 года: » Чтобы распознать хороший пробный камень (Touchstone), нужно знать, что наилучший должен быть очень черным, и однородно мелкозернистым, тонко отполированным, безо всяких каверн, твердости кремня, но такой шероховатости, чтобы оставался отчетливый след, если провести по нему золотым или серебряным изделием. Правильный след должно делать следующим способом: взять очень чистый камень (если на нем грязь, то нужно сперва намочить его, потом обтереть насухо чистой шерстяной тканью; если на нем следы от прежних проб золота или серебра, то наилучший результат дает очистка в воде с помощью пемзы) и провести исследуемым изделием, равномерно и и сильным нажимом, черту длиной не более четверти инча (6-7 мм) и шириной с серебряные 5 шиллингов, повторяя это до тех пор, пока эта черта не станет яркой, как сам металл изделия; таким же образом рядом натрите полосы пробирными иглами, после чего смочите все полосы слюной и соответствие станет очевидно». Совпадение цвета исследуемой и эталонной полосы и будет показателем содержания драгоценного металла в сплаве. В конце XVIII века J.Wedgwood поставлял пробирные камни, сделанные из черной керамики в Этрурии. Три набора игл использовалось для определения пробы золота — первый из сплава золота с серебром, второй — с медью, третий — со смесью серебра и меди. Для серебра — из сплава серебра с медью. Усовершенствованная технология подразумевает проведение поперек данных полос еще одной черты реактивом (чаще всего кислотой, например соляной), что делает окрас полос специфичесчким и более ярко выраженным, а значит, повышает точность определения пробы, однако для серебра он менее приемлем из-за взаимодействия с кислотой. Это, бесспорно, прекрасный метод и я рад за древних греклян, которые использовали его уже в VI в. до н.э. Однако, до того, как его использовать, необходимо изготовить сами эталонные иглы с очень высокой точностью, так как разница в процентном содержании золота в соседних иглах немногим больше 4%. Как и каким способом в средние века (а не то, что в VI веке до нашей эры!) было возможно изготовить и проконтролировать состав самих эталонных игл? Подразумевается, что иглы делались из чистых металлов, не имеющих примеси. Агрикола сообщает, что для первой иглы берется 23 части чистого золота и 1 часть чистого серебра, и так далее. Игла №24 будет содержать 1 часть золота и 23 части серебра. Чистое золото и серебро получалось с помощью огневого метода и, для золота — с применением соляной кислоты. Огневой метод, или «купеляция» применялся и для определения пробы благородных металлов. Для серебра он был преимущественным. Когда именно купеляция стала применяться, достоверных сведений нет, предполагается, что в начале XIV века, хотя историки, как обычно, не сомневаются, что технология была известна древним греклянам. Метод двухшаговый и состоит в расплавлении золотого или серебряного образца вместе со свинцом в керамическом сосуде и дальнейшем плавлении сплава в чашечке-»капели», спрессованной из костяной золы, при температуре 850-900 градусов С. Когда над расплавом продувается воздух, свинец окисляется, захватывая примеси и адсорбируется пористой поверхностью капели, а благородные металлы остаются на её поверхности в виде так называемого «королька». Разница в первоначальном весе образца и весе конечного очищенного благородного металла дает возможность определить первоначальную концентрацию последнего в исследуемом образце. Например, образец весил изначально 10 грамм, конечный продукт — 9 грамм, следовательно процентное содержание благородного металла составит 90%. При всей кажущейся простоте метода, необходимо выдерживать технологию разогрева печи и капелей, размещения последних в печи, температурного режима, который необходимо своевременно и понижать, и повышать, во избежание потерь драгоценного металла, которые при неправильно проводимом процессе могут составлять до 5%.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |