АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что представляют собой правовые основы политики ЕС в области культуры?

Читайте также:
  1. I. Методические основы
  2. I. Нормативно-правовые акты
  3. I. Нормативно-правовые акты
  4. I. Основы применения программы Excel
  5. I. Основы экономики и организации торговли
  6. II. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ
  7. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  8. II.1. Основы государственности
  9. III. Методологические основы истории
  10. IV Деятельность в области таможенного дела
  11. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  12. IV. Определите, какую задачу взаимодействия с практическим психологом поставил перед собой клиент.

 

Культура народов Европы всегда поражала воображение всех тех, кто хотя бы раз с ней соприкасался. Европейцы обладают богатейшим культурным и историческим наследием, оказывавшим и оказывающим колоссальное влияние на культуры народов других континентов. Современный расцвет культуры в Западной Европе сопряжен с выдвижением на первый план общеевропейских:, единых для всех европейских культур черт и традиций при сохранении устоявшегося их многообразия и специфики развития. Европа не перестает быть конгломератом культур, однако современная тенденция интеграции не может не коснуться духовно-культурной сферы.

Как и образование, культура оказалась в сфере интересов Сообщества с начала 1970-х гг., но окончательное закрепление в учредительных документах компетенция Сообщества получила только с принятием Маастрихтского договора 1992 г.

Пункт "q" § 1 ст. 3 Договора о ЕС называет "вклад в... расцвет культуры в государствах-членах" в качестве одного из направлений деятельности ЕС. Компетенция в этой области предоставлена Сообществу разделом XII "Культура" Договора о ЕС, содержащим всего одну статью - ст. 151.

Согласно ст. 151 Договора деятельность Сообщества в области культуры имеет целью содействие "расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие". Для достижения этой цели Сообщество поощряет сотрудничество между государствами-членами, а также поддерживает и дополняет их действия в следующих областях:

- расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;

- сохранение и защиту культурного наследия европейской значимости;

- некоммерческий культурный обмен;

- художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор.

Принципиальное положение содержится в § 4 ст. 151 Договора о ЕС. Оно говорит о том, что все другие направления деятельности ЕС должны принимать во внимание культурные аспекты, прежде всего руководствуясь принципом уважения разнообразия культур. В развитие этого положения Советом 20 января 1997 г. была утверждена Резолюция об интеграции культурных аспектов в действия Сообщества. Данный принцип нашел также отражение в ст. 22 Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г., в которой провозглашается уважение Европейским Союзом культурного, религиозного и языкового разнообразия.

Сфера культуры относится к совместным предметам ведения ЕС и государств-членов. Как и в области образования, полномочия Сообщества в области культуры нельзя назвать значительными. ЕС для достижения целей ст. 151 Договора о ЕС вправе издавать лишь рекомендации и принимать поощрительные меры, исключая какую-либо гармонизацию законодательства государств-членов.

Практические мероприятия Сообщества в области культуры сегодня проводятся по трем основным направлениям:

- содействие расцвету культуры на пространстве без внутренних границ;

- культурное наследие, литература, аудио-визуальный сектор;

- сотрудничество с третьими странами и международными организациями*(143).

Одной из самых важных программ Сообщества в области культуры является программа "Культурная столица Европы", начало осуществления которой было положено еще в 1985 г. Сегодня на период до 2019 г. мероприятия по данной программе проводятся на основе Решения 1419/1999/ЕС от 25 мая 1999 г. Программа учредила своеобразный конкурс между городами Европы на звание "культурной столицы". Целью программы является освещение богатства и разнообразия европейских культур и их общих черт для широкого ознакомления с ними граждан Европы.

Сообщество оказывает также финансовую поддержку мероприятиям в области культуры, проводимым в государствах-членах. С этой целью каждые пять лет Европейским парламентом и Советом учреждаются специальные финансовые программы.

 

141. Как осуществляется правовое регулирование торговли "культурными товарами"?

 

Определение правового режима торговли "культурными товарами" имеет в своей основе несколько вопросов. Первый из них - что следует считать "культурными товарами". Второй - в какой степени на торговлю "культурными товарами" распространяется свобода передвижения товаров. Третий вопрос состоит в необходимости определить соотношение между понятием "культурные товары" и понятием "национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность". Ответы на эти вопросы дают нам нормативные акты Сообщества и судебная практика.

Понятие "культурные товары" дается в Регламенте N 116/2009 от 10 декабря 2008 г. об экспорте культурных товаров. Согласно ст. 1 Регламента "культурными товарами" признаются все культурные объекты, перечисленные в Приложении к Регламенту N 116/2009.

Приложение перечисляет различные категории культурных объектов - книги, карты, средства транспорта, картины и другое, определяя их принадлежность к "культурным товарам" на основе временного критерия. Так, к "культурным товарам" относятся: книги, изданные более 100 лет назад, карты, нарисованные более 200 лет назад, транспортные средства, выпущенные более 75 лет назад, и т.д. Несмотря на отсутствие четкой дефиниции, очевидно одно: не каждый объект культуры является "культурным товаром" в смысле права ЕС.

Регламент N 116/2009 определил, что экспорт "культурных товаров" за пределы Сообщества осуществляется на основе экспортных лицензий, выдаваемых уполномоченными органами государств-членов.

Куда более сложный вопрос о том, должна ли на торговлю внутри Сообщества "культурными товарами" в полной мере распространяться ст. 36 Договора о ЕС (бывшая ст. 30), закладывающая принцип свободного передвижения товаров. Проблему создает толкование положения ст. 30 Договора о ЕС, позволяющего вводить ограничения свободы передвижения товаров в целях защиты национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность. Государства-члены долгое время пытались как можно шире истолковать данную оговорку, свести ее к понятию "защита культурных ценностей". Однако Суд не решался подтвердить подобную трактовку. Неопределенность позиции Суда в полной мере отразилась в решении 1984 г. по объединенному делу Cinеtheёque. Колебания Суда были вполне понятны: в отсутствии определения понятия "культурные товары" широкое толкование положения ст. 30 Договора о ЕС привело бы к распространению оговорки на все культурные объекты, что само по себе не оправдано.

Тем не менее Суд оставил без ответа вопрос о соотношении понятий "культурные товары" и "национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность". Эта проблема была разрешена Директивой 93/7/ЕЭС от 15 марта 1993 г. о возвращении культурных объектов, противоправно вывезенных с территории государств-членов. В Приложении к Директиве перечисляются объекты культуры, относящиеся к национальным сокровищам, имеющим художественную, историческую или археологическую ценность в контексте ст. 30 Договора о ЕС. Данный список культурных объектов полностью совпадает с перечнем "культурных товаров", приведенным в Приложении к Регламенту N 3911/92.

Соответственно на торговлю "культурными товарами" распространяется оговорка по ст. 30 Договора о ЕС. При этом не каждый объект культуры, являющийся предметом купли-продажи, признается правом ЕС в качестве "культурного товара".

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)