|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАЗДЕЛ 2: РУССКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Тема 4. Русское искусство нервой половины XVIII века (правление Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны) Положение русского искусства к началу XVIII века: «необходимость Ренессанса». Задачи Ренессанса («открытие мира и человека») решались путем приглашения иностранных мастеров и обучения русских за границей. Художественная политика Петра I (1682-1725): строительство и украшение С.-Петербурга, прославление побед русского оружия (преобладание прикладных задач). — Духовное и формальное наследие иконы и парсуны. — Творчество иностранцев, внесших вклад в русскую культуру: итальянский скульптор Карло Бартоломео Растрелли (1675?-1744; в России с 1716), его “Бюст Петра I” (ГЭ и ГРМ, 1719), конная статуя Петра I (перед Инженерным замком), статуя Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Живописцы: саксонец Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737; в России с 1711); французы Франсуа Жувене (1664-1749; в России с 1718 по 1723) и Луи Каравакк (1684-1754; в России с 1716), итальянец Пьетро Антонио Ротари (1707-1762; в России с 1756). Их произведения характеризуют средний (с отдельными исключениями — в лучшую сторону) уровень европейского искусства в стилистике барокко и рококо. Русские живописцы: И.Н. Никитин (1690?-1742), «петровский пенсионер» в Италии; важнейшие произведения: «Портрет напольного гетмана» (ГРМ); «Портрет канцлера Г.И. Головкина»; «Петр I на смертном одре» (1725). А.М. Матвеев (1701-1739?), пенсионер в Голландии; автор первого автопортрета в русском искусстве («Автопортрет с женой», 1729). — Правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Елизаветы Петровны (1741-1762). Дальнейшее развитие русского искусства: основание Академии художеств (1757). — Живописцы: И.Я. Вишняков (1699-1762) — автор детских портретов С.Э. Фермор и В.Г. Фермора (1740-е гг.); А.П. Антропов (1716-1795), его «Портрет Петра III” (1762), образчик парадного портрета стиля рококо; картины Антропова: «Портрет графини М.А. Румянцевой» (1764), «Портрет казачьего атамана Ф.И. Краснощекова» (1763?).
Литература Алексеева Т.В. Гравюра петровского времени. — Л.: Художник РСФСР, 1990; Алленов М.М. Русское искусство XVIII — начала XX века. — М.: Трилистник, 2000; Андреева В.Г. Андрей Матвеев. — Л.: Искусство, 1983; Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. — М.: Искусство, 1987; Алексей Федорович Зубов 1682-1751. Каталог выставки [из собрания ГРМ и ГМИИ им. А.С. Пушкина]. — Л.: Искусство, 1988; Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1979; Ильина Т., Римская-Корсакова С. Андрей Матвеев. — М.: Искусство, 1984; Лебедева Т.А. Иван Никитин. — М.: Искусство, 1975; Шарандак Н.П. Русская портретная живопись петровского времени. — Л.: Художник РСФСР, 1987.
Тема 5. Русское искусство эпохи Просвещения (вторая половина XVIII века) Общее понятие «Просвещения»: эпоха рационализма, вера во всемогущество разума, «энциклопедизм», «просвещенная монархия». Императрица Екатерина II (1762-1769), ее культурная политика, покровительство искусству и наукам. Новый устав Академии художеств, здание Академии (архитекторы А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламотт; 1764-1788). Важнейшие портретисты: живописец Ф.С. Рокотов (1735?-1808), мастер психологической характеристики: «Портрет поэта В.И. Майкова» (ок. 1765); «Портрет А.П. Струйской» (1772); «Портрет графини Е.В. Санти» (1785). —Живописец Д.Г. Левицкий (1735-1822), автор программных работ: «Екатерина II законодательница» (с вариантами, 1783), серия портретов воспитанниц Смольного института — «смолянок» Е.И. Нелидовой (1773), Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской (1773), Г.И. Алымовой (1776; вся серия в ГРМ). Стилистические особенности «просвещенческих» парадных портретов. — Скульптор Э.-М. Фальконе (1716-1791): памятник Петру I в С.-Петербурге = «Медный Всадник» (портретная голова исполнена М.-А. Калло; 1782). — Живописец В.Л. Боровиковский (1757-1825), создатель «сентиментального» направления в портретном жанре: «естественный человек на лоне природы». «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (с вариантами, 1794-1800-е гг.), «Портрет М.И. Лопухиной» (1797); «Портрет графини А. Безбородко с дочерьми» (1803), «Портрет императора Павла I в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена» (1800). Религиозная живопись Боровиковского. Русское искусство и «позднее» европейское Просвещение — родственные черты и отличия.
Литература Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII — XIX веков. — М.: Искусство, 1975; Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. — М.: Искусство, 1964; Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись России второй половины XVIII века. — М.: Искусство, 1994; Кузнецов С. Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. — СПб.: Логос, 1996; Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 — 1822. Каталог [выставки из собрания ГРМ]. — Л.: Искусство, 1987; Молева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. — М.: Искусство, 1980; Россия — Франция: Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в 18 столетии [Каталог выставки]. — Л.: изд-во Государственного Эрмитажа, 1987.
Тема 6. Российская Академия художеств на рубеже XVIII-XIX веков: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |