АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ 4: РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА МОДЕРНИЗМА И ПОСТМОДЕРНИЗМА

Читайте также:
  1. I Раздел 1. Международные яиившжоши. «пююеям как процесс...
  2. I РАЗДЕЛ.
  3. II РАЗДЕЛ.
  4. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  5. III РАЗДЕЛ.
  6. IV РАЗДЕЛ.
  7. Актерское искусство в России в середине XIX века.
  8. Актерское искусство второй половины XIX века
  9. Анатомо-физиологическая характеристика периода новорожденности.
  10. Английское искусство XVIII века.
  11. Архитектура Древней Греции Классического периода
  12. Архитектура и искусство.

 

Тема 13. Искусство серебряного века: «Мир искусства» и русский символизм

 

Кризис либерально-народнической идеологии в последние десятилетия ХIХ века; нарастание эстетизма, мистики, архаизирующих тенденций. Влияние философских идей (Фр. Ницше, В.С. Соловьев, А. Бергсон, З. Фрейд). — Художественное объединение «Мир искусства». А.Н. Бенуа (1870-1960): художественная критика и теория, ретроспективно-декора­тивная живопись («Последние прогулки Людовика XIV» 1898), книжная иллюстрация («Медный Всадник» 1905-21). К.А. Сомов (1869-1939): жанр «галантных сцен» («Арлекин и дама» 1912); портреты («Портрет М.В. Добужинского» 1910). Л.С. Бакст (1866-1924): «Terror Antiquus (Древний ужас)» (1908), декоративное панно с «катастрофическим» сюжетом. Театрально-декорационные работы Бакста в рамках «русских сезонов», организованных С.П. Дягилевым в Париже (1909-1914). Н.К. Рерих (1874-1947): работы «славяно-скандинавского цикла» — мир глазами человека раннего Средневековья («Заморские гости» 1902). М.В. Нестеров (1862-1942): духовный идеал, чистота веры («Великий постриг» 1898). Б.М. Кустодиев (1878-1927): красочность народного празднества суть вариант «архаических» исканий. — Выставка «Алая Роза» (Саратов, 1904), выставка и объединение «Голубая Роза» (Москва, 1907) как манифестации русского символизма. В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905): ретроспективизм, ритмическая и живописная гармония («Весна» 1902, «Реквием» 1905). П.В. Кузнецов (1879-1968): от «голубых фонтанов» к стилизованным сценам «киргизского цикла» («Стрижка овец» 1912). — К.С. Петров-Водкин (1878-1939): влияние «югендштиля» и русской иконы («Купание красного коня» 1912, «Богоматерь Умиление Злых Сердец» 1915). — Общее направление исканий художников: к декоративному панно, к повышению эмоционального воздействия живописных средств. Русское искусство и европейский «декаданс».

 

 

Литература

Бенуа А.Н. Мои воспоминания; в 5-ти кн. (2 тт.) — М.: Наука, 1980 (серия «Литературные памятники) — есть позднейшие переиздания;

Бенуа А.Н. Возникновение «Мира искусства» — М.: Искусство, 1998 (репринт изд. 1928);

Гусарова А. Мир искусства. — Л.: Художник РСФСР, 1979;

Кочик О.Я. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова. — М.: Искусство, 1980;

Нестеров М.В. Воспоминания. — М.: Советский художник, 1989;

Пайман А. История русского символизма. — М.: Республика, 1998;

Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. — Л.: Искусство, 1982;

Полякова Е.И. Николай Рерих. — М.: Искусство, 1973 (серия «Жизнь в искусстве»);

Пружан Н.Н. Лев Самойлович Бакст. — М.: Искусство, 1975;

Русакова А. Павел Кузнецов. — Л.: Искусство, 1977;

Русакова А.А. Символизм в русской живописи. — М.: Искусство, 1995;

Константин Андреевич Сомов: письма, дневники, суждения современников. Сост. Ю.Н. Подкопаевой и А.Н. Свешникова. — М.: Искусство, 1979.

 

Тема 14. Русский авангард: искусство и жизнестроение (1910-1920-е годы)

 

Кризис традиционного гуманизма накануне и в ходе первой мировой войны; искусство и политические эксперименты начала ХХ века. Для живописцев авангарда создание картин было «частным случаем» деятельности новатора-революционера, что связывалось с проектированием идеального общества (социальный утопизм). — Выставка и объединение «Бубновый валет» (1910-1915). И.И. Машков (1881-1944): программный «Автопортрет с П.П. Кончаловским (в виде атлетов)» (1910) — демонстрация «художников-сверх­человеков». П.П. Кончаловский (1876-1956): его портреты и натюрморты как выражение «натюрмортного подхода» к изображению. — М.Ф. Ларионов (1881-1964) и Н.С. Гончарова (1881-1962): диапазон живописных исканий, примитивизм и «лучизм» — самостоятельное направление абстрактного искусства. — В.В. Кандинский (1866-1944), основатель и теоретик «лирической абстракции»; книга «О духовном в искусстве» (1910-12); три этапа развития его живописи: «импрессии», «импровизации» и «композиции». — Русский кубо-футуризм. — К.С. Малевич (1878-1935): участие в постановке оперы «Победа над Солнцем» (1913); «Черный квадрат» (1915), «Белое на белом» (1918-19): супрематизм как «живописная редукция». Теории и работы Малевича 1920-х гг.: анализ возможностей искусства («Сложное предчувствие: торс в желтой рубашке» 1927-29). Школа Малевича: «утвердители нового искусства» (УНОВИС). — В.Е. Татлин (1885-1953): эволюция от кубистической живописи до «контррельефов» (1914-19); «Памятник III Интернационала (Башня Татлина)» (1919-20) и аппарат «Летатлин» (1924-32) как образцы авангардного жизнестроения. — Конструктивизм; композиции и фотографии А.М. Родченко (1891-1956), коллажи и дизайн В.Ф. Степановой (1894-1958). — «Органическая» линия; картины П.Н. Филонова (1882-1941): «выращивание» искусственного человека. — Борьба группировок в области фигуративного искусства: АХРР и ОСТ; живопись А.А. Дейнеки (1899-1969) и Ю.Н. Пименова (1903-1977). — Заключение: дискурс авангарда и пафос революции; русский авангард и модернистские течения начала ХХ века в Европе и Америке.

 

Литература

Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. — М.: НЛО, 2006;

Великая утопия: русский и советский авангард 1915-1932; [каталог выставки]. — Берн: Бентелли — М.: Галарт, 1993;

Деготь Е. Русское искусство ХХ века. — М.: Трилистник, 2000;

Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства, в 2-х тт. Изд. 2-е. — М.: Гилея, 2008;

Малевич К.С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 1: Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913- 1929. Сост. А.С. Шатских и А.Д. Сарабьянов. — М.: Гилея, 1995;

Поспелов Г.Г. «Бубновый Валет»: примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. — М.: Советский художник, 1990;

Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич: Живопись, теория. — М.: Искусство, 1993;

Степанова В.Ф. Человек не может жить без чуда: письма, записки художницы. — М.: Сфера, 2004;

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. — М.: Искусство, 1988;

Троцкий Л. Литература и революция. — М.: изд-во политич. лит-ры, 1991 (репринт изд. 1923);

Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. — М.: Искусство, 1975;

Филонов, Павел Николаевич (1883-1941): очевидец незримого [каталог выставки в Государственном Русском музее]. — СПб.: Palace Editions, 2006;

Якимович А.К.Эпоха сокрушительных творений: из истории искусства и мысли ХХ века. — М.: Галарт, 2009.

 

Тема 15. Русское советское искусство сталинской эпохи (1930-1950-е гг.)

 

«Исторический оптимизм» 1930-х годов: искусство играло важнейшую роль в создании атмосферы коллективного энтузиазма. Произведения этой эпохи идеологизированы, обращены к политической бдительности/ сознательности зрителя, показывают мир та­ким, каким тот должен, обязан быть. — Старое и новое поколения советских художников. А.Н. Самохвалов (1894-1971); образы молодых людей — строителей нового общества: «Девушка в футболке» (1932), «Военизированный комсомол» (1933). — А.М. Герасимов (1881-1963): мифологизированные портреты вождей («И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» 1938). — Квази-исторические картины Б.В. Иогансона (1893-1973): генеалогия победы («Допрос коммунистов» 1933, «На старом уральском заводе» 1937). — Советский павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 года со скульптурой В.И. Мухиной (1889-1953) «Рабочий и колхозница»: символ новой жизни. Конкурсные проекты Дворца Советов (1935-39) — Искусство периода Великой Отечественной войны: гуманизм и идео­логия. А.А. Пластов (1893-1972) «Фашист пролетел» (1942); Ю.М. Непринцев (1909-1996) «Отдых после боя» (1951); Ф.С. Шурпин (1904-1972) «Утро нашей Родины» (1946-48) — разные аспекты понимания современной истории. — Послевоенное советское искусство, пафос и бытовизм: А.А. Мыльников (р. 1919) «На мирных полях» (1950) и Ф.П. Решетников (1906-1988) «Опять двойка» (х.м., 1952). — Советская культура и западный модернизм: от «искусства тоталитарных режимов» до бинарной оппозиции соцреализма — и «капиталистического общества потребления», «упаднической буржуазной культуры».

 

Литература

Агитация за счастье: советское искусство сталинской эпохи. Каталог выставки; Гос. Русский музей (С.-Петербург); Управление культуры, Документа-Архив (Кассель, ФРГ). — СПБ.: ИнтерартексЭдицион Теммен, 1994;

Голомшток И. Тоталитарное искусство. — М.: Галарт, 1994;

Гройс Б. Стиль Сталин; в кн.: Утопия и обмен. — М.: Знак, 1993;

Избавление от миражей: соцреализм сегодня. Сб., сост. Е.А. Добренко. — М.: Советский писатель, 1990;

Морозов А.И. Конец утопии: из истории искусства в СССР 1930-х гг. — М.: Галарт, 1995;

Паперный В. Культура Два. — М.: НЛО, 1996;

Рыклин М. Пространства ликования: тоталитаризм и различие. — М.: Логос, 2002;

Соцреалистический канон: сб. статей. Под ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. — СПБ.: Академический проект, 2000;

Тоталитаризм как исторический феномен: сб. статей. — Философское общество СССР, Всесоюзная ассоциация молодых философов. — М.: Философское о-во СССР, 1989.

 

Тема 16. Позднее советское искусство: 1960-1980-е гг.

 

Данная эпоха (условно: от хрущевской оттепели до горбачевской перестройки) не отличалась цельностью. И в стилистической, и в социально-политической сфере налицо разделение: «суровый стиль» 60-х и «искусство памяти» 70-х, официальная и неофициальная культура (андеграунд). — «Суровый стиль»: несгибаемый, стойкий герой в «пограничной ситуации» (советская рецепция экзистенциализма). В.Е. Попков (1932-1974), картина «Строители Братской ГЭС» (1960) — манифест «сурового стиля». П.Ф. Никонов (р. 1930) «Геологи» (1962); Е.Е. Моисеенко (1916-1989) «Земля» (1964); Ф.Э. Ниеминен (р. 1931) «Рабочие Тяжбуммаша» (1969) — характерные памятники; стилистические черты: «мотив предстояния», живописный лаконизм, «черно-белый мир». — «Искусство памяти» (термин условный): мотив личной причастности к истории и гуманистической культуре. Д.Д. Жилинский (р. 1927) «Воскресный день» (1973); Т.Г. Назаренко (р. 1944) «Московский вечер» (1978), «Пугачев» (1980); Н.И. Нестерова (р. 1944) «Летний сад» (1983); О.В. Булгакова (р. 1951) «Театр. Актриса М. Неелова» (1976) — сложные культурные коды, цитаты «модифицированных» стилей, декоративность. — «Неофициальное» искусство (андеграунд): стремление восстановить традицию русского авангарда, одновременно обратиться к широкому зрителю; «бульдозерная выставка» (1974). «Советская абстракция» и «московский концептуализм»: М.М. Шварцман (1926-1998) «Иература развоплощения» (1975); И.И. Кабаков (р. 1933), альбомы «Десять персонажей» (1972-75); Э.В. Булатов (р. 1933) «Улица Красикова» (1977). — Неофициальное искусство в Ленинграде: Е.Л. Рухин (1943-1976); М.М. Шемякин (р. 1943); так называемая «газа-невская» культура.

 

Литература

Андреева Е.Ю. Художники «газа-невской» культуры (Современный ленинградский авангард; альбом). — Л.: Художник РСФСР, 1990

Вайль П., Генис А. 60-е: мир советского человека. — Ann Arbor: Ardis, 1988 (есть переиздание);

Время перемен: искусство 1960-1985 в Советском Союзе. Гос. Русский музей при уч. ФК “Екатерина” [каталог выставки]. — СПб.: Palace Editions, 2006;

Деготь Е., Левашов В. Разрешенное искусство//[Журнал] Искусство. — 1990, № 1;

Дмитриева Н.А. Изображение и слово. — М.: Искусство, 1962;

“Другое искусство”: Москва 1956-1976; каталог выставки [сост. Л.П. Талочкин, И.Г. Алпатова, вступ. ст. В. Ракитина]. — М.: Московская коллекцияИнтербук, 1991;

Кабаков И., Гройс Б. Диалоги 1990-1994. — М.: Ad Marginem, 1999;

Каменский А. Романтический монтаж (ст.: «Суровый стиль: к истории направления»; «Черты новых поколений: к проблеме живописи 1960-1970 годов»). — М.: Советский художник, 1989;

Нон-конформисты/ Non - konformisten. Второй русский авангард 1955-1988. Собрание Бар-Гера [каталог выставки]; ред. Х.-П. Ризе. — Köln: Wienand, 1997;

Тупицын В. Коммунальный (пост) модернизм. Русское искусство 2-ой половины ХХ века. — М.: Ad Marginem, 1998;

Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура// [Журнал] Вопросы философии — 1991, № 11.

 

Тема 17. Русское постсоветское искусство (1980-2000-е гг.)

 

Падение идеологических барьеров; отечественные художники отныне обязаны занять место в мировом художественном процессе. Только те из них выглядят достойно, кто смог переосмыслить и эстетически «снять» уникальный советский культурный опыт. — Перестройка в зеркале искусства. Развитие московского концептуализма: инсталляции И.И. Кабакова («Человек, улетевший в космос из своей квартиры» 1986). Соц-арт: В.А. Комар (р. 1943), Меламид А.Д. (1943) «Происхождение социалистического реализма» (1981-82); А.С. Косолапов (р. 1943) «Ленин — Coca - Cola» (1982); Гороховский Э.С. (1929-2004) «1488 портретов Ленина» (1988). Фигуры новейшего московского искусства: феминистский проект Т. Антошиной (р. 1956) «Музей женщины» (1997); В.Е. Дубосарский (р. 1964), А.А. Виноградов (р. 1963) «А. Шварценеггер в гостях у юных пионеров» (1998); группа «АЕС» «Последнее восстание» (2006). — Современное искусство Петербурга; наследие абстракции (В.С. Михайлов; р. 1945). Группа «Митьки»: В.А. Голубев (р. 1964), В.Н. Шинкарев (р. 1954), А.О. Флоренский (р. 1960) и О.А. Флоренская (р. 1960). Т.П. Новиков (1958-2002) и «Новая Академия»: О.Е. Маслов (р. 1965) и В.А. Кузнецов (р. 1960); О.Тобрелутс (Комарова; р. 1970): компьютерные иллюстрации к «Золотому ослу» Апулея (1995) и «Императору и Галилеянину» Г. Ибсена (2003). — Общий вывод: практически все авторы обыгрывают две темы: тотально знаковый характер реальности (превращение человека в амортизированный знак) и исчерпанность инновационного потенциала новейшего творчества (кризис самого «значения»: постмодернистская ситуация).

 

Литература

Андреева Е.Ю. Постмодернизм: искусство 2-ой половины ХХ — начала XXI века. — СПб.: Азбука - Классика, 2007;

Бобринская Е.А. Концептуализм (Новое искусство. ХХ век). — М.: Галарт, 1994;

Гройс Б. Комментарии к искусству. — М.: Художественный журнал, 2003;

Деготь Е. Террористический натурализм. — М.: Ad Marginem, 1998;

Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия технического развития. Пер. с нем. — М.: Республика, 1997;

Новиков Т.П. Новый русский классицизм. — СПб.: ГРМPalace Editions, 1998;

Рыклин М. Искусство как препятствие. — М.: Ad Marginem, 1997;

Самоидентификация: аспекты санкт-петербургского искусства 1970-х - 1990-х годов. Каталог выставки: ГРМ — Ars Baltica. — СПб.: Сезар, 1996;

Тупицын В. «Другое» искусства. Беседы с художниками, критиками, философами, 1980-1995. — М.: Ad Marginem, 1997;

Тупицына М. Критическое оптическое. Статьи о современном русском искусстве. — М.: Ad Marginem, 1997;

Холмогорова О.В. Соц-арт (Новое искусство. ХХ век). — М.: Галарт, 1994.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)