АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конец русской истории

Читайте также:
  1. II. Конец Золотой Орды и история образования казакского ханства
  2. III. Материалистическое направление в русской философии
  3. III. Методологические основы истории
  4. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  5. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  6. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  7. А. И. Герцен – основатель системы вольной русской прессы в эмиграции. Литературно-публицистическое мастерство
  8. Августовский путч и конец «перестройки»
  9. Аксиология в истории методологической мысли
  10. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  11. АНЕКДОТЫ, ИСТОРИИ ОТ ОШО
  12. Античная философия (конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.)

Нет ничего более страшного для человека, чем другой человек, которому нет до него никакого дела.
Осип Мандельштам. О собеседнике

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девнантной субкультуры или группы). Что же касается; индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно присутствующими бесспорно являются локус контроля и уровень самоуважения.

Наиболее серьезной попыткой установить между этими факторами не просто статистические корреляции, а причинную связь является теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения и ряда психических расстройств, в том числе лонгитюдным методом.

Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремится к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшать субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению.

Пониженное самоуважение статистически связано у юношей практически со всеми видами девиантного поведения — нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями (Кэплан, 1975). Чем объясняется эта связь?

В научной литературе на сей счет существуют четыре главные гипотезы.

1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно усваивает и раз-деляет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе.

2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.

4. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12-летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашел убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез. Оказалось, что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причем с возрастом эта тенденция усиливается — самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых подростков этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта.

Во-первых, они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.

Во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

В-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения. Кэплан (1980) сравнил уровень самоуважения 12-летних подростков с их последующим (в течение ближайшего года или трех лет) участием в 28 различных формах девиантного поведения. В 26 случаях корреляции оказались статистически значимыми, т. е. низкое самоуважение положительно связано с формами девиантного пове-дения (мелкие кражи, исключение из школы, угрозы самоубийств, ломка вещей, эмоциональные взрывы и др.).

Почему же это происходит? Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым требованиям ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжения мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в по ведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклониться от них, напротив, растет. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становятся все более антинормативными, толкая его все дальше по пути девиации.

Достигается ли при этом цель — повысить самоуважение? При определенных условиях — да. Алкоголик, например, в состоянии опьянения не осознает своей ущербности и может даже гордиться собой. Принадлежность к преступной шайке дает социально ущербному индивиду новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально отрицательных черт и действий. Новая, негативная социальная идентичность предполагает и новые критерии самооценок, зачастую прямо противоположные прежним, так что бывший минус становится плюсом.

Разумеется, девиация — не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» преступника нередко проблематично, в нем много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Но этот сдвиг не обязательно распространяется на другие элементы Я-концепции. Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл.

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и / или преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

Важнейший фактор такого развития — девиантные сверстники (Г. Кэплан, Р. Джонсон, К. Бэйли, 1987). Наличие девиантной группы: а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и в) уменьшает эффективность личных я социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т. д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

 

 

Конец русской истории

Важные тексты, Политика, Россия / 28 мая 2014 г.

Share on livejournal Share on odnoklassniki_ru More Sharing Services52

Если верить профессору Уолтеру Расселу Миду и его статье в журнале «Foreign Affairs», озаглавленной «Возвращение геополитики», то сейчас три ревизионистские силы — Иран, Китай и РФ — пытаются пересмотреть либерально-демократический мировой порядок, установившийся после завершения Холодной войны. Фрэнсис Фукуяма перед падением СССР предрекал «конец истории» — всеобщую победу либеральных демократий, делающую бессмысленными и невыгодными военные конфликты и приводящую мир в эпоху глобализации, общих ценностей, общей торговли, безвременья. Я за права человека, вы за права человека, зачем нам с вами воевать? К тому же наши с вами избиратели войну не одобрят (да и трудно натравить одну либеральную демократию на другую либеральную демократию), никто из них за войну не проголосует, а потому выгодной стратегией для политического класса становится отказ от войны или вынесение войны в Третий мир, куда-то в пески Ближнего Востока и горы Афганистана (пополам с обещаниями построить там новую либеральную демократию).

И вот этот вот сложившийся после распада СССР доминирующий миропорядок, по мысли Уолтера Рассела Мида, пытаются сейчас изменить Россия, Иран и Китай. Ирану невыгодно доминирование поддерживаемых США суннитских государств, по своему потенциалу эта страна — региональная держава как минимум, но чтобы реализовать свои амбиции, Ирану необходимо взорвать сложившийся баланс сил на Ближнем Востоке. Китай мечтает о возвращении Тайваня и расширении своей зоны влияния на весь Азиатско-Тихоокеанский Регион, для чего лихорадочно строит флот, пытаясь компенсировать оружием и деньгами отсутствующий soft power. Наконец, Россия пытается воссоздать СССР и вернуть себе влияние, утраченное в постсоветских государствах, разорвав их связи с Западом. Стремления всех трех игроков представляют собой вызовы сложившейся системе мирового порядка, поскольку фундаментально несовместимы с либерально-демократическим устройством, предполагающим право наций самостоятельно решать свою судьбу, а в случае нарушения этого права — обращаться за помощью к гаранту миропорядка, США.

Конечно, оговаривается Уолтер Рассел Мид, союз Ирана, Китая и РФ не сможет расколоть мировое устройство, но на какое-то время он задержит наступление конца истории, раскрасив мир конфликтами, старой-доброй борьбой держав и необузданным стремлением к доминированию поверх всех международных законов. Звучит убедительно. Но если вынести за скобки Китай и Иран (не являюсь специалистом по протекающим в них процессам и потому не могу дать экспертный комментарий), нельзя не заметить, что Конец Истории в отдельно взятой России давно уже наступил. Причем украинский кризис это демонстрирует со всей наглядностью.

Во-первых, РФ начиная с самого 1991 года отказалась от больших идей, больших затей, больших проектов, вообще чего-то большего, чем человеческая жизнь и человеческие права. Даже во всех официальных текстах про Евразийский Союз подчеркивается, что это чисто коммерческое межгосударственное объединение, азиатский клон ЕС без всякой идеологии, в организации которого главное — выгода всех участников. Присоединение Крыма? Если помните, оно было подано как ответ на демократический либеральный референдум, как реализация того самого права нации на самоопределение, лежащего в основе современного мирового порядка. «Реконкиста», «возвращение земель» — все это проговаривалось стыдливой скороговоркой, со всяческим подчеркиванием, что никаких «идей» у путинской РФ нет, а есть лишь желание играть по установленным правилам. Безыдейные мы, сиротинушки.

Во-вторых, санкции ЕС, возможный ужас от санкций ЕС, от выключения из сложившейся мир-системы рассматривается в качестве Апокалипсиса — в том числе потому, что никакой альтернативной мир-системы не предполагается. «Удвоение ВВП» или «торговать газом с Китаем» — это не конкурирующие с Западом идеи, это как раз шаги в рамках либеральной капиталистической демократии. «Запрет гей-пропаганды», «возвращение к христианским ценностям» — все это не вызов миропорядку либеральных демократий, а предвыборная программа сенатора-реднека из глубинки США. Который покуражится-покуражится — и поедет договариваться с федеральным правительством (или, в нашем случае, писать жалобы в ОБСЕ, ПАСЕ, Совбез ООН и прочие международные институции). Весь «вызов современному миропорядку» заканчивается там, где начинаются газовые контракты с Европой.

В-третьих, развитый путинизм так и не смог концептуализировать себя, выработать некую внятную идеологию, на которую мог бы опираться вызов либеральным демократиям. «Такого, как Путин» — вот и вся идеология, подчеркивающая как раз отсутствие глобальных амбиций РФ, поскольку Путина на всех не хватит, путинизм — персоналистская диктатура, невоспроизводимая в других условиях (в отличие от демократии, коммунизма и т.п.). Тем же самым, кстати, страдают и Китай с Ираном: они не могут предложить окружающим странам никаких планов по их переустройству, никакой утопии, способной конкурировать с образом либеральной демократии. Более того, весь выборный фарс в РФ устраивается даже ведь не для того, чтобы кого-то обмануть, а просто потому, что люди других ритуалов, других форм саморепрезентации себя внешнему миру не знают и знать не хотят.

В-четвертых, украинский кризис как раз показал полную вписанность РФ в либеральный миропорядок: в ответ на требования украинцев превратить Украину в западную либеральную демократию интеллектуальный класс РФ не смог выдать вообще ничего, кроме вскриков про геев и фашистов. Даже в ситуации борьбы за Украину конкурирующий образ будущего не был сформулирован, а подавляющее большинство аргументов против ЕС апеллировали к экономической выгоде, без попыток продумать альтернативные смыслы. «Фашисты, евросодом, отключим газ!» — это, извините, не альтернативное видение, а ругалки-кричалки в рамках существующей системы (так, когда Германия с Греции возврата кредитов потребовала, там греки на улицы тоже с плакатами про фашистов вышли).

Полагаю, что «конец истории» в России наступил, может быть, даже прочнее и надежнее, чем на Западе, поскольку наша страна превратилась в конгломерат конкурирующих корпораций и кастово-корпоративных структур, действующих в логике большого бизнеса, а потому принципиально не заинтересованных ни в формировании гражданского общества-нации, ни в формировании больших идей и перспектив, которые могли бы пробудить нацию ото сна и куда-то ее повести. Идеи и управляемые ими социальные общности, неподконтрольные бизнесу, лишь мешают цепочке «товар-деньги-товар», и тот же украинский кризис логичнее было бы рассматривать не как пробуждение Спящего Медведя, но как сугубо рациональную, скучную и прагматичную ответку на попытку рейдерского захвата украинских активов, принадлежащих кремлевским корпорациям. Для американцев, которые всерьез верят в Бога, национальные интересы и глобальную роль в мире, такое мышление представляется чересчур примитивным, невозможно примитивным, но не стоит забывать, что мы говорим о стране, 8 лет жившей под лозунгом самодостаточного «удвоения ВВП», абсолютно безумным с точки зрения стратегии современного государства, но вполне логичным с точки зрения корпоративного мышления («Удвоить KPI» — нормальная задача, чо такова-то…).

Причем после «удвоения ВВП» у нас была столь же бессмысленная «модернизация», затем — «стабильность», а сейчас и вовсе сосущая пустота, прикрытая фиговым листиком десятка цитат из классиков русского консерватизма, сводящихся к тому, что не надо, пожалуйста, свергать Владимира Владимировича, а то будет хаос, ужас и развал. «Чукча! Покорми собак и ничего не трогай!» — глубокая, конечно, мысль, но на вызов миропорядку либеральных демократий никак не тянет.

Было бы прекрасно, если бы у нас существовала национальная элита, 20 лет собиравшая силы, а затем решившая нанести ответный удар, начав борьбу за возвращение прежних силы и славы нашего народа, но, увы, люди даже себя и свою власть объяснить не могут («Вот уйду от вас, уйду — наплачетесь тогда, неблагодарные, наплачетесь!» — главный посыл всего путинского правления), что уж говорить о большем. Правящая каста даже неизбежную постпутинскую Россию не может представить, а вы про «вызов миропорядку», смешные…

Простите, Уолтер Рассел Мид, но, похоже, история в России не то что закончилась, а уже и титры по экрану прошли и все давно в гардеробе с номерочками стоят. И лишь кто-то бородатый в папахе и модных очках стучит АК об пол темного зала «Нет, ёпт, позвольте!», но из гардероба его уже не слышат.

Текст: Егор Просвирнин

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)