|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Значение культурных изменений для взаимодействия культурПроцессы глобализации и культурной динамики, как показывает практика, не ведут к формированию единой мировой культуры. Современная культура остается множеством самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом. Культурные изменения ведут только к универсализации, но никак не к однообразию. Но эти процессы заставляют критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, выявить их межкультурные границы. Современные исследования культурной антропологии показывают, что культурная самобытность любого народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все культуры подчиняются "законам" коммуникации. Поэтому все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ оснований собственного поведения, признание чужой культурной самобытности, умение включать чужие истины в свою позицию, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Происходящие культурные изменения все больше подчиняются логике культурной коммуникации. Сосуществование людей в современной цивилизации невозможно без стремления к согласию между культурами, которое может быть достигнуто только путем диалога между ними. В этом диалоге ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса или единственно верного миросозерцания. Отношения между культурами должны строиться на принципах консенсуса и плюрализма. Реальным основанием для такого типа отношений служит наличие в каждой культуре позитивных общечеловеческих ценностей, которые можно использовать для межкультурного консенсуса. Таким образом, культурная динамика развивается в направлении сотрудничества между культурами, основанного на культурном плюрализме. Культурный плюрализм представляет собой адаптацию человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Он предполагает овладение человеком ценностями еще одной культуры без ущерба для ценностей своей собственной культуры. При культурном плюрализме ни одна культура не теряет своей самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает добровольное овладение представителями одной культуры привычками и традициями другой, обогащающее собственную культуру.
Литература 1. Велик А.А. Социальная форма движения. - М., 1982. 2. Динамика культурных и социальных связей. - М., 1992. 3. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. - М., 1989. 4. Левяш И.Я. Культурология. - Минск, 2000. 5. Морфология культуры: структура и динамика. - М., 1994. 6. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. - М., 1989. 7. Факторы и механизмы развития культуры. - М., 1984. 8. Ширшов И.Е. Динамика культуры. - М., 1990.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия культура и объясните его многозначность. 2. В чем состоит актуальность культуры сегодня? 3. Что такое традиция, обычай и норма в культуре? 4. Что такое ценность (дорогая вещь; нравственный идеал; то, без чего культура является ущербной)? 5. Бывают ли бескультурные люди и в чем проявляется это их качество? 6. Какие достижения человеческой культуры вы считаете наиболее важными и почему? 7. В чем сущность понятий свой и чужой? Чем они отличаются друг от друга? 8. Что такое этнос и этническая принадлежность? 9. Является ли этническая принадлежность формой этноцентризма? 10. Каковы естественные основания этноцентризма? 11. Как вы понимаете термин идентичность и какие ее формы присущи лично вам? 12. Что такое функция и какие функции выполняет культура в жизни человека? 13. Можно ли делить культуры на хорошие и плохие, сильные и слабые, развитые и неразвитые? Насколько оправдано такое разделение? 14. Как вы оцениваете свою культуру в сравнении с другими? 15. Что такое инкультурация и социализация? В чем их отличие друг от друга? 16. Чем отличаются первичная и вторичная стадии инкультурации? 17. Кто такие агенты инкультурации? Какова их роль в процессе инкультурации? 18. Что вы знаете о психологическим механизме инкультурации? 19. Сравните понятия динамика и развитие! 20. Каково соотношение изменчивости и устойчивости в культуре? 21. Какие формы социокультурной динамики вы знаете? 22. Что такое глобальная эволюция? 23. Возможна ли единая мировая культура без национальных различий? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |