АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Традиционные ценности русской общины в современных условиях

Читайте также:
  1. I Распад аустенита в изотермических условиях
  2. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  3. I.1.8. Философия и ценности.
  4. II.4.3.Три драгоценности буддизма
  5. III. Материалистическое направление в русской философии
  6. А) Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
  7. А. И. Герцен – основатель системы вольной русской прессы в эмиграции. Литературно-публицистическое мастерство
  8. Анализ инвестиционного проекта в условиях риска.
  9. Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции
  10. Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции сложно привести в сопоставимый вид.
  11. Антропологическая проблема в русской философии
  12. Архитектура Беларуси в ХХ столетии. Эклектика, модерн, конструктивизм, неоклассицизм. Достижения современной белорусской архитектуры и градостроительства Беларуси.

Сегодня уже всем стало ясно, что в неизменном виде традиционные русские ценности сохраняться и действовать не могут. Они начинают меняться в соответствии с теми изменениями, которые постепенно происходят в России. Неслучайно многие специалисты сравнивают современную ситуацию в стране с эпохой первоначального накопления капитала. И "новые русские" чертами своего характера и стилем поведения так напоминают кулаков-"мироедов" XIX века, причем, отношение к ним со стороны основной массы народа такое же.

Значительная часть населения нашей страны до сих переживает глубокий психологический шок, связанный с крушением прежней системы ценностей (ценностей общины) и необходимостью адаптации к новым экономическим и политическим реалиям. Важнейшая из них - это проходящая модернизация России, по сути, становящаяся заурядной вестернизацией. А она предусматривает не только формирование соответствующих рыночному обществу экономических, социальных и политических институтов, но и воспитание личности нового типа, которая должна обладать следующими чертами: психологическая приспособляемость к изменениям и восприятию нового; рациональность мышления и вера в эффективность науки и медицины; способность к выбору – принятию самостоятельных решений относительно собственной судьбы; индивидуализм; стремление к самоутверждению; честолюбие, проявляющееся как в отношении к самому себе, так и к своим детям; высокая ценность образования.

Вне зависимости от того, нравится ли это или нет, реформы в нашей стране идут, а значит, идут и процессы модернизации. Адаптация к модернизации может рассматриваться как процесс принятия новой политической и ценностной парадигмы, происходящий в условиях не преодоленного до сих пор идеологического раскола российского общества.

О том, что соответствующие изменения идут, говорят данные социологического опроса по исследованию национального самосознания русских, проводившегося в Санкт-Петербурге. Респондентам предлагалось оценить выбранные русские пословицы, а также составить список качеств русского характера. Больше всего исследователей интересовало, происходят ли какие-то изменения, связанные с освоением "рыночной" психологии.

Наиболее принципиальное значение имела оценка установки на индивидуальную активность в противовес традиционной пассивности и фатализму. И по частоте выбираемых пословиц можно говорить о том, что активная позиция начинает преобладать (в пропорции 2:1). Очевидно, на эту установку повлияло как снижение религиозной мотивации поведения (истинно верующий человек должен уповать на Бога), так и потеря доверия к властным структурам, в том числе, к самой верхушке власти (столетия в России вера в доброго царя оставалась непоколебимой).

Однако склонность к долготерпению и смирению с жизненными обстоятельствами все еще отличает более трети опрошенных. Среди этой категории респондентов особенно много женщин.

Риск ради удачи признает прежде всего молодежь, что показывает её более успешное приспособление к новым условиям и новым ценностям. Но при этом в русском сознании, независимо от половой принадлежности, возраста и уровня образования, продолжает преобладать стратегия "малых дел" (Терпение и труд все перетрут), а на удачу надеется лишь каждый четвертый из числа опрошенных. Таким образом, еще далеко до утверждения стереотипов "рыночного" поведения - энергичного и инициативного. О том же говорит и выбор пословиц, основанных на стереотипе "честной бедности" в противовес "нечестному богатству".

Анализ результатов опроса указывает на то, что русское сознание по-прежнему остается противоречивым. Установка на активность, обычно сочетаюшаяся с рыночным поведением, не находит своего логического завершения. А другие установки, удобные для успешной самореализации в условиях первоначального накопления капитала, большинством участников опроса отвергаются как чуждые их личной позиции, а также национальному самосознанию в целом.

В ходе опроса его участникам было предложено выбрать единственную пословицу, наиболее соответствующую их жизненной установке. Так выявились пять пословиц, отражающих самые распространенные жизненные принципы:

1. Под лежачий камень вода не течет.

2. Терпение и труд - все перетрут.

3. Что ни делается - все к лучшему.

4. На Бога надейся, а сам не плошай.

5. Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

Можно сказать, что эти ценности составляют своеобразное "ядро" нового формирующегося российского менталитета и национального характера. Они по-прежнему остаются противоречивыми и лишь слегка затронуты происходящими переменами в жизни страны.

 

Литература

1. Воронове А.О,, Смирнов П.И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования)// Введение в этническую психологию/ Под ред. Ю. П. Платонова. - Спб., 1995.

2. Голубев B.C. и др. "Вечнорусские вопросы" в учебном пособии// Общественные науки сегодня. - 1997. - № 5.

3. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения у русских крестьян XIX в. - М., 1986.

4. Дряхлое Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян// Социс. - 1997. - № 7.

5. Иорданский В. Русские, какие мы? // СМ. - 1998. - № 2.

6. Лурье С. От древнего Рима до России XX века// Общественные науки сегодня. - 1997. - № 4.

7. Паламарчук П. Москва или третий Рим? - М., 1991.

8. Сикевич З.В. Русские: образ народа. - Спб.: Изд.-во СПбГУ, 1996.

9. Троицкий Е. Что такое русская соборность?- М., 1995.

10. Янов А. Русская идея и 2000 год. - Нью-Йорк, 1988.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность новой модели общественного развития России?

2. Чем характеризуется ситуация в культурной жизни России в постсоветское время?

3. Как сочетаются в современной русской культуре традиции и новации?

4. Как связаны ценности русской культуры с природными условиями? С типами хозяйства? С особенностями исторического развития?

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)