АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды мебели

Читайте также:
  1. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  2. II. Понятие социального действования
  3. IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года
  4. IX. Треволнения в раю
  5. Study the vocabulary notes and translate the examples into Russian.
  6. VII.1. Вещи как объект правового регулирования
  7. XV. Пассивно-женственный характер
  8. Анализ выполнения федеральной целевой программы «Дети-инвалиды»
  9. Анализ рисков.
  10. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  11. Англия.
  12. Антикризисного управления

 

В обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным запросам.

 

Табуреты без спинки были из древесины или бронзы с выточенными ножками, в оформлении которых частично чувствовалось влияние этрусской техники литья из бронзы.

 

 

 

 

Тип складного парадного стула использовали важные персоны, а парадное императорское кресло— только император. Кафедра, созданная на основе греческого клисмоса, — удобное, однако громоздкое кресло — была «сиденьем для знати».

 

 

 

Солиум — почетный стул для глав аристократических семейств, которые имели свое постоянное место в храмах, купальнях. Их кресла часто были высечены из мрамора, с рельефами и ножками в виде звериных лап. Кресло часто дополнялось скамеечкой для ног. Плетеная мебель была известна в Риме еще в III веке н.э., она имела совершенную форму и была прекрасно исполнена.

 

 

Среди мебели для сидения следует упомянуть простые, неприхотливой формы скамьи для повседневного пользования. Известна нам и другая форма скамьи: со спинкой и подлокотниками, которая стояла в атрии домов состоятельных людей и предназначалась для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног. Третья форма скамьи — парадная двухместная скамья без спинки, которой всегда пользовался один человек как знаком почести, возданной ему.

 

 

 

 

Римляне — как и древние греки — большую часть жизни проводили лёжа, так как не только ели, но зачастую и работали — читали, писали, заключали сделки — лежа. Для этого они применяли различные ложа. Вокруг круглого обеденного стола устанавливались три ложа, на каждом из которых могли расположиться три человека.

 

Традиционная кровать, обычно деревянная, богато драпировалась и имела мягкую обивку. Четыре выточенные ножки несли четырехугольную деревянную раму с низким — косым или изогнутым —изголовьем. Профилированные поперечины, интарсия и бронзовые украшения на раме придавали этой мебели очень эффектный вид. На базе этой мебельной формы возникли носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу. Эти кресла-носилки в зависимости от состоятельности их владельца были более или менее роскошными.

 

 

 

 

Стол у римлян играл большую роль и имел различное назначение. Обеденный стол был легкий и подвижный, так как иногда при перемене блюд менялся и стол. Этому назначению лучше всего соответствовал греческий тип стола на трех ножках. Ножки его часто были выполнены из бронзы в виде звериных лап. Греки с присущим им чувством формы делали ножки, которые только заканчивались в форме звериных лап или копыт, верхняя часть оставалась тектонической формы. Римляне же, наоборот, всю ножку стола делали в виде фигуры фантастического животного. Можно было встретить комбинации звериных лап с элементами фигур льва, грифа или сфинксов и листьями аканта. Несмотря на такой способ оформления, общая форма изделий благодаря богатству, гибкости и динамичности очертаний была весьма благородной.

 

 

 

Шкафов в римском жилище почти не было, они относились к предметам обстановки лавок, что известно нам по многочисленным изображениям. Для хранения же предметов домашнего обихода чаще всего использовали сундуки. К сожалению, о римских сундуках мы знаем немного. Один из видов сундуков обычно стоял в атрии, никогда не передвигался, в нем хранились ценные вещи, имевшиеся в доме; сверху сундук полностью обивался железом; это как бы несгораемый шкаф античности.

 

 

Римские художники и ремесленники достигли удивительного мастерства в изготовлении мебели. В силу своей практичности они стремились к серьезной, качественной работе. Римляне не обладали таким прирожденным утонченным вкусом, как греки. Вместо простоты и ясности греческих форм часто можно видеть вычурность декора. Однако римское прикладное искусство, несмотря на свои явные недостатки, создало большие ценности. В мебели господствовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к господствующим вкусам. Римляне почти ничего не добавили к перенятым у греков основным формам, гораздо больше внимания уделяли они богатому, помпезному оформлению.

Римским искусством заканчивается история античного искусства. Но в последующие столетия достижения римского искусства вновь и вновь оказывали свое влияние, особенно в эпоху классицизма, и в настоящее время они все еще могут служить примером для подражания.

 

Тема 1.2. Материальная культура средневековья.

 

Средневековый запад в техническом отношении был бедно оснащённым миром. Лишь с 11 века начинают появляться и распространяться важные технологические достижения. Обязанность для лиц духовного звания и для монахов иметь как можно больше связей с внешним миром побуждало их развивать техническое оснащение хозяйства. Именно в монастырях усовершенствовалась сельскохозяйственная техника и распространялись водяные и ветряные мельницы.

Эволюция вооружения и военного дела способствовала прогрессу металлургии и баллистики.

В эпоху раннего средневековья предметы домашнего обихода, инвентарь и мебель изготавливались в рамках натурального хозяйства.

Стремление к роскоши в тот период было невелико, и в соответствии с этим мебельное ремесло было весьма примитивно. О продолжении богатых традиций поздней античности нет и речи. Небольшое количество сохранившихся изделий имеет примитивную конструкцию и громоздкие массивные формы.

 

Шкафы были сделаны из необработанных толстых досок, держались при помощи накладок из кованого железа. Использование накладок было новым, оно пришло из Франции.

 


 

 


 

 


 

Немногочисленные виды мебели для сидения были оформлены лучше других видов. Обивка не применялась. Мебель в большинстве случаев покрывалась слоем краски с целью, чтобы скрыть дефекты соединений. Необработанный деревянный каркас обтягивали холстом, покрывали его слоем гипса или мела и в некоторых местах расписывали эту грунтовку, создавая подобие картины. В позднем романтическом стиле к этому добавляется ещё резьба по дереву и тонкая декоративная железная фурнитура.

 


 

 
 

 

 

 
 

 

 

Универсальной мебелью в средние века был сундук, он мог одновременно служить кроватью, мебелью для сидения и дорожным чемоданом.

 



 

 


 


 


 

В средние века большое значение приобретают кровати. Характерная конструкция – рама на точёных ножках, окружённая низкой решёткой. С 12 века под влиянием восточной шатровой конструкции стали применять кровати с балдахином, они спасали от холода в ночные часы. Драпировка крепилась к потолочной балке или на специальном каркасе.

 

Чтобы сделать кровать местом, наиболее защищенным от холода и сквозняков, её помещали на высоком постаменте, подальше от каменного пола, и со всех четырёх сторон задёргивали занавесками. Кровать устанавливали изголовьем к стене, изножьем — к очагу. Укладываясь спать, снятую одежду вешали на длинную балку, выступающую из стены параллельно кровати. Спали нагишом. Нижнюю рубаху, стянув уже в постели, прятали под подушку, чтобы, проснувшись, надеть её тёплой. Постельные принадлежности в Средние века достаточно многочисленны: поверх соломенного тюфяка клали перину, покрывали её нижней, а затем верхней простынёй. Под подушки в наволочках подкладывали ещё и продолговатый валик. Одеяла были стёганые ватные, пуховые (перины), меховые: из лисы, волка, белки, соболя, горностая. Естественно, и у одеял была своя социальная иерархия. А бедные люди ночью нередко укрывались собственной одеждой.

 

 


 

Изображения столов встречаются редко. Иногда стол – это просто съёмная широкая доска на двух козлах. Столы, за которыми ели, после трапезы разбирались. На рисунках стол всегда покрыт низко свисающей скатертью, поэтому невозможно судить о его форме.

 

 
 

 

Романская мебель полностью соответствовала средневековому образу жизни и уровню культуры. Роскошь, искусство оформления и развитое художественное ремесло античного мира были полностью преданы забвению.

Ментальность средневекового человека оставалась антитехнической. Вплоть до 13 века любое техническое новшество воспринималось как греховное. Долгое время не было написано ни одного трактата по технике: эти вещи казались недостойными пера.

 

Конец средневековья, 13 век.

 

Произошло изобретение пороха и огнестрельного оружия. Однако их военная эффективность сказалась не сразу. В течение 14 века и позже первые пушки сеяли страх в рядах неприятеля благодаря их грохоту, чем смертоносному действию. И только с 15 века развитие артиллерии вызовет подъём металлургии.

Производство стекла, известного ещё в античности, вновь возродилось к 13 веку главным образом в Венеции, а приобрело форму промышленного производства в Италии только в 16 веке. Стекло в средние века — это в основном витраж.

 

Появились крупные центры производства ремесленных изделий. Экспортное сукноделие: Флоренция, Сиена, Пиза, Гент, Брюгге. Центр обработки металлов и выделки металлических изделий: Милан, Нюрнберг.

 

Производство бумаги было освоено в 14 веке. Начало книгопечатания при помощи разборных металлических литер в Германии — 15 век.

 

Появляются мастерские, выпускавшие только колёса для карет и телег или только бочки. Ремесленники одной специальности стали объединяться в общества — цехи. Каждый цех писал свой устав.

 

Устав и его назначение:

1. Сколько учеников и подмастерьев должно быть у мастера.

2. Сколько и какого оборудования мастер мог устанавливать в своей мастерской.

3. Условия закупки сырья.

4. Условия сбыта продукции.

5. Ограничение прав ремесленников, не вошедших в состав цеха, на производство товаров.

6. Право изобретения принадлежало мастерам.

7. Отстранённому от работы подмастерью полагалось каждое утро выходить на рыночную площадь, где его могли нанять.

 

К концу средних веков появляются прототипы всех современных предметов мебели. Большую роль в развитии мебельного искусства сыграло изобретение в 14 веке лесопильни. Теперь брёвна можно было распиливаться на доски, а не мастерить тяжеловесную мебель из толстых брусков.

 

Средневековый инженер-художник приобретал знания и профессиональные навыки путём цехового ученичества. Каждый отдельный мастер передавал ученикам арсенал приёмов и навыков, хранившийся в строгой тайне от посторонних. Каждая новая задача, будь это постройка дворца или новой машины, решалась на глаз, чисто практически.

 

Первые попытки научного обоснования процесса формообразования будут предприняты только в эпоху Возрождения.

 

Тема 1.3. Предметный мир эпохи Возрождения.

 

В эпоху средневековья мебель жилых помещений тяготела к стенам. Всё неподвижно стояло на своих местах. В эпоху Возрождения, когда человек получает больше свободы, появляется более лёгкая, подвижная мебель. Ренессансная мебель превосходит средневековую не только количеством и разнообразием, но и большей индивидуальностью решений отдельных предметов. Всё больше растёт художественный вкус заказчиков. Роскошный дом и дорогая мебель с богатой отделкой становятся символом социального статуса их владельца.

 

Ренессансную мебель характеризует чёткая форма, ясное построение и активное использование в оформлении архитектурных элементов. Корпусная мебель решается как архитектурное сооружение, как миниатюрный палаццо с колонками, пилястрами, карнизами, фронтонами. Такую составленную из архитектурных элементов мебель называют архитектонической.

 

 
 

 

 

В итальянском ренессансном жилище значительную роль играет сундук-кассоне. Как и было ранее, это и сундук для хранения и перевозки вещей, и скамья, и принадлежность приданого невесты.

 

 
 

 

 

Из сундука-кассоне развивается предок дивана — это ларь-скамья со спинкой и подлокотниками, который предназначался для почётных гостей. Спинка часто делалась высокой, иногда даже с навесом.

 

 


 

 

Новыми типами мебели были посудный шкаф и секретер.

Несколько позднее, чем в Италии, культура Возрождения распространилась и в других странах Европы, центр её постепенно стал перемещаться на север. Там предметный мир наряду с мощным влиянием итальянского искусства и ремесла испытал влияние и местных условий. Для Франции, Голландии, Германии традиционным было совсем иное отношение к интерьеру. Там была тяга к его замкнутости, к большему, по сравнению с открытыми пространствами итальянских палаццо, уюту. Здесь ниже потолки, меньше окна и двери. В отделке стен превалирует дерево, а не модный в Италии мрамор.

 

С середины 16 века идеология эпохи Возрождения претерпевает изменения. Религиозные войны, обострение социальных противоречий — всё это происходило вопреки разуму, заставляло сомневаться в человеческих силах и разрушало цельность мировоззрения, свойственную этой эпохе.

 

Изменяется и социальное положение художника. Массовый регулярный спрос на работу начинает иссякать, исчезает уверенность в заработке. Выполняя заказы власть имущих, художник отрывается от цеховых традиций, его деятельность приобретает аристократический, придворный характер.

 

Зарождение и развитие капиталистических отношений вело к обособлению искусства как особой деятельности, которая направлена на создание чисто духовных ценностей, лишённых материальной полезности.

Искусство стало считаться родом деятельности, возвышающейся над повседневной жизнью и управляемой божественным вдохновением. Техническая деятельность, инженерное дело расцениваются как нечто приземлённое, обыденное, утилитарное. К этому времени греческое «технэ» и латинское «арс», в прошлом слова-синонимы, теперь обозначают различные понятия: техника и искусство.

 

 

Тема 1.4. Европа в Новое время (17-18 века)

 

Европейская история 16 – первой половины 17 века отмечена грандиозными открытиями и изобретениями. Открытия Коперника, Галилея, Декарта заложили основы современного научного знания: астрономии, математики, физики, химии и были реализованы уже во второй половине 17 и 18 веке.

Новое время – время изобретателей и практиков, время великих географических открытий.

1492 год – Христофор Колумб открыл новый материк – Америку.

1498 год – португальский мореплаватель Васко да Гама установил морской путь в Индию.

1519 год – португалец Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.

 

В связи с этими событиями европейская торговля стала подлинно мировой. Испания и Португалия превратились в колониальные державы. Открытие нового морского пути явилось тяжёлым ударом по традиционной торговле арабов, турок, венецианцев. Новый экономический центр всего мира переместился на берега Северного моря – сначала в Голландию, затем в Англию и Северную Францию. В этих странах одновременно развивалась и промышленность, и торговля. Позднее эксплуатация золотых и серебряных рудников, сахарных и табачных плантаций Америки, основанная на применении труда рабов, принесла огромные богатства Голландии и Англии. Эти страны по экономическому развитию опережали Испанию и Португалию, где продолжались феодальные отношения.

На европейских рынках стали появляться новые товары с Востока и Запада: хлопчатобумажные изделия, фарфор, какао, табак.

Открывшиеся возможности новых морских путей повлекли за собой повышение требований к кораблестроению и навигации, к подготовке мастеров по производству карт, компасов и других инструментов. Массовое применение нашли телескоп и микроскоп.

Быстро рос торговый капитал, богатели буржуазия и купечество. Развитие товарного производства, увеличение спроса на продукцию ремесла сопровождались расслоением ремесленников. Из числа наиболее имущих мастеров вырастали капиталисты. Во второй половине 17 века и в 18 веке происходило разложение мелкого кустарного производства, цехового ремесла и домашних форм работы. Разорившиеся мастера попадали в полнейшую зависимость от предпринимателя. Они работали или на предприятии, или на дому на оборудовании, принадлежавшем купцу-предпринимателю. Таким образом, разорившиеся ремесленники превращались в наёмных рабочих.

Спрос на готовые изделия диктовал необходимость увеличения объёма производства. Появляется новая организация труда – цеховая. При цеховой организации работник должен был проходить длительную школу обучения мастерству, прежде чем мог выполнять все стадии производственного процесса. Если разбить изготовительный процесс на отдельные стадии, то можно быстро обучить работников выполнять разные конкретные операции, а руководство всем процессом поручить одному или нескольким мастерам.

Новая организация производства подразделяла работников не по степени подготовки: ученик – подмастерье – мастер, а по выполняемой стадии производства, освоив которую каждый работник становился в своём роде мастером. Производство, основанное на разделении труда, получило название мануфактурного.

 

 

Цех, цеховая организация

       
   
 
 

 

 


ученик подмастерье мастер

 

 

Мануфактура («ручное изготовление»)

 
 

 


объединение ремесленников-капиталистов

в одном предприятии, разделение труда

 

 

Мануфактура – это промышленное предприятие со значительным капиталом и наёмными рабочими, которые производят продукцию на широкий рынок.

 

Например, часовая мануфактура. Один изготавливает пружину, второй – циферблат, третий – стрелки, четвёртый – часовую коробку.

Изготовление распадалось на ряд частей, связь между работниками была чисто внешняя, не было даже необходимости размещать их в одном помещении.

 

Первые мануфактуры:

Италия – 14 век

Германия, Англия, Нидерланды, Франция – конец 15-начало 16 века

Россия – 17 век.

 

Со второй половины 16 века получило распространение прядильное колесо с ножным приводом. В 1586 году Меллер из Данцига изобрёл механический ткацкий станок, но использование его было запрещено городским советом.

 

Наиболее передовым в техническом отношении было шелкоделие, оно носило с первых шагов экспортный характер и было связано с купеческим предпринимательским капиталом. Расцвело производство гобеленов, шёлковых шнуров и пряжи с серебряной и золотой нитью. Со второй половины 16 века распространяется плетение кружев на коклюшках.

Потребителем продукции расцветающей индустрии роскоши стало бюргерство – патрициат, крупное купечество и разбогатевшие ремесленные мастера.

Шёлк, бархат, парча, атлас, кружева, фарфор, ювелирные изделия, дорогая мебель –это теперь предметы массового производства.

С 16 века развиваются новые отрасли: производство зеркал, инкрустированной мебели. Появляются особые специальности: столяр-мебельщик, каретник, художник по росписи стен, потолков, фасадов городских дворцов новой знати.

Именно в художественных мануфактурах специальной деятельностью становится проектирование. Это стало возможным благодаря тому, что в эпоху Возрождения внутри целостно сформировавшейся сферы искусства обособилось искусство проектирования. Оно стало рассматриваться как основа и источник трёх видов искусства – живописи, скульптуры и архитектуры. Именно проект, а не живописное произведение и не скульптуру стал создавать художник, когда пришёл в мануфактуру.

 

Тон в искусстве мебели начинает задавать абсолютистская Франция. В 1662 году на базе скромной шпалерной мастерской братьев Гобеленов была организована Королевская мануфактура гобеленов. Она же производила и мебель. Манкфактуру возглавил художник Шарль Лебрен.

 

 

Крупнейшим мастером-мебельщиком эпохи барокко является фламандец по происхождению Андре Шарль Буль. Он был архитектором, живописцем, мастером художественной мебели, рисовальщиком, гравёром. Буль стал первым инкрустировать мебель черепаховым панцирем – техника «пике». Он широко применял слоновую кость, бронзу и олово. После смерти придворного столяра Жана Масэ Буль возглавил мастерские в Лувре и значительно их расширил.

Буль всегда сам выполнял все работы, связанные с изготовлением мебели, от проекта до отделки. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие.

 

В Германии возникла Мейсенская фарфоровая мануфактура. Она выпускала псевдокитайские изящные безделушки.

Истинным законодателем мод в производстве керамики со второй половины 18 века стал французский севрский фарфор, который выпускался на мануфактуре в Севре.

К концу 18 века капризные, доведённые до крайнего перенасыщения формы рококо постепенно успокаиваются. В искусстве назревает культ более строгих и упорядоченных форм, тяготевших к античным первоисточникам, к простоте и ясности.

 

 

Раздел 2. Зарождение дизайна как новой универсальной творческой профессии.

 

Тема 2.1. Промышленный переворот 19 века. Примитивность форм промышленной продукции.

 

Раньше, чем в других странах, в Великобритании начался промышленный переворот. Это было в 60-х годах 18 века. Этому способствовала английская буржуазная революция 17 века, которая расчистила путь для развития капиталистических отношений.

Что подготовило промышленный переворот?

Переходы от ремесленного и мануфактурного предприятия к машинному начался от изменения средств труда. Перемены начались в ткацкой промышленности.

Так, английский рабочий Джон Кей, побуждаемый возросшим спросом на продукцию ткачества, нашел способ ткать полотно значительно быстрее и шире - изобрел самолетный челнок. Станок, оснащенный подобным образом, остался ручным, но с его появлением возникла настоятельная потребность в усовершенствовании процесса прядения. В 1733 г. механик-самоучка Джон Уайетт изобрел пер­вую прядильную рабочую машину, в которой роль человеческих пальцев, скручивающих нить, выполняли несколько пар вытяжных валиков. Имен­но с его именем связывается начало технической революции. Затем одна за другой появляются текстильные машины.

В 70-80-х гг. 18 в. Появляется изобретение рабочего Джеймса Харгривса – механическая прялка «Дженни», названная в честь его дочери. Дальнейшее развитие механического прядения связано с применением мюль-машин (изобретение С. Кромптона).
В дальнейшем, с введением все большего числа новшеств, машины все более и более удаляются от своих ремесленных прототипов; усложняются конструкции, меняются принципы действия, изменяется форма. Так назы­ваемая мюль-машина Кромптона, сконструированная между 1774 и 1779 гг., уже ничем не напоминает простую прялку. Мюль-машина уже не была усо­вершенствованным орудием ремесленника, а предназначалась для капита­диетической фабрики. Ее конструкция предусматривает получение высо­кокачественной пряжи и убыстрение процесса прядения.
В 1785 г. был запатентован образец механического ткацкого станка, а в 1801 г. в Ве­ликобритании начала функционировать первая механическая ткацкая фаб­рика, насчитывавшая около 200 станков. Внедрение в ткацкое производ­ство новой техники ускорило механизацию ситцепечатного, красильного и других производств.
С конца 90-х гг. XVIII в. в текстильной промышленности стал широко использоваться запатентованный в 1784 г. паровой двигатель «двойного действия» Дж. Уатта.
В Глазговском университете, где Уатт ра­ботал, он изучал математику, физику, химию, механику.
В результате многолетней работы Уаттом был построен ряд экономичных двигателей. Это были огромные машины, для которых требовались специальные большие здания. Ма­шины были тихоходными, их детали - огромными, все это усугубляло сход­ство с архитектурным объектом. Так стал зарождаться в машиностроении архитектурный.

Быстрый рост масштабов промышленного производства и дальней­шее расширение рыночных связей требовали совершенствования средств транспорта. В 1-й четверти XIX в. начинают функционировать пароходное сообщение и паровой железнодорожный транспорт.
В 10-20-х гг. XIX в. крупная машинная индустрия в Великобритании одержала решающую победу над мануфактурой и ремесленным производ­ством; страна стала крупной промышленной державой.
Вслед за Великобританией на путь быстрого развития крупной промыш­ленности ступили США, Франция, Германия и другие страны.

 

· 1709 – Дерби использует кокс для выплавки чугуна

· 1733 – Самолетный челнок Джона Кея

· 1763 – Завершение Бриджуотерского канала

· 1765 – Прялка «Дженни» Джеймса Харгривса

· 1769 – Паровая рубашка Уатта; гидравлическая прядильная машина Аркройта

· 1775 – Паровые двигатели Уатта и Болтона

· 1785 – Ткацкий станок с плотным приводом Картройта

· 1798 – Первые газовые фонари

· 1825 – Железнодорожные линии Стоктон – Дарлингтон

· 1829 – «Ракета» Стефенсона побеждает на испытаниях в Ренхиппе

· 1851 – Всемирная выставка

 

Раздел 3. Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России 10-18 веков.

 

В культуре славян в I-V вв. н. э., как можно судить по раскопкам горо­дищ и могильников, значительное место занимали различные ремесла, в частности металлообработка, деревообработка, ткачество и гончарное дело.

К XI в. на территории Киевско-Новгородской Руси уже выделяются городские ремесленники разных специализаций как особые общественные группы в составе тогдашнего общества, хотя основная масса продуктов различных ремесел - простые предметы домашнего обихода - изготовлялись по-пре­жнему в крестьянском или феодальном хозяйстве. Только предметы рос­коши, изготовляемые ремесленниками, предназначались князьям и для внешней торговли.

Бурный рост городских художественных ремесел начинается на Руси с конца X в. В то время резко увеличивается потребность в разнообраз­ных изделиях в связи с новыми историческими условиями:

1. Объедине­нием славянских племен и образованием ими крупнейшего восточносла­вянского государства.

2. Принятием христианства как единой государствен­ной религии.

3. Развитием городов.

4. Расширением внешних дипломатичес­ких и торговых связей.

 

Основными потребителями изделий высокоразвитых художественных ремесел явились на Руси в XI-XVII вв. княжеско-боярские дворы и помещи­чьи усадьбы, а также монастыри и церкви.

Это выражалось в посте­пенном усложнении, затейливости, многокрасочности форм, в использовании дорогих и привозных экзотических материалов - слоновой кости и жемчуга, драгоценных камней и кокосового ореха, красного дерева и др.

К XI-XII вв. относится рождение нового типа поселения - усадьбы, представлявшей собой комплекс жилых (хоромных) и хозяйственных по­мещений.

Типичные хоромы - это несколько бревенчатых срубов, соединенных сенями, со временем обраставших прирубами, придельцами, присенцами, задцами, гульбищами. Вскоре в такой комплекс стала включать­ся и церковь.

Подробную картину дают памятники древнего Новгорода - богатые письменные источники, особенно лицевые рукописи, и археологичес­кие находки. Из них видно, что новгородцы пользовались скамьями, сту­льями, табуретками, столами, столицами и другой мебелью, по формам близкой изделиям, которые были распространены в деревнях Севера еще в недавнем прошлом. Они конструктивно просты, строги и относитель­но легки.

Широкое развитие на Руси получило искусство выделки тканей и кож. Тканей для обивки мебели, стен и потолков изготовлялось очень много. Сырьем для них служили лен, конопля, овечья шерсть. Шелко­вые ткани - тафта, байберек, атлас и бархат, а также тонкие сукна.

В городах и селах вырабатывались различные сорта кожи: недубленая сыромять, жирная кожа растительного дубления (юфть), мягкий тонкий сафьян из шкуры козлят, овец и телят (опоек), овчина, лайка из шкуры собак и пергамент из шкуры молодых телят. Кожи красились.

Позолотное дело широко распространилось в России, видимо, с XV в. Золочение и серебрение дерева вскоре стали излюбленными в отделке сто­лярных изделий. Обучение столяров, резчиков, золотников и других мас­теров происходило, как правило, при монастырях. Так, в 1456 г. в Троице-Сергиевой лавре под руководством мастера Амвросия была создана школа резчиков но дереву. Для покрытия нужд великокняжеского двора Васи­лий III организовал в 1511 г. Московскую оружейную палату - мастер­ские, вырабатывавшие различные предметы вооружения и быта. Их руко­водителями в свое время были и такие выдающиеся художники, как Иван Безмен и Симон Ушаков.

История России конца XVII - первой четверти XVIII в. неотделима от имени одного из крупнейших политических деятелей России - Петра I.

Поощряемые государством, растут мануфактуры.

В начале XVIII в. появляются первые механизмы и станки для обра­ботки металла. Многое в этой области сделано русскими механиками Нар­товым, Сурниным, Собакиным.

В производстве изделий на массовый рынок все больший вес при­обретают сравнительно крупные частные мануфактурные (основанные на ручном труде) и механизированные предприятия. Их продукция в подавляющем большинстве воспроизводит формы и конструкции, тра­диционные для кустарного промысла предшествующего времени.

Особо несколько слов следует сказать о русском фарфоре. В XVIII в. фарфор, фаянс и майолику в России выпускали несколько крупных мануфактур, в том числе Императорский фарфоровый завод, заводы Гребенщикова, Гарднера и Попова. Первым выпуск фарфора в России освоил Императорский фарфоровый завод в Петербурге. Здесь выпус­кали как вполне ординарную посуду для домашнего обихода, так и из­делия, выполненные по специальным заказам для императорского дво­ра. Рисунки для таких заказов выполняли известные русские худож­ники и скульпторы. Изделия Императорского завода всегда отлича­лась высоким качеством фарфора, чистотой красок и форм, тщатель­ностью росписи.

Изделия всех этих предприятий пользовались большим спросом, а их ассортимент не ограничивался посудой и мелкой пластикой. Фарфоровая промышленность выпускала такие предметы интерьера, как, например, часы, элементы декора для украшения мебели, а также отдельные фарфо­ровые произведения.

 

Раздел 4. Зарождение дизайна как новой универсальной творческой профессии.

 

Тема 4.1. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.

 

В середине XIX в. Англия была самым богатым государством мира и занимала первое место в мировой торговле. На всех рынках мира дешевые по сравнению с изделиями других государств товары из Англии имели большой спрос. Они буквально наводнили рынки Европы, Азии и Америки, успешно вытесняя продукцию других стран, так как их техническое превосходство было очевидно. Выставки промышленных изделий проводились здесь с 1756 г., но они пока не были не только всемирными, но и международными.

Первая Всемирная выставка открылась почти через 100 лет - в 1851 г. в Лондоне, когда стали очевидными необходимость расширения рынка и поиск новых потенциальных потребителей продукции стремительно воз­растающей промышленности. Торжество новой техники называлось «Ве­ликая выставка изделий промышленности всех наций 1851 г.».

Примерно за год до открытия выставки, в марте 1850 г. был объявлен конкурс на лучший проект выставочного павильона. К намеченному сроку архитекторами разных стран было представлено 245 проектов. Но ни один из них не прошел по условиям конкурса. Все они были решены в старом, академическом духе и были отвергнуты.

Со своим предложением выступил англичанин Джозеф Пакстон, уп­равляющий садами в имении герцога Девонширского. Его проект нашел поддержку у принца Альберта и у членов Королевского общества искусств. Пакстон вместе с инженером по строительству железных дорог Р. Стефенсоном за восемь дней спроектировал здание выставочного павильона прин­ципиально новой конструкции, отвечавшей требованиям конкурса, исполь­зуя при этом опыт строительства теплиц. Проект Пакстона имел конструк­ции из одного железа и стекла. Выставочный павильон получил название Кристалл-палас (Хрустальный дворец). Грандиозное здание из стекла и стали было построено за 3,5 месяца - невиданно короткий срок - и разме­щено в Лондоне, в Гайд-парке. И по форме, и по примененным в его соору­жении материалам это здание было новаторским.

В проекте дворца был использован принцип металлического каркаса - железные столбы и рамы со стеклянным заполнением, модуль несущих столбов в 24 фута (пример­но 720 см), монтаж готовых блоков. Дворец стал эпохальным сооружени­ем, предвосхитившим новые методы строительства. Начиная с Хрусталь­ного дворца, всем выставочным павильонам дальнейших выставок прида­вали вид «дворцов». Они так и назывались - «Дворец сельского хозяйства», «Дворец электричества» и т. д.

Осваивались новые материалы и техничес­кие приемы, казалось, новые потребности должны были бы вызвать к жиз­ни и новые формы. Однако эпоха оказалась неспособной к самостоятель­ному художественному формообразованию и была вынуждена ограничить­ся обновлением старых стилей. Эстетические нормы классицизма были к тому времени уже полностью разрушены. Интерьера, объединенного еди­ным стилем культуры, больше не существовало.

Механическое соединение различных стилей составило сущность эк­лектики, распространившейся тогда повсеместно. Поскольку при этом фор­мальные элементы заимствовались из исторических стилей, то наряду с понятием эклектики существует и термин историзм. Зачастую стилевые формы одной исторической эпохи использовали в качестве формального языка современности - отсюда и могли возникать такие курьезы, как, на­пример, чугунные литые колонны готической формы.

· В 1855 г. Состоялась 2ая выставка в Париже. Она оставила в истории менее заметный след, чем первая.

· В 1862 г. В Лондоне приняла своих посетителей 3ья Всемирная промышленная выставка, имевшая почти такой же грандиозный успех, как первая.

 

Искусство экспозиции совершенствовалось от выставки к выставке. Постепенно складываются фундаментальные требования к выставочному павильону, к показу изделий. К концу века большое влияние на выставки оказал стиль модерн, своим рационализмом вытеснявший безалаберность эклектики. Влияние модерна стало очевидным на парижской выставке 1900 г. Появляется деление не только по странам и фирмам, но и по отде­лам-отраслям. Создаются модели, макеты для показа производственных процессов.

Уже на первой Всемирной выставке 1851 г. возникла проблема передвижения по­сетителей, но территории выставки. Так появился первый выставочный транспорт (омнибусы).

Появилась проблема утомляемо­сти посетителей. Организация зон отдыха повлекла за собой создание це­лой индустрии развлечений. Появляются театры, рестораны, а также раз­личные аттракционы, доходные зрелища, так называемые «гвозди».

Особой популярностью у публики пользовалась всякая экзотика с аро­матом колониальных наполеоновских и английских войн. Создавались «га­вайские деревни» и «индийские чайные», стрелковые тиры в стиле афри­канского сафари, «уголки средневекового Парижа» и т. д. В индустрию раз­влечений привлекались новинки технической мысли и прогресса: элект­ричество, кинематограф.

Требования рекламы, конкуренция делали показы изделий более изоб­ретательными. Вот как решили свои экспозиции две конкурирующие фир­мы - производители шоколада на чикагской выставке 1893 г. Производитель шоколада, некий Менье, выставил массив из шоколада весом в 50 тыс. кг, что составляло всю дневную продукцию фирмы.
Его конкурент Блокерс показал интерьер жилища: в гостиной беседуют дама и девочка в изящных туалетах (восковые манекены), а время от времени входит живая горнич­ная с чашками горячего шоколада, ставит чашки перед манекенами, а заодно и угощает посетителей, которые тут же могут присесть за свободный столик.

Всемирные промышленные выставки как своеобразная творческая ла­боратория сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. Прежде всего значение этих выставок состояло в том, что здесь впервые были представлены промышленные изделия для всеобщего обозрения. И хотя, как отмечалось выше, все основные эстетические недостатки пер­вых технических изделий обнаружились здесь со всей очевидностью, имен­но отсюда начинается широкое обсуждение проблем формообразования и осознание всей серьезности социально-эстетических аспектов создания предметной среды. Началось исследование общих принципов формообра­зования в сфере промышленного производства.

 

Тема 4.2. Первые теории дизайна

 

Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципи­ально нового вида проектной деятельности протекали в условиях распрос­транения индустриального производства. Этот процесс имел как своих сто­ронников, так и ярых противников. Многие исследователи отмечают пара­докс середины XIX в. - бурное развитие техники и не менее бурный про­тест против нее. Этот период можно охарактери­зовать как промежуточный: он являл собой переход от ремесленного ми­ровоззрения к формированию основ мировоззрения дизайнерского.

Развитие индустриального производства бытовых вещей многие худож­ники и теоретики искусства восприняли как прямую угрозу хорошему вку­су. Протест против фабричного изготовления мебели, посуды, керамики, декоративных тка­ней, традиционно входивших ранее в сферу декоративно-прикладного ис­кусства, возник сначала в Англии - наиболее развитой на тот момент ин­дустриальной стране. индустриализация породила огромные новые города; живо­писные старые деревушки превратились в мрачную пустыню, и лишь фаб­ричный дым прикрывал неприглядную картину. Сложившаяся ситуация не могла не вызывать протестов.

Этот протест выразился, прежде всего, в теоретических работах англий­ского философа и теоретика искусства Джона Рёскина (1819-1900). Рёскин принадлежал к поколению поздних английских роман­тиков. Он страстно любил раннюю готи­ку и боролся за возрождение ремесел в том самом виде, в котором они су­ществовали в эпоху Средневековья. Он с презрением указывал на элементы Упадка в искусстве XIX в., обращавшегося то и дело к подражанию вели­ким творениям прошлого и терявшего способность искренне выражать дух современной эпохи.

Он питал отвращение к машинной продукции и в особенности к таким восхвалявшимся до небес чудесам из стекла и железа, как железнодорожные вокзалы и «Хрусталь­ный дворец» в Лондоне. Будучи последовательным, свои собственные со­чинения Рёскин печатал в сельской местности, в типографии, стоявшей посреди сада. Это согласовывалось с его идеалами ремесленничества и воззрениями на условия труда. Он даже рассылал свои книги дилижансом, не доверяя их поезду, чтобы они не загрязнились сажей при перевозке. Это удо­рожало книги, тем не менее они расходились в сотнях тысяч экземпляров.

Заслуга Рёскина состоит в том, что он первым обратился к вопросам промышленного искусства. До него искусствоведе­ние, как правило, занималось лишь «изящными искусствами» - музыкой, поэзией, живописью. Рёскин же считал искусство бытовой вещи своего рода основополагающим в иерархии искусств, так как, пояснял он, сначала по­являются одежда, утварь, мебель, а уже потом картины и статуи. Таким образом, Рёскин привлекал внимание общественности к искусству быто­вой вещи. В своих выступлениях он остро ставил вопрос о художествен­ном качестве современных ему произведений промышленного и бытового искусства и подвергал резкой критике господствовавшие вкусы виктори­анской эпохи, призывал художников обратиться к природе, проникаться ее духом и изучать природные формы.

В эстетике Рёскина была прогрессивная мысль, отличающая его кон­цепцию от других эстетических теорий того времени, - утверждение орга­нических связей между красотой и пользой: Рёскин определяет красоту храма соответственно его пользе как убежища от непогоды, красоту куб­ка - пропорционально его полезности как сосуда для питья и т. д. И хотя всем своим существом он протестовал против машины и машинной про­дукции.

 

Теоретические труды крупного немецкого архитектора Готфрида Земпера (1803-1879).

Земпер придерживался левых убежде­ний. Он активно участвовал в революции 1848 г., в том числе и баррикад­ных боях, после чего был вынужден эмигрировать во Францию. К этому времени он был уже известным архитектором, профессором Академии. В Дрездене и сейчас стоят его здания - Королевский оперный театр, сина­гога, знаменитая Дрезденская картинная галерея, построенная Земпером в 1846 г. Всю жизнь он строил в преувеличенно монументальном стиле, по­ражал эклектическим использованием ренессансных и барочных мотивов.

Живя в эмиграции во Франции, Земпер стал подумывать о переселе­нии в Америку, но тут англичанин Чэдвиг предложил ему переехать в Лон­дон и заняться подготовкой и устройством павильонов первой Всемирной промышленной выставки.

Земпер организовал на выставке датский, шведский, канадский и еги­петский павильоны. Изучение современных образцов промышленной про­дукции, с которыми ему пришлось иметь дело, навело его на мысль иссле­довать причины упадка их художественного качества. Так появилась кни­га «Наука, промышленность и искусство», изданная в Брауншвейге на не­мецком языке несколько месяцев спустя после закрытия выставки. Ее со­держание становилось ясно из подзаголовка «Предложения по развитию национального вкуса в связи с выводами Лондонской промышленной вы­ставки».

В 1851 г. Земпер выпустил еще одну книгу - «Четыре элемента архи­тектуры», среди которых самыми «важными» и «моральными» назвал очаг, печь дома, затем покрытие, ограждение стенами и фундамент.

Основное, что ввел Земпер в будущую теорию дизайна, - это учение о причинах, определяющих характер форм вещей. По его мнению, в приро­де существуют четыре условия формообразования, проявляющихся на различных ступенях развития неорганического и органического мира. Так, говорит Земпер, в снежинках и кристаллах господствует замкнутая сим­метрия, для растений характерна пропорциональность или симметрия масс.

Учение Земпера было шагом вперед по сравнению с яркой, но по сути романтическо-реакционной проповедью Рёскина. Земпер тоже считал, что в его время наблюдается упадок художественного вкуса, но при этом он не выступал против машинного производства.

 

Франц Рёло всю свою жизнь посвятивший изучению машин. Важнейшие его работы относились к исследованию кинематики машин. Рёло не разделял пессимистических взглядов Рёскина и Морриса на роль технического прогресса и машины в жизни человеческого общества. Он не отрывал развития техники от общего развития человеческой куль­туры и начал с того, что провозгласил возможность единого гармоническо­го развития искусства и техники.

Рёло создал теорию, согласно которой все народы мож­но разделить на две большие группы в зависимости от способности про­никновения их в тайны сил природы.

 

  Манганистические нации     Натуристические народы  
(от греческого «менганон» - искус­ственное устройство, приспособление, механизм), он относил христиан­ские нации. К действительности не только создало промышленность, но и содействовало расцвету куль­туры.   Они обороняются от при­роды или иногда безотчетно подслушивающие у нее некоторые рецепты -арабский мир. Японцы - «переходные» от натурализма к манга-низму.

 

 

Процесс конструирования машин Рёло воспринимал как творческий, а потому связанный с красотой, с вопросами формообразования. Рёло утвердил машину как объект приложе­ния творческих способностей. Он поставил вопрос даже о национальных чертах в машиностроении, наглядно показывая, как по-разному выглядят станки одинакового назначения, спроектированные в Англии и Франции.

Рескин – обращение к природе, готике, ремеслам. Отрицание массового промышленного машиностроения.

Земпер – связь между пользой и красотой. Исследование законов развития форм вещей и их связей с архитектурой.

Рёло – впервые поставил вопрос о форме машин, считал их конструирование творчеством, связанным с красотой. Связал технику с культурой.

 

Тема 4.3. Положения Уильяма Морриса.

 

Рано выучившись читать он много уделял внимание романам Вальтера Скотта. На всю жизнь у Морриса осталась любовь к Средневековью. Это было то романтическое увлечение прошлым, та идеа­лизация Средневековья, которым отдал дань и Рёскин, оказавший на мо­лодого Морриса наибольшее влияние.

Дальнейшая деятельность Морриса началась с постройки «Красного дома». Он был выстроен из красного кирпича. Обнаружив, что для внутренней его отделки и обстановки продукция Англии, да и всей Евро­пы второй половины XIX в. была совершенно непригодной.

Было решено создать все заново. Художники и архитекторы собирались у Морриса по воскресным дням для обсуждения эскизов мебели, декоративных тканей, которыми предпо­лагалось заменить обои, а также и других предметов обстановки.

В 1861 г. Моррис основал фир­му «Моррис, Маршалл энд Фолкнер», которая в 1865 г. стала называться «Моррис и К». Эта художественно-промышленная компания производила кустарные изделия, в которых были заложены черты стиля модерн и осно­вы художественного конструирования. Там трудились ставшие к тому времени уже редкими мастера-ремесленни­ки, специалисты по стеклу, печатники, резчики по дереву. На своей фабри­ке Моррис возродил старинный ткацкий станок и окраску тканей натураль­ными красками. Моррис всячески поощрял проявление творческого вооб­ражения у рабочих. Основой декора стали стилизованные изобра­жения плодов, птиц, животных, упрощенные фигуры людей в плавно нис­падающих одеждах. Часто встречается изображение павлина, излюблен­ными цветами были синий, зеленый и золотой. Также использовались моти­вы германской и скандинавской мифологии, а во многих рисунках ковров было заметно влияние орнаментов Востока.

Под воздействием Морриса всякая мишура, отделочный мрамор и про­чие безделушки викторианского периода были сметены в корзину для му­сора. Конструируя мебель, Моррис ориентировался на простые формы с их четким делением на горизонтали и вертикали.

Заинтересовавшись крашением тканей, он приступил к экспериментам по изучению цветовых оттенков и сравнительной стойкости растительных и анилиновых краси­телей. Он научился ткать ковры, дорожки, изготовлять ткани и возродил производство арраских шпалер. Находясь под впечатлением прекрасных готических витражей, Моррис основал мастерскую художественного стек­ла.

В 1890 г. было орга­низовано еще одно предприятие, на этот раз но производству и продаже красивых книг. В образцовом графическом оформлении, в переплетах, из­готовленных ручным способом. Моррис изучил процесс изготовления бумаги, затем вручную из­готовил бумагу из чистых льняных волокон, достигнув редкого в Европе качества. Для своей книгопечатни он создал три шрифта: золотой, тройс­кий и чосерский.

Главный социальный порок машинного века Моррис видел не в развитии капиталистической собственности, а в гибели руч­ного труда, в отделении труда от радости творчества, искусства от ре­месла, в лишении искусства его социальных и индивидуальных основ. Его, поэта и художника, оскорбляли вульгарные в своей попытке выг­лядеть роскошно дешевые фабричные товары, лавиной затопившие ры­нок.

Моррис внедрил красоту в уродливый мир буржуазии и машин. Он с горечью признавался, что «потратил свою жизнь, обслуживая свинскую роскошь богачей». До народа продукция фирмы «Моррис и К» не доходила.

 

Тема 4.4. Россия в международных промышленных выставках.

 

1829 год — выставка в Петербурге. Представлены мануфактурные изделия.

 

1839 — продукция уральских и сибирских заводов представлена впервые.

 

1849, Петербург — 4 отдела представляли 4 разные отрасли производства. Самостоятельной группой были выделены машины-»движительницы», фабричные и заводские машины, математические приборы и часы.

 

1851, Лондон — кустарные изделия: туркестанские ковры, тульские самовары, вышивка, керамика.

 

1852, Лондон — продукты сельского хозяйства, изделия мануфактур, мореходные и хирургические инструменты, продукция горных заводов, модель пневматической печи.

 

1893, Чикаго — разделы сельскохозяйственных орудий и машин, горного дела, металлургии, железной дороги, судов, экипажей. Изделия Златоустовских заводов.

 

1870, Петербург — 3122 экспоната: машины, аппаратура, инструменты, паровые двигатели.

 

1896, Нижний Новгород — модель паровой машины И. Ползунова, модели изобретателей И. Кулибина, работы инженера В. Шухова, радиоприёмник А. Попова.

 

В России уже к середине 19 века стала остро ощущаться необходимость в художественно-профессиональных кадрах, работающих для индустрии. Для их подготовки были открыты специализированные учебные заведения в Москве (графа Строганова) и Петербурге (барона Штиглица). Само их наименование - «училища технического рисования» - говорило о появлении художника нового типа. С 1860 года получает развитие специальное ремесленное образование мастеров-исполнителей. Выпускается много книг по вопросам технологии обработки различных материалов: древесины, бронзы, золота, железа.

 

Во второй половине 19 века из процесса производства утилитарно-бытовых изделий всё больше вытеснялся ручной труд. При этом веками складывавшиеся способы и приёмы их художественного решения, принципы формообразования вступают в противоречие с новыми экономическими тенденциями.

 

Реакция на сложившуюся ситуацию была двойственной. Большинство мастеров шло на компромиссы, использовали машины. Другой путь поисков новых форм вёлся в русле теорий Рёскина и Морриса с их призывами организовать бойкот промышленности. Их кредо — чистота традиций средневекового ремесла.

 

В России нижегородские ярмарки 1870-1890-х годов демонстрируют жизнеспособноть этих традиций в новых условиях. Васнецов, Врубель, Поленов, Коровин, Рерих обращаются к народным истокам декоративного искусства. В различных областях и губерниях возникают ремесленные предприятия, в основе которых лежит ручной труд. Однако изделия этих мастерских не могли влиять на массовую продукцию.

 

На протяжении всего 19 века в России, как и в странах Западной Европы, росла потребность в специалистах нового вида проектной деятельности — художниках, работающих для промышленности.

 

 

Тема: Конструктивизм.

 

Конструктиви́зм—советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в1920 — первой половине 1930 годов.

 

Конструктивизм принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма.

Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

 

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».

А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».

То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

 

В 1922—1923 годах в Москве, начавшей восстанавливаться после Гражданской войны, были проведены первые архитектурные конкурсы (на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос»), в которых принимали участие архитекторы, начавшие творческий путь ещё до революции — Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов. Многие проекты были наполнены новыми идеями, позднее положенными в основу новых творческие объединений — конструктивистов и рационалистов. Рационалистами было создано объединение «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов), идеологами которого были архитекторы Николай Ладовский иВладимир Кринский. Конструктивисты же объединились в ОСА (Объединение современных архитекторов) во главе с братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом. Ключевым отличием двух течений стал вопрос о восприятии архитектуры человеком: если конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию, то рационалисты считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать прежде всего психологические особенности восприятия.

Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.063 сек.)