АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гуманистический и демократический идеалы

Читайте также:
  1. В коллективе, где преобладает демократический стиль руководства, преимущественно используются ________ методы управления
  2. Глава 20. Эрих Фромм и диалектический гуманизм, или гуманистический психоанализ.
  3. Глава 6. Карен Хорни: гуманистический психоанализ.
  4. Гуманистический подход
  5. Демократический режим власти как механизм реализации политической демократии
  6. Демократический режим: основные черты, опыт демократии в России.
  7. Демократический стиль руководства обеспечивает личностную самореализацию сотрудников.
  8. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ
  9. Жизнеутверждающий, демократический пафос “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
  10. ЗАЛ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ И ИДЕАЛЫ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ
  11. Идеалы и нормы исследовательской деятельности

Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — нравственно-этическая установка, заключающаяся в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Гуманизм как идеал общественной жизни белорусов того времени свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Николая Гусовского, в частности в его лучшем произведении «Песнь о зубре». В нем поэт изложил свое гуманистическое кредо: все его содержание отличается глубокой верой автора в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. Обращают на себя внимание социально-политические убеждения нашего гениального соотечественника — гуманистические по своей глубинной сути и имеющие непреходящее значение.

На протяжении всей истории белорусского народа гуманистический идеал служил белорусам, образно выражаясь, в качестве их путеводной звезды. Ныне он получил свое закрепление в следующих волнующих строках 2-й статьи Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

Демократизм (франц. democratisme, от греч. demos — народ и kratos — власть, что означает власть народа) — принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всех этим решениям. Приверженность идее народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция своими корнями уходит вглубь истории древних славян. Свое дальнейшее развитие народное правление получает в жизнедеятельности Полоцкого, Туровского и других княжеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах Великого княжества Литовского.

Главный вклад Скорины в формирование гуманистического и демократического идеалов общественной жизни белорусов состоит в том, что он впервые в восточнославянской культурной традиции познакомил своих соотечественников на их родном языке с замечательным памятником мировой культуры — Библией. Как и другие мыслители Возрождения, он видел в библейских книгах произведения человеческого, пусть и богодухновенного, разума и считал своим долгом сделать их доступными человеку для самостоятельного изучения. Сложно представить, насколько смелой и в какой-то мере еретичной для своего времени была идея Скорины сделать книги Священного Писания, да еще с собственными предисловиями и комментариями, общедоступными для простых людей. Делая доступной Библию для широких кругов читателей, Скорина тем самым готовил перелом в сознании и характере мышления своих соотечественников, открывал перед ними возможность свободного, независимого от авторитетов церкви, богословствования и философствования.

С именем Льва Сапеги по праву связывается утверждение в отечественной политической мысли и практике идеи правового государства, верховенства закона. Судьба народа, общества, считал мыслитель, должны зависеть не от личной воли главы государства, князя, короля, а от системы власти, основанной на подчинении всех и вся закону. В законе он видел главное и основное средство регулирования отношений между всеми членами и слоями общества, между институтами государства и между властью и народом. Это свое убеждение Сапега обосновывает тем, что право есть правдивый разум, которым наделил человека сам Бог и который дает ему возможность отличать добро от зла. В предисловии к Статуту он пишет: «Там бельпуа, а по нашему дикий зверь господствует, где человек по своему усмотрению власть свою осуществляет, а где опять право или статут верх имеет, там сам Бог всем владеет». Закон, считает Сапега, призван определять для всякого представителя власти, и прежде для великого князя, рамки его действий, за которые он не имеет права выходить.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)