|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Идеалы социального равенства и справедливостиОдной из самых отличительных черт национальной ментальности белорусов является их глубокая приверженность идеалам социального равенства и справедливости, неприятие унижающего человеческое достоинство какого бы то ни было угнетения. Мир, разделенный на богатых и бедных, сильных и слабых, господ и слуг, всегда воспринимался белорусами как жесточайшая несправедливость. В сознании каждого белоруса присутствует знаменитый вопрос — возмущение национального поэта Ф. Богушевича «Чым то дзеіцца на свеце, што не роўна дзеле Бог?». Такой мир, по убеждению белорусов, подлежит переустройству на началах равенства людей в их достоинстве быть счастливыми, на принципах справедливого распределения между всеми членами сообщества выгод и тягот их совместного существования. Корни такого понимания белорусами должного социального мироустройства уходят в глубь этногенеза славян. Первостепенную роль в формировании данной черты характера славян играла специфика их социальной организации. Согласно выводам исследователей, у славян практически повсеместно преобладала территориальная или, иначе, сельская (соседская) община, которая предполагала равенство ее членов, в том числе и недавних военнопленных рабов. В общностях, основанных на территориальных принципах, кровавые усобицы — не характерное явление; там огромную консолидирующую роль выполняло общественное самоуправление, формой которого у славян являлось вече. Скорее всего, славяне, предпочитали целыми группами оставлять те земли, которые сотрясали усобицы или которые подвергались внешней агрессии. Занимая новые территории, они стремились мирно сосуществовать и взаимодействовать с их аборигенами. Еще одним фактором особой приверженности белорусов принципам равенства и справедливости в отношениях между людьми является то, что на протяжении всей своей истории простой белорусский люд жил обособленно от своих господ, в качестве которых практически всегда выступали представители инородцев или вставшие на службу к ним свои соплеменники. Вековые надежды белорусского народа на социальное равенство и справедливость сегодня воплощены в Конституции нашего государства. В ней Республика Беларусь определяется в качестве социального государства. Эта конституционная норма обязывает Правительство заботиться о создании равных условий для удовлетворения основных жизненных потребностей всеми категориями граждан. Это означает, что наше государство отнюдь не отказывается от первого из принципов распределительной справедливости: «каждому то же самое». Оно приступило к осуществлению системы социальных стандартов, определяющей виды и качество важнейших услуг в области образования, здравоохранения, физической и духовной культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового обслуживания, которые будут доступны каждому гражданину страны. Одновременно используется и второй принцип распределительной справедливости: «каждому — по заслугам», который находит свое выражение в дифференциации оплаты труда работников в соответствии с количеством и качеством выполненной ими работы. Естественно, что в условиях рыночной экономики применяется и уравнивающий способ обеспечения доступа граждан к социальным благам, т.е. обмен вещей между их владельцами.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |