|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Следствия самонастройкиЗанимаясь регулярно йогой, человек делает с собой то, чего не делают другие. Естественно, со временем у него появляются качества, которых у других нет. Одно из них я называю силой покоя. Мир – это огромный конгломерат взаимообусловленных взаимодействий. В социуме все они, так или иначе, инициированы людьми. Каждый процесс имеет собственную конфигурацию протекания, соответствующую его природе. Однако, человек всегда желает ускорить все и улучшить, интенсифицируя динамику происходящего вложением личной энергии и ресурсов. В результате естественность рушится, в событийной сети возникают перекосы, напряжения и сбои. Йога учит грамотно создавать условия для автономной трансформации тела, ума и сознания - без вмешательства Эго. Следствия такой самонастройки постепенно проникают и в действия повседневности, из них уходит избыточность, исчезает лишнее. Поведение индивида выходит на аттрактор, траекторию, не вызывающую сопротивления среды, а, напротив, идеально встроенную в ее ткань. Суть экзистенциального просветления состоит в том, что субъект гармонизируется сначала со своей природой, а потом и с окружающим миром. После этого проявляется необычная тенденция: мир начинает содействовать индивиду до такой степени, что даже маловероятные полезные события становятся регулярными. И первой в их ряду будет интуиция. В обычном перегретом (омраченном) состоянии сигналы от системного разума просто не достигают сознания, оно не способно воспринять их, будучи болезненно напряженным. После окончания сброса, когда психосоматика регулярно освобождается (если в этом возникает потребность) уже от текущего вытеснения, системный разум начинает поставлять субъекту актуальную информацию, по каким-то причинам миновавшую сознание. Во время практики всплывают дельные мысли, ответы на важные, но не заданные вопросы, различные коллизии предстают под новыми углами зрения. Насущность действий жизни либо отказ от них определяется теперь не логикой, как прежде, но исключительно внутренними импульсами «да» или «нет». При этом личная статистика подтверждает высокую их безошибочность. Приходя домой, я вставляю плоский ключ в замочную скважину только нужной стороной кверху никогда не думая, как это сделать правильно, и не ошибаюсь. А если такое произойдет, что случается крайне редко, то это повод для анализа своего состояния, что-то в нем разладилось. И то, что нужно, происходит почти всегда. Подчеркиваю: то, что действительно необходимо, но не то, что хочется! Вспомним «Понедельник…» Стругацких: «Саваоф Баалович… мог все. И он ничего не мог. Потому что граничным условием уравнения совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда. Никакому разумному существу. Ни на Земле, ни в иной части Вселенной. А такого чуда никто, даже сам Саваоф Баалович, представить не мог. И он навсегда оставил магию…». В нашем случае, слава Богу, все не так круто, речь не идет о чудесах подобного масштаба, но, тем не менее, ответственность за свое поведение у того, кто получил силу покоя, возрастает многократно. Правда, дон Хуан Матус смотрел на это проще: «Я не могу отвечать за то, что произойдет с людьми, которым доведется встретить меня в этой жизни». Если он существовал реально, то не ошибся, что подтвердила печальная судьба Кастанеды. На самом деле сила может быть полезной только для других, но не для себя! И лишь в том случае, когда это действительно требуется, что бывает иногда трудно понять. Но у всего в этом мире есть цена, и хотя социальный статус обладателя силы постоянно растет, число контактов личностных неуклонно уменьшается, сводясь в итоге к общению чисто терапевтическому. Людям нужна только твоя сила, но не ты сам. Чем больше сила – тем прочней одиночество. Как у Розенбаума: «Заходи, старик, я вновь один, как всегда, со всеми - и ни с кем, и хоть сердце вроде бы в груди, кожу рвёт мне вена на виске…». Коллективная истерия сближает и сплачивает людей, а внутренний покой разделяет, поскольку носителей его мало и они в толпе не нуждаются. И здесь крайне важна собственная семья, благополучие которой надо хранить с особой тщательностью. Сила амбивалентна, и сопутствующий просветленному индивиду покой даже при кратковременной его утрате способен вызвать сильнейшую эмоциональную дестабилизацию близкого окружения. Потому надо учиться управлять не только силой, но и ее издержками, что очень не просто. Вот примеры действия силы. В городе Н. назревала война между бизнесом и местным криминалом. Чтобы ее предотвратить, чиновник, давно и качественно практикующий йогу, о чем, конечно, никто и не догадывался, собрал за одним столом местных предпринимателей и авторитетов. После чаепития присутствующие подписали «мирную декларацию» и разъехались. На другой день у чиновника не умолкал телефон, суть вопросов была однообразной: - Что ты вчера с нами сделал, и как мы это подписали!? Пример второй. Человек работает в крупной компании (ее объекты разбросаны по Сибири и Дальнему Востоку) сотрудником среднего звена. Йогой занимается больше десяти лет. Однажды один из генеральных директоров, человек наблюдательный и умный, присмотрелся внимательно к атмосфере, работе и КПД подразделения, в котором трудился данный индивид. В результате его оттуда изъяли, повысили на несколько рангов, предоставили особый статус и начали командировать туда, где что-то не клеилось в строительстве, наладке либо запуске оборудования. Причем – внимание! – не затем, чтобы он разбирался в происходящем и вносил профессионально полезные коррективы, а потому что при нем все проблемы разрешаются сами собой! Ему вообще ничего не надо делать, просто присутствовать! Как у Анненского: «…Не потому, что от нее светло, а потому что с ней не надо света». Пример третий. Супружеская чета, с которой я работал здесь около двух лет, уехала на ПМЖ в Канаду, где продолжила занятия йогой. Вот фрагмент отчета, присланного когда-то главой семьи. «… С практикой ничего особенного не происходило. Всё шло ровно. Были трудности c регулярностью. Дети малые не дают два часа заниматься, а в остальном всё нормально. Тут я впервые надёжно почувствовал эту самую силу. Проявлялось это в том, что у меня перестали складываться отношения со всякого рода мошенниками. Вот вроде познакомишься с человеком. Ну, заранее ведь неясно, что у него на уме. Вот начинает он тебе что-то предлагать. И тут у него возникают проблемы! То машина не заводится, то контрагент не приходит. В общем, какие-то случайности всё время. Месяца через три я усвоил, что это значит, и с тех пор в таких случаях не настаиваю. Чуть позже понял, что могу уговорить человека сделать то, чего он не хочет, но при этом обязательно проявятся незапланированные последствия. Можно продавить ситуацию в свою пользу, но потом обязательно придётся иметь дело с какой-нибудь гадостью. Это сильно напоминает некоего ангела-хранителя. Ясно теперь, что скрыто за выражением «бог бережёт». Вот еще случай из прошлого. Однажды я проводил рядовой семинар в подмосковной Черноголовке. Вечером в день приезда в номер мой примчались двое из уже прибывших и хорошо знакомых семинаристов: - Сергеич, тут прибыла дама странная, молчит, как партизан и по виду сумасшедшая. Что делать? – Как что? Давайте ее сюда! Уже потом Людмила эта рассказала мне, что почти до совершеннолетия мать ежедневно зверски била ее. Девушка очень рано сбежала из дому, вышла замуж и в темпе родила троих детей. А месяц назад повесился ее супруг, судьба которого была не менее жестокой, хотя и по-своему. Такие индивиды часто находят друг друга. Сидит она передо мной, бритая наголо, глаза черные и безумные, трясется, как на вибростенде. Явно человек на грани срыва и неясно, во что это может вылиться. Есть правило: когда система пребывает в неустойчивом равновесии, делать резких движений нельзя. Я выгнал всех, усадил девицу напротив, велел ей положить руки на стол ладонями вверх и закрыть глаза, накрыл ее ладони своими, и расслабился. Через несколько минут меня начало трясти, как осиновый лист, так что стучали зубы, а девушка уронила голову на стол, и заснула. Ее отнесли в номер и сложили на койку, где она проспала почти двое суток. А когда очнулась, то была уже в состоянии более или менее вменяемом. Мне после сеанса такой терапии пришлось принять теплый душ, и сделать цикл перевернутых поз. Вот, собственно, и все. При высокой психоэмоциональной устойчивости такие штуки изредка делать можно, но, в общем - никому не советую. Впоследствии Людмила долго пыталась освоить йогу, но, на мой взгляд, без особого успеха, поскольку уже на жизненном старте психика ее была повреждена необратимо. Завершая этюд о силе, могу добавить следующее: - ее возникновение и наличие является следствием многолетней практики йоги молчания ума; - никаким желанием либо иным путем заполучить ее нельзя; - у каждого есть предел силы; - по мере приближения к нему иссякает желание, а также исчезает необходимость ее применения; - когда этот предел достигнут, сила перестает иметь значение, поскольку с ее обладателем происходит лишь то, что необходимо ему на самом деле; - попытки меркантильного применения приводят обладателя силы к досрочному самоуничтожению; - востребованность обладателей силы накладывает на них дополнительные обязательства, которым приходится соответствовать; - все перечисленное - ИМХО. Теперь некоторые соображения о пределах йогической садханы. Как сказал Блок: - Венец трудов превыше всех наград. Среди несметного количества спекуляций в отношении йоги особенно возбуждает дилетантов тема самадхи, сполна утилизированная за последнее столетие корифеями эзотерики. Об этой религии немыслящего большинства разговор вообще отдельный, не для рамок данной статьи. Хотя уже ясно, что тексты Блаватской, Рерихов, Хаббарда, Кастанеды, Грабового и прочих «титанов мысли» являются специфичными объектами, стремящимися к развитию и самосохранению. Объектами активными, способными автономно вести себя. Они паразитируют на информационной среде социума, конкурируя между собой за носителей. Объединения людей, утилизированные этими информационными квазиорганизмами, выполняют функции их нервной ткани. По ряду параметров образования эти ведут себя как живые системы, модифицирующие человеческое поведение, потому степень их эпидемической ментальной опасности предстоит еще выяснить, все это далеко не так безобидно, как кажется. Возвращаясь к самадхи, вспомним молитву Иисусову и ее итог – обожение, соединение человека с Богом, приобщение его к жизни божественной через действие благодати. «Непрестанная молитва… необъяснима разумом и словом. От нее подвижник приходит в нищету духовную: приучаясь непрестанно просить Божьей помощи, он постепенно теряет упование на себя… и начинает ощущать присутствие Бога. Это ощущение мало-помалу может возрасти и усилиться до того, что око ума яснее будет видеть Бога в промысле Его, нежели видит чувственное око вещественные предметы мира... Непрестанная молитва… вводит в святую простоту, отучая ум от разнообразных помыслов… всегда содержа его в скудости… мыслей... Непрестанно молящийся постепенно… может прийти в состояние младенчества, заповеданное Евангелием, соделаться буим (сумасшедшим – В.Б.) ради Христа, то есть утратить лжеименный разум мира и получить от Бога разум духовный (Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 2. Слово о поучении или памяти Божьей). Но какая разница, отчего сойти с ума – из-за ударов сансары или беспощадного стремления к Богу? Безумие едино и неделимо, свихнуться Христа ради либо через самадхи – отличная перспектива! Обратимся к роли пропорции. Для всех процессов и переживаний существует оптимальная величина, сверх нее любая переменная становится вредной. У англичан есть пословица «Use it or lose it» («Используй, не то потеряешь»). Вот описание эксперимента по костно-мышечной гипотрофии в НИИ космической медицины МО СССР, который проводился на добровольцах, солдатах срочной службы. «Лежат рядовые Виктор Малышев и Эльдар Сумамбаев. Персонал не нарадуется – капризов никаких, с неподвижной жизнью смирились полностью. На девятом месяце эксперименту конец – все биохимические изменения и электрофизиологические отклонения выяснены. Однако солдатам дату окончания опыта до последнего не сообщали, ориентировали их на год эксперимента. За день до финиша пришли генералы и полковники медицинской службы, пожали руки героям и вручили сберкнижки с оговоренной суммой денег. Эльдар отнесся к этому философски – конец мучениям завтра в двенадцать дня, вот завтра и приходите после последнего забора крови. Виктор же спать не мог, так ждал завтрашнего полудня. Всю ночь проболтал, мечтая вслух… Ровно в полдень… сестричка вену кольнула, взяла последнюю пробирку крови на анализ. Отстегнули ремни, и рядовой Малышев с радостным криком под аплодисменты вскакивает с осточертевшей кровати. И тут же крик этот переходит в ужасный вопль. Солдат падает без сознания и лежит на полу бледный, с неестественно выгнутыми ногами. Подхватили его офицеры медицинской службы, и тут же стала ясна причина: не ортостатический коллапс, как можно было бы подумать, а двусторонний перелом шеек бедра! Самые крупные кости от недвижимости стали настолько хрупкими, что не вынесли веса тела. Солдата тут же перевели в клинику травматологии, начались реанимационные мероприятия. «Нормальный» перелом бедренных костей может человека на полгода в кровать уложить, а вот перелом костей, где кальция почти не осталось… Около года выздоравливал рядовой Малышев, опять пришлось ему на койке полежать, только еще больший срок. И срослось плохо, вышел парень с инвалидностью. Но с Эльдаром все получилось, как надо, его уже сам персонал от поспешных движений удерживал. Вначале переложили солдата на обычную горизонтальную кровать. Потом разрешили поджать ноги. Потом сесть. Садиться он несколько дней не мог – терял сознание. Наконец гладкомышечная мускулатура кровеносных сосудов натренировалась, и парню разрешили вставать. Две санитарки подхватывали его под бока и тащили вокруг кровати, так он делал пять «облегченных» шагов. А потом его опять клали на кровать, но уже не лениво – давали жгут, который солдат брал в руки и пропускал под согнутую ногу, а затем эту ногу разгибал. Получалась синхронная тренировка мышц рук и ног. Затем к нему в палату принесли велосипед, а в диету добавили калорий. Назначили лошадиные дозы витаминов и кальция в уколах. Через месяц видел я рядового Сумамбаева, бегающего трусцой по парку…» (А Ломачинский «Курьезы военной медицины»). Итак, длительная неподвижность тела ведет к весьма опасному ослаблению многих его функций и систем. Кстати, в приведенном эксперименте сознание испытуемых, в отличие от самьямы, трансформациям не подвергалось. Что же происходит на подступах к завершению йоги? «Согласно Йога-сутрам, самадхи есть остановка всей психической активности, но это… предельный случай толкования термина. Выражением «великое Махасамадхи» обозначается сосредоточение, приводящее у совершенных йогов к отбрасыванию тела и освобождению от него. В телесных останках это выражается, по-видимому, в инсульте. В глубоком самадхи температура тела понижается на несколько градусов, все функции организма едва теплятся, возможно длительное пребывание почти без воздуха» (А.Парибок). Пусть треть суток человек спит, на бытие, полное ярости и шума, остается две трети. Опыт показывает, что одного, максимум двух часов пребывания в ЧВН хватает с избытком для того, чтобы психосоматика полностью восстановила исходные кондиции (посредством сброса) и не перегружалась впредь. Известно, что освоению высших стадий йоги адепт должен, как и молитве Иисусовой, посвящать все свое время, кроме сна. Но к чему ведет такой режим молитвы – известно. Что получится, если ежедневно из шестнадцати часов бодрствования один час ум (сознание) будет работать в привычном режиме, а на пятнадцать часов выключаться? То есть, преобладание неподвижности тела и ума станет абсолютным? Ясно, как Божий день, что при длительном сохранении таких условий рано или поздно наступит мышечная атрофия и безумие, что не используешь, то теряется! Но для чего это нужно и в чем польза? Ни от кого из ярых приверженцев самадхи не удалось мне услышать вразумительного ответа. Поэтому стремление к инсульту, сформированному собственной волей, как это было у Свами Шивананды, мне чуждо в корне. А еще есть йога Тантры, абсолютно несовместимая с гармонией и равновесием. Тексты Гхеранда и Шива самхит, а также Хатха-йога-прадипики описывают способы поднятия так называемой силы Кундалини. Сущностью этого процесса является преднамеренная разбалансировка системы и сдвиг ее в запредельные режимы функционирования. Автоматика жизнеобеспечения начинает сбоить, в ней возникают психоэмоциональные конвульсии, сопровождающиеся необычными переживаниями и эффектами, которые Тантра объявила признаками высшей трансмутации, правда, за сохранность рассудка при этом не ручаясь. Что до сиддх, вызванных молчанием ума в йоге классической, то очевидно, они могут проявляться до тех пор, пока здравствует сам адепт, не повредивший психику избытком такого молчания либо созерцанием глюков автономной психической активности. Нет числа легендам о самадхи великих йогов и полученных ими сиддхах. Только никак не повлияли они на реальный мир, равно как и вера в Бога, никого не спасающая от голодной смерти сейчас, как и в прошлом. И цивилизацию развивают не те, кто окончательно тормозит активность ума, впадая в священный кретинизм, а индивиды мыслящие. Я думаю, что болтовня о запредельном является вечным искушением для неистребимой когорты сталкеров, желающих остановить сердце, дыхание, достичь самадхи, короче говоря – любым, даже самым диким образом самоутвердиться. Никогда не задаваясь при этом вопросом – зачем? Вообще романтика экстрима, особенно в отношении йоги, за последние годы бурно расцвела в среде молодых индивидов с дефицитом интеллекта и переизбытком здоровья, еще не растраченного в пустых и бездарных экспериментах. И не ведающим слов «Бхагавадгиты»: - Преданный мудрости покидает и заслуги, и грехи; поэтому предайся йоге: йога есть искусство в действиях (II.50). - Пребывая в йоге, совершай дела, оставив привязанность… равный в успехе и неудаче. Равновесием именуется йога (II.48). Любому подвижнику, будь то христианство или йога, обожение или самадхи, необходима уверенность в том, что он тратит жизнь на нечто высшее, для этого и создавалось понятие святости. «…Когда вслед за таинствами мы именуем святым многое другое, то имеем в виду именно особливостъ, отрезанность от мира, от повседневного, от житейского … того, что мы называем святым» (Павел Флоренский). Таким образом, цели и православного подвижничества, и йоги в ее пределе расположены вне обычного бытия и не имеют к нему касательства, следовательно – бесплодны и никчемны. А святость есть не что иное, как изощренное, создававшееся веками, высокомерное пренебрежение повседневностью при одновременном на ней паразитировании, что отлично показывает «Игра в бисер» Германа Гессе. Потому, отметая замшелую философию, эзотерику и бесчисленные варианты йожеских фальсификаций рекомендую всем, у кого есть желание и здравый смысл, осваивать дозированное молчание ума посредством реальной йоги, что на долгие годы обеспечит и продлит гармонию души и здоровье тела. Ибо сказано в Дхаммападе: - Как пограничный город, охраняемый изнутри и снаружи, так охраняй себя. Не упускай же времени, ибо упустившие его предаются печали, обреченные на жизнь в преисподней.
9 - 15 сентября 2012 года, Черногория, Будва. Виктор Бойко (ВСБ) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |