|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Иудаизм. Этапы становления. Особенности вероучения
Термин “иудаизм”, обозначающий монотеистическую религию древних и современных евреев, происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным из 12 еврейских колен. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI века - ок. 977 года до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI века до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство подчеркнуло привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин “иудей” стал использоваться как эквивалентный слову “еврей”. В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II - I тысячелетий до н.э. среди еврейских племен; в более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических, философских и, конечно, религиозных представлений, определяющий на протяжении вот уже четырех тысячелетий уклад жизни евреев. Иудаизм - религия, основанная на вере в единого Бога, богоизбранности еврейского народа и ожидании Мессии (Спасителя). Иудаизм возник во II тысячелетии до н.э. на основе политических верований и обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии, а после завоевания ими в XIII в. до н.э. Палестины впитал в себя религиозные представления местных земледельческих народов. Культ Яхве, Бога племени Иуды, который почитался как Единый личный Бог, превратился в общегосударственный культ. Уже на ранней стадии развития структура иудаизма приняла достаточно разветвленный характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элементов: 1) учение о Боге, сущности Вселенной и человеке; 2) концепцию богоизбранности народа Израиля (Израиль - имя, которое, по преданию, получил один из патриархов древних евреев - Иаков - от Бога в знак богоизбранности); 3) Священное Писание; 4) Свод религиозных законов; 5) порядок религиозного ритуала; 6) систему религиозных институтов; 7) кодекс морально-нравственных отношений. Священное Писание (священная книга) иудаизма известно в древнееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят: Тора (Учение) или Пятикнижие Моисеево (по имени пророка Моисея, считающегося основателем иудаизма); Навиим (Пророки) - 21 книга религиозно-политического и историко-хронологическогохарактера; Кетувим (Писания) - 13 книг разнообразного религиозного жанра. Самая древняя часть Танаха датируется X веком до н.э. Работа по составлению канонического варианта Танаха была завершена в III-II веках до н.э. Тогда же завершился древний период истории иудаизма. Второй период иудаизма длился до начала XIX века и может быть определен как раввинско-талмудический. В этот период раввинами (законоучителями) на основе толкования Торы применительно к новым условиям жизни евреев в средневековом мире было завершено составление второго после Танаха (Ветхого Завета, являющегося Священным Писанием как в иудаизме, так и в христианстве) по значению источника иудейского вероучения и священной книги - Талмуда (III-V века н.э.). Следующий этап развития иудаизма - от начала XIX века до наших дней. Центральная доктрина иудаизма - вера в Единого личного Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ, безграничен и является творцом всего сущего. Человек, согласно иудаизму, создан по образу и подобию Бога, его душа как подобие вечного Бога бессмертна. Верующий должен поддерживать связь с Богом через молитву, а Божья воля открывается человеку через Танах. Согласно Танаху Бог последовательно открывал себя еврейскому народу через патриархов, который стал носителем истины, богоизбранным народом (ведь когда прочие народы поклонялись множеству богов, еврейский народ поклонялся единому истинному Богу). Человек, созданный Богом, находился в раю, где не знал смерти, страданий, недостатков, а только созерцал Бога. Ослушавшись Бога, который из своей безграничной любви наделил человека свободной волей, первые люди совершили первородный грех, и тем сами обрекли себя на страдания за пределами райского сада, из которого они были изгнаны. Вернуть утраченный рай призван Мессия, мистическая фигура, помазанник Божий, который придет к верным Богу, чтобы установить справедливый и угодный Богу порядок. С пришествием Мессии состоится Страшный Суд - завершеие мировой истории судом над грешниками и праведниками, т.е. последний Божий суд перед установлением нового, угодного Богу порядка на земле для праведных и наказанием для грешников. Древнееврейские патриархи - Авраам, Исаак, Иаков, которым Бог открыл истину о себе, боролись с политеизмом (идолопоклонством), стремясь обратить народ своего рода в истинную веру. Племенной союз (Завет) с Богом нашел свое выражение в десяти заповедях, дарованных согласно Танаху, пророку Моисею на горе Синай. “Десять Заповедей” Ветхого Завета обязывали евреев жить в соответствии с волей Бога, прославлять Бога и нести истину другим народам. Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер (скиния), где размещался Ковчег Завета, символизировавший земное местонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Иудейского государства при царе Давиде в 1004 году до н.э. Ковчег завета был принесен после долгих странствий по пути в землю обетованную в Иерусалим, а в 945 году до н.э. сыном Давида царем Соломоном был возведен храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием священников и их помощников. После захвата Иудеи войсками Навуходоносора в 586 году до н.э. начинается рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские колонии, диаспора. Разрушенный храм впоследствии был восстановлен, но в 70 году н.э. разрушен вновь. С тех пор евреи не имеют храма, совершая отправление культа в многочисленных молитвенных домах-синагогах, которые обслуживают священнослужители-раввины. К V веку н.э. раввины завершили работу над Талмудом. В Талмуде нашли отражение новые религиозные идеи: вера в загробный мир, посмертное воздаяние, воскресение мертвых. Талмуд закрепил систему религиознойобрядности, которая связывает поведение верующего 613 предписаниями. В этот период складывается та форма иудаизма, которая считается традиционной, ортодоксальной. Вскоре появляется модернистское направление иудаизма, стремящееся приспособить иудаизм к конкретно-историческим условиям. В XII-XIII веках распространяется система религиозно-философских взглядов - Каббала (Наследие), позднее возникает мистическое течение в иудаизме - хасидизм (XVIII век). Третий период развития иудаизма, современный, характеризуется появлением реформаторского иудаизма, отбросившим многие обрядовые предписания. С начала XX века приобретает влияние сионизм - политизированный иудаизм. В основе сионизма лежит идея возрождения еврейского государства (вскоре оно было образовано) и сосредоточения всех рассеянных по миру евреев на земле Бога - в Израиле. В настоящее время иудаизм распространен среди евреев диаспоры и граждан Израиля. Хотя иудаизм в Израиле официально не признан государственной религией, его институты финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области. В десяти городах страны действуют 24 раввинатских суда.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |