АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цели преподавания курса

Читайте также:
  1. IV курса юридического факультета очного отделения
  2. Анкета оценки уровня обучения студента курса «Системный анализ»
  3. Внешнеполитического курса.
  4. Вопрос 44. Расчет времени и места встречи самолетов, летящих на встречных курсах
  5. Вопрос Периодизация курса. Своеобразие литературы и культуры средних веков
  6. ВЫБОР СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО КУРСА
  7. Глава 1 ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК НАУКА И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ
  8. Глава 1. Обзор тематики курса
  9. Глава 1. Обзор тематики курса
  10. Дидактические единицы содержания учебного курса
  11. Динамика валютного курса рубля и её регулирование.
  12. для студентов 3 курса дневной формы обучения

Учебно-методический комплекс по дисциплине

 

История религии

 

Специальность: 050703.65 Дошкольная педагогика и психология

 

 

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол № 11

«____» _____________ 200__ г. от 23 сентября 2008 г.

________________________ Зав. кафедрой __________________ Калашникова Е.М.

 

 

Пермь 2008

 

 

Автор программы:

 

Сыпачева Татьяна Анатольевна

 

Рецензент:

 

Калашникова Е.М. д.ф.н., профессор

Ответственный за редакцию УМК для данного факультета:

Калашникова Елена Михайловна

 

Учебно-методический комплекс по спецкурсу «История религии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГСЭ. В. 00 – Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемы вузом.

 

_____________________________________________________________________

 

Согласование с деканом обучающего факультета:

 

Декан ______________________________________ Ильина И.Ю.

 

 

Директор библиотеки: ________________________________ Подгорных Г.М.


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………………..4

2. Учебно-тематический план курса……...…………………………………......6

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………...............6

2.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………..7

3. Программа курса……………………………………………………………….8

4. Тематика рефератов. Методические указания

по их выполнению……………………………………………………………11

4.1. Темы рефератов…………………………………………………………11

4.2. Методические указания………………………………….......................11

5. Учебно-методическое обеспечение курса………………………………….12

5.1. Списки литературы……………………………………………………...12

5.2. Электронные ресурсы по курсу………………………………………...18

5.3. Методические указания студентам……………………………………..18

5.4. Методические указания преподавателям………………........................19

7. Экзаменационные вопросы по курсу………………………………...............20

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История религии – это наука, изучающая сущность религии, ее динамику и современное состояние. Ее предметом являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, многообразные религиозные феномены, взаимосвязь и взаимовлияние, а также взаимоотношения с другими духовными образованиями.

Религию можно отвергать или принимать, но нельзя не считаться с самим фактором ее существования и, независимо от симпатий ее надлежит изучать, как изучаются все остальные проявления нашей реальности.

Религиоведческие дисциплины имеют преимущество перед другими учебными предметами в формировании и укреплении такого необходимого морального качества, как уважительное отношение к инакомыслящим. Это объясняется следующими взаимосвязанными обстоятельствами: во-первых, через историю религии (и религиоведение) достаточно глубоко познается сам феномен инакомыслия, ибо в истории общества каждая возникавшая религия была инакомыслием по отношению ко всем уже существовавшим религиям; во-вторых, история религии на фактах показывает пагубность гонений на инакомыслящих и благотворность сотрудничества с ними (убедительный пример последнего – решение глобальных проблем современности независимо от идеологических, политических и религиозных различий); в-третьих, в процессе преподавания данного курса включаются такие формы изучения материала, которые дают практические навыки уважительного отношения к инакомыслящим: диспуты, конкурсы, конференции, встречи с представителями разных религиозных конфессий.

Курс «История религии» должен вооружить студентов системой знаний о религии как особой форме духовности, расширить их кругозор, способствовать более четкой мировоззренческой ориентации, развитию и укреплению гуманистической нравственности, т.к. содержит достаточную информацию для сопоставления науки и религии, нравственности общечеловеческой и религиозной, эстетического и религиозного в искусстве и культовой практике.

При анализе сути (или содержания) разных религиозных конфессий использован принцип единой структуры изложения материала, включающий пять основных элементов: 1) исторические сведения; 2) организационную характеристику; 3) вероучение; 4) особенности культа; 5) выполняемые функции. Такая логика изложения материала облегчит студентам его восприятие и воспроизведение, а также стимулирует их к сравнениям, сопоставлениям и размышлениям по религиозным проблемам.

Объем курса «История религии» может варьироваться в зависимости от возможностей и специфики факультета. Итоговой формой контроля является экзамен.

 

Цели преподавания курса

Способствовать:

- видению взаимосвязи религиоведческого курса с философией и др. обществоведческими дисциплинами;

- формированию у студентов научного подхода к анализу религии как духовного феномена;

- пониманию закономерностей возникновения, эволюции и модернизации религиозного сознания, а также его специфики;

- овладению основным категориальным религиоведческим аппаратом, имеющим общекультурное значение;

- развитию и поддержанию у студентов интереса к религии как духовному феномену в связи с необходимостью осмысления так называемого современного «религиозного ренессанса» в России;

- осознанию необходимости толерантного подхода к инакомыслию в современных условиях.

Заинтересовать студентов религиоведческими проблемами, показав их непосредственную связь с культурологией.

Задачи учебного курса:

- дать студентам объективную информацию о специфической, генетической, структурной и функциональной сущности религии;

- познакомить их с основными богословскими и научно-религиоведческими подходами к анализу религиозного феномена, соблюдая условие мировоззренческого нейтралитета;

- используя историко-философский потенциал, рассмотреть философские основы религиоведения, раскрыть природу религии как социокультурного явления во всей его сложности и противоречивости;

- показать многообразие форм религии в их детерминированности спецификой общественного бытия;

- познакомить студентов с историческими формами религии (родоплеменные, национальные, мировые), с основными вероучительными положениями и культовой практики;

- уделить значительное внимание христианству и прежде всего православию в связи с его особой ролью в становлении российской духовности;

- раскрыть личностно-значимые компоненты религии;

- проанализировать богословские и научные подходы в оценке роли религии в современном обществе, ее правовое положение в государстве.

Студенты должны:

Уметь

- обнаруживать связь религиоведческих и культурологических подходов к анализу религии как духовного феномена;

- сопоставлять богословские и научные концепции, связанные с решением проблем мироздания, аргументируя свою собственную точку зрения;

- вычленять религиозное и эстетическое, религиозное и нравственное в догматике и культовой практике.

Приобрести навыки

- свободного мировоззренческого самоопределения;

- ведения диалога с представителями раз-ных религиозных конфессий;

- отстаивания собственной точки зрения, соблюдая принцип толерантности и уважительного отношения к инакомыслящим.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)