АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка и смысл знания. Особенности традиционного образования в индо-буддийской культуре

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  3. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  4. II. Конец Золотой Орды и история образования казакского ханства
  5. II. Проблема источника и метода познания.
  6. III ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОЛОВОМ СОЗРЕВАНИИ
  7. III. МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
  8. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  9. IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  10. V. Особенности развития предпринимательства
  11. А) Оценка уровня подготовленности нового работника.
  12. А. Нарушения образования импульса

Знание в индо-буддийской культуре всегда глубоко почиталось. Мудрецы ставились выше правителей и воинов. В трудах известного индийского философа и популяризатора индуизма Вивекананды утверждается: «Цель человечества есть знание.» Современная Индия входит в первую десятку научных держав мира. По численности научного сообщества она занимает третье место в мире.

В буддизме высшая добродетель сливается с высшим знанием. Представители индуизма ставят истину выше бога: «Если бы меня попросили определить индусское вероисповедание, я сказал бы просто: поиски истины ненасильственными средствами. Человек может не верить в бога и все же называть себя индусом. Индуизм – это неустанная погоня за истиной... Индуизм есть религия истины. Истина – это бог. Отрицание бога нам ведомо. Отрицание истины нам не ведомо».

Особенности понимания знания и образованности

1. Знание понимается как тайное, сакральное проникновение в духовную реальность бытия.

Буддизм предполагает, что в сознании каждого человека сосуществуют «чистое сознание» и «загрязненное». Человек, находящийся в мире чувств, омрачен неведением и страстями, но может все же достичь просветленного состояния сознания. Просветленное сознание воспринимает вещи такими, какие они есть на самом деле, омраченное – искаженными. Просветление означает искоренение привязанности к внешним признакам вещей, освобождение от ложных мыслей, созерцание того, что находится за пределами мыслей, слияние с истинной реальностью, исчезновение всех отличительных признаков вещей, постижение их единства. переживание тотального единства всего. В буддизме высшее знание – это усмотрение, что нет ничего ценного и достойного любви.

В индуизме знать – это понимать сущностное качество вещи, успокоить воспринимающий ум.

В индо-буддийской культуре «высшее знание» – это умение видеть под шелухой видимого мира сущность вещей. Как следствие наука и образование тяготели к теории и мало ориентировались на практику. Большой вклад внесен в математику, астрономию, химию, филологию, космологию, философию. Наиболее слабые области знания – техническая, коммерческая, художественная, историческая.

2. Знание и нравственные добродетели, познание и нравственное самосовершенствование мыслились в неразрывной связи.

Один из ярких примеров слитности знания и добродетели дает текст Бхагавад Гиты: «Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Мне, стремление жить в уединенном месте, отстранение от общей массы людей; признание важности самореализации, философский поиск Абсолютной истины – все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество.»

3. К высшему знанию допускались лишь избранные

В индуизме истина – не для всех. Кастовая система есть одновременно иерархия знания. Изначально высшим знанием владели лишь жрецы-брахманы. Они охраняли знание от посягательств непосвященных. Язык подразделялся на язык простонародья и оберегаемый чистый язык. Путешествуя по средневековой Индии, великий исламский ученый Бируни отмечал: если будет доказано, что шудра или вайшья читал Веды, то правитель приказывает отрезать ему язык. Он же обратил внимание на кичливость и высокомерие «посвященных», хотя в средние века деревенские брахманы, деградировавшие на паразитизме, уже нередко не умели читать и писать.

Абсолютное большинство индусов всегда было неграмотным. Современные крестьяне Индии в основном неграмотны.

4. Высокий уровень развития культуры устной передачи знания.

Население хранило в памяти запас знаний благодаря высокоразвитым навыкам их устной передачи. Древний эпос известен широким массам. Неграмотные крестьяне знают наизусть сотни стихов, поучения из древних классических книг. В Индии синонимом слова «знание» стало слово «услышанное».

5. Высшим способом познания считалось интуитивное прозрение в процессе самопогружения.

В интерпретации Вивекананды внешний учитель дает лишь толчок познанию, а главный учитель – внутренний: «Бесконечная библиотека Вселенной находится в вашем собственном уме.»

Согласно Ауробиндо «всякое знание представляет собой деятельность сознания, воздействующего на что-то в самом же сознании.». Йогин устанавливает связь между собой – своей самостью – и вещью как таковой – ее самостью. Средства познания – пророческая сила, опережающее знание, вдохновение, интуиция.

Характерные черты традиционного образования Индии

Главная фигура – учитель-наставник, обладающий не только большим знанием, но и более высоким уровнем продвижения по пути психоэтического совершенствования. Учитель традиционно глубоко почитается. Ученик должен отказаться от собственной воли и во всем слушаться наставника.

В индусской школе учитель – это гуру, живущий в уединении и непривязанности, свободный от материальных забот. Обучение у гуру проходило в лесной школе.

Буддийская система образования предполагала обучение у наставника в монастыре – сангхе. Ключевое для буддийской сангхи отношение – «учитель-ученик». Наставничество учителя заключается в передаче сакрального знания в буддийском монастыре. Знаменитый буддийский монастырь Наланда в XVII в. обучал 10 тыс. студентов, которые слушали лекции по богословию, литературе, грамматике, философии, логике, медицине, магии.

В Индии с древних времен начальное образование строится по образцу деревенской системы: каждый мальчик изучает немного арифметики, санскритской грамматики, языка, счета. До мусульманского вмешательства изучались санскрит, Веды и шла специализация по шастрам – учебникам. Знание Ригведы до сих пор является обязательным для образованного индуиста.

Преобладали устные способы обучения. И сегодня ученые-пандиты обучают устным путем священным текстам, не прибегая к изданиям и письменным комментариям. Обучение длится долгие годы.

С XIX в. образование строится по западным образцам. Христианские миссионеры и английские чиновники распространяли и навязывали западное образование. В ХХ в. наблюдался взрывоопасный рост вузовской системы. При поступлении в вузы распространено кастовое кумовство и межкастовое соперничество.

Наука Индии

В Индии издавна развиты астрономия, математика, медицина. Сегодня признан вклад индийских ученых в физику высоких энергий, космологию, биомедицину, химию, филологию.

В познании мира проявилась большая тяга к систематизации. В то же время научной мысли свойственны алогичность и невнимание к фактам. Один предмет мог называться разными словами и одно слово иметь множество значений.

В традиционной культуре представители литературы и науки сосредоточивались около дворцов царей.

С XIII в. произошел упадок познавательного потенциала. Причина – безразличие к мирскому прогрессу, внешние вторжения, подавление личной инициативы кастовыми оковами. Возрождение связано с западными влияниями. Англия стала основным экспортером научного знания. Первые научные журналы издавались по-английски.

5. Любовь, эротика в индо-буддийской культуре

Любовь – одна из главных тем индо-буддийской культуры. Отношение к ней противоречиво. С одной стороны, любовь отрицается: «От любви родится печаль, от любви родится страх; для того, кто вполне освободился от любви, не существует печали, ни тем более страха... Не любите же ничего.» (Дхаммапада). По оценке русского философа Н.О. Лосского идеал буддиста – не любить, не страдать, не жить. Нет идеи любви к ближнему. Вивекананда утверждал: мы не можем помочь другому, а только себе.

С другой стороны, любовь – величайшая ценность. В иерархии видов любви высшая – любовь к богу, она же любовь к миру и она же полная непривязанность к чему бы то ни было. Истинная любовь не делает нас непривязаными, она не влечет ни ревности, ни страдания. Это бескорыстная любовь, любовь-жертва.

Высоко ценится и чувственная любовь. Кама – награда за соблюдение дхармы и артхи. Чувственная любовь – это сила космического порядка, один из способов соединения с Абсолютом.

Культ любви тесно связан с культом индуистского бога Шивы, олицетворяющего мужское животворящее начало.

Эротика. В джайнизме и буддизме сексуальная любовь – выражение слабости, зла. Отсюда проповедь безбрачия. Впрочем, некоторые известнейшие буддийские старицы были гетерами.

В индуизме сложилась богатая сексуальная культура. Она учит, что знание о любви и семье имеет божественные истоки, идет от бога. Сексуальная любовь имеет значение магической силы, носит сакральный характер. Он позволяет соединиться с божеством, раскрывает человеку смысл Вселенной.

В индо-буддийской культуре эротология – развитое учение и общепризнанная часть науки. Оно передавалось из поколения в поколение жрецами, так как обряды и жертвоприношения переплеталась с эротикой. Изучение камы в Древней Индии было необходимй деталью образования богатого горожанина. Самый древний трактат по эротике «Кама-сутра» записан врачом Малланагой Ватсьяяной в 6 в.

Наиболее ярким проявлением эротизма в индо-буддийской культуре стал тантризм. Тантризм учит, что космос есть поток постоянных творений-рождений. Все сущее возникает из мужских и женских элементов путем их соединения. Единство человека и космоса достигается во время сексуального слияния, повторяющего космические акты творения. Если энергия сексуальной любви доходит до головы через сердце, то перемещается в космос и происходит новое рождение. Активизация тела способствует преобразованию интеллекта в чистую энергию, ведет к духовному преобразованию.

6. Искусство индо-буддийского Востока

Особенности искусства индо-буддийского Востока

1. «Эстетика тождества»: регламентация типов сюжетов, характеров героев, языка, стиля и т.д. Нормы буддийской иконографии лимитируют мельчайшие детали в размерах лица, тела, его атрибутов (позы, положение рук и ног, жест, прическа, одежда, предметы в руках или рядом находящиеся и т.д.) Нарушения регламента якобы влекли за собой болезни, смерть, разорение мастера, его семьи, страны.

2. Искусство глубоко символично. Наиболее яркие символы – жесты в танцевальном искусстве, элементы скульптурных изображений и архитектурные детали. Символы учения буддизма – многорадиусное колесо, ступа (символ пустоты, мимолетности бытия), священное дерево – широко представлены в индо-буддийском искусстве. Колесо – символ дхармы, буддийского учения. Кроме того круг – символ движения времени и движения от центра к четырем сторонам света (до появления буддизма круг – символ солнца, могущества, всеведения, власти). Жесты в скульптуре и танце – «жесты души» – символы моральной красоты, одобрения, власти, силы и проч.

3. Назначение искусства усматривается в воспитании воздержанности. Рабиндранат Тагор выразил этот так: «Прекрасное учит воздержанности». Но чтобы убедиться в суетности всех соблазнов жизни, не мешает испытать их. Поэтому искусство не дает ощущение отрешенности, оно жизнелюбиво. Наслаждения жизни представлены в индусских храмах, украшениях буддийских архитектурных памятников и т.д. Хотя в целом буддийское искусство направлено к идеалу умиротворенности, а индуистское выражает великолепие божественного в самой жизни.

4. Провозглашаемая цель искусства – вызвать бхава (эмоцию) и создать раса (настроение). Там, где появляется эмоция, возникает настроение. В частности, в театральном искусстве выделяется 8 бхава-эмоций (любовная страсть, смех, горе, гнев, энергия, страх, отвращение, изумление) и 8 раса-настроений, возникающих из слияния эмоций: любовное, комическое, трагическое, яростное, героическое, устрашающее, отвращающее, волшебное. Кроме того выделяется 33 дополнительных эмоции.

5. Индо-буддийское искусство глубоко религиозно. Традиционная архитектура, живопись, скульптура неразрывны с религиозно-культовой практикой. В нем представлена тема мироздания, осмысливаются ситуации из мифического жизнеописания Будды, бодхисатв. В буддийском искусстве часто изображается «древо просветления» и колесо судьбы (дхарма). Любимые темы современных кинофильмов – эпизоды из древней мифологии. Самый популярный герой таких фильмов – Кришна. Тиражи пластинок и записей священных гимнов Вед носят массовый характер.

6. Искусство носит преимущественно прикладной характер: традиционная скульптура, стенопись, архитектура имеют не столько собственно эстетическое значение, сколько религиозно-культовое. Широко распространены прикладные искусства.

7. В искусстве распространен эротизм. Лингам, спаренные фигуры животных и людей, любовные игры Кришны и Радхи, обнаженные фигуры богов и богинь плодородия – якшини – широко распространенные персонажи искусства.

Искусство индо-буддийского Востока – это мир богатой фантазии, творящей бесконечное разнообразие сцен из жизни богов, людей, животных, растений, находящихся в едином космо-человеческом круговороте.

Архитектура. К наиболее характерным буддийским архитектурным формам относятся: храмы (чайтьи), монастыри (чайтья плюс вихара – монашеское общежитие), ступы, столбы-стамбхи. До появления буддизма и буддийской архитектуры в ведическую эпоху обряды совершались под открытым небом.

Чайтья – это буддийский храм и, возможно, алтарь или холм на месте кремации святого. Первые чайтьи появляются во II - I вв. до н.э. Буддизм искал для храмов и монастырей уединенные места и уходил с архитектурой под землю в прямом смысле этого слова, создавая пещерные храмы в монолитной скале. Пещерный храм – символ тождества сферы священного с чревом земли, «мировой горы». Насчитывается примерно 1200 буддийских пещерных храмов. Самые известные расположены в Индии: в Аджанте, Эллоре и Карли. В Аджанте сохранились древние фрески, являющиеся одной из самых известных достопримечательностей Индии.

Ступа – это в типичном варианте культовое сооружение полусферической формы, полое внутри, где хранятся священные буддийские реликвии – останки известных духовных учителей (после сожжения), Будды и бодхисатв. Наиболее чтимы телесные реликвии Будды – волосы (якобы хранятся в храме на территории Ориссы), зуб (храм в Шри-Ланке), предметы одежды, чаши, посохи, деревья и т.д. Насчитываются сотни тысяч ступ. Наиболее известные ступы Индии находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Они являются объектами паломничества. Соблюдая ритуал их посещения, паломники обходят ступу вокруг и оставляют в специальных сосудах жертвоприношения. По преданию 8 первоначальных ступ сооружены над мощами (пеплом) Будды, поделенных между восемью царями. Царь Ашока якобы изъял мощи из семи из них и поделил на 84000 частей для других новых ступ.

Стамбха – это монолитная колонна-столб, установленная в честь знаменательного события. Завершалась фигурками животных. Стамбха из Сарнатха, хранящаяся в Национальном музее Нью-Дели, представляет собой столб с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и пьедестала, на котором восседают четыре льва. Он стоял на месте первой проповеди Будды. Лепестки лотоса символизируют основу жизни и ассоциируются с Агни. Львы несут чакру – колесо мироздания. Сегодня «львиная» капитель – государственный герб Индии.

Наиболее характерные архитектурные формы индуизма – наземныеиндусские храмы – здания с шаровидным или башневидным поднятием и пирамидальными башнями. Их вырубали из монолитной скалы или создавали путем камневой кладки. Индусский храм осмысливается как центр мира (княжества, царства) или как центр в себе. В первом случае храм возвышается над владениями правителя и якобы дает ему покровительство богов. Во втором – он размещается в изоляции. Из наиболее известных – храм Солнца или храм «на колесах», храм-колесница. Известен своей эротической скульптурой храмовый комплекс в Кхадрурахо (X - XI вв.). Он построен во время правления царя Дханга, поклонника культа чувственных наслаждений. Внутри храма предполагались ритуалы-оргии с привлечением танцовщиц и куртизанок.

Помимо религиозных сооружений в архитектуре индо-буддийского Востока представлены яркие образцы дворцовых зданий и – под влиянием мусульманского завоевания – мавзолеи и мечети. Самое известное сооружение, представляющее синтез индийских и мусульманских архитектурных традиций, – мавзолей Тадж Махал, построенный в 1650 г. на реке Джамна близ Агры, одной из столиц империи Моголов. Это – могила Мумтаз Махал – горячо любимой жены правителя империи Великих Могов Шах-Джахана. По предсмертной просьбе жены он построил усыпальницу, какой еще не видывал мир.

Скульптура носит декоративно-прикладной характер, является, как правило, частью архитектурных сооружений. Заняла господствующее положение в убранстве храмов.

Буддийская скульптура более строга, чем индуистская. В буддийских композициях важное место отводится Будде. В виде человека Будда появляется в изображениях в первые века нашей эры. Традиция насчитывает 32 отличительных признака тела Будды, в т.ч.:

-знаки на ступнях в виде колеса (колеса-чакры, дхармачакры), в образе которого выражена идея распространения буддизма: вращение колеса якобы началось с первой проповеди Будды, а Будда с этого момента становится «вращающим колесо»;

-бугор мудрости – знак высшей мудрости;

-завитки волос по ходу солнца слева направо – символ бесконечности жизни;

-длинная мочка уха – символ мудрости и т.д.

Три канонических изображения Будды – Будда, сидящий в позе медитации (символ просветления), стоящий в позе поучения с руками, сложенными перед грудью (несущий свое учение людям) и лежащий (умирающий).

Помимо Будды в буддийской скульптуре представлены многочисленные изображения бодисатв, местных богов, духов-якши и якшини, архатов.

Индуистская скульптура менее строга: боги сидят, развалившись и пируя с возлюбленными, наблюдая танцовщиц, сами пускаются в пляс. Основное место среди богов отводится Шиве. В развитии скульптурных изображений Шивы выделяется три этапа. Первый, самый ранний (II - I вв. до н. э.) – изображение полностью человекоподобного (антропоморфного) Шивы на фоне лингама. Второй (VIII в.) – Шива трехликий, фантастический: справа его мужской аспект, слева его женский аспект, в центре – собственно Шива. Третий (с Х- XI вв.) – Шива танцующий или Шива Натараджа. Танцуя, Шива творит Вселенную. Танцующий Шива стоит на одной ноге, попирая демона невежества Апасмару на лотосообразном пьедестале, окруженный пламенным кругом – символом материальных сил Вселенной. В одной руке – барабан (символ пробуждения Вселенной), звук которого – начало творения. Вторая правая рука в жесте «избавление от страха». Левая рука, опущенная вниз и указывающая на поднятую ногу символизирует утешение всему миру, а другой левой рукой он разрушает мир. Его фигура воплощает женское и мужское начала: четыре руки, одно ухо с удлиненной серьгой – мужское, другое с округлой серьгой – женское.

В храмовой индуистской скульптуре часто встречается любовный мотив: соединение пары животных, людей. Он имеет мистический смысл – воссоединение сущности жизни (пуруша) и природной энергии (практити). Этот мотив по поверью приносит личное счастье и используется для оформления дверных проемов.

Являясь деталью архитектурных сооружений, скульптура часто сочетается с горельефом – высоким рельефом и барельефом – низким рельефом.

Музыка Индии – древняя и самобытная. Вся импровизирована: любое вокальное и инструментальное произведение импровизируется. Ритуальным песням, танцам, музыке всегда предписывалась очистительная сила и способность порождать творческую энергию человека.

Музыку Индии можно рисовать: каждой расе соответствует определенная рага – соединение мелодии, ритма, лада – и цвет.

Царица инструментов – вина, подобная арфе.

Танец. Греческий историк Арриан так охарактеризовал отношение древних индийцев к танцу: «Ни один народ не питает большей любви к танцам и песням, чем индийский.». Эту любовь он пронес через всю свою историю. Классический танец – одна из разновидностей йоги, способ духовного и физического совершенствования. Пронизан традицией, символичен. Необычайно развиты движения-символы глаз и рук.

Театр. Индийский театр очень древний. Он вобрал в себя музыку, танец, пантомиму, слово. Основа большинства театральных представлений – сюжеты поэм Махабхарата и Рамаяна. Рама и Кришна – главные герои. Среди действующих лиц драмы – боги, святые, мудрецы, правители. Устраиваемые традиционно на открытом воздухе, представления могли длиться всю ночь.

Живопись. В Древней Индии развита живопись, существовали специальные картинные галереи, было развито искусство стенных росписей. После VIII в. живопись развивается сравнительно слабо. Как и другие сферы деятельности, она была заключена в оковы кастового устройства. Существовали специальные касты живописцев и толкователей изображений. Тем не менее среди выдающихся явлений индийской живописи – средневековая миниатюра, развившаяся под мусульманским влиянием и представленная книжными иллюстрациями. Ее ведущие школы – Могольская (XVI - XVIII вв.) и школа Кангра (середина XVIII в. – начало ХХ в.).

Интерес к живописи возродился под влиянием западной культуры. На рубеже XIX -ХХ вв. возникает школа «Бенгальского возрождения» в Бенгалии. Во главе – Тагоры, организационно сплотившие художников национальной школы. Все последующие течения живописи выросли на ее основе. Основоположник новой индийской живописи – Обониндронатх Тагор и Нондолал Бошу.

Пейзаж полон религиозно-философского смысла. Горные вершины, река Джамна – религиозные символы.

Живопись на тему любви связана с мифами о Кришне и Радхе, Шиве и Парвати, Раме и Сите. Шива изображается белым с шеей, синей от яда. Брахма изображается красным с четырьмя руками, четырьмя головами. Вишну изображается синим, четырехруким. В руках он держит диск, раковину, лотос и булаву. Имеет множество эпитетов, один из них – Нараяна (лежащий на водах). Это Вишну в период сна, когда мир залит океаном, а он лежит на огромной змее. Кришну изображают синекожим юношей с флейтой, ребенком-ползунком и юношей-пастухом.

Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фолклорная традиция. Джатаки – гибрид басни, сказки, мифа, нравоучения. Джатаки – притчи, эпизоды из жизни бодхисатв, излагаемых Буддой с целью нравственного наставления, художественно обработанная проповедь раннего буддизма, строившаяся на популярных в народе идеях и представлениях.

Известные литературные памятники буддизма – Тхерогатха, Тхеригатха – стихи старцев и стариц, буддийских подвижников.

Распространена любовная лирика, связанная с мифами о Кришне и Радхе и др. богов.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)