АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественно – экономическая концепция А. Сен – Симона

Читайте также:
  1. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  2. IBM – концепция маркетинга.
  3. III. Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере.
  4. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  5. V. Биоэнергетическая концепция влечений
  6. V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин
  7. Y.4.1. Концепция «Стадий экономического роста»
  8. Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
  9. Y.4.3. Концепция «постиндустриального
  10. Y.4.5. концепция
  11. Аграрные отношения. Экономическая и социальная политика Комнинов.
  12. Анализ и прогнозирование товарооборота организаций общественного питания как части розничного товарооборота

Анри де Сен-Симон (1760-1825) – выдающийся мыслитель, который пытался найти причины, лежащие в основе общественного и исторического процесса.
Зарождавшийся капитализм начала прошлого века порождал различные ситуации, для которых Сен-Симон стремился найти пути преодоления, определить средства для «мирного окончания страшного кризиса, в котором находится европейское общество», для перехода к более совершенной социальной организации.
Сен-Симон приходит к выводу, что общественный и социальный прогресс скрывается в экономической силе банкиров и промышленников, в созидательной деятельности ученых. Он выступает как проповедник индустриализма, постигаемого несколько своеобразно.
В обществе по утверждению Сен-Симона существует две группы людей – пчелы и трутни, работники и бездельники, первые – основа общества, а от вторых нужно «избавляться».
Если общество потеряет своих главных промышленников, ученых, банкиров, нация превратится в безжизненный организм. Если же общество останется без чиновников, священников, дворян, никакого серьезного ущерба для государства не произойдет. Мир, в котором живут люди, опирается на промышленность. Промышленный класс должен занять лидирующее положение, потому что он важнее всех и не может обходиться без других классов, но никакой другой класс не обходится без него.
Управлением должно заняться экономическое правительство; оно сменит политиков: вместо управления людьми станет управлять вещами. И тогда «политическая экономия займет свое истинное место; вначале она опиралась на политику, политика будет на нее опираться или, вернее, она будет включать в себя всю политику. Момент этот недалек».
В отличие от классиков Сен-Симон главной проблемой выделяет не распределение доходов, а распределение собственности. Преодолеть социальное неравенство можно посредством справедливого распределения основных материальных благ. Доля каждого будет определяться в соответствии с трудовым вкладом и размером вложенною капитала.
Выдвинутые им идеи во многом утопичны. Тем не менее, они оказали немалое воздействие на формирование идей социального равенства, социально-экономических преобразований.
Идеал Сен-Симона – постепенная индустриализация, которая поднимет производительные силы, обеспечит реформирование капиталистического общества, и которую можно охарактеризовать как:
1) прогресс общества связан с развитием промышленного производства, охватывающего «все виды полезных работ»;
2) управлять обществом, призван промышленный класс, который утверждает социальную справедливость и равенство.

План будущего «социетарного общества» Ш. Фурье

Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) – ученый, который поставил перед собой цель – создать «социальную науку», основанную на гармонии и справедливости.
Фурье видел источник бед в «раздробленности индустрии», в монопольной торговле, порождающей систему «торгового феодализма». Он считал, что эксплуатация трудящихся основывается, прежде всего, на обмане людей как покупателей.
Согласно концепции Фурье, в социальном развитии истории цивилизации человечество проходит многие периоды. На смену строю цивилизации придет строй гармонии на основе последовательно сменяемых ступеней ассоциаций, каждая из которых содержит черты, как прошлого, так и более совершенного, будущего.
Отвергая современную систему Фурье, называет ее «индустриализмом», т.е. манией все производить без всякого метода и пропорциональности вознаграждения.
Исходной основой системы, детально расписанной в работах Фурье, является учение о строе ассоциаций. В этой системе не будет «паразитов», исчезнет непроизводительный труд, изменится сам характер производственной деятельности – люди будут трудиться сообразно своим устремлениям и наклонностям. В обществе исчезнут нищета и неравенство.
Законы развития общества он выводил из природы человека. Общество непрерывно развивается, и на каждой ступени развития создаются предпосылки для перехода к следующей ступени.
Общество ассоциированных производителей будет представлять сочетание сельскохозяйственного труда с трудом в промышленной сфере. Первичными звеньями будут «фаланги», они располагаются в прекрасных дворцах – «фаланстерах». В труде участвуют все члены общества, в том числе дети. Заработная плата отменяется. Общественный доход делится следующим образом: 5/12 – по трудовому вкладу; 4/12 – по размеру акционерного капитала; 3/12 – по таланту.
Во Франции некоторое время существовала школа последователей Фурье. Группа его сторонников пыталась организовать опытный фаланстер, были найдены финансовые средства, приобретен участок земли, но попытка потерпела крушение.
Ш. Фурье предпринял попытку соединить теорию с практикой социального реформирования в масштабах отдельных общин, кооперативов, форм организации справедливого и гуманного производства. Идеи и практические начинания ученого занимают важное место в развитии экономической и социальной теории, в истории экономической мысли. Все теории, выводы и предположения оказали огромное влияние на развитие науки об обществе и явились основными предпосылками формирования идей научного социализма.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)