АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идеологический дискурс

Читайте также:
  1. Конституция как политический, социальный, идеологический, научный документ, концентрирующий социально-экономические и юридические идеи и взгляды
  2. Общество как дискурс
  3. Чувственное и рациональное, интуитивное и дискурсивное в познании. Знание и вера.

· Идеологический дискурс: основные тенденции

Реальное сосуществование и постоян­ное взаимодействие разнообразных идеологических течений обозначаются в политической науке понятием «дискурс».

Оно предполагает целый спектр возможных вариантов духовного взаимодействия: от взаимного дистанцирования идеологий до их объединения и соответствующего синтеза тех или иных идеалов, норм, политических требований .

Причем как в мировом, так и региональном масштабе, в рамках отдельно взятой страны могут складываться самые разнообразные и противоречивые тенденции идеологического диалога. Но духовный климат, образовавшийся в том или ином государстве, как правило, всегда испытывает влияние более масштабных идейных веяний, свойственных мировым политическим процессам.

Реалии XX — начала XXI в. существенно повлияли на характер идеологического взаимодействия как в мире в целом, так и в отдельных странах.

Если вторая половина XIX столетия несла на себе явный отпечаток идейной конкуренции социалистической и либеральной идеологий, то нынешнее время поменяло акценты идейной дискуссии.

 

Главный водораздел оно провело между идейными течениями, защищающими идеалы гуманизма, человечности и демократии, а также доктринами, оправдывающими насилие, физическое принуждение и террор как основополагающие методы реализации своих целей.

Такое положение предопределило и эволюцию идеологических систем: с одной стороны, сближение и даже синтез определенных положений политических доктрин и философий либерализма, консерватизма, социал-демократии, христианско-демократической идеологии, и противостояние им фашистских, экстремистских, шовинистических, ра­систских и иных аналогичных течений — с другой.

Результатом внут­реннего сближения идеологических систем гуманистического направления, в частности на Западе, стало возникновение ряда новых авторитетных идейных течений (неоконсерватизм) или, к примеру, существенное изменение соотношения между традици­онно понимаемыми левыми и правыми политическими течения­ми.

Эти ранее разведенные позиции и ориентации в настоящее время все более сближа­ются и объединяются по вопросам демократии, признания прав человека в качестве главного критерия политики.

Таким образом, их различия касаются по сути част­ных вопросов текущей политики и выражаются скорее в разнице предвыборных обещаний, нежели в сфере принципиальных поли­тических вопросов .

Такая ситуация однозначно ведет к снижению остроты идеологического противоборства.

Например, многие из тех, кто голосует на Западе за те или иные партии, зачастую не считают себя сторонниками провозглашаемых и поддерживаемых ими иде­ологий.

Своеобразный оттенок в картину современного идеологичес­кого дискурса внесли и сторонники технократического направле­ния, отрицающие саму способность социальных доктрин опреде­лять движение государств и политическое поведение людей .

Един­ственной силой, способной на такое, признается только техника.

Как считал видный представитель этого направления X. Шельски, демократия в обществе ста­новится ненужной из-за увеличивающегося могущества не нужда­ющейся в узаконении власти техники.

Нельзя сказать, что такого рода взгляды получили широкое распространение или существен­но влияют на политический рынок. Однако технократические идеи стали неизменными участниками идеологического дискурса по сути, во всех странах.

В целом для устойчивых, стабильных государств демократичес­кой ориентации сегодня в основном характерна приглушенность идеологических споров.

Там же, где борьба за выбор направления социально-политического развития продолжается, где различные группы ведут интенсивный диалог за приоритеты национальной политики, там идейное противоборство между идеологиями только обостряется, а внутренняя напряженность такого спора мешает сближению и внутреннему синтезу.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)