|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Данное идеологическое течение нередко провоцирует экстремистские требования и формы политического протестаВсплеск активности национально-патриотических идеологий, поставивших в центр своих требований образ Родины, обусловлен сложными процессами развития национального самосознания российского народа и особенно кризисом национальной идентичности, утратой чувств исторической перспективы и понимания уровня самооценки нации . По своему идейному и политическому содержанию — это самое противоречивое и разнообразное течение, собирающее под свои знамена как приверженцев самобытности России и ее культуры, ратующих за их обогащение и развитие в процессе равноправного диалога с иными культурами и цивилизациями, так и сторонников этногегемонизма, направленного против прав иных народов и враждебно настроенных к представителям других национальных групп. Либерально-демократическая идеология представлена в виде трех относительно самостоятельных идейных тенденций. Так называемый радикальный либерализм настаивает на последовательном уменьшении регулирующей роли государства и поощрении стихийных процессов, видит главную задачу в осуществлении макроэкономических реформ и всемерной адаптации западного опыта, выступает против авторитаризма, но тем не менее допускает возможность преодоления сопротивления архаичных социальных структур насильственными мерами.
В противоположность такой постановке задачи консервативный либерализм ратует за максимальную ориентацию на сложившиеся хозяйственные связи, большую роль государства в осуществлении намеченных — и главное реальных — преобразований, предполагает учет массовых ценностей и избирательное отношение к западному опыту, достижение большего психологического комфорта для населения при проведении реформ. Третья версия либерализма — это социал-либерализм. Главной ценностью в нем выступает свобода, понимаемая не только в духе классического либерализма как независимость от государства и других людей, но и как установление примерно равных для всех стартовых возможностей. Это предполагает позитивное отношение к государственным программам в области образования, здравоохранения и социального обеспечения, признание важности принципов социальной справедливости, ценности труда.
С теоретической точки зрения дискурс отмеченных идеологических течений вполне может предполагать их определенное сближение и даже синтез отдельных положений.
Как показывает опыт преобразований в обществах с переходными общественными отношениями, одним из важнейших условий стабилизации политической обстановки является выработка долговременной идейно-целевой доктрины, которой руководствуется государство в своей деятельности и которую можно условно назвать государственной идеологией. Выработка такой государственной идеологии обеспечивает интеграцию государства и общества, целостность всей социальной системы. Условием выработки такого типа идеологии является достижение того минимального компромисса, который отразил бы как согласие основных групп общества относительно характера общественного строя и будущих перспектив развития.. Существенной предпосылкой выработки ценностей государственной идеологии служит сохранение духовного плюрализма, возможности различных групп излагать собственное мнение относительно общественных целей и программы действий.
Однако опыт свидетельствует о том, что труднее всего достигается запрет на идеологическую монополизацию государства, т.е. стремления властей руководствоваться узкогрупповыми идеями, которые жестко и односторонне навязываются населению.
Еще одним условием эффективной выработки государственной идеологии является сохранение исторической преемственности поколений, внимательный учет национальных, исторических и географических особенностей страны, обеспечение атмосферы открытого диалога между странами и цивилизациями, преодолевающего – что особенно важно для России — предрассудки и недоверие как к западно-европейскому опыту, так и к нормам и традициям восточного типа.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем суть основных подходов к оценке места и роли идеологии в общественной жизни? 2. Что представляет собой структура политической идеологии? 3. Каково содержание основных уровней политической идеологии? 4. Какие функции выполняет политическая идеология? Раскройте их содержание. 5. Какова роль утопий и мифов в содержании политической идеологии? 6. Сравните структуры ценностей классического либерализма и неолиберализма. 7. Чем отличаются друг от друга основные направления консерватизма? 8. Охарактеризуйте основные вехи в эволюции социалистических идей и основные положения социализма.
Задания и упражнения 1. Известный испанский философ Х.Ортега-и-Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения… У большинства людей мнений нет, мнение надо им влить как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль в этом идеологии? 2. В вопросе о перспективах развития идеологии существуют две крайние позиции - пессимистическая и оптимистическая. Выскажите свои соображения по этому вопросу. 3. Раскройте значение политической идеологии в политической социализации. 4. Прокомментируйте п.1 ст. 13 Конституции РФ: «В РФ признается идеологическое разнообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве господствующей или обязательной». 5. Сопоставив основные концептуальные положения современных ведущих политических идеологий, попытайтесь выявить среди них заимствованные друг у друга достижения. 6. Определите по степени важности главные условия, затрудняющие в постсоветском российском обществе нормальное распространение и восприятие населением ведущих современных политических идеологий. 7. Прокомментируйте выражение русского философа Н.И. Бердяева: «если консерватизм существует лишь у власти, оторванной от народа и противоположной народу, в самом же народе его нет, то все развитие народа делается болезненным».
Обязательная литература 1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. – М., 2001. – Гл.15. 2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М., 2001. Гл.13,14. 3. Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник МГУ. - Сер.12. – 1997. - № 2. 4. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для ВУЗов. – М., 2000. – Тема 15. 5. Политология: Учебник / Под ред. М.Х. Фарукшина. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та. – 1999. – Гл.2, С.24-36; Гл.4,С.103-104; Гл.8. 6. Политология (проблемы теории) / Отв. ред. В.А.Гуторов. – СПб., - 2000. – Гл.6, § 2,3. 7. Политология: Учебник для ВУЗов / Под ред. М.А.Василика. М., 1999. – Раздел 5, гл.14, § 2,3. 8. Политическая идеология // Политология: энциклопедический словарь. – М., 1993. – С. 287 – 289.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |