|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В. А. ВАСИЛЬЕВ доктор философских наук, профессорСоциально-гуманитарные знания, 2006, № 6, с. 132-146 Конфуций о добродетели В. А. ВАСИЛЬЕВ доктор философских наук, профессор Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье. Конфуций Конфуцианство возникло в VI в. до н. э. в Китае, одной из древнейших цивилизаций со своей самобытной материальной и духовной культурой. В различных областях человеческой деятельности - математике и астрономии, медицине и технических изобретениях, архитектуре и прикладном искусстве - были достигнуты поразительные для своего времени результаты. Уже в XV в. до н. э. в Китае пользовались системой иероглифического письма, насчитывавшей более 2000 иероглифов. Это позволило сохранить наиболее древние философские, этические учения, которые и сегодня оказывают влияние на духовную жизнь страны. Среди них важное место занимает конфуцианство. Основателем этого философско-нравственного учения является мыслитель и педагог Кун Цю, получивший прозвище Кун-Фу-Цзы (Почтенный Учитель), известный в европейской транскрипции как Конфуций (551-479 гг. до н. э.). До нашего времени дошли фрагменты его мудрых изречений, диалоги с учениками, получившие название «Беседы и высказывания» (Люньюй), которые легли в основу данной статьи. Жизненность воззрений Конфуция во многом определяется тем, что они опираются на многие духовно-нравственные ценности, создававшиеся в Китае на протяжении тысячелетий. Одной из них является мифология, с ее культом одухотворения природы. Все свои проблемы жители Китая связывали с обожествлением Неба (Ян) и Земли (Инь) как отца и матери всего существующего. Ян выступало актив- ным началом всего бытия. К Небу обращались, когда была засуха и мог погибнуть урожай, от него ставилась в зависимость судьба человека и государства. Ему подчинялись все природные и духовные силы, включая и души умерших людей, которых считали покровителями живых и поклонялись им. Конфуцианство также связано с древнейшими классическими книгами, знание которых до сих пор считается одним из критериев «китайской образованности». К ним относятся: «Книга песен» - сборник народного эпоса, ставший основой зарождения китайской поэзии; «Книга истории» -сборник документов, описывающий поражения и победы китайских правителей; «Книга порядка» - сборник религиозных, нравственных, политических церемоний и ритуалов, норм социальной жизни; «Книга перемен» (содержит первые философские положения о Дао как природной или божественной закономерности, которая господствует во Вселенной, о единстве человека и природы). Конфуций жил в период народных волнений, напряженного противостояния между китайскими княжествами и ожесточенной борьбы с пограничными народами. Смута и междоусобица, грабежи и притеснение бедных разрушали государственность и вековые нравственные традиции. В сложное для страны время мудрец обращается к героическому прошлому своего народа, когда, по его мнению, существовало общество «Великого единения». Он призывает вернуться к духовным народным истокам, к былому величию страны, которое утрачивается в результате падения нравов и межгосударственной розни, торжества зла и невежества, забвения лучших заветов предков. В древности, замечает Конфуций, у людей было три недостатка, которые в наше время уже, наверное, не найти. Так, если необузданность у древних проявлялась в своенравии, то ныне она выливается в распущенность. Горделивость древних проявлялась в сдержанности, ныне она становится озлобленностью. Если глупость древних проявлялась в прямоте их высказываний, то ныне она оборачивается лживостью (см.: Конфуций. Я верю в древность. М., 1995, с. 151). С точки зрения Конфуция, чтобы выйти из духовно-нравственного кризиса, нет необходимости создавать какие-либо новые правила взаимоотношений. Достаточно изучать древность как источник культуры и мудрости, обратиться к забытым традициям, добродетельным нормам общежития. Я не творю ничего нового, утверждал он, а продолжаю то, что создано предками. Я верую в древность и люблю ее чистосердечно. «Я чувствую печаль, когда не улучшают нравы, Не уясняют то, что учат, а, зная долг, не могут ему следовать и не способны устранить порок» (там же, с. 85). В чем Конфуций усматривает объединяющую основу китайского общества? Он рассматривает человека не как изолированного от общества индивида, а как связанного со всеми людьми природными, родовыми и общественными узами. Во-первых, взаимная ответственность людей за сохранение целостности страны объясняется Конфуцием наличием небесной духовной силы, которая выражает космический порядок и повелевает всем в мире. «Жизнь и смерть зависят от Небесного веления, родовитость и богатство посылаются с Небес» (там же, с. 114). Небо наделило человека свойственной ему природой, и он обязан знать свое место в мире и действовать в соответствии со своим назначением. Во-вторых, человеческий род предстает в виде единой цепи, в которой каждый из нас составляет отдельное звено. Мы всем обязаны усопшим. Без них не было бы нас. Ушедших из этой жизни необходимо благодарить за дарованную нам возможность бытия, помнить и воздавать им почести, чтобы потомки также отдавали нам дань уважения. В-третьих, единение народа возможно посредством соблюдения норм общественной жизни: приказа (закона) и традиций. Каждый из этих принципов управления необходим, отмечал Конфуций, но отличается своей спецификой. Власть, основанная на законе, дана не всем, а только избранным. Сами же законы не в состоянии регламентировать все возможные взаимоотношения между людьми. Такой способностью обладают традиции. Они исторически складываются и передаются из поколения в поколение в виде обычаев, общезначимых нравственных норм поведения. Традиции находятся в фундаменте народной культуры, в них закрепляется сложившийся уклад жизни, важнейшие национальные ценности. Их выполнение опирается не на внешнюю силу принуждения (закон), а на нравственное самосознание, чувство собственного достоинства, убеждение личности. В соблюдении традиций вырисовывается внутренняя гармония человека с самим собой и с окружающими людьми. Уважение к традициям выступает важнейшим компонентом исторической преемственности, памяти предков. Именно традиции, с точки зрения Конфуция, помогут восстановить утраченные связи времен, духовно преобразовать людей, явятся нравственным стержнем общественного согласия, объединяющим механизмом «собирания» раздираемого внутренними и внешними конфликтами общества и тогда в стране наступит покой и процветание. Как гласит предание, ученики спросили Конфуция: можно ли одним словом определить нравственные поступки людей, т.е. как следует поступать человеку в различных жизненных ситуациях, чтобы быть достойным своих предков? Конфуций ответил: есть слово «жэнь», выражающее идеальный принцип отношений между людьми. Это высшая «от Неба добродетель», означающая человечность, гуманность, любовь к людям, служение им. Кто человечен, тот дает другим жизненную опору, помогает достичь успеха. Человечность несет в себе древнюю мудрость: чего себе не пожелаешь, того не делай и другим. «Жэнь» - это своеобразный идеал, совокупность совершенных нравственных ценностей, которыми обладали лишь древние и к которым следует стремиться современному человеку. «Жэнь» - это нравственная почва, на которой возможно укрепление семьи и государства. Человечность как высшая людская добродетель, отмечал Конфуций, «не бывает одинокой, у нее непременно есть соседи». К ним он относил совестливость, твердость устремлений, ученость, справедливость и честность, доброту и искренность, правдивость и милосердие, почтительность и храбрость, великодушие и т. п. Почтительность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость вызывает у людей доверие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта дает возможность повелевать людьми. Искренность и вежливость служат залогом мирных, добрых отношений, средством устранения всевозможных недоразумений между людьми. Человечность, сточки зрения Конфуция, выступает важнейшей духовной основой общества. Людям всегда приятно и радостно находиться там, где торжествует человечность. Как может умный человек, вопрошал Учитель, имея выбор, в ее краях не поселиться? Лишь тот, кто добродетелен, умеет любить людей и испытывать к ним отвращение. Устремленность к добродетели освобождает от всего дурного. Каждый из нас ошибается в зависимости от своей пристрастно- 135 сти. Вглядись в ошибки человека - и познаешь степень его добродетели (см. там же, с. 69). Достижение добродетели «жэнь» не обходится без трудов и усилий. Вершины горы не достигнешь, не проходя крутыми и извилистыми тропинками, напоминал Конфуций. Редко можно встретить того, кто любил бы добродетель так же сильно, как чувственные наслаждения. Достижение человечности предполагает усвоение навыков культуры общения, обращение к древним ритуалам, церемониям («ли»). Ли выступает совокупностью норм общежития, овладение которыми позволяет человеку поступать нравственно в различных жизненных ситуациях, с достоинством избегать разного рода столкновений и ссор. Нравственные нормы воздействуют на чувства, мысли и поступки человека, несут в себе элемент организации, сплоченности людей и порядка в обществе. Каждый человек выполняет в обществе определенные обязанности. От того, как он их выполняет, зависит не только его жизнь, но и благополучие других людей и общества в целом. Конфуций воссоздал целый комплекс ритуалов, церемоний, который содержал подлинно человеческие образцы нравственного поведения, касался всех сторон жизни: семейной, бытовой, государственной. Ритуалы были связаны с жертвоприношением предкам, которые должны бы восприниматься живыми как их духовные покровители. Этот акт выступал данью уважения памяти усопших, напоминал о преемственности поколений, требовал соблюдения сыновней почтительности, заботы о старших и младших. Почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни, рассуждал Учитель. Добродетельный человек заботится о своих родовых корнях. Если заложен крепкий корень, то рождается и сыновняя почтительность и послушание. Как велика сфера нашего бытия, так же многообразно проявление церемоний. В конфуцианском учении прописаны в деталях церемонии и ритуалы, представляющие собой образцы подлинно человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Определены формы повседневной и праздничной одежды, правила совершения обрядов - совершеннолетия и свадеб, похорон и траура, гостеприимства и приветствия друг друга при встрече и т. п. Выписаны отношения государя к подданным, детей к отцу, младших к старшим, мужа к жене и т. п. Так, основами супружества должны быть взаимное доверие, честь и уважение, повиновение и покорность жены мужу, если он не нарушал правил справедливости, приличия и чести. Муж имеет право отпустить от себя жену, если на то есть уважительные причины: неповиновение жены свекру или свекрови, бесплодие, нарушение супружеской верности. Муж не мог развестись с женой, если она не имела никого из родных; если муж, женясь на ней в бедности, разбогател во время сожительства с ней; если жена провинилась во время траура по свекру или свекрови. Ли исполняется каждым человеком не только благодаря чувству собственного достоинства, но и в силу потребности во взаимном доверии и уважении. В нашей повседневности уважительное чувство к другим людям легко проявляется в виде вежливо высказанных просьб или извинений, в формах комплимента, договоренности или обязательствах, в мимике, жестах и т. п. Легко заметить, что в нашем приветствии наблюдается последовательность внешних движений, которые мы также ожидаем от другого лица. Улыбаясь и протягивая для приветствия руку, мы не задумываемся о нравственной значимости данного ритуального действия, в котором выражается глубина искренности человеческих отношений. Душевную открытость при взаимном рукопожатии не могут заменить фальшь и лицемерие. Они распознаваемы чувствующей душой так же просто, как мы отличаем проникнутую чувством и мыслью музыку от скучной и монотонной, обнаруживаем виртуозную чистоту исполнения в отличие от бездарной напыщенности. Находясь в древнем храме Света, Конфуций обратил внимание своих учеников на следующие надписи: «В древности люди были осмотрительнее в своих речах. Им следует подражать, не говорить много, потому что при многословии всегда скажется нечто, что говорить не следует. Не беритесь разом за много дел. Это ведет за собой множество забот. Трудитесь, насколько требует этого ваш долг. Никогда не делайте того, что может повлечь за собой раскаяние. Говоря или действуя наедине, не воображайте, что вас никто не видит и не слышит: духи - свидетели всех наших деяний. Видя людей почтительных, добродетельных, образованных, делайтесь такими же и сами в свою очередь будьте образцами для последующих поколений». Следуя этим древним поучениям, отметил Конфуций, умея их применять на деле, можно быть близким к человечности (см.: Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола: Биогр. очерки. М., 1995, с. 96-97). 137 Размышляя над оставленными потомкам изречениями, Конфуций высказал своим ученикам четыре правила, которые они должны запомнить: сталь ломается, как бы ни была она крепка; нередко кажется несокрушимым то, что, в сущности, легко уничтожить; гордый, ставя себя выше других, Воображает, что все ему поклоняются; другие же, считая его ниже себя, не обращают на него никакого внимания; излишне снисходительный, со всеми соглашаясь, чтобы всего достигнуть, делается всегда игралищем собственного легковерия. Эти правила, как ни кажутся они просты, заметил Учитель, могут довести до высочайшей степени мудрости того, кто, проникнув в их смысл, согласно им будет вести себя (см. там же, с. 95). Истинный мудрец, с точки зрения Конфуция, жаждет единого сокровища - мудрости. Величайшая для него почесть - звание мудреца. Вверяется он людям благонадежным, беседует с людьми прямодушными; перед высшими лицами не пресмыкается, перед низшими не возносится: с первыми он почтителен, со вторыми приветлив. Он каждому воздает должное. Людей умных он уважает, но похвалы их не домогается, перед ними не унижается и не возносится. Исполняя во всем и всегда свой долг, он ничего не боится. В своей верности и правоте он находит надежную защиту от всяких нападок. Закон и правосудие - его неизменное оружие. Как бы ни были обширны его познания, он заботится об их умножении и постоянно учится. В честности и добре для него нет ничего маловажного. Отличаясь безукориз- • ненностью в поведении, он неослабно контролирует себя. На службе мудрец строг, но справедлив, одинаково ласков и приветлив со всеми. Если кто обидит мудреца словом или делом, он не выказывает ни гнева, ни раздражения. Мудрец всячески старается быть полезным отечеству или согражданам. Ему неведомы зависть, надменность, презрение - он со всеми живет в согласии, которое порождает всеобщую к нему благосклонность. Главный же источник мудрости - любовь и сострадание ко всему человечеству (см. там же, с. 127). Мудрецов не часто можно встретить в нашей суетной жизни, замечает Конфуций. В своей массе, с его точки зрения, людей можно подразделить на три категории в зависимости от нравственных качеств и от того, как соблюдаются ритуалы: благородный муж, средний и мелкий (низкий) человек. Благородным мужем можно считать того, кто, следуя по пути ли, постоянно совершенствует себя, чтобы, в свою очередь, обеспечить благоденствие своим близким, своему народу. Благородный муж тот, кто постоянно стремится к добродетели и заботится о том, чтобы не только в поступках, но и в мыслях не было ничего дурного, чтобы торжествовала справедливость. Благородный муж соблюдает три запрета. В молодости, когда горячи дыхание и кровь, он избегает наслаждений. В зрелости, когда сильны дыхание и кровь, он избегает ссор. В старости, когда слабы дыхание и кровь, он избегает жадности (см.: Конфуций. Я верю в древность, с. 145). Благородный муж постигает культуру предков, заботится о совершенстве морали и своем добром имени. Он обладает такими добродетелями, как сострадание ко всем живым существам, скромность, чувство стыда, умение отличать добро от зла, истину от заблуждений. Ему присущи такие нравственные качества, как вежливость в поведении, точность на службе, мужество, знание людей. Ритуалы использует, чтобы воплотить добро в поступках, смиренность - чтобы достичь в ней совершенства. А совершенным, с точки зрения китайского мудреца, можно считать того, кто предпочитает справедливость личной выгоде, жертвует собой в момент опасности, но не погибает безрассудно. Благородного можно обмануть, но сделать из него глупца нельзя. Пребывая в трудных обстоятельствах, он не забывает своих обещаний. Всегда следует тому, что справедливо, стремится к добродетели. Он скромен в своих желаниях, не возьмет ничего чужого. Осознавая свое превосходство, никому его не показывает и легко сходится с людьми. Будучи строгим к себе и снисходительным к другим, он не вызывает у людей злобы. Благородный муж - «великий человек», сознательно участвующий в своей судьбе. И его жизненный путь становится «великим» благодаря постоянному и упорному самосовершенствованию. У него слово не расходится с делом. Если знатность и богатство нажиты нечестно, то благородный муж от них отказывается, не расстается с человечностью ни во время трапезы, ни во время опасности. Он завязывает дружеские связи с помощью своих добродетельных качеств и учености, а дружба, в свою очередь, помогает ему утвердиться в человечности. Благородный муж стремится соблюдать следующие нрав- 139 ственные принципы: ясно видеть и четко слышать своего собеседника; при общении с людьми следит, чтобы выражение его лица всегда оставалось ласковым, а поступки — почтительными, речь - искренней; при сомнении благородный человек думает о том, чтобы посоветоваться; когда же он гневается, то помнит об отрицательных последствиях; перед тем, как что-то предпринять, думает о справедливости. Однако чувство справедливости, которое благородный че-, ловек ценит выше всего, не означает всепрощение. Ему ненавистны хитрость и упрямство и те люди, которые сплещ ничают о других (см. там же, с. 146). В различных жизненных ситуациях благородный муж, ojj точки зрения Конфуция, по-разному воспринимается людьми. Издалека он выглядит внушительным и гордым, а вбли- \\ зи -ласковым и добрым. Во внешности, в манерах он да-!; лек от грубости и небрежности. Он осторожен в речи, кото- I рая отличается справедливостью и искренностью, в ней нет I пошлости и фальши. В его речи содержится великая тайна слова, которая может обнаружиться посредством муд-1 рости. Если благородный муж способствует тому, чтобы не только в нем, но и в других людях торжествовали добродетель, | доброе и прекрасное, то мелкий человек наделен всеми от-1 рицательными нравственными качествами, которые только 1 встречаются в людях: излишней самоуверенностью и кате-1 горичностью, себялюбием и поглощенностью материальным | интересом, склонностью ко лжи и упрямству и т.п.. Его глав- 1 ная характерная черта - выгода. Для ее достижения он за- | бывает о добродетели. К тому же мелкий человек труслив, '■& заносчив, легко зазнается и не способен жить в согласии с I людьми. Если он смел, но несправедлив, то становится раз- I бойником. Ошибаясь, находит себе оправдание. Терпя нуж- | ду, он становится распущенным, взыскательным не по от- | ношению к себе, а к другим. Не зная Повеления Неба, мел- I кий человек перед ним не трепещет, непочтительно ведет I себя с великими людьми и пренебрегает словом людей вые- 1 шей мудрости (см. там же, с. 146). Если образ благородного мужа выступает у Конфуция нравственным идеалом, к которому люди должны стремиться, то образ мелкого человека несет в себе все негативное, | что должно бы отталкивать от себя людей, чтобы не только I современники, но и потомки могли осознать нравственное падение человека. Ведь он забывает о великих традициях своей страны, пребывает в корысти и лени, подвержен бесконтрольному влиянию низменных страстей и не формирует в себе лучшие навыки добродетельного поведения. Китайский мудрец считал, что человек от рождения добр. Почему же он утрачивает свои добродетели, почему совершаются безнравственные поступки? Подобные деяния происходят в силу того, отвечал Конфуций, что человек начинает терять благородные качества под влиянием дурного общества и отсутствия должного воспитания культуры общения. Поэтому важную роль в осознании всеми людьми необходимости выполнения своих обязанностей, нравственных норм поведения Конфуций отводил системе воспитания. Человек должен тратить все свое свободное время на обучение, постигать высшую степень знания, которое начинается с познания самого себя. Благоустройство в самом себе позволяет человеку сознательно и правдиво мыслить, сердцем быть чистым и добродетельным. Вырабатывать в себе благородную душу, сточки зрения Учителя, может любой человек, если обратится к Традициям, «зову предков» и начнет сдерживать себя узами правил благопристойности, формировать в себе добродетель. Духовное благородство требует стойкости и усилий в обретении культуры. «Все люди близки друг к другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания», - напоминал Конфуций. Человечность сближает людей друг с другом, корыстные привычки отдаляют. Человек в состоянии улучшать свою нравственную природу, ибо никогда не изменяются только высшая мудрость и самая большая глупость. Поэтому нравственное совершенствование обязывает постигать мудрость древних, выполнять ритуалы. Если ремесленники, чтобы выполнить свою работу, трудятся в мастерских, то добродетельный человек для достижения своей стези постоянно учится. Любящим учиться, говорил Конфуций, может быть назван человек, который ежедневно осознает свое несовершенство и каждый месяц восстанавливает в памяти все то, чему научен. Учеба связана с постоянными размышлениями относительно того, что удалось познать нового. Вся жизнь состоит в преодолении себя и в самовоспитании. В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться, вспоминал китайский мудрец; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидеся- 141 ти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры (см. там же, с. 59). Конфуций напоминает о добродетельных достоинствах, которые, если игнорируются учеба и воспитание, могут перейти в порок. Так, если учиться и не размышлять- напрасная трата,времени; заниматься же праздными размышлениями и не обращать свой взор на учебу- губительно; стремиться к человечности, но не учиться - этот порок ведет к тупости; желать быть правдивым, но не учиться - этот порок приносит вред; стремиться к прямоте, но не учиться -1 это приводит к фубости; хотеть быть отважным, но не учиться - это заблуждение приводит к смутьянству; любить непреклонность и не учиться - этот порок ведет к сумасбродству (см.: Древнекитайская философия. В 2 т. М., 1972, т. ж с. 171). При общении, отмечал Конфуций, люди могут допускать ошибки, которые указывают на недостаток воспитания. Первая из них состоит в том, что человек высказывается о чем-то тогда, когда еще не наступило время говорить. Этот недостаток свидетельствует о невыдержанности и опрометчивости. Вторая ошибка совершается в том случае, если люди не говорят тогда, когда настало время высказать свою точку зрения. Это проявление своеобразной скрытности. Еще одна ошибка заключается в том, что люди, начиная говорить, не замечают мимики своего собеседника, не обращают внимания на выражение его лица. Четвертая ошибка состоит в том, что человек не говорит с теми, с кем следует разговаривать. Тем самым упускается возможность мудрой беседы. Когда же он говорит с тем, с кем говорить нельзя, то тратит слова напрасно. Умный и благородный человек ничего из вышеназванного не упускает и не тратит слов напрасно. Воспитывая в себе лучшие добродетельные качества, учил Конфуций, следует находить наставника в каждом из двух попутчиков. Впитывать в себя все то, что есть в них доброго, поучительного, и следовать этому. Выявляя же нечто неблагородное у них - стараться этого избегать. Дружеские связи также по-разному влияют на воспитание человека. Учитель обрисовывал портреты людей, которые могут быть полезными в дружбе или принести вред. Полезен справедливый и чистосердечный, много знающий друг. А вредными для дружбы людей следует считать льстивых и двуличных. Они искусной речью затемняют добродетель. Учитель также выделяет три полезных и три вредных радости. Полезно радоваться правильно исполненному ритуалу с музыкой, речам, подмечающим что-нибудь хорошее в людях, и тому, что дружите со многими достойными людьми. Вредно предаваться радостям тщеславия и безделья. Стремление к лучшим добродетелям требует постоянного самовоспитания, умения обнаруживать в себе дурные намерения, человеческие слабости, чтобы предпринять усилия для преодоления порочных помыслов. Не бойся исправлять свои ошибки, развивать добродетельные качества, размышляй над поступками других людей, советовал Учитель. Когда видишь мудреца, думай о том, чтобы уподобиться ему; когда видишь глупого человека, подвергни себя внутреннему анализу. Трезво и мужественно оценивай свои деяния, соотноси их с требованиями ритуала. В то же время необходимо учитывать природные возможности человека, не ускорять искусственно процесс его нравственного созревания. Об этом повествует, напоминает Конфуций, известная притча о крестьянине, который вытягивал всходы растений, надеясь помочь их росту. Подобные усилия привели к их гибели. Однажды, гуляя со своими учениками, Конфуций увидел птицелова. Заглянув в клетку, он заметил, что в ней находятся только молодые птенцы. Старые птицы, пояснил он ученикам, хитрые и недоверчивые. Прежде чем приблизиться к приманке, они сначала все исследуют. Молодые птички увертываются от силков, когда они летают вместе с умудренными и опытными птицами. Так же бывает и с людьми. Высокомерие, неосмотрительность, безрассудство - вот главные источники ошибок молодости. Надутые своими ничтожными достоинствами, нахватавшись верхушек знания, молодые люди считают себя всезнающими. Им неведомы сомнения, ими руководит слепое и безумное увлечение, поддавшись которому они и попадают в расставленную ловушку. Конфуций в целях нравственного воспитания людей значительную роль отводил занятиям музыкой, которая, по его мнению, является одним из драгоценных даров Неба. Она возвышает и облагораживает человека, усмиряет его непомерные страсти, несет духовное наслаждение, успокаивает душу, смягчает людские нравы. Музыка, народные песни воздействуют на добрые чувства и мысли человека, способствуют достижению его внутренней гармонии, учат общительности, служению родителям и государю. 143 Нравственный идеал добродетельного человека непос*] редственно связывается у Конфуция с пониманием им со- \ циального порядка, который должен прийти на место взаимной вражды. «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник - чиновником», т. е. каждому человеку предопределена своя роль в Поднебесной, которую следует выполнять с чувством высокого долга и ответственности. Ведь не может ребенок занять место отца, мел-' кий человек занять место благородного мужа. В противном случае будут нарушены гармония и порядок в обществе. Культ предков, преклонение перед старшими несли в себе не только нравственное, но и социальное содержание. Воспитание начинается с семьи, с привития культовых обрядов, норм нравственного поведения дома и на службе, на улице и в храмах. Настоятельно подчеркивалась почтительность к старшим по возрасту, забота о родителях, послушание им во всем. Семья - это маленькое государство. От того, насколько торжествует добродетель в каждой семье, во многом зависит нравственное здоровье всего общества. «Сыновняя почтительность» прививала благожелательное почитание старших по службе, которые, в свою очередь, выступали авторитетом для младшего чином. Уважительность и послушание являлись своеобразными символами общественного порядка. Редко бывает, чтобы человек, полный сыновней почтительности и послушания старшим, любил бы досаждать правителю. И не бывало вовсе, чтобы тот, кто не любит досаждать правителю, питал бы склонность к мятежу (см.: Конфуций. Я верю в древность, с. 144). Особую роль в общественном согласии Конфуций отводил главе государства. Веками в Китае складывался культ добродетельного и мудрого императора- «сына Неба». Он наделялся лучшими нравственными качествами, необходимыми для управления страной. К ним Конфуций относил заботу о народе, отсутствие жадности, высокомерия. Умея владеть собой, правитель всегда контролирует свои чувства и мысли, милостив к своему народу. Он не вызывает злобы у людей, когда заставляет их трудиться, ибо выбирает для них посильный труд. Он грозен, но в нем нет свирепости, удаляет от себя льстецов и приближает людей прямодушных, честных, совестливых. Они помогают ему обучать народ высшим обязанностям: человеколюбию, правосудию, любви к истине, верности и честности. У правителя, отмечал Конфуций, не должно быть четы- рех недостатков, которые бы отталкивали от него подданных. Он не должен казнить тех людей, которые в силу каких-либо обстоятельств не воспитывались в духе добродетели. Наказывать их означало бы проявлять неоправданную жестокость. Правитель не должен требовать исполнения своего приказа, не предупредив об этом заранее. Поступать так-значит проявлять насилие. Правитель не должен медлить с приказом и при этом добиваться срочности его исполнения. Это означало бы наносить ущерб при выполнении приказа. Он не должен скупиться, оделяя чем-либо своих подданных, что означает поступать казенно, бездушно. Правитель, сточки зрения Конфуция, выступает мудрым, заботливым отцом всего огромного многомиллионного семейства. Если в обществе соблюдаются ритуалы, то народом легко управлять. Если править только с помощью закона и наказания, говорил Учитель, то народ повинуется, но не будет знать стыда, а будет стремиться уклоняться от наказаний. Если поддерживать порядок при помощи добродетели и ритуала, то народ не только устыдится, но и выразит покорность. Когда правитель любит ритуал, никто в народе не осмелится быть непочтительным; когда правитель любит справедливость, никто в народе не осмелится быть непослушным; когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным (см.: Древнекитайская философия, т. 1, с. 143). Своим нравственным авторитетом правитель может добиться большего, чем на основе жестких законов. Если возвысить и поставить честных над бесчестными, то народ придет к покорности, ибо правителя тревожит не отсутствие богатства, а его несоразмерное распределение, тяготит отсутствие благополучия людей. При разумной соразмерности нет бедности; где царит гармония и утверждается благополучие, там не бывает потрясений. Если непокорны жители далеких местностей, то их привлекают на свою сторону тем, что совершенствуют образование и нравственность. С точки зрения Учителя, покорность господину со стороны подчиненных подобна отношению между ветром и травой: ветер дует - трава склоняется. Овладение людьми добродетелью, послушанием и смирением несет верность и преданность добродетельному правителю. Итак, важными проблемами конфуцианского учения являются проблемы нравственного воспитания человека, социально-психологические вопросы формирования идеальной 145 личности, «благородного мужа». Конфуций напомнил о важности придерживаться в стране традиций и ритуалов, которые были свойственны предкам, и которые должны корениться в подлинной любви к прошлому своей страны. В традициях заключаются не только обрядность, но, главным образом, нравственные ценности, которые способны объединить людей, семьи, государство. Связь поколений, уважение предков требуют выполнения налагаемой на нас важной природной обязанности - сыновней любви, почтительности к своим родителям. С этой идеей тесно связано положение о почитании старших по возрасту и занимаемой должности. На этой единой связи основана общественная жизнь китайцев. Учение Конфуция вполне отвечало народному духу, в котором еще сохранялась национальная культура, находило для своего восприятия благодатную почву, носило характер народной мудрости, соответствовало естественным требованиям повседневной жизнедеятельности людей. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.) |