АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ:ОГЮСТ КОНТ И СПЕНСЕР

Читайте также:
  1. II. Конец Золотой Орды и история образования казакского ханства
  2. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  3. PR, реклама и маркетинг: история конфликта
  4. VI. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
  5. А также постановления и распоряжения местных государствен-
  6. А) совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их установления.
  7. Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятия
  8. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. 1994
  9. Апочаткування позитивістської філософії у XIX ст. та її відношення до метафізики. Погляди О.Конта та Г.Спенсера.
  10. Арианские споры после I Вселенского Собора. Святитель Афанасий Великий. II Вселенский Собор. Его основные постановления.
  11. Астана – столица суверенного Казахстана (история и современность).
  12. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.

ПРЕДМЕТ,СТРУКТУРА И ФУН-ИИ СОЦИОЛОГ.СООТНОШ И ВЗ

Социология - учение об общ-ве, наука, кот изучает современное общ-во через призму интересов и потребностей тех соц групп, кот его составляют. Объект - современн общ-во и информац о нем, полученн другими науками. Предмет изучен - закономерности функционир развития общ-ва и взаимодействие общностей разного типа. Соц общности - все разновидности соц образован, кот связаны общими интересами. Структура: макросоцоил (анализ общ-ва как целого и его структ как части – экон и пол устр-ство, религия, постиндустриализм, etc.), теории средн уровня (распределен ролей в соц институте), микросоциол (взаимод людей в малой соц группе, соображения, кот-ми они руководствуются). Парадигма – совокупн основн теоретич положений и принципов, лежащ в основе теории или ряда теорий. 3 группы: структурн (рассматрив организац, функционир и развитие общ-ва как един системн целого, в основном на макроуровне), интерпретивн (основн – изучен и интерпретац чел поведения, его мотивов в основном на макроуровне), интегральн и объединит (анализ соц реалий с точки зрения единства объективного и субъективного, структуры и индивида).

Функции социологии:
1.познавательно– исследовательская (проявляется в освоении данных, добытых другими).
2.Практическая. (в т.ч. и её социоинженерная ф-ия, к-ая ставит задачу изменения в рамках общества, к-то соц.институтов).
3.Оценочно-регулятивная. Надо ориентировать поведение людей на определённый образ жизни, выбор профессии. Она показывает реальное состояние отношений общества, негативное изменение.
4.Прогностическая (прогноз на выборы)
5.Идеологическая. Но наука не должна иметь идеологической окраски. Науку делают люди и у каждого есть своё мнение, свои пристрастия, тчо иногда проявляется в его выводах. Наука же должна быть беспристрастной, должна стремиться к истине.

Взамод-ие: 1)соц и история: история для соц-гии фактич материал, эмпирич база. 2)соц и политология: соц-гия изучает как общ-во влияет на политику, на гос-во, а полит-гия – как власть влияет на общ-во. 3)соц и эк теория: соц-ия указ-ет что эк-ка сущ-ет не в безвозмездном простр-ве. 4) соц и юриспруденция: юристы счит-т, что обществ-он развитие и соц поведение регул-ся законодат влиянием власти. Соц указ-ет что обществе-ое поведение невозможно. 5)соц и филос-ия: соц философия явл методологич аппаратом не только для соц-гии, но и для всего соц-гум знания.

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ:ОГЮСТ КОНТ И СПЕНСЕР

французский философ Огюст Конт - основатель социологии. Разрабатывая классификацию наук, Огюст Конт опирался на их объективные признаки. Прежде всего он разделил науки на абстрактные и конкретные. Первые изучают законы глобальных явлений, а вторые применяют эти законы в частных областях. Например, биология - общая абстрактная наука о жизни, а медицина - конкретная наука, применяющая общие законы биологии.
Конт выделил пять абстрактных теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию. При этом "энциклопедическая лестница" Конта создавалась по принципу возрастания сложности явлений, изучаемых соответствующими науками. Социальные явления отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других явлений. Это объясняет то, что социология возникает относительно поздно. При характеристике наук Конт использует идею "позитивности", то есть научного положительного знания.
Конт внес вклад в формирование основных методов получения эмпирического, опытного знания об обществе. Первейшие среди этих методов - наблюдение, эксперимент и сравнение. Именно наблюдение выводит социологию на уровень науки. Оно должно осуществляться планомерно, под руководством теории. Что касается эксперимента, то Конт выделяет два его основных вида: непосредственный и опосредованный. Непосредственный эксперимент состоит в наблюдении за изменением явлений, а опосредованный - в исследовании патологических отклонений в обществе. Метод сравнения связан с сопоставлением жизни народов, одновременно проживающих в разных частях земного шара, и направлен на установление общих законов существования и развития обществ.
Как и некоторые его современники и последователи, Конт прибегал к так называемой "органической аналогии", утверждая, что подобно живому миру общество становится более дифференцированным (то есть более сложным, состоящим из разнообразных подсистем и внутренних образований) в результате разделения труда. Общества эволюционируют, проходя путь от простого к сложному через три стадии - примитивную, промежуточную и научную. Согласно Конту, само мышление людей также развивается прогрессивно, проходя телеологическую стадию, затем метафизическую (философскую) и, наконец, достигая стадии позитивной.
Спенсер

Спенсер также, как и Конт, отдавал должное органической аналогии, рассматривая общество как систему, развивающуюся на основе принципа естественного отбора.. Спенсер считал, что общества движутся от простого к сложному и что при этом важную роль играет "выживание наиболее приспособленных". Вместе с тем он полагал, что на более поздних стадиях развития (в индустриальную эпоху) в обществе начинают преобладать сотрудничество и альтруизм, а не агрессия и конфликт. Среди его основных трудов - "Социальная статика" (1850) и "Принципы социологии" (1896).
Спенсер сделал многое для того, чтобы доказать, что социология может существовать как наука. На его взгляд, это зависело, во-первых, от существования закона "естественной причинности", который действует в обществе в той же степени, что и в природе, и, во-вторых, от существования закономерной связи элементов в структуре любого явления. Одна из важных задач, которую взялся решить Спенсер, заключалась в разделении социологии и истории. Социология должна опираться на исторические факты, однако методологически она оказывается ближе к биологии.
Помимо Конта и Спенсера выделяют ряд других имен и направлений в рамках начального периода развития социологии. Следует помнить, что во второй половине XIX в. колоссальным влиянием пользовалась эволюционная теория Чарльза Дарвина, и сравнение общества с живыми системами и отдельными организмами стало общим местом, поэтому эволюционизм был представлен более чем двумя именами в социологии. В это же время в первую очередь благодаря деятельности выдающегося британского исследователя Эдварда Тайлора формируется еще одна общественная наука - социальная антропология. И, наконец, во второй половине XIX в. складывается современная дисциплина психологии.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)